Русские крейсеры на защите океанских коммуникаций Антанты*
А. В. Невский

(Гангут #34)

* По материалам РГАВМФ.

Крейсер «Аскольд»

Отечественная историография до настоящего времени не располагает достаточно полным документальным описанием действий русских крейсеров в составе английской Восточно-Азиатской эскадры. Западные военно-морские историки (Ю.С.Корбетт, Х.В.Вильсон, Э.Редер и другие) также мало уделяли внимания русским крейсерам, допуская при этом фактические ошибки в описании их действий. В настоящей работе предпринята попытка на основе архивных материалов дать подробное описание действий крейсеров «Аскольд» и «Жемчуг» в начальный период Первой мировой войны.

Крейсер «Аскольд» — флагманский корабль Сибирской флотилии на рейде Владивостока

29 июля 1914 года командующий Сибирской флотилией контр-адмирал М.Ф.фон Шульц получил тревожную телеграмму, гласившую: «Минмор приказал прекратить увольнение нижних чинов [в] запас и отпуски. Находящихся в отпусках немедленно вытребовать». На следующий день начальник Морского генерального штаба (МГШ) А.И. Русин уведомил его о возможном разрыве отношений с Германией и Австрией и об объявлении общей мобилизации. Последнее не относилось к Приамурскому округу и Сибирской флотилии, однако в телеграмме, пришедшей во Владивосток в ночь на 31 июля А.И.Русин рекомендовал М.Ф.Шульцу: «Флотилию, по возможности, держите в боевой готовности».

После телеграммы из МГШ об объявлении войны Германией, поступившей во Владивосток 1 августа 1914 года, флотилия, судя по телеграмме М.Ф.Шульца А.И.Русину от 4 августа, была приведена в боевую готовность.

Дальнейшие действия командующего Сибирской флотилией определялись теми сведениями, которые он получал из МГШ, а также от русских дипломатических и военных представителей за рубежом. Эти сведения были довольно противоречивы, особенно в части, касающейся германской эскадры адмирала М. фон Шпее. В поступивших в МГШ сообщениях от поверенного в Пекине Граве и военно-морского агента в Токио А.Воскресенского говорилось, например, что эскадра Шпее находится в Циндао, причем указывалось, что «по слухам» германская эскадра намерена «предпринять действия против Владивостока».

6 августа поступил запрос из Пекина: «Здесь распространились слухи, что "Аскольд" имел сражение с германским крейсером. Верно ли это?» А известия о том, что германские крейсеры идут во Владивосток, повторялись в телеграммах из Китая и Японии вплоть до 21 августа.

Вероятно, такое постоянство слухов не случайно — скорее всего, их источником являлась германская агентура. Если иметь в виду, что 4 августа германский крейсер «Emden» захватил в Корейском проливе русский пароход «Рязань», то очевидно, что рейд «Emden» в сочетании с целенаправленной дезинформацией, коей являлись «слухи», имели своей целью удержать Сибирскую флотилию от активных действий. В действительности же эскадра М.фон Шпее еще 7 июня покинула Циндао и в конце июля находилась у острова Понапе, а в Циндао оставался лишь крейсер «Emden», командир которого Карл фон Мюллер должен был обеспечить германской эскадре снабжение углем.

20 июля командующий Сибирской флотилией получил запрос из Токио, который гласил: «Для согласования действий союзных эскадр на Дальнем Востоке надо знать: ...Где находятся "Аскольд" и "Жемчуг", могут ли они действовать активно и на каком расстоянии...» Реагируя на эту телеграмму, М.Ф.Шульц 7 и 9 августа передал в МГШ: «Прошу полномочий предложить адмиралу (английскому. — Прим.ред.) содействие судами флотилии и сухопутным десантом на пароходах Добровольного флота».

Владивосток — главная база Сибирской флотилии

Крейсер «Жемчуг» во Владивостоке

Из другой телеграммы (на которой имеется резолюция морского министра адмирала И.К.Григоровича «Запретить. И.Г.») известно, что М.Ф.Шульц отдал распоряжение вооружить четыре парохода Добровольного флота.

Несмотря на то, что А.И.Русин 9 августа послал командующему Сибирской флотилией грозный вердикт «Минмор запретил предлагать что-либо от себя английскому адмиралу, также высылать куда-либо пароходы Добровольного флота», между товарищем министра иностранных дел А.А.Нератовым и А.И.Русиным велась переписка по вопросу присоединения «Аскольда» и «Жемчуга» к английской эскадре. Итогом этой переписки стал доклад И.К.Григоровича царю, в котором испрашивалось «соизволение на присоединение "Аскольда" и "Жемчуга" или одного из них, в благоприятное для сего время, по усмотрению командующего Сибирской флотилией контр-адмирала фон Шульца, к составу союзного флота и подчинении крейсеров, в случае совместных действий, командующему английской эскадрой в китайских водах». Император «соизволил дать разрешение», о чем И.К.Григорович и уведомил М.Ф.Шульца 12 августа; во Владивостоке депеша была получена на следующий день.

Здесь следует обратиться к западным авторам. Один из авторитетнейших морских историков сэр Джулиан Корбетт в своем труде «Операции английского флота в Мировую войну» отмечает: «10 августа эскадра Джеррама усилилась еще двумя кораблями — русскими крейсерами "Аскольд» и "Жемчуг"». В документах МГШ имеется телеграмма М.Ф.Шульца, гласящая: «Английский адмирал просит прислать "Аскольд" и "Жемчуг". Препятствий не имею. Предполагаю выслать 10 августа». Заметим, что это дата по старому стилю, Д.Корбетт же указывает все даты, естественно, по новому стилю. Причина такого расхождения дат, очевидно, состоит в том, что Д.Корбетт, основываясь на приведенной телеграмме М.Ф.Шульца, просто упустил из виду разницу стилей.

Однако у английского историка есть и фактическая ошибка: он считает датой присоединения русских крейсеров дату предполагавшегося выхода, а не сам факт присоединения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Д.Корбетт не располагал документами командующего английской Восточно-Азиатской эскадрой вице-адмирала Т.-М.Джеррама, так как 9 августа поход «Аскольда» и «Жемчуга» был «отложен английским адмиралом до выяснения, какое положение займет Япония».

Германский крейсер «Emden»

Германский вспомогательный крейсер «Prinz Eitel Friedrich»

24 августа императору Николаю II было доложено, что «по приказанию английского адмирала... крейсера "Аскольд" и "Жемчуг" уходят 25 августа в Гонконг на соединение с силами союзников».

На этот раз задержки не было: 25 августа в 6 ч оба крейсера снялись с якоря и покинули Владивосток, «имея в кильватере пароход Добровольного флота "Полтава"». На следующий день корабли попали в тайфун, но вышли из него без повреждений и уже 30 августа бросили якоря на рейде Гонконга. В гавани стояли японские крейсеры «Ибуки» и «Тикума», а также дивизион английских миноносцев.

К этому времени обстановка на Тихом и Индийском океанах была такова. Граф М. фон Шпее с основными силами своей эскадры находился на атолле Маюро (Маршалловы острова). Вспомогательные крейсеры «Prinz Eitel Friedrich» и «Cormoran» (бывший русский пароход «Рязань») готовились к набегу на австралийские воды.

Крейсер «Emden» в это время вышел в Индийский океан и шел вдоль берега острова Ява, «Nurnberg» подходил к Гонолулу, a «Leipzig» направлялся на юг вдоль мексиканского побережья Калифорнии.

Силы союзников располагались следующим образом: Австралийская эскадра контр-адмирала Пэти 30 августа высадила десант на Самоа, часть кораблей этой эскадры конвоировала транспорты с десантом на Новую Гвинею и Новую Померанию. Восточно-Азиатская эскадра после вступления в войну Японии перебазировалась на Сингапур и вела патрулирование вспомогательными крейсерами к западу от Филиппин. Японский флот выделил три эскадры для защиты морских сообщений и готовился послать корабли на поиски Шпее, японский линкор находился на пути к побережью Канады, куда уже пришли один японский и два английских крейсера.

Союзники не имели точных сведений о местонахождении германских крейсеров, руководствуясь в своих действиях слухами и предположениями. Т.-М.Джеррам считал, например, что Шпее может со всей эскадрой предпринять набег на торговые пути в Индийском океане. Предупреждая такой маневр, английский адмирал перебазировался со своей эскадрой в Сингапур, а русские крейсеры получили задание воспрепятствовать подвозу угля германским кораблям из порта Манила через проливы Бернардино и Суригао.

3 сентября, приняв на борт английских офицеров связи (на «Аскольд» — капитана морской пехоты Я.Фармера, на «Жемчуг» — лейтенанта Моунда), русские корабли вышли в море. На следующий день они разделились: «Аскольд» пошел осматривать восточное побережье Филиппин, «Жемчуг» — западное. Первый благополучно обогнул острова, прошел 7 сентября проливом Суригао и 12 сентября вернулся в Гонконг, со вторым же было иначе: 5 сентября, когда, готовясь настигнуть появившиеся на горизонте дымы, корабль дал 20-узловой ход, лопнули трубки холодильников и скорость резко упала; командир крейсера барон И.А.Черкасов принял решение возвратиться в Гонконг, что и было сделано 7 сентября.

Командир крейсера «Аскольд» С.А.Иванов 6-й

После этого крейсерства русские корабли использовались в качестве конвоиров для транспортов, перевозивших английские и французские войска. 21 сентября «Аскольд» отправился в составе конвоя из четырех транспортов и вспомогательного крейсера «Empress of Eishe» в Сингапур, куда и прибыл 26 сентября. На следующий день, 27 сентября, «Жемчуг» также вышел из Гонконга в Сингапур с заходом в Хайфон и Сайгон, конвоируя всего один французский транспорт.

27 сентября командир крейсера «Аскольд» С.А.Иванов 6-й нанес визит вице-адмиралу Т.-М.Джерраму, который, «будучи не совсем здоров», жил «в форте на берегу: и из Сингапура управлял деятельностью своей эскадры». С.А.Иванов 6-й получил от английского адмирала инструкции и пожелание встретить оперировавший в Индийском океане «Emden». На следующий день «Аскольд» с тем же конвоем вышел в Коломбо.

«Жемчуг» прибыл в Сингапур лишь 8 октября; за это время «Аскольд» успел прийти в Коломбо (4 октября), погрузить уголь и отправиться (6 октября) совместно с французским крейсером «Dupleix» и восемью транспортами в Аден.

Простояв 5 дней в Сингапуре, «Жемчуг» отправился далее в Пенанг, конвоируя четыре транспорта. Прибыв туда (16 октября), барон И.А.Черкасов сдал конвой английскому крейсеру «Yarmouth» и получил от адмирала Джеррама приказ осмотреть Никобарские и Андаманские острова.

«Аскольд» к этому времени уже стоял в Адене, куда он пришел 14 числа, и готовился к обратному походу в Коломбо по приказанию адмирала Джеррама. 20 октября крейсер покинул Аден, а 26 уже был в Коломбо.

В тот же день «Жемчуг» вернулся в Пенанг, и его командир получил у английского командующего разрешение щелочить котлы. 27 октября в Пенанг прибыла жена И.А.Черкасова, и он съехал на берег, приказав все же, «на всякий случай», иметь заряженными орудия, обращенные к входу на рейд.

Старший офицер «Жемчуга» Н.В.Кулибин приказал зарядить лишь два орудия и иметь на каждое из них по пять запасных снарядов. Из 16 котлов крейсера под парами находился только один, поэтому корабль не мог дать ход. Сигнальная вахта состояла лишь из одного сигнальщика.

Крейсер «Жемчуг»

28 октября в 5 ч 30 мин утра произошло событие, которое доктор исторических наук И.В.Можейко описывает так: «"Эмден" ворвался в гавань Пенанг в Малаккском проливе (в это время англичане ждали его появления у берегов Южной Африки, где вспыхнуло восстание буров под руководством генерала Христиана де Вета) и, не обращая внимания на огонь фортов и военных кораблей, стоявших на рейде, потопил русский крейсер "Жемчуг" и французский миноносец».

Так ли это было в действительности? Обратимся к постановлению следственной комиссии по делу гибели крейсера «Жемчуг», в котором говорится, что рейд Пенанга «никакими береговыми укреплениями защищен не был». На рейде в то утро, кроме русского крейсера, стояли французские корабли: канонерская лодка «D'lberville» и два эскадренных миноносца; третий эсминец, «Mousquet», находился в дозоре у северного входа на рейд. За южным входом на рейд наблюдал английский лоцманский катер. «Жемчуг» стоял с открытыми якорными огнями, команда спала на верхней палубе не по расписанию.

«Emden» не ворвался, а, скорее, прокрался на рейд, введя лоцманский катер в заблуждение фальшивой четвертой трубой (все английские и японские крейсеры, оперировавшие в Индийском океане, были четырехтрубными). Идя без огней, «Emden» приблизился к «Жемчугу» на расстояние 2,5 кб, выпустил торпеду и открыл артиллерийский огонь. От попадания торпеды русский крейсер получил тяжелые повреждения: были затоплены кормовые котельное и машинное отделения, кормовые патронные погреба, разрушены лазарет, командирская каюта, выведены из строя два орудия. На «Жемчуге» началась паника, часть команды бросилась за борт. Старший офицер Н.В.Кулибин и артиллерийский офицер Ю.Рыбалтовский сумели восстановить относительный порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили снарядов — элеваторы подачи не действовали, так как под паром был только один котел. Лейтенант Ю.Рыбалтовский, отстранив раненого наводчика, сам открыл огонь из кормового орудия; всего с «Жемчуга» было произведено 12 выстрелов, из которых ни один в цель не попал.

В это время «Emden» развернулся другим бортом и, проходя мимо русского крейсера, снова выпустил торпеду, одновременно продолжая вести артиллерийский огонь. Торпеда попала в носовую часть «Жемчуга», от ее взрыва сдетонировал снарядный погреб и через минуту корабль пошел ко дну.

Канонерская лодка «D'lberville», перебиравшая в это время машины, не сделала ни одного выстрела по германскому крейсеру, так как имела лишь одно 100-мм и три 65-мм орудия и ее командиру исход борьбы был ясен. Миноносец «Pistolet» принял «Emden» за броненосный крейсер «Scharnhorst» с 210-мм артиллерией и также не вступил в бой. Таким образом, корабли, стоявшие на рейде (кроме «Жемчуга»), вопреки утверждению И.В.Можейко, не сделали ни одного выстрела.

Место гибели крейсера «Жемчуг» указывала возвышавшаяся над водой мачта

«Emden» же благополучно ушел, потопив по дороге и эсминец «Mousquet», спешивший на звуки стрельбы.

Остановимся теперь на другой распространенной ошибке — потерях «Жемчуга». Разные авторы приводят различные цифры: Р.М. Мельников — из 354 членов экипажа убито 32; Ю.С.Корбетт — убиты 1 офицер и 90 матросов, два офицера и 106 матросов ранены; Х.В.Вильсон — 91 человек убит, 108 ранены. Поименный список потерь, содержащийся в документах, позволяет назвать точные цифры: 1 офицер, 80 нижних чинов убиты, семеро умерли от ран впоследствии, ранено девять офицеров, 113 кондукторов и нижних чинов из 335 членов экипажа.

По поводу гибели крейсера была создана следственная комиссия, которая всю вину за случившееся возложила на командира корабля барона И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина.

Комиссия отметила и халатное отношение английских властей к организации обороны и поддержанию боевой готовности в порту Пенанг, но никакого частного определения в отношении этих властей вынесено не было, хотя основания для подобного определения имелись.

Во-первых, «Жемчуг» оказался уже не первой жертвой внезапного нападения германского рейдера. Так, 20 сентября при подобных обстоятельствах на острове Занзибар германский крейсер «Konigsberg» потопил английский крейсер «Pegasus», a «Emden» 22 сентября успешно обстрелял нефтяные цистерны в порту Мадрас.

Во-вторых, из донесения командира крейсера «Аскольд» известно, как была организована служба наблюдения и оповещения на подходах к Сингапуру в то время, когда там проживал командующий Восточно-Азиатской эскадрой вице-адмирал Т.-М.Джеррам: «Ночью в трех местах устроена прожекторами световая завеса»; надо отметить, что такая завеса не гарантирует от внезапного появления вражеского корабля, так как ее видно на большом расстоянии и, следовательно, имеется возможность от нее уклониться.

В-третьих, торговые суда, перехватом и потоплением которых занимался «Emden», в большинстве своем шли без конвоя и по пути заходили в те же порты, на которые базировались и боевые корабли Антанты. От команд этих судов «Emden» и получал некоторые сведения о состоянии охранения якорных стоянок и портов.

Все это в совокупности позволяет утверждать, что вице-адмирал Т.-М.Джеррам не принял должных мер для организации службы оповещения и обороны якорных стоянок и баз. Кроме того, английский адмирал, зная о незащищенности рейда Пенанга, все же разрешил командирам «Жемчуга» и «D'Iberville» проводить работы, заведомо ведшие к частичной утрате боеспособности их кораблей.

Крейсер «Аскольд» 26 октября вернулся в Коломбо, а на следующий день, конвоируя четыре транспорта, вышел в Бомбей, куда прибыл 31 октября. 7 ноября «Аскольд» опять был в Коломбо, откуда 10 ноября отправился во второе самостоятельное крейсерство, оказавшееся непродолжительным. 12 ноября на корабле приняли радиограмму: «Командующий требует, чтобы "Аскольд" возвратился в Коломбо и приготовился к дальнейшему плаванию». Затем от торговых судов на русском крейсере узнали, что «Emden» у Кокосовых островов потоплен крейсером «Sydney». Это известие подтвердила и принятая «Аскольдом» радиограмма.

20 ноября, когда русский крейсер уже следовал из Коломбо в Сингапур, поступило новое распоряжение: «Британское Адмиралтейство желает, чтобы, если возможно, крейсер "Аскольд" принял участие в военных операциях против Турции у берегов Сирии и Дарданелл. Возвращайтесь в Коломбо принять необходимые запасы». Исполняя приказ, русский крейсер 30 ноября 1914 года прибыл в Аден, а 7 декабря завершил поход в Суэце.

На этом закончилось участие русских крейсеров в обороне океанских коммуникаций Антанты.

В заключение следует отметить, что особой необходимости в использовании «Аскольда» и «Жемчуга» в Индийском океане не было, так как английский флот и на этом театре военных действий имел достаточно сил для обороны своих коммуникаций, хотя эти силы и не всегда использовались должным образом. Кроме того, мощный японский флот, хотя и оказал существенную поддержку англичанам, все же не имел того решающего воздействия на ход событий, которое было в его силах.

Таким образом, рассмотренный эпизод, не принесший славы русскому оружию, тем не менее расширяет наши представления о Первой мировой войне.

Слустя много лет в Пенанге (ныне Джорджтаун) на месте захоронения погибших моряков крейсера «Жемчуг» был установлен памятник



Hosted by uCoz