«Три Святителя»
В. Ю. УСОВ

(Гангут #6)

Эскадренный броненосец «Три Святителя» - рисунок

...Запрос в английском парламенте: «А известно ли уважаемому премьер-министру, что Россия намерена усилить свой Черноморский флот пятнадцатью новыми броненосцами, которые назовут именами двенадцати апостолов и трех святителей?».

Ответ: «Нет, неизвестно!».
Старый морской анекдот

Эскадренный броненосец «Три Святителя» после вступления в строй

Так шутили в конце XIX века в кают-компаниях кораблей Российского императорского флота. А вот историческая правда: в 1883—1890 годах в Николаеве и Севастополе в соответствии с кораблестроительной программой 1881 года заложили пять броненосцев, была утверждена постройка шестого. Об этом премьер-министр Великобритании наверняка знал, не остались равнодушными к этому факту по вполне понятным причинам и лорды английского адмиралтейства.

Началу постройки шестого черноморского броненосного корабля (с 1892 года эскадренного броненосца) предшествовала оживленная переписка главного командира флота и портов Черного и Каспийского морей вице-адмирала А. А. Пещурова с высоким петербургским начальством. 12 сентября 1889 года в рапорте на имя управляющего Морским министерством адмирала Н. М. Чихачева он выразил обеспокоенность слишком большим (до 8,5 м) углублением существующих и строящихся броненосцев, что, на его взгляд, «будет служить громадным препятствием к извлечению из них возможной пользы против береговых укреплений, т. е. рода действий, наиболее для нас вероятного». Пещуров поручил младшему судостроителю Николаевского порта К. К. Ратнику * , наблюдавшему тогда за постройкой броненосного корабля «Двенадцать Апостолов», составить эскизный проект броненосца с осадкой в полном грузу не более 7,5 м, с главной артиллерией, как у «Двенадцати Апостолов», и несколько более развитой вспомогательной. [* Известный русский кораблестроитель Ратник упоминается в советской литературе с инициалами С. К. (Саверий Ксавериевич). Мы же будем придерживаться документов и справочных изданий морского ведомства, где он значится как Ксаверий Ксавериевич.] Ходатайствуя о безотлагательном рассмотрении прилагаемого к рапорту проекта, главный командир просил поручить разработку детальных чертежей К. К. Ратнику, с тем чтобы утвердить их до конца 1890 года и своевременно заказать необходимые материалы для нового корабля.

18 сентября 1889 года эскизный проект броненосного корабля водоизмещением 9250 т для Черноморского флота поступил на отзыв члену Морского технического комитета (МТК) корабельному инженеру Э. Е. Гуляеву. Тщательная проверка расчетов, сравнение проекта Ратника со строящимися «Наварином» и «Двенадцатью Апостолами» заняли более восьми месяцев, и лишь 11 июля 1890 года кораблестроительный отдел МТК заслушал «справку» чертежной (конструкторского бюро) по этому вопросу. В документе отмечалось, что при равенстве водоизмещении и осадок весовая нагрузка в проекте Ратника распределена иначе: добавлено 300 т на механическую установку и топливо, 60 т на артиллерию, а масса бронирования снижена на 250 т за счет ослабления брони нижнего каземата — до 127 против 305 мм на «Наварине». Принятый Ратником запас водоизмещения посчитали сомнительным ввиду неоправданного уменьшения массы некоторых статей нагрузки, и после уточнения последней получилась перегрузка в 166 т.

В ходе обсуждения проекта специалисты МТК признали также серьезным недостатком применение барбетных установок для четырех 305-мм орудий в 30 калибров вместо закрытых вращающихся башен на «Наварине» (четыре 305-мм орудия с длиной ствола 35 калибров). Отмечалось и невыгодное для достижения лучшего бронирования корабля отношение длины к ширине, принятое Ратником (5,31 против 5,04 у балтийского корабля). По мнению членов МТК, «более полное» бортовое бронирование, а значит, и лучшая защит» погребов боезапаса, котлов и механизмов, достигалось увеличением ширины корабля за счет сокращения его длины при том же водоизмещении. Отказ Ратника от принятия такого технического решения сочли серьезным «тактическим недостатком», тем более что ширина «Наварина» лимитировалась размерами кронштадтских доков, а на Черном море такого ограничения не существовало. Достоинствами проекта Ратника посчитали усиление вспомогательной артиллерии двумя 152-мм (10 против 8 на «Наварине») и десятью 76-мм орудиями (которых, правда, в русском флоте тогда не было), более надежные механизмы (удельный вес 0,15 т/л. с. против 0,14 у «Наварина») и больший на 150 т запас угля. Окончательное мнение специалистов МТК было единодушным: предпочтение отдать «На-варину», на его основе чертежной МТК разработать проект шестого черноморского броненосца, что и было своевременно исполнено. Уже 5 ноября МТК одобрил чертежи, а вскоре и спецификацию «броненосного корабля в 12480 т водоизмещения» для постройки его в Николаевском адмиралтействе. 6 декабря черноморское морское начальство уведомили из Петербурга, что управляющий

Сборка башенной артиллерийской установки корабля

Морским министерством «выразил желание, чтобы постройка нового броненосца была поручена мл. судостроителю Ратнику, с оставлением за ним ответственности за „Двенадцать Апостолов" до ухода последнего в Севастополь». Пилюлю, проглоченную Ксаверием Ксавериевичем, как бы позолотили!

Между тем идеи, заложенные Ратником в свой проект, были не просто стремлением повторить конструктивные особенности барбетного броненосца «Двенадцать Апостолов», постройкой которого он руководил, а имели в своей основе серьезное изучение опыта мирового броненосного судостроения. Так, в мае-июне 1891 года в николаевской газете «Южанин» опубликовали сделанный им перевод доклада, прочитанного издателем известного морского ежегодника Брассеем в английском Обществе корабельных инженеров и названного им «Современные темы боевого судостроения», а осенью — серию статей самого Ратника под общим заголовком «Программа будущего боевого судостроения». Проанализировав тенденции, наметившиеся за последние годы в зарубежном военном кораблестроении, автор выделил следующие моменты: отказ от броненосцев казематного типа и мониторных двухбашенных, переход англичан к барбетной системе, отказ от сверхтяжелых орудий калибра 413—431 мм с низкими живучестью стволов и скорострельностью, снижение калибра главной артиллерии до 254— 343 мм и повышение роли вспомогательной артиллерии. Вместе с тем Ратник явно недооценил появление в английском флоте башенных броненосцев «Найл» и «Трафальгар», послуживших прообразом крупных кораблей всех флотов мира (в том числе и русского «Наварина» и его последователей) с 90-х годов XIX века вплоть до появления «Дредноута» и ознаменовавших конец эпохи барбетных броненосцев, защита главной артиллерии которых была недостаточна.

Что же спроектировал МТК? Главные размерения броненосца, имевшего в нормальном грузу водоизмещение 12480 т, приблизили с точки зрения тогдашних взглядов к оптимальным: длина между перпендикулярами 109, по грузовой ватерлинии 113,1, наибольшая с тараном 115,2, ширина 22,7, осадка средняя 8,3 и высота надводного борта 3,6 м. Вертикальные броневые плиты обрабатывались по способу Гарвея (вследствие чего стали называться «гарвеированными») в отличие от «Наварина», имевшего еще сталежелезную броню. Главный пояс достигал небывалой в русской практике толщины 457 мм (в оконечностях 406), башни главного калибра и нижний каземат защищались 406-мм броней. Нижняя палуба из листов никелевой стали толщиной 76 мм имела скосы к нижней кромке главного пояса, бронировалась и крыша каземата (53 мм). Четыре 305-мм орудия в 40 калибров длиной разместили в двух концевых полностью забронированных башнях,восемь 152/45 — в бронированном нижнем каземате, четыре 120/45 — по углам небронированного верхнего каземата, десять 47-мм скорострельных пушек Гочкиса — в средней части верхнего каземата, а сорок 37-мм — на его крыше и на боевых марсах. Два надводных и четыре подводных аппарата для 381-мм торпед составляли минное вооружение корабля.

Контрактом с лондонской фирмой «Хамфрейс, Тэннант и К°» от 5 августа 1891 года на изготовление главных и вспомогательных механизмов и котлов проектная мощность двухвальной машинно-котельной установки броненосца определялась в 10600 индикаторных л. с. при 82 об/мин гребных валов в течение 12-часового испытания. Две вертикальные машины тройного расширения с диаметрами цилиндров 1090, 1573 и 2440 мм, ходом поршня 1296 мм и общим весом 1570 т размещались в двух машинных отделениях (60—70 шп) вместе со своими конденсаторами, центробежными циркуляционными и воздушными насосами и другими вспомогательными механизмами и устройствами. Четырнадцать главных цилиндрических огнетрубных котлов так называемого «шотландского» типа (общая поверхность нагрева 1720, площадь колосниковых решеток 84 м2, рабочее давление пара около 9 кгс/см2) расположили в четырех котельных отделениях вместе с двухцилиндровыми питательными донками системы Вортингтона и вентиляторными машинками (по две в каждом отделении), причем в носовых кочегарках (32—44 шп) устанавливалось побортно по три котла, а в кормовых (44—60 шп) также побортно — по четыре. Паропроизводящую установку дополняли два вспомогательных котла, что, учитывая специфику базирования крупных кораблей в Севастополе (стоянка в основном на бочках в Северной бухте), являлось жизненно необходимым.

Эскадренный броненосец «Три Святителя»: а — продольный разрез; б — план верхней палубы.

Наружный вид эскадренного броненосца «Три Святителя»

Проектную вместимость угольных ям (900 т) приняли из расчета дальности плавания около 2400 миль 10-узловым ходом. Громадный запас лресной воды (500 т) позволял не слишком зависеть от работы испарителей. Все же на корабле предусмотрели два комплекта «водоопреснительных аппаратов» производительностью по 30 т/сут, разместив их в машинных отделениях. Электроэнергией броненосец обеспечивали три боевые динамо-машины системы Ринг, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 105 В и силой 1000 А.

Тактико-технические элементы эскадренного броненосца «Три Святителя»

(в скобках приведены данные линейного корабля на 1917 год)

Водоизмещение, т: проектное............12480

фактическое...........13318 (13350)

Длина наибольшая, м...............115,2

Ширина наибольшая, м..............22,3

Осадка, м................... 8,7

Бронирование, мм: главный пояс в средней части.....457

главный пояс в оконечностях.....406

траверзы............406

стенки нижнего каземата......406

крышка нижнего каземата...... 53

башни г явного калибра......406

боевая рубка...........305

нижняя палуба.......... 76

Мощность механизмов, л. с.: контрактная.......10600

действительная . . . . . .11308

Скорость, уз..................16,5 (15)

Дальность плавания, мили: полным ходом.......1040

экономическим ходом 10 уз . . . 2250

Вооружение: 305-мм орудий ............ 4

152-мм орудий............ 8 (14)

120-мм орудий ............ 4 (сняты)

47-мм орудий............. 10 (2)

37-мморудий ............. 40 (сняты)

57-мм зенитных орудий......... (2)

7,62-мм пулеметов........... 4 (3)

торпедных аппаратов .......... 6 (сняты)

Экипаж, чел..................730

«Три Святителя» с флагами расцвечивания

Датой официальной закладки броненосца, зачисленного в списки флота 15 ноября 1891 года под названием «Три Святителя», принято считать 2 августа того же года (в справочнике «Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-Морского Флота: 1917—1927 гг.» указано 4 сентября). Между тем еще 9 января в переписке о конкурсе на проекты гидравлических станков для 305-мм орудий этого корабля упоминается о том, что броненосец уже начат постройкой, а 31 января К. К. Ратник докладывает главному корабельному инженеру Николаевского порта, что «новый броненосец строится в эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства». Очевидно, сборка корпуса на стапеле началась значительно раньше официальной закладки корабля.

Тем временем командование Черноморского флота предприняло попытку изменить конструктивный тип строящегося корабля, причем инициатива, по-видимому, исходила от вице-адмирала Н. В. Копытова, сменившего А. А. Пещурова в должности главного командира Черноморского флота и портов. Назначенная им особая комиссия при Николаевском порте высказалась за применение на строящемся броненосце «последних усовершенствований по всем специальностям». В результате появилась объяснительная записка строителя броненосца К. К. Ратника, датированная 10 октября 1891 года и приложенная к «Пяти проектам изменения броненосца в 12 480 т по типу „Трафальгар" из низкобортного башенного в высокобортный барбетный».

Поводом для работы над этими проектами явилось посещение Николаевского адмиралтейства великим князем Александром Михайловичем, который, ознакомившись с чертежами броненосца, «удивился его низкобортности». Не исключено, что помог ему «удивиться» сопровождавший августейшую особу вице-адмирал Копытов, тут же предложивший строителю броненосца составить «соображения о наибольшей утилизации существующего водоизмещения нового броненосца в боевом отношении без изменения подводных обводов корабля», включая замену огнетрубных котлов водотрубными и обшивку подводной части деревом и медью с целью уменьшения

обрастания и коррозии корпуса (подобно тому, как это сделали позднее на крейсерах типа «Диана»).

Основными направлениями предлагаемых изменений являлись:

- улучшение мореходности и обеспечение главной артиллерии возможности стрелять в свежую погоду «возвышением» надводного борта, замена башенных установок барбетными;

- усиление главной артиллерии четырьмя 229-мм орудиями в барбетных установках, усиление «второстепенной» артиллерии и лучшее ее расположение;

- освобождение от «избытка массы брони в пользу распространения ее поверхности», в том числе уменьшение толщины главного пояса на 102 мм, нижнего каземата с 406 до 127 мм;

- значительное снижение веса палуб путем их заужения и придание мидель-шпангоуту «кувшинообразной формы», подобно французским броненосцам;

- увеличение числа мачт с одной до трех в целях ускорения уборки шлюпок перед боем и для «большего развития естественной вентиляции в помощь искусственной»;

- увеличение, насколько возможно, запаса угля и комплекта команды.

Некоторое представление об этих изменения дает таблица 1.

Таблица 1

Элементы броненосных кораблей Черноморского флота и проектных вариантов броненосца водоизмещением 12480 т (1891 год)

 

«Чесма»

«Синоп», «Екатерина II»

«Двенадцать Апостолов»

Новый броненосец в 11480 т

Проект МТК

Варианты изменений

1

2

3

4

5

Высота надводного борта, м

5.3

5.3

4.7

3,6

5,5/7,6*

5,5/7,6*

5.5

5,5/7,6*

5.5

Артиллерия калибра 305 мм

3X2

3X2

2X2

2X2

2X2

2X2

2X2

2X2

2X2

(барбетные)

(башенные)


(барбетные)


229 — »—

—  

4

4

4

(барбетные)

152 — »—

7

7

4

8

(казематные)

4X2

4

4X2

4

4X2

4

4X2

8

4X2

8

(незащищенные)

(казематные)

120 — »—

4

4

4

4

4

4

(незащищенные)

47 — »—

8

8

12

10

10

10

10

10

10

37 — » —

8

8

7

40

40

40

40

40

40

Запас угля, т

700

872

480

900

1195,2

940

974

937

1035,2

Система котлов

 

Огнетрубные

 

Водотрубные

 

Огнетрубные

 

* В вариантах 1, 2 и 4 предусматривался полубак высотой 2,1 м над верхней палубой.

Представляя свой «вариант изменений» (53 чертежа, 20 таблиц и объяснительных записок) «на заключение и дальнейшее направление», Ратник писал: «Не могу не скрыть убеждения, что несмотря на свою обширность, поглотившую у меня много времени, этот труд окажется бесполезным для строения вследствие запоздалости и малой вероятности на сочувствие к предлагаемым изменениям...» Ксаверий Ксавериевич как в воду глядел — сочувствия в отделах МТК, его проект не нашел, и 21 января 1892 года председатель МТК вице-адмирал К. П. Пилкин телеграфировал в Николаев: «Изменений в постройке корабля „Три Святителя" не будет». А вскоре пришло и письменное разъяснение: очередной проект Ратника хотя и вызвал одобрение управляющего министерством «во многих деталях», но в целом его сочли неприемлемым, поскольку «чертежи корабля „Три Святителя" утверждены Государем императором и при проектировании имелась цель обеспечить возможную неуязвимость против береговых батарей, достигаемую закрытыми башнями и защитой толстой броней каземата». Признавались нежелательными дополнительная обшивка днища и применение котлов Бельвиля. Так что пришлось строить «Три Святителя» по утвержденному проекту МТК.

А в Лондоне тем временем приступили к изготовлению механизмов и котлов, причем, как докладывал в МТК морской агент (атташе) в Англии капитан 1 ранга 3. П. Рожественский (будущий начальник Главного морского штаба и командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой), «успели обнаружиться неудобства, находящиеся в зависимости от неполноты контракта и спецификации», а именно: по статье 76 контракта пробы материалов должны выполняться по правилам британского адмиралтейства, но эти правила держат в тайне от заказчика, причем английские моряки «из политических соображений, а заводчики из коммерческих расчетов». Отмечались случаи, когда в обработку шли отливки и поковки ответственных частей механизмов, не испытанные «по качеству материала». Не повезло Рожественскому и с наблюдающим за постройкой механизмов инженер-механиком К. К. Костомаровым: характеризуя его на первых порах как «прекрасного во всех отношениях молодого инженер-механика», морской агент после года общения с ним изменил свое мнение на прямо противоположное («мало служивший и малодисциплинированный молодой человек»), а после одной из некорректных реплик Костомарова во время очередного доклада даже «приказал ему выйти вон». 19 февраля 1893 года новым наблюдающим назначили И. П. Вишневского (впоследствии он стал старшим инженер-механиком «Трех Святителей»).

Заграничные фирмы изготовляли не только механическое оборудование: заводу Шнейдер и К° в Крезо (Франция) заказали траверзные броневые плиты, французскому же заводу Шамоне — броню казематов, башен, боевой рубки, английской фирме Виккерса — плиты поясной брони, а германской Круппа — румпель и баллер руля.

15 июля 1893 года руководство постройкой корабля перешло к старшему помощнику судостроителя Севастопольского порта А. Э. Шотту, а К. К. Ратник возглавил Балтийский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. 31 октября в 12 ч 30 мин эскадренный броненосец «Три Святителя» благополучно сошел со стапеля на воду, течи в трюмах не оказалось. Началась достройка корабля на плаву, но и теперь в первоначальный проект вносились некоторые изменения. К примеру, 15 февраля 1894 года МТК постановил увеличить количество водоотливных турбин с электроприводами производительностью 750 т/ч с пяти до восьми. Заметим, что в районе машинного и котельного отделений с водой могли также бороться четыре циркуляционных насоса главных конденсаторов, способные откачивать за борт до 800 т воды в час каждый.

Когда на корабле начался монтаж доставленных из Англии котлов и механизмов, не обошлось без неприятностей: дымовые трубы оказались на 4 м выше, чем было запроектировано, что повлияло на расположение боевых марсов и прожекторных площадок. К 1 апреля 1894 года готовность броненосца по корпусу достигла 79,4%, отставали от графика постройки столярные работы, монтаж водоотливной системы (всего лишь 40% полной готовности) и особенно вентиляционной, чертежи которой задерживались с утверждением в МТК. К установке артиллерии еще не приступали, а из брони навесили только 16 (из 38) плит главного пояса. Эти работы завершили весной следующего года.

Еще находясь в достройке, броненосец «Три Святителя» удостоился чести представлять российское судостроение на Нижегородской ярмарке 1896 года, где экспонировалась его модель, изготовленная в мастерской Морского музея. Испытания механизмов корабля, назначенные на май 1896 года, задерживались из-за загруженности единственного на Черном море дока, способного принимать крупные корабли. После очистки и окраски подводной части и заводских проб 31 октября наконец состоялись 12-часовые официальные испытания «Трех Святителей». Котлы ровно держали пар спецификационного давления, все механизмы работали удовлетворительно, мощность составила 11 308 индикаторных л. с. при 91 об/мин, корабль развил среднюю скорость 16,5 уз.

13 ноября состоялись прогрессивные испытания на мерной линии у мыса Лукулл, их результаты приведены ниже.

Таблица 2

Результаты прогрессивных испытаний эскадренного броненосца «Три Святителя» 13 ноября 1896 года

Количество действующих котлов

6

8

10

12

14

Давление пара, атм

8,5

8,7

8,8

8,3

8,8

Средняя мощность, индикаторных л. с.

2206

2558

4074

6272

7498

Средняя скорость, уз

10

10,75

13,5

14,3

15,12



Перед началом испытаний броненосец имел водоизмещение 12 390 т, осадку 8,15 м, запас угля 525 т; волнение моря было 2, ветер — 3 балла. Механизмы работали «плавно и спокойно, без разогревания трущихся частей», что удостоверил старший механик корабля И. П. Вишневский.

В начале 1897 года эскадренный броненосец «Три Святителя» приняли в казну и началась его служба в составе эскадры Черноморского флота, не отмеченная особо выдающимися событиями. Со временем накапливался опыт эксплуатации энергетической установки, выявились и некоторые конструктивные недостатки. Оказались, например, слишком тяжелыми золотники цилиндров низкого давления, что вызывало повышенный износ антифрикционного металла на скоростях более 8 уз, выдерживавшего не более 15 суток непрерывного хода. Отмечались слишком длительное прогревание главных машин (4 часа), отсутствие гидрокинеторов — устройств, обеспечивающих равномерный нагрев воды в котлах, наконец, несовершенство системы канализации электроэнергии, из-за чего в боевом режиме не могли действовать все потребители. Тем не менее и при этих недостатках корабль до самого капитального ремонта (1911 год) сохранял установленный тактическими документами эскадренный ход 15-16 уз.

После русско-японской войны, когда отсутствовали реальные возможности закладки для Черноморского флота новых крупных кораблей, перед руководством морского ведомства встал вопрос о модернизации существующих броненосцев, в том числе и «Трех Святителей». В мае 1907 года только что созданный Морской генеральный штаб докладывал своему министру адмиралу И. М. Дикову о необходимости повышения боевых качеств броненосцев «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав» путем снятия мачт, надстроек, мостиков, поскольку корабли за время службы получили значительную перегрузку, а их поясная броня «почти вся в воде». Для «Трех Святителей» при перегрузке в 1550 т и переуглублении около 0,8 м предлагалось снять тяжелые мачты с марсами (взамен — установить одну легкую грот-мачту), демонтировать спардек, носовой мостик с рубкой (заменив его легким мостиком с разборной ходовой рубкой), надводные торпедные аппараты, 47- и 37-мм «скорострелки», оставив две вблизи мостика для салютования, а также уменьшить запас пресной воды. Эти меры снижали перегрузку вдвое, что сочли вполне приемлемым.

С этими предложениями адмирал Диков согласился, распорядившись «дать соображения, какая сумма д. б. внесена в смету 1908 г. для выполнения переделок на эскадренном броненосце (с октября 1907 года — линейном корабле. Авт.) „Три Святителя", назначенном к переоборудованию в первую очередь».

Специалисты Севастопольского порта выступили с более радикальным предложением о замене гарвеевской брони современной крупповской, с толщиной, уменьшенной с 406—457 до 152—254 мм, что дополнительно разгрузило бы корабль еще на 1250 т и осадка стала бы близка к проектной. На это потребовалось бы 1,6 млн. руб., а Морское ведомство могло выделить лишь 54 тысячи, к тому же на очереди была еще и замена артиллерии...

Линейный корабль «Три Святителя» на рейде Севастополя

В походе

4 июня 1908 года состоялось совещание под председательством адмирала Дикова по вопросу перевооружения линейных кораблей Черноморской эскадры «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец», «Синоп» и «Три Святителя». Заслушав доклад исполняющего должность главного корабельного инженера полковника А. Н. Крылова, пришли к заключению о целесообразности замены артиллерии только на последнем, чтобы ввести его в состав бригады линейных кораблей, в которой вполне боеспособным был лишь «Пантелеймон», а «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» еще достраивались. Накануне (3 июня) выполнили опытное определение остойчивости «Трех Святителей», нормальное водоизмещение которого определили в 13415 т (запас угля 750 т) при средней осадке 8,7 м, что соответствовало фактической перегрузке «только» 935 т и переуглублению 0,4 м. Начальная поперечная метацентрическая высота оказалась при этом равной 1,7 м, ее признали удовлетворительной.

Корабль в доке

К февралю 1909 года в чертежной МТК подготовили четыре варианта модернизации и перевооружения корабля, в том числе с заменой 305-мм орудий новыми в 52 калибра длиной (что требовало проектирования новых двухорудийных башен) или в 40 калибров с башнями по типу балтийского «Андрея Первозванного», как с полной заменой бронирования, так и с частичной. По финансовым соображениям остановились на втором варианте, предусматривавшем кроме упомянутых уже работ по корпусной части капитальный ремонт башен

главного калибра с заменой стволов и доведением их угла возвышения до 25°, а также снятие 120-мм, 47-мм, 37-мм пушек (кроме салютных) и добавление шести 152-мм орудий, с установкой всех теперь уже четырнадцати стволов на центрально-штыревые станки. Разработку детального проекта, порученную Севастопольскому порту, завершили к середине августа. Расчетная стоимость модернизации и перевооружения составила 502 тыс. руб., но после уточнения возросла до 603 тысяч, из которых 35% приходилось на модернизацию 305-мм башен.

Проект горячо поддержал председатель МТК генерал-майор А. Н. Крылов, но требующуюся сумму удалось включить лишь в смету расходов министерства на 1911 —1912 годы. К работам приступили в ноябре 1911 года и закончили их в конце следующего. После модернизации и перевооружения водоизмещение «Трех Святителей» составило 13318 т при средней осадке 8,7 м, то есть практически сохранились и перегрузка и переуглубление. Вооружение корабля состояло из четырех 305-мм орудий в 40 калибров длиной (дальность стрельбы 80 кабельтовых, скорострельность один выстрел за 1 мин 45 с, боезапас по 75 выстрелов на ствол), четырнадцати 152/ 45 орудий (62 кабельтовых, 5 выстрелов/ мин, 190 патронов), из них десять в каземате и четыре в башенноподобных щитах на его крыше, две 47-мм салютные пушки и четыре 7,62-мм пулемета. Торпедное вооружение демонтировали. Состав и тактико-технические элементы энергетической установки не изменились: на ходовых испытаниях в 1912 году достигли максимальной скорости 16 уз. Уменьшение запаса котельной воды компенсировали установкой двух испарителей системы Круга производительностью по 45 т/сут.

Первую мировую войну «Три Святителя» встретил в составе бригады линейных кораблей, участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» у мыса Сарыч 5 ноября 1914 года и у Босфора 27 апреля 1915 года, прикрывал минные постановки у пролива и обстреливал его укрепления, а также действовал против угольного района Зунгулдака (ноябрь 1914 — май 1915 года). С вступлением в состав флота линейных кораблей-дредноутов «Три Святителя», зачисленный во 2-ю бригаду, к совместным действиям с ее более новыми кораблями не привлекался. С активизацией действий войск Кавказского фронта одной из главных задач Черноморского флота стали десантные операции на побережье Турции в районе Ризе — Трапезунда. 23 марта 1916 года «Три Святителя» направили в Новороссийск для охраны транспортов и усиления обороны порта. Позднее он участвовал и в конвоировании транспортов к пунктам высадки.

План спардека линейного корабля «Три Святителя» после перевооружения

Общий вид линейного корабля «Три Святителя» после перевооружения

Революционные события 1917 года привели к свертыванию наступательных операций Кавказского фронта, и «Три Святителя» возвратился в Севастополь, где у причала Южной бухты разделил судьбу других линейных кораблей 2-й бригады: исключение из состава флота и сдачу в порт (март 1918 года), германскую и англо-французскую оккупацию (1918—1919 годы), подрыв цилиндров главных машин и других важных частей англичанами (апрель 1919 года) и,наконец, назначение к разборке на металл

(1923 год). Так завершилась более чем тридцатилетняя история шестого черноморского броненосного корабля — эскадренного броненосца — линейного корабля «Три Святителя», послужившего прототипом знаменитого «Князя Потемкина Таврического» и менее известных «Евстафия» и «Иоанна Златоуста».

Использованные источники:

1. РГАВМФ СССР, ф. 421, 427, 876.

2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 год. СПб., 1904.

3. Военные флоты всего мира. Морская справочная книжка 1906 г. СПб., 1906.

4. Военные флоты 1909 г. СПб., б/г.

5. Судовой список Российского императорского флота 1914 г. Пг., 1915.

6. Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-Морского Флота (1917— 1927 гг.). М.: Воениздат, 1981.

7. Jane's Fighting Ships. 1906, 1913. London, 1906, 1913.

Hosted by uCoz