Глава 15
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

«АВРОРА» ВСТРЕЧАЕТ ВОЙНУ

Развязанная уже давно в Европе и Азии вторая мировая война железным валом надвигалась и на нашу страну. Фашистская Германия со второй половины 1940 г. тайно форсировала подготовку к нападению на Советский Союз. Гитлеровцы рассчитывали благодаря внезапному нападению массированными ударами бронетанковых и механизированных соединений при поддержке крупных сил авиации прорвать нашу оборону на границе, уничтожить основные силы кадровых соединений Красной Армии и, молниеносно продвинувшись к Ленинграду, Москве, Донбассу, овладеть ими и завершить свой восьминедельный победный марш выходом на линию Архангельск — Астрахань.

Несмотря на то, что внутриполитическое положение нашей страны к июню 1941 г. определялось успехами, достигнутыми в политической, экономической и военной областях, тем не менее уровень нашей экономики уступал экономическому потенциалу фашистской Германии, на которую фактически работала вся Западная и Центральная Европа, за исключением Великобритании. Однако созданная в СССР мощная промышленная база и социалистическая плановая система народного хозяйства позволяли в случае войны использовать ресурсы страны для развертывания массового производства всего необходимого для борьбы.

В результате мер советского правительства по укреплению обороноспособности страны главная база Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) из Кронштадта была переведена в Таллин. Оборудовались военно-морские базы в Либаве, на полуострове Ханко и в других пунктах. Создавались береговая и противовоздушная обороны. Рубежи флота выдвинулись на запад, расширились его оперативные возможности. В целом военно-стратегическая обстановка на Балтийском морском театре существенно изменилась в пользу Советского Союза.

Гитлеровский план войны против СССР предусматривал одной из главных задач армий, действующих на Прибалтийском театре, захват с суши военно-морских баз КБФ, в том числе и Ленинграда, имевшего огромное экономическое и политическое значение, и тем самым прекратить существование Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» встретил в Ораниенбауме. Поскольку артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду. С первых же дней войны крейсер огнем своей зенитной артиллерии совместно с другими кораблями и наземными батареями отражал атаки фашистской авиации. К этому времени кроме десяти 130-мм орудий 289 в состав артиллерийского вооружения «Авроры» входили: две универсальные 76,2-мм артустановки длиной в 55 калибров (4191 мм), установленные на полубаке, два зенитных 76,2-мм орудия системы Лендера на среднем мостике, три универсальных 45-мм орудия длиной в 45 калибров (2070 мм), стоявшие на кормовом мостике, и пулемет системы «М-1».

В зимний период крейсер, как правило, выполнял функции плавучей базы соединения подводных лодок, поэтому установленные на нем средства радиосвязи вполне отвечали требованиям своего времени и обеспечивали надежную связь во всех действующих диапазонах. Корабль имел радиостанцию типа «Бриз», обеспечивавшую приемопередачи в трех режимах: незатухающими колебаниями, тонально-модулированными и телефонией. Мощность станции 75 Вт, диапазон волн 400— 1100 м. Кроме того, в состав радиоаппаратуры крейсера входили передатчики «Шквал» (мощностью 375 Вт, диапазон 250—650, 400—1100 м) и «Бухта» (мощность 50 Вт, диапазон 30—120м), а также приемники «Дозор» (диапазон 200—25000 м) и два комплекта «КУБ-4» (диапазон 10—120 м). Внутриэскадренная связь и связь с береговыми постами обеспечивалась ультракоротковолновой станцией «Рейд» (мощность 5 Вт, диапазон 4—5 м).

Начавшаяся война резко изменила жизнь на «Авроре». С корабля ушли на фронт курсанты Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Постепенно, по мере приближения вражеских войск к Ленинграду, редела и команда крейсера. Как и в гражданскую войну, авроровцы уходили на действующие корабли Краснознаменной Балтики, на корабли создаваемых военных флотилий и на сухопутный Ленинградский фронт. Снималось с крейсера и вооружение. 7 июля 35 краснофлотцев и старшин зенитного дивизиона во главе с командиром БЧ-П старшим лейтенантом Я. Г. Музыря и его заместителем по политической части лейтенантом И. Д. Ворожко ушли с крейсера на Чудскую военную флотилию. Вместе с ними были отправлены и пять орудий (два системы Лендера, одно 76,2-м м и два 45-мм) для установки на бывших учебных судах Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, превращенных войной в боевые корабли 290.

БАТАРЕЯ «А»

8 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда и озерного района (МОЛиОР) началось формирование отдельного артиллерийского дивизиона специального назначения, состоящего из двух батарей. Батарея «А» — «Аврора» (девять 130-мм орудий, снятых с крейсера «Аврора») и батарея «Б» — «Большевик» (десять 130-мм орудий). Батарея «А» была укомплектована личным составом, назначенным с разных кораблей и частей, входящих в МОЛиОР. С крейсера «Аврора» на батарее было три артиллерийских специалиста: командир зенитного дивизиона лейтенант А. А. Антонов и командиры батарей лейтенанты Е. Н. Дементьев и Н. П. Кузнецов. Командиром батареи «А» был назначен старший лейтенант Д. Н. Иванов, военкомом — младший политрук А. А. Скулачев 291. От Ду-дергофа (пос. Можайский) до Киевского шоссе на позиции протяженностью 12 километров разместились девять орудий батареи «А». Каждое орудие было отдельной хорошо оборудованной огневой позицией. Боевой расчет орудия состоял из 15—17 человек во главе с командиром. Авроровцы командовали тремя орудиями: № 2 — лейтенант А. А. Антонов, № 3 — лейтенант Е. Н. Дементьев и № 4 — лейтенант Н. П. Кузнецов. Орудиями № 1, 5, 6, 7, 8 и 9 командовали соответственно младший, лейтенант Г. А. Скромников, лейтенанты А. В. Смаглий, А. И. Доценко, И. Ф. Овчинников, А. И. Голубое и Л. В. Желудков, назначенные с других кораблей МОЛиОРа. Огневые позиции каждого орудия были отлично оборудованы, замаскированы и имели телефонную связь с командным пунктом батареи, на котором, кроме комбата и военкома, находились: завхоз техник-интендант 2 ранга Г. К. Швайко, военврач А. Г. Павлушкипа и начальник боепитания главный старшина С. А. Лобанов. Батарея вступила в первый бой с фашистами 6 сентября. До исхода 13 сентября, уже находясь в окружении, морские артиллеристы героически продолжали борьбу, нанося гитлеровцам огромные потери в живой силе и технике. Подвиг моряков батареи «Аврора», навсегда сохранится в истории. Никогда не будет предана забвению героическая смерть, которую приняли, защищая Ленинград, младший лейтенант Г. Скромников, лейтенант А. Смаглий и другие. Свято помнят авроровцы имена лейтенанта А. Антонова и младшего политрука А. Скулачева, взорвавших себя и окруживших их врагов 292.

В ОРАНИЕНБАУМЕ

А на самом крейсере шла напряженная боевая жизнь. Вначале «Аврора» подвергалась только налетам вражеской авиации, но с приближением фронта он стал систематически обстреливаться немецкой артиллерией из Стрельны и Петергофа (ныне Петродворец). Первый, наиболее тяжелый бой крейсер принял 16 сентября. В этот день фашисты предприняли массовый налет на Ораниенбаум. Самолеты шли волнами. Две оставшиеся на крейсере артустановки, одна 76,2-мм — па полубаке и вторая 45-мм — на кормовом мостике, а также зенитный пулемет «М-1» своим огнем отражали атаки пикирующих бомбардировщиков. Только из носового орудия было выпущено 138 снарядов. По свидетельству зенитчиков береговой батареи, один вражеский самолет был сбит огнем авроровцев. 293

21 сентября крейсер подвергся комбинированному артиллерийскому и авиационному налету. И с этого дня такие налеты стали почти ежедневными. Сигналы боевой тревоги звучали в день по 10—13 раз. Личный состав не уходил с боевых постов сутками. Морякам приходилось одновременно отражать атаки самолетов и бороться за живучесть корабля. Особенно тяжелым был день 30 сентября. По кораблю была выпущена масса снарядов. Один из них калибром 152-мм пробил носовую дымовую трубу, палубу полубака, верхнюю палубу и разорвался в кубрике батарейной палубы, вырвав часть левого борта. Начались пожары.

В результате обстрела были повреждены не только надстройки и палубы, но и нарушилась герметизация заделанной после обстрела 27 сентября пробоины в отделении правой машины. Вода стала постепенно заполнять машинный отсек. К утру крен корабля на правый борт достиг 23°. Возникла угроза, что крейсер ляжет на правый борт и затонет. В условиях начавшегося жесточайшего артобстрела мужественные и решительные действия старшины машинной группы старшины 1 статьи П. В. Васильева и командира отделения трюмных машинистов старшины 2 статьи Н. А. Кострюкова спасли положение. Открыв кингстоны противоположного борта и притопив корабль, они на ровном киле поставили его на грунт. 294

Вступивший незадолго перед этим во временное командование крейсером старший помощник командира старший лейтенант М. К. Крылов в своем донесении в штаб КБФ сообщал:

Доношу, что в результате артобстрела 1.10.41 от прямых попаданий затонул транспорт «Базис» у северного конца восточного мола, а Краснознаменный крейсер «Аврора» получил две подводные пробоины и имеет шесть надводных. «Аврора» сидит на грунте с креном на правый борт 3°. Пара и света нет. Личный состав находится на корабле.

Командир Краснознаменного крейсера «Аврора» старший лейтенант Крылов 295

К этому времени па корабле оставалось около тридцати человек личного состава во главе со старшим лейтенантом М. К. Крыловым и военкомом политруком Н. Д. Филичкиным. Отсутствие на корабле пара и света делало пребывание на нем команды очень тяжелым. В первое время моряки размещались в кубрике под полубаком, а потом, с наступлением морозов, переселились в землянки, сооруженные на берегу, возле корабля. На самом крейсере несли вахту только у Краснознаменного военно-морского флага и у действующей 76,2-мм орудийной установки (вторая 45-мм пушка нуждалась в ремонте).

В конце ноября на корабле начали демонтировать средства радиосвязи и оставшиеся артиллерийские орудия. Артиллерийские системы предназначались к установке на берегу для стрельбы прямой наводкой. Все эти демонтажные работы авроровцы выполняли в неимоверно трудных условиях суровой зимы и подступившего голода. А на крейсере в это время было всего двадцать человек. Лейтенант П. С. Гришин, сменивший на посту командира раненного М. К. Крылова, и политрук Н. Д. Филичкин смогли мобилизовать личный состав на выполнение задач, стоявших перед кораблем. Даже в условиях тяжелой зимы фашисты не оставляли Краснознаменный крейсер в покое. «1 декабря корабль подвергся сильному артобстрелу. Противник по крейсеру выпустил 56 снарядов. Попаданий — четыре: 1 — левое крыло нижнего мостика в районе боевой рубки; 2 — левый борт, коридор комсостава; 3 — малая кают-компания; 4 — полубак. На корабле возник пожар, который быстрыми и умелыми действиями всего личного состава был ликвидирован. Во время налета от осколка вражеского снаряда погиб демонтирующий радиостанцию главный старшина Близко с форта «Красная горка» 296.

Краснознаменный крейсер «Аврора» в гавани Ораниенбаума, апрель 1944 г. (из фондов ЦВММ).

Особенно трудно было с выгрузкой ютового 130-мм орудия. Демонтаж артсистемы производился главным образом ночью, когда ослабевал артобстрел. Подъемные краны использовать было нельзя. И обессилевшие от голода специалисты артиллерийских мастерских, совместно с авроровцами на руках сгружали на лед тяжелые стылые узлы пушки. Погрузив на волокуши, их по льду «живым паром» доставляли к мастерским. Эта пушка, установленная на специально переоборудованной четырехосной железнодорожной платформе с выдвижными домкратами, вошла в состав бронепоезда № 7, получившего 23 января 1942 г. имя «Балтиец». Весь период существования Ораниенбаумского «пятачка» и потом, вплоть до 1944 г., бронепоезд успешно громил врага на подступах к Ленинграду 297.

Капитан 3 ранга П. А. Доронин, назначенный командиром корабля 29 июля 1943 г., докладывал командованию рапортом:

Доношу, что 14 августа 1943 года в 15 часов 05 минут противник начал артиллерийский обстрел Краснознаменного крейсера «Аврора». При артобстреле противник выпустил по крейсеру 17 снарядов, из них попало в корабль три. Один снаряд попал в корму и, пробив верхнюю палубу, разорвался. Пробоина размером 1,5 X 1,5 м. Другой снаряд попал в шкафут левого борта, в надстройку в районе 50—60-го шпангоутов, при разрыве повредил раструб, палубу и шлюпбалку. Третий снаряд попал в центр корабля, в среднюю трубу в районе 54—70-го шпангоутов и разорвался в кожухе около камбуза...

Личный состав во время артобстрела действовал смело и мужественно 298.

В этом же месяце, при артобстреле, осколок вражеского снаряда сбил в воду Краснознаменный военно-морской флаг «Авроры». Ни секунды не колебался старший краснофлотец А. И. Волков. Несмотря на бушевавший вокруг шквал снарядов, он подхватил флаг и вновь поднял его над крейсером.

Во все эти тяжелые годы испытаний авроровцы не посрамили славных традиций своего корабля. Они оправдали доверие своей Родины, своего шефа — Президиума Верховного Совета СССР, высказанное в телеграмме, полученной на «Авроре» в канун 25-й годовщины Великого Октября:

Высшая правительственная Ораниенбаум. Старшему лейтенанту Гришину Поздравляю краснофлотцев, командиров и политработников с двадцатипятилетием Октябрьской социалистической революции. Уверен, что моряки-авроровцы хранят славные боевые традиции, честно выполняют долг перед Родиной в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

М. Калинин 299

Боевые повреждения Краснознаменного крейсера «Аврора», полученные в Великой Отечественной войне: а — боковой вид; б — 76-й шпангоут; в — вид сверху.

Hosted by uCoz