«Следовать в Александровск...»*

(Гангут #15)

*По материалам РГАВМФ. ф.11, оп.1, д.45.

Линейный корабль «Чесма» (рис. А.Ю.Заикина)

Среди различных видов дошедших до нас исторических документов особенно притягательно эпистолярное наследие, ибо оно доносит живые эмоции и сообщает такие сведения, какие обычно не встречаются на желтеющих страницах официальных рапортов, отчетов и справок. Вместе с тем и те и другие, в особенности если они в какой-то мере связаны общей темой, являются тем ценным дополнением друг друга, которое позволяет с наибольшей полнотой осветить события прошлых лет.

Общим для предлагаемых вашему вниманию исторических материалов является их автор командир линейного корабля «Чесма» капитан I ранга В.Н. Черкасов1.

Первый и второй документы представляют собой его письмо и выписку из акта комиссии, назначенной командующим Сибирской флотилией вице-адмиралом М.Ф.Шульцем2 для выяснения состояния артиллерии на кораблях, приобретенных у Японии «Сойя». «Сагами», «Танго» (бывшие крейсер «Варяг», эскадренные броненосцы «Пересвет» и «Полтава», переименованный в «Чесму»), адресованные командующему Черноморским флотом адмиралу А.А.Эбергарду3. Ценность этого письма состоит в непринужденной форме изложения сведений о жизни корабля и его экипажа, в отличие от сухих служебных донесений, поскольку В. Н. Черкасов непосредственно подчинялся не А.А. Эбергарду, а командиру Отряда судов особого назначения контр-адмиралу А. И. Бестужеву-Рюмину4.

В свою очередь, последний документ — это отрывок из подлинного официального рапорта В. Н. Черкасова о конечном этапе перехода «Чесмы» к берегам Кольского полуострова Причем, о том значении, которое придавалось усилению флотилии Северного Ледовитого океана, говорит тот факт, что данный отрывок был даже подготовлен в виде отдельного доклада по Морскому генеральному штабу, представленного Николаю II 24 января 1917 года Однако его впечатление о прочитанном выразилось к малозначащей резолюции: «Следует проставить фамилии командиров...»

№1
Письмо В.Н. Черкасова А.А. Эбергарду

Владивосток
25.06.1916г.

Ваше Высокопревосходительство Андрей Августович! Почти накануне ухода в заграничное плавание считаю своим долгом донести Вам как о состоянии вверенного мне корабля, так и о том, что делалось до сегодняшнего дня.

Прибыли мы во Владивосток в радужной надежде вскоре тронуться в путь. Однако прошел март, апрель, май и половина июня, а мы все еще стоим во Владивостоке — можете себе представить, во что превратились наши нервы. С театра военных действий, где все живет минутой, попасть в глубокий тыл, где время никак не считается, — это сильнейшее нервное потрясение.

Осмотрев корабль с боевой точки зрения, мы быстро убедились, что хотя внешний лоск и наведен, но боевая часть его в невероятно запущенном виде. Копию приемного акта при сем прилагаю. Механизмы также был и в ужасном состоянии, вес расхлябано, подшипники задраны и проч. и более 8 узлов идти не рекомендовалось.

Составив план работ и учтя грандиозный вид Владивостокского порта, мы признали, что если энергично приняться за работу, то в 2—3 недели можно привести корабль во вполне боеспособное состояние. Увы — мы не учли одного обстоятельства — мы попали в глубокий тыл.

На общем заседании командующий флотилией заявил, что средства порта ничтожны, но и эти силы уступлены Отряду быть не могут, так как нужды Сибирской флотилии должны быть поставлены на первом месте и работа на Отряде, а равно и отпуск материалов от порта не должны идти в ущерб интересам флотилии. Сказав это, командующий флотилией покинул заседание. Слова эти с быстротой распространения всякой пикантной сплетни в провинциальной глуши достигли всех портовых служащих в тот же день. Портовые чиновники, содержатели, мастера, указатели и проч., с коими мы сговорились уже о работах и приемках, поняв, что сила не на нашей стороне, стали относиться к нам нагло, последствием чего было несколько историй, дошедших до командующего флотилией с указанием, что офицеры «Чесмы» «очень уж гордые». В историях разобрались, но дело от этого лучше не пошло.

Полный отказ, мотивированный речью командующего флотилией, получался отовсюду. На приведение «Чесмы» в боеспособное состояние порт уделил лишь 22 человека мастеровых, кои временами отправлялись на ремонт землечерпательных пароходов и проч. Было отпущено 6 парусников, 6 плотников, 1 медник, 4 слесаря и 4 клепальщика. При этих условиях, конечно, ничего сделать было невозможно. Начали изыскивать способы обойтись без порта. Прежде всего, всех нижних чинов, знающих хоть какое-нибудь мастерство, назначили мастеровыми, а не знающих — к ним подручными. Затем начали подлизываться к портовым указателям, чтобы они пускали наших матросов к пустующим станкам, когда те не заняты работами по флотилии, что удалось. Войдя с указателями в хорошие отношения, удалось часть работ передать им, с тем, что когда работа будет выполнена, наряд будет представлен на утверждение.

Затем в городе устроили полную мобилизацию всех частных мастерских и заводов, кои под наблюдением посылаемых туда машинистов и комендоров выполнили блестяще все работы. К работам на корабле пришлось допустить китайцев, корейцев и японцев от частных мастерских. Все наладилось, и мы около середины мая уже собирались уходить, но откуда-то узнали, что некоторые работы идут в ущерб интересам флотилии. Тогда последовало приказание срочно, в две недели, приготовить к плаванию пароход «Батарея», для чего снять с Отряда до 3 июня всех мастеровых5.

Это приказание совпало с посадкой «Пересвета» на мель (11 мая)6 когда «Чесме» пришлось стоять в бухте Патрокл. Сделать ничего не удалось, и до 3 июня у меня не было ни одного мастерового. Пришлось еще усилить судовые средства и произвести вторичную мобилизацию мастерских вплоть до часовых дел мастеров.

Линейный корабль «Чесма» во Владивостоке. Справа — крейсер «Пересвет»

Отказы получались во всем решительно. Уголь грузили с одной баржи, переводя ее с борта на борт, для погрузки снарядов сами из хлама строили тележки н прицепляли их к поездам, шедшим в минный городок, погрузка боевого запаса вследствие этого длилась 6 недель!!! (два поезда в сутки, по три вагонетки, по шесть снарядов на вагонетку). Чтобы переменить место на рейде, приходилось верповаться, а баржи буксировать гребными шлюпками. Какое-то странное исключение представляла механическая мастерская, охотно исполнявшая все наряды не только механические. но и артиллерийские. Но начальник ее лейтенант Куровский7 не понравился, и его вскоре назначили механиком на миноносец. К счастью, это случилось тогда, когда работы по механической части были закончены, а застряли лишь наиболее важные по артиллерии, которые поручить частным заводам было нельзя, а лейтенант Куровский брался выполнить. Несмотря на столь тяжелые условия, благодаря энергии всех офицеров и матросов, корабль удалось привести в блестящее в боевом отношении состояние.

На первом же походе при необученной команде развил 15,5 узла, что дало уверенность, что ход 16,5 узла будет достигнут. Машины и котлы в порядке и работают прекрасно. По трюмной системе пришлось произвести громадную работу: установить отсутствовавшую систему затопления бортовых отсеков, дабы иметь возможность управлять трюмами, отремонтировать наново весь трюмный трубопровод и все трюмные механизмы.

Но наибольшая работа пришлась на долю артиллерии. Все те недостатки, показанные в акте, конечно за исключением расстрела пушек, приведены в полный порядок и устранены. Путем переделки зарядника, изменения способа заряжания, установки третьего прицела и среднего поста горизонтальной наводки удалось увеличить скорость стрельбы (12-дюймовых орудий. — Прим.ред.) с 4,5 мин до.1 мин, т. е. в 4,5 раза8.

6-дм (шестидюймовые. — Прим.ред.) башенные пушки переделаны, как на «Кагуле». Переделаны прицелы. С бортовыми установками ничего сделать не удалось, их просто нужно заменить центральными.

75-мм — сданы за негодностью9, вместо них установили 76-мм — 4 с «Варяга» и 4 с «Пересвета». Установлены приборы управления огнем, телефоны и переговорные трубы.

Главные данные «Чесмы» следующие10: водоизмещение при 25,5 фута (осадки. — Прим. ред.) — 10 000 т. Действительная осадка 28,5 фута, 12 000 т. Ход — 16,5 узла. 14 котлов цилиндрических11. Запас угля — 947 т. Район действия при 10 узлах — 2850 миль, при 12 — 2250, при 14—1850, при 16—1550.

Артиллерия — IV — 12/40 калибров, снабженные японскими снарядами сильного фугасного действия. Вес снаряда 932 фунта. Снаряжен русским толом с русской трубкой12. Вес тола 110 фунтов. Дальность стрельбы 71 кабельтов при 15° возвышения. Порох японский. Если бы дали русский порох, то дальность повысилась бы до 78 каб.13 Просил — отказали. Скорость стрельбы — 1 выстрел в минуту.

VIII — 6/45 с русским снарядом образца 1907 г. и русским порохом. Угол возвышения 20°. Дальность 63 каб., скорость стрельбы 6 выстрелов в минуту.

IV — 6/45 на бортовых станках. Никуда не годятся. Необходимо заменить центральными станками14.

VIII — 76-мм японских с японским снаряжением. Снаряды бронебойные весом 14,5 фунт., взрывчатого вещества 1/3 фунт, черного пороха.

IV — 47-мм японских салютных15.

II — пулемета русских и 130 японских винтовок.

Две радиостанции: одна русская16 и одна японская, обе 2-киловаттные.

Окончив с материальной частью, перейду теперь на личный состав.

Об офицерском составе мне говорить нечего. Вы, Ваше Высокопревосходительство, сами дали мне этих офицеров, и доблестные качества их Вам известны.

Все вышеизложенное характеризует их деятельность и условия, в которых эта деятельность протекала. Добавлю лишь, что сплоченность офицеров «Чесмы» бросается в глаза и поражает всех. В Петрограде мне удалось взять трех гардемарин: Яковлева с «Гневного», Анина и Панова со второго дивизиона. Яковлев и Анин выдержали экзамен и на днях будут мичманами. Все остальные офицеры без изменения.

Что касается до наших нижних чинов, то, естественно, жизнь в вышеописанных условиях и тесной связи с мастеровыми не могла повлиять на улучшение дисциплины.

На них пришлось временно смотреть как на мастеровых и лишь теперь, по окончании работ, вновь приняться за их обучение и воспитание.

Командой своей в массе я очень доволен. Лучших людей дали «Златоуст», «Евстафий». «Пантелеймон» и «Три Святителя». Похуже я получил с «Императрицы Марии» и самых скверных — с «Императрицы Екатерины»17. Такая характеристика особенно бросалась в глаза, пока люди ходили в старых ленточках (в пути во Владивосток и теперь — на ремонтных работах). Несмотря на свободную продажу спиртных напитков с примесями и без оных, команда гуляет хорошо, пьяных 1—2 на 200—250 гуляющих.

Во Владивостоке черноморская команда была сразу встречена неприязненно. Через 18 часов по прибытии эшелона в 600 человек после 23 дней пути, хотя команда в город не увольнялась, командующий флотилией сделал смотр и в своей речи очень неодобрительно отозвался о прибывших, указав, что команда «Чесмы» безобразно ведет себя на улице и проч., после чего последовал приказ по флотилии того же содержания.

Оказалось, что флаг-капитан штаба командующего флотилией встретил ночью 3-х матросов на улице с Георгиевской ленточкой, по-видимому самовольно отлучившихся за ворота, что вполне возможно, так как в экипаже никакого надсмотра нет.

Затем начался период преследования чесменской команды чинами полиции и какой-то сорганизовавшейся шайкой штатских, вооруженных резиновыми жгутами. Эта шайка нападала на «желтолицых» (Георгиевские ленточки «Чесмы» и «Варяга»), затем приходила полиция, где выдерживала более суток, причем по команде доносилось, что арестованные учинили буйство, но на корабль ничего не давалось знать. Узнав, что в городе распушен слух, что чесменская команда буйствует, я произвел расследование и донес по команде, после чего буйства прекратились.

Не обошлось и без крупной неприятности. Неприятель не дремлет и ведет войну всевозможными способами, чему способствует вышеописанная обстановка глубокого тыла.

Началось с того, что на корабле матросом найдена была прокламация немецкого происхождения о бесполезности войны и что немцы нам не враги. На другой день писарь штаба принес целую пачку этих прокламаций, но, показав первую матросу, тотчас был представлен по команде. Выброшенная им пачка прокламаций тоже была найдена. На третий день обнаружилось, что несколько матросов по подговору какого-то главаря (штатского), трех штатских и двух беглых матросов с «Варяга» решили взорвать «Чесму». Тотчас дело было расследовано и виновные в числе 4-х (три электрика и один писарь) были отправлены на гауптвахту со всей литературой, а жандармам, по-видимому, удалось напасть на след германского агента.

Ранее пришлось мне описать 1 машинного унтер-офицера и 1 телеграфиста такого же направления, причем из переписки была установлена их общая связь. Они обеспечили себе также побег в Америку.

Проповедь их в команде отзвука не нашла, благодаря чему и удалось сразу ликвидировать все дело.

Выяснилось, между прочим, что все четверо с «Екатерины», а последние два с «Императрицы Марии» и «Памяти Меркурия».

Это обстоятельство указывает на необходимость в пути быть крайне осмотрительными и ожидать всевозможных ловушек18.

Таким образом, несмотря на только что описанный случай, я все же считаю свою команду превосходной и как только уйдем из этой дыры, так быстро вернем ей слегка утраченный воинский вид. Связь между офицерами и командой наблюдается полная.

В количественном отношении, вследствие увеличения табели комплектации с 600 до 780 человек и списания большого количества больных, преимущественно вовсе уволенных от службы, команды исключительно «Марии» и «Екатерины», мне было дано свыше 200 чел. молодых матросов Сибирского экипажа. Люди эти быстро всосались в команду и сплотились с общим духом корабля.

В заключение считаю долгом доложить Вашему Высокопревосходительству, что истекшие 3 месяца не прошли даром. Благодаря проявленной всеми чинами энергии проданный по дешевке японский «Танго» превращен в славный корабль Черноморского флота «Чесма», бодрый духом и сильный энергией...

Прошу Ваше Превосходительство принять уверение в моем желании скорее вернуться под Ваше командование.

В. Черкасов

P.S. О посадке «Пересвета».

«Пересвет» 11 мая, возвращаясь в тумане, оказался снесенным на 4—5 каб. от курса и с 8-узлового хода выскочил на берег, поднявшись носом с 25' (футов. — Прим.ред.) осадки до 17'. Пробоина в нижнем дне. Потом образовалась трещина в верхнем дне. Давление на камень (потеря водоизмещения) 1300т. Воды принял около 1000 тонн. Теперь вода откачана, пробоина заделана. Он был пустой (без воды, без угля, без боевого запаса, без провизии и шкиперских запасов и проч.), поэтому пришлось разгружать пушки, броню, башню, рубку, мостики, механизмы и проч. с носа. Теперь подводят две баржи и тогда (дней через 8) его снимут19.

В. Черкасов

Телеграфист Целярицкий («П.Меркурия») и писарь Фомин (Вашего штаба) подали докладные записки об отказе от военной службы по религиозным убеждениям на тему «не убий». Они списаны в Сибирский экипаж.

Резолюция: Передать при смене вице-адмиралу Колчаку.
7.VII.1916. А. Эбергард

Линейный корабль «Чесма» во время подготовки к переходу на европейский театр военных действий. Владивосток, 1916 год

№2
О состоянии артиллерийского вооружения линкора «Чесма»

Владивосток
март 1916г.

I

12-дм башни остались наши старые.

Механизмы и гидравлика в очень запущенном виде и требуют полного ремонта. Переделаны только прицельные устройства, причем поставили два прицела Виккерса: оптические трубы хорошо, но механизмы с большими мертвыми ходами.

Орудия заменены новыми, завода Курэ20, с японскими затворами. Орудия сильно расстреляны, как показано в прилагаемых формулярах.

Скорость подачи столь медленна, что желательно переделать заряжание, изменив несколько зарядники, и установить пост горизонтальной наводки.

Ручной подачи нет. Компрессоры текут и аккумуляторы плохо держат воздух, но за исключением этого недостатка все в них исправно.

II

6-дм башни, по словам японцев, взяты с броненосца«Орел»21, причем в них внесены следующие изменения: а) комендорские рубки на крыше заделаны и для прицелов по сторонам орудий сделаны новые отверстия; б) прицелы установлены Виккерса; в) патронные питатели норий переделаны под короткие японские гильзы.

Механизмы в общем в удовлетворительном состоянии, хотя и требуют ремонта. Необходимо лишь переделать питатели под наш патрон. Кроме того для ускорения подачи желательно переделать горизонтальную норию по образцу таковой в 6-дм башнях крейсера «Кагул» и линкора «Слава», применяясь к средствам порта.

Прицельные устройства расхлябались и не позволяют использовать наибольшие углы возвышения (20), почему их желательно переделать и отремонтировать. Компрессора требуют переборки.

6-дм бортовые установки старого типа, но на них нет моторов горизонтального наведения, почему наводка очень медленная и трудная. Механизмы вертикального наведения не имеют стопоров Беккера и муфт трения. Шестерни и червяки в них сильно изношены, почему имеются большие мертвые ходы. Вообще установка для современной артиллерии непригодна.

Наводка на них раздельная22. Прицелы системы Виккерса. Все требует ремонта.

III

75-мм орудия русские без оптических прицелов, на станках Меллсра, очень расстреляны. 6-дм орудия старые — заводов: Обуховского, Пермского и Шнейдера, сделаны на них лишь новые ударники японской системы; на орудиях много мелких наружных повреждений от осколков снарядов. Каналы сильно изношены, особенно у двух пушек Шнейдера. Копии формуляров прилагаются к акту, и из них видно, что орудия желательно переменить.

IV

Приборов управления огнем нет23.

V

Телефоны для управления огнем имеются лишь в 12 башнях, и те требуют ремонта.

VI

Переговорные трубы сами по себе хороши, но расположены неудовлетворительно для применения нашего управления огнем.

VII

Подача 6-дм батарейных орудий переделана. Подача удовлетворительна.

VIII

Погреба все заново обшиты деревом и стеллажи переделаны под японские патроны и снаряды. Вентиляция старая, требующая ремонта.

Верно: флагманский артиллерийский офицер штаба начальника
Отдельного отряда судов особого назначения старший лейтенант Фитингоф 3-й

Носовая 305-мм башня линейного корабля «Чесма»

Комментарии

1 Черкасов 1-й Василий Нилович (18.04.1878— ?), капитан 1 ранга (25.05.1915), произведен в чин «за отличия в боях против неприятеля». Окончил Морской корпус (1897). В 1904 году — артиллерийский офицер эскадренного броненосца (ЭБР) «Севастополь», старший артиллерийский офицер ЭБР «Пересвет». За участие в русско-японской войне награжден тремя орденами и золотым оружием с надписью «За храбрость». Старший офицер линейного корабля (ЛК) «Иоанн Златоуст» (1912—1913). Флагманский артиллерийский офицер штаба командующего Морских сил Черного моря (МСЧМ) (1913). В годы первой мировой войны — командир эскадренного миноносца (ЭМ) «Гневный» (1913—1915), начальник 2-го дивизиона ЭМ Черноморского флота (ЧФ) (18.01.1916— 03.1916). Командир ЛК «Чесма» (04.1916— 12.03.1917). Представитель морского ведомства в Особом совещании по обороне государства (1917). В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте (РККФ) — помощник по технической части главнокомандующего Архангельском и Беломорским водным районом (1918), помощник начальника тактического отделения Морского генерального штаба (МГШ) (1918).

2 Фон Шульц Михаил Федорович (6.01.1862— ?), вице-адмирал (30.07.1915). Окончил Морской корпус (1882). Командовал миноносцами «Пронзительный» (1902—1903), «Смелый» (1903—1904), крейсером (КР) «Новик» (1904), КР «Громовой» (1904), КР «Кагул» (1906—1907), КР «Память Меркурия» (1907—1908), ЛК «Иоанн Златоуст» (1908). Начальник отряда заградителей Балтийского моря (1911—1913), начальник бригады крейсеров эскадры БФ (1913). Командующий Сибирской флотилией (1913—1917).

3 Эбергард Андрей Августович (9.11.1856— 19.04.1919), адмирал (14.04.1913). Окончил Морской корпус (1879). Командовал канонерской лодкой (КЛ) «Манджур», КР «Адмирал Нахимов». Флаг-капитан штаба начальника эскадры Тихого океана (1903-1904), начальник морского походного штаба наместника на Дальнем Востоке (1904—1905). Командовал ЭБР «Император Александр II» (1905— 1906), «Пантелеймон» (1906). В 1906—1908 годах являлся помощником начальника, а в 1908—1911 — начальником МГШ. Командовал МСЧМ. Член Государственного Совета (1916— 1917) и Адмиралтейств-совета (1917). 13.12.1917 уволен в отставку. Скончался в Петрограде.

4 Бестужев-Рюмин Анатолий Иванович (10. 12.1873—03.1917), контр-адмирал (1916). Окончил Морской корпус (1893). За отличие во время обороны Порт-Артура награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». Первый командир ЛК «Севастополь» (1911—1915). Начальник Отряда судов особого назначения (1916), начальник Отряда судов обороны Кольского залива и Кольского района (1916—1917). Скоропостижно скончался в Романове-на-Мурмане.

5 А.И.Бестужев-Рюмин телеграммой от 26.05.1916 года, в частности, сообщал в МГШ: «Готовность "Чесмы" и "Варяга" несколько задерживается портом, снявшим почти всех рабочих и мастеровых на суда для гардемарин, а также аварией "Пересвета"».

6 Авария произошла не 11, а 10 мая. Подробнее о ней см. ниже.

7 Куровский Павел Антонович (17.08.1882—?), инженер-механик, лейтенант (10.04.1916). В службе с 1911 года.

8 По другим данным, на момент передачи кораблей скорость стрельбы составляла один выстрел в 2,5 минуты. Если это так, то В.Н.Черкасов «приукрасил действительность» в глазах потенциального начальника. Вообще, во всем письме заметно желание показать себя и экипаж с лучшей стороны.

9 75-мм орудия, снятые из-за большого расстрела, были отправлены в Петроград, где предполагалось их отремонтировать, половину переделать в противоаэропланные, а затем все установить на закупаемых для флотилии Северного Ледовитого океана яхтах и ледоколах. По мнению А.И.Бестужева-Рюмина, орудия «Чесмы» оказались наиболее расстрелянными во всем отряде. Наименее расстрелянные орудия имел «Варяг», но его установки были «весьма плохи и раздерганы».

10 Полные ТТЭ «Чесмы» на май 1917 года см. ниже.

11 В книге С.Сулиги «Броненосцы типа "Полтава"» (М: Техника—молодежи, 1993) со ссылкой на японские справочники указано, что на корабле стояло 16 японских котлов Миябара, однако это не подтверждается архивными документами.

12 Японскую взрывчатку признали слишком опасной при плавании в тропиках, поэтому приобрели только корпуса снарядов. Их снаряжение осуществлялось во Владивостоке.

13 По другим расчетам, дальность стрельбы должна была возрасти до 83 кабельтовых, но вопрос о замене пороха так и не решили.

14 Указанное перевооружение не состоялось, 4 апреля 1917 года все четыре орудия сняли с корабля для установки на берегу.

15 На крыльях мостиков.

16 Установлена во Владивостоке.

17 Имеются в виду линкоры-додредноуты «Иоанн Златоуст», «Евстафий», «Пантелеймон», «Три Святителя» и дредноуты «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая».

18 Как известно, «Чесма» совершила переход с Тихого океана на Средиземное морс и далее на Север вполне благополучно. Следовавший несколько позже по тому же маршруту «Пересвет» погиб в Средиземном море в районе Порт-Саида. До сих пор нет ясности, что же стало причиной трагедии — мина или диверсия.

19 10 мая 1916 года после пробы машин и артиллерии «Пересвет» выскочил на камни в 1,5 кабельтова к осту от мыса Иродова (бывший Патрокл). В течение 11—12 мая пришедшие из Владивостока «Чесма», ледокол «Надежный» и буксир «Свирь» безуспешно пытались стянуть крейсер с каменной плиты. Разгрузка носовой оконечности (всего с корабля сняли до 600 т груза) и заполнение части кормовых отсеков делу не помогли, и тогда, по предложению военно-морского агента в Японии капитана 2 ранга А.И. Воскресенского, командующий флотилией 23 мая решил обратиться за содействием к японцам. С их помощью 25 июня корабль наконец стянули на чистую воду. По приблизительным подсчетам, ремонт во Владивостоке занял бы четыре—пять месяцев, японцы же обещали уложиться в один. Ознакомленный с этими расчетами морской министр разрешил провести все работы в Майдзуру. После уточнения объема повреждений ремонт затянулся на 2,5 месяца (с 18 июля по 5 октября 1916 года). Стоимость по спасению и ремонту корабля составила 344 000 иен.

20 Системы Армстронга.

21 Пока не удалось найти иного подтверждения этого факта. На некоторых фотографиях башни действительно выглядят «сплющенными» и имеют доходящие до крыши амбразуры (как на «Орле»), кроме того, известно, что перед сдачей Порт-Артура башни на затопленных кораблях были подорваны. С другой стороны, перестановка башен представляется сомнительной из-за необходимости больших переделок погонов и систем подачи.

22 То есть один наводчик наводит орудие в горизонтальной плоскости, а другой — в вертикальной.

23 Установлены во Владивостоке.

Линейный корабль «Чесма» (историческая справка и тактико-технические элементы)

Постройка началась в феврале 1892 года на Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга, заложен 7 мая 1892 года, спущен на воду 25 октября 1894 года пол наименованием «Полтава». В списки флота зачислен 21 декабря 1891 года как броненосный корабль, с 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Вступил в строй в 1899 году, на следующий год ушел на Дальний Восток. Вместе с однотипными «Севастополем» и «Петропавловском» участвовал в обороне Порт-Артура. 22 ноября 1904 года потоплен в Западном бассейне.

Японцы уже летом 1905 года подняли корабль и в 1908 году ввели его в строй как броненосец береговой обороны 1-го класса «Танго». В начале 1916 года корабль был продан России и 21 марта пришел во Владивосток, где через день японцы передали его русским морякам. Занесен в списки флота 24 марта как линейный корабль «Чесма» (25 марта 1916 года зачислен в Черноморский флот с включением в состав Отдельного отряда судов особого назначения) и переведен на Средиземное море. В связи с изменением обстановки линкор отправили на Север, а 21 января 1917 года перечислили во флотилию Северного Ледовитого океана. После Октябрьской революции экипаж перешел на сторону новой власти, а в марте 1918 года оказался в руках интервентов и белогвардейцев. После занятия Архангельска Красной Армией в марте 1920 года «Чесму» зачислили в состав Морских сил Северного моря, но в строй не вводили. 16 июня 1921 года сдан на хранение в порт, а 3 июля 1924 года передан для разборки в Отдел фондового имущества. 21 ноября 1925 года исключен из состава судов РККФ.

Линейный корабль «Чесма» (по материалам Ю.В. Апалькова)

Тактико-технические элементы на начало 1917 года:

Водоизмещение 12 500 т. Наибольшая длина 114,3 м, ширина 21,3 м. осадка при нормальном водоизмещении 8,6 м Энергетическая установка — две паровые машины тройного расширения, изготовленные лондонской фирмой «Хэмфрис Теннант и Ко», и 14 цилиндрических котлов (кроме того, два вспомогательных), построенных в 1894 году на том же заводе. Скорость хода в 1917 году не превышала 15 уз. При нормальном запасе угля 950 т корабль мог пройти полным ходом 1600, а экономическим (10 уз при восьми котлах) — 2500 миль. Диаметр циркуляции на полном ходу — 3 кб.

Вооружение: четыре 305-мм/40 орудия, боезапас 320 снарядов, дальность стрельбы 71 кб при угле возвышения 15°, скорострельность один выстрел в минуту; восемь 152-мм/45 орудий Канэ в башнях, боезапас 1600 снарядов, дальность стрельбы 63 кб при угле возвышения 20°, скорострельность шесть выстрелов в минуту, четыре 152-мм/45 орудия Канэ в бортовых станках (4 апреля 1917 года сняты для установки на береговой батарее); восемь 76-мм/40 орудий Армстронга, боезапас 2000 снарядов, максимальный угол возвышения 20°; четыре таких орудия в начале 1917 года сняты для установки на тральщиках.

Бронирование (броня Круппа): главный броневой пояс до 368 мм, траверзы — 203 и 229 мм, 305-мм башни и барбеты — 254мм, 152-мм башни— 127 мм, палуба— 52—76 мм, рубка — 229 мм.

Экипаж по штату состоял из 28 офицеров, 15 кондукторов и 780 нижних чинов.

© Подготовка к публикации и комментарии. А.Ю.Емелин, 1998


№3
Извлечение из рапорта командира линейного корабля «Чесма» от 3 января 1917 года

1 декабря, с полной водой, вышел из Ливерпульского сухого дока и, пройдя рекой Мерсей, вошел в бассейн «East Float».

2 декабря принял запас угля. Работы по приготовлению корабля к зимнему плаванию продолжаются.

Получил телеграмму: «Министр приказал по готовности следовать в Александровск-на-Мурмане, где вступить в отряд под командой адмирала Бестужева».

6 декабря, по случаю высокоторжественного дня Тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора, поднял стеньговые флаги. То же самое сделали и английские военные суда, находящиеся в Ливерпуле. На вверенном мне корабле состоялся завтрак, на котором адмирал Stileman произнес весьма знаменательную речь. Он сказал, что рассчитывает в скором времени увидеть «Чесму» в Англии, идущей не на север, а на юг для занятия Босфора и Дарданелл, так как до сих пор Англия определенно высказывалась, что Россия никогда проливов не получит, теперь же взгляд совершенно изменился, мы верим в Россию, мы знаем, что проливы ей необходимы и что она их получит.

8 декабря вечером у мэра г. Биркенхед состоялся банкет с приглашением 8 офицеров и 300 матросов вверенного мне корабля.

11 декабря вышел из бассейна в реку Мерсей и предполагал следовать дальше по назначению, однако вследствие незаконченности работ был вынужден отложить поход. Стал на якорь в реке Мерсей и продолжал работы.

15 декабря, приняв по радио Высочайшее Его Императорского Величества повеление о прочтении командам Высочайшего приказа по Армии и Флоту от 12 декабря, а также и текст приказа, при торжественной обстановке прочитал его команде.

16 декабря принял уголь до полного запаса, а 19-го в 23 часа снялся с якоря и, имея конвоиром миноносец «Dee», вышел в Белфаст согласно полученным инструкциям. Ход 14 узлов.

19 декабря в 15 часов пришел в Белфаст и, по указанию местных властей, стал на якорь в бухте, отпустив миноносец. Однако, скоро выяснилась ошибочность отданного мне распоряжения, так как бухта не ограждена и никем не охраняется, вследствие чего получил приказание немедленно войти в гавань. Входной канал имеет углубление 24 фута, в малую воду прилив достигает 10 фут[ов]. Когда я входил, уже начался отлив. Войдя в гавань, ошвартовался у стенки «Victoria Warf» к 22 часам.

20 декабря осматривал механизмы, так как после ремонта, не имея пробного пробега, не был уверен в правильности сборки и правая машина при 14 узлах грелась.

21 декабря в 5 часов дня снялся из гавани. В 8 часов вышел на рейд, где встретил миноносец «Garry», назначенный меня конвоировать. Второй миноносец имел повреждения в машине и выйти не мог. В 14 часов ветер сильно засвежел, достиг силы шторма, вследствие чего отпустил миноносец. В 16 часов 20 минут волной выбило крышку левого клюза; повернул по ветру и исправил повреждение. Также погнуло только что установленный в Ливерпуле весьма основательный волнолом и поломало бревна второго добавочного волнолома перед башней.

22 декабря на рассвете, в девятом часу, зайдя за остров, встретил на данном рандеву два миноносца «G-87» и «G-74», конвоировавшие меня вплоть до Swarbaks Minn.

23 декабря в 8 часов, подойдя к Swarbaks Minn, открыл яркий маяк, не указанный на карте. Не зная его места, крейсировал до рассвета. В 10 часов вошел в Swarbaks Minn и стал на якорь в бухте Busta Voe. Конвоиры ушли обратно в море. На якоре застал крейсер «Gibraltar», вспомогательный крейсер «Patia» 10-й крейсерской эскадры и в бухте Olna Firth крейсера 2-й эскадры: «Minotaur», «Cochrane», госпитальное судно и несколько вспомогательных судов. Бухта представляет естественную гавань для большого числа судов. На берегу только один дом, где живет адмирал — командующий крейсерской эскадрой, несущей дозор в северных водах. База плавучая. Имеются угольщики, водоналивной пароход, крейсер «Gibraltar» с радиотелеграфом, провизией и запасами и 6 или 8 патрульных судов из рыболовных, но под военным флагом.

Приступил к погрузке угля, но, вследствие плохих условий, к 22 часам погрузил лишь 500 тонн и отпустил угольщика.

Линейный корабль «Чесма» в сухом доке. Ливерпуль, 1916 год

24 декабря дал команде баню и мыл корабль, как после штормового перехода, так и после погрузки угля.

25 декабря работ не производил. Утром была обедня, в 15 часов устроил команде елку с раздачей небольших подарков — преимущественно теплые вещи, причем, так как на берегу нет ни одного дерева, елку пришлось сделать искусственную: плотники выделали ствол и ветки и обвязали их кипарисовыми голиками, принятыми в Ливерпуле. После елки был кинематограф.

26 декабря получил инструкцию для похода и, увидя, что даже при 10-узловом ходе мне едва хватит угля, приказал приготовить все помещения для приема усиленного запаса угля в мешках. Принимал воду.

27 декабря грузил уголь. Принял сверх нормы 115 тонн. Воды принял до 500 тонн, провизию, благодаря морозу, — на две недели.

28 декабря допринимал воду и провизию. В 15 часов, согласно инструкции, снялся с якоря и вышел в Александровск без конвоиров. Ход 14 узлов.

30 декабря на параллели 68 последний раз видел восход и заход солнца. Ветер — свежий норд.

31 декабря ветер от норд-оста достиг силы шторма. В 19 часов получил такой сильный удар волны в днище, что корабль, имея 10 узлов по оборотам, а 6 узлов по лагу, сразу остановился и весь затрясся. Волна покрыла корабль и ударила по полубаку с такой силой, что, как впоследствии обнаружено, в жилой палубе под пиллерсами прогнулось три бимса и один дал трещину, а стоявшие деревянные подпоры переломились пополам. Ввиду этого изменил курс. Температура воздуха около 11 мороза, и вся вода, что попадала на палубу, моментально замерзала. Мостик обмерз немного, так как большинство брызг успевало замерзать в воздухе и попадало на мостик в виде града, вода же обливала мостик лишь когда попадала большими массами. В 22 часа вдруг ветер стих до штиля, небо прояснилось, имел определение по звездам, зыбь тоже утишилась.

1 января 1917 года в полночь место широта 71° 39' и долгота— 16° 49', штиль. Корабль весь обмерз, нос представляет бесформенную массу с высоко подымающимися из нее штагами фута 1 1/2 в диаметре. Луна ярко светит, ход 10 узлов; корабль идет зигзагами. В 2 часа подул зюйд, который сбил оставшуюся зыбь. Начал околачивать лед.

2 января в 10 часов, прямо по курсу, в недалеком расстоянии встретил лед в виде ледяных полей, а горизонт весь оказался покрытым сплошным льдом. Лег на зюйд, а потом на зюйд-вест и дал 14 узлов. В 12 часов, не видя льда, вновь лег на ост. В 14 часов вновь попал в лед и вновь спустился на зюйд. Ветер задул от зюйда, корабль стал сильно зарываться носом, что способствовало оттаиванию палубы, так как вода имела температуру около +4°, а воздух около -7°.

3 января в 2 часа вновь получил сильный удар волны в нос, ход 6 узлов. Был вынужден свернуть с курса. В 9 часов на рассвете увидел берег. В 10 часов был в назначенном рандеву у острова Кильдина, но никого не встретил. В 10 1/2 часа мимо меня прошли два английских тральщика, один пытался что-то мне сообщить голосом, проходя с подветра контрогалсом, но за свежим ветром ничего не было слышно. В 11 часов вошел в Кольскую бухту, застопорил машину и начал сколачивать лед для подготовки якорей к отдаче. В 12 часов подошел ко входу в Екатерининскую гавань, где неожиданно увидел перед собою заведенный бон. Дав полный ход назад, стал разворачиваться и сиреной вызывать шлюпку. Развернувшись, встал у входа, ожидая каких-либо распоряжений. В 13 часов подошел катер с лоцманом, который сказал мне, что я должен идти не в Александровск, а в Романов. В 15 часов пришел в Романов и стал на якорь по указанию контр-адмирала Бестужева-Рюмина. В 16 часов явился на «Варяг» контр-адмиралу Бестужеву-Рюмину и, во исполнение полученного телеграфного предписания, вступил в состав отряда судов обороны Кольской бухты.

В настоящее время корабль находится в полном боеспособном состоянии; таковое будет поддержано, если личный офицерский состав его будет сохранен и будет знать, что он имеет определенное боевое значение. В противном же случае поддерживать корабль в этом состоянии будет чрезвычайно трудно или даже невозможно. Сейчас корабль силен не своими боевыми качествами, а духом его личного состава, сильно сплотившегося в продолжительном плавании.

Линейный корабль «Чесма» в Кольском заливе. 1917 год

© Подготовка к публикации. Л.А.Кузнецов, 1998

Hosted by uCoz