12 ноября 1921 года в Вашингтоне открылась международная конференция, главной целью которой являлось ограничение морских вооружений, а также урегулирование конфликтной ситуации, сложившейся на Дальнем Востоке. 6 февраля следующего года были достигнуты три договоренности, из которых первая касалась раздела региона Тихого океана на сферы влияния стран-участниц, вторая - их политики относительно Китая, и наконец, третья - ограничения количественного и качественного состава военных флотов. Эта последняя, называемая также "соглашением пяти", была заключена между Соединенными Штатами, Великобританией, Японией, Францией и Италией и определяла:
1. Признание этими странами лимитов тоннажа двух основных групп военных кораблей:
I группа - линейные корабли и линейные крейсера;
II группа:
A - легкие надводные корабли (крейсера и эсминцы);
B - подводные корабли;
C - авианосные корабли (авианосцы и базы гидросамолетов).
2. Верхнюю границу стандартного водоизмещения (водоизмещение это, в отличие от полного, исчисляется для корабля с полным боевым снаряжением, но без нефти и запаса пресной воды для котлов).
3. Максимальную величину главного калибра для каждого класса кораблей.
В категории крейсеров получили право иметь по 525.000т стандартного водоизмещения Соединенные Штаты и Великобритания, 315.000т - Япония, и по 175.000т - Франция и Италия.
В категории авианосных кораблей - по 135.000т США и Великобритания, 81.000т - Япония, по 60.000т - Франция и Италия.
Для линкоров максимальное стандартное водоизмещение установлено в 36.000т и калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), для авианосцев 27.000т и 8 дюймов (203 мм). Для крейсеров определялось максимальное стандартное водоизмещение в 10.000т и калибр главной артиллерии в 203 мм.
Крейсера указанных параметров получили условное название вашингтонских и были призваны в некоторой степени заполнить пробел, образовавшийся после ограничения общего тоннажа линкоров, поэтому при их проектировании стремились максимально использовать рамки, дозволенные соглашением. Так были созданы корабли, типичные для рубежа 20-30-х годов - сильные, быстрые и хорошо вооруженные, но при этом слабобронированные и - это было большим недостатком - довольно дорогостоящие. В их функции входило контролирование морских коммуникаций, дальняя разведка для главных сил флота, а также, при необходимости, выполнение других боевых задач, самостоятельно или в составе группы. В 1927-37гг. в странах-участницах соглашения вступили в строй 52 отвечавших принятым положениям вашингтонских крейсера:
США - 17 (2 типа Pensacola, 6 типа Northempton, 2 типа Portland и 7 типа New Orleans);
Великобритания и Австралия - 13 (7 типа Kent, 4 типа London, 2 типа Dorsetshire);
Япония - 8 (4 типа Myoko и 4 типа Takao);
Франция - 7 (2 типа Duquesne, 3 типа Colbert и 2 корабля одиночной постройки - Suffren и Algerie);
Италия - 7 (2 типа Trento, 4 типа Zara и одиночный Bolzano).
Эти корабли имели следующие тактико-технические данные:
стандартное водоизмещение от 9.050 до 10.000т (как выяснилось впоследствии, японские крейсера в действительности имели водоизмещение, превышающее допустимое на 940-1350т, а итальянские - даже на 1.712т):
скорость - 31-39 узлов;
бронирование: борта - 25-150мм, палубы - 25-117мм, башен главного калибра - 25-152мм;
вооружение составляли 8-10 орудий калибра 200-203мм, 4-6 зенитных орудий 75-127мм, до 12 торпедных аппаратов 533-610мм и до четырех гидросамолетов.
Помимо этих, так сказать, классических "детищ" Вашингтонского соглашения, существовали еще 6 боевых единиц, в которых не в полной мере использовались его лимиты:
Япония - 4 (2 типа Furutaka и 2 типа Aoba);
Великобритания - 2 типа York.
С первых минут рождения эти крейсера непрестанно остро критиковались. Дело в том, что из-за своих больших размеров они представляли собой прекрасную цель, а их минимальное бронирование не могло защитить даже от шестидюймовых снарядов легких крейсеров, не говоря уже о снарядах-монстрах линкоров и авиабомбах, в то время как их собственная артиллерия была слишком мощной для борьбы с более мелкими кораблями - для уничтожения легких крейсеров и эсминцев вполне хватало 152-мм орудий. Но с другой стороны, их главный калибр был явно недостаточен против "капитальных" кораблей - линкоров и линейных крейсеров. Вот и получалась старая песня на новый лад - вашингтонские крейсера, как и их непосредственные предшественники, крейсера броненосные - были чересчур слабы, чтобы войти в состав эскадр линейных кораблей, и избыточно сильны для борьбы с легкими силами противника.
В ответ на эту критику сторонники новых крейсеров указывали, главным образом, на их большую скорость и хорошую маневренность, позволяющие уклониться от боя с сильнейшим противником и, до некоторой степени, избежать атак подводных лодок и авиации. В числе позитивных характеристик называли также большую - до 10000 морских миль - дальность плавания и прекрасную мореходность.
В сложившейся ситуации на начало 30-х годов в политике пополнения крейсерских эскадр наметились две тенденции. Первая из них предусматривала модернизацию бронирования уже существующих кораблей с артиллерией калибра 203мм и постройку новых с улучшенными параметрами, в то время как вторая -пополнение флотов несколько более слабыми, но более дешевыми и потому более многочисленными крейсерами с орудиями калибра 152мм.
Родоначальник тяжелых крейсеров Frobisher вскоре после ввода в строй
С 21 января по 22 апреля 1930 года в Лондоне проходила очередная морская конференция по разоружению, одной из главных задач которой было установление новых ограничений тоннажа флотов участвовавших в ней государств. Что касается крейсеров, то они были подразделены на два класса:
класс "A" - тяжелые крейсера, к которым относились корабли с артиллерией главного калибра свыше 155мм при сохранении, однако, верхней границы 203мм;
класс "B" - легкие крейсера - корабли с орудиями калибра 155мм и меньше.
Согласно новому соглашению, Соединенные Штаты могли иметь 180.000т водоизмещения тяжелых крейсеров и 143.500т крейсеров легких, Великобритания -146.800т и 192.000т, а Япония - 108.000т и 100.450т соответственно.
После внесения в их конструкцию значительных изменений (особенно в бронировании кораблей) тяжелые крейсера все же не удовлетворяли всем предъявляемым к ним требованиям, вследствие чего наступил поворот в направлении интенсивной постройки легких крейсеров, меньший калибр артиллерии которых в некоторой степени компенсировался ее высокой скорострельностью. Кроме того, обладая прекрасной скоростью и маневренностью, легкие крейсера представляли собой цель, габаритами намного меньшую, чем тяжелые крейсера.
Из пяти морских держав-участниц соглашения после 1937 года строить тяжелые крейсера продолжали только Соединенные Штаты и Япония, и к началу второй мировой войны они ввели в строй еще 7 единиц:
Япония - 6 (2 типа Tone и 4 перестроенных из легких типа Mogami);
США - 1 (Wichita).
В 30-е годы тяжелые крейсера начали строить еще три государства:
Германия - 5 типа Admiral Hipper (2 единицы остались недостроенными);
Испания - 2 типа Canarias;
Аргентина - 2 типа Almirante Brown.
Во время войны последние корабли этого класса достраивались Германией и Советским Союзом (бывший германский Lutzow), в то время как США продолжали их постройку до конца 40-х годов, и последние американские крейсера типа Des Moines имели стандартное водоизмещение 17000т при полном водоизмещении 21500т (14 типа Baltimore, 2 типа Oregon City и 3 типа Des Moines). Всего с конца 20-х годов был построен 91 тяжелый крейсер, из них США - 37. Японией - 18, Британским Содружеством - 15, Италией и Францией - по 7, Германией - 3 (в 1940 году Кригсмарине переквалифицировало в тяжелые крейсера два карманных линкора Deutschland и Admiral Scheer, в сумме немцы имели 5 таких единиц) и по 2 - Испанией и Аргентиной.
До 1930 года Британским Содружеством было построено 13 вашингтонских крейсеров так называемого типа County (Графства), названных так из-за того, что они носили названия английских и шотландских графств (это не относится к кораблям Австралии) Поэтому принадлежащие к трем очень схожим между собой типам корабли часто называли общим именем - тип County. До них так же называли в начале века броненосные крейсера типов Monmouth и Devonshire, а после них, в 60-е годы, эсминцы УРО тоже типа Devonshire. Вашингтонские крейсера типа County были кораблями дорогостоящими, поэтому построить их в количестве, достаточном для защиты британских морских коммуникаций, было весьма накладно, и Адмиралтейство предпочло построить большее количество менее дорогих легких крейсеров. После крейсеров типов Kent, London и Dorsetshire построили еще лишь два меньших размерами крейсера типа York, после чего приступили к последовательному увеличению флотилии легких крейсеров, число которых к 1945 году достигло 50: 5 типа Leander, 3 типа Amfion (позднее Perth), 4 типа Arethusa, 8 типа Southampton, 2 типа Edinburg, 11 типа Dido, 5 типа Black Prince, 8 типа Fiji, 3 типа Ceylon и 3 типа Minotaur. В 1939 году Британское Содружество имело в составе флота 15 тяжелых крейсеров и 49 легких. Крейсера типа County строились тремя сериями:
I - 7 единиц типа Kent, введенных в строй в 1928 году;
II - 4 типа London, 1929 год;
III - 2 единицы типа Dorsetshire, 1930 год.
Заказ IV серии - 3 единицы типа Northumberland - 14 января 1930г. (еще до подписания Лондонского соглашения) был аннулирован. Все эти корабли, за исключением трех последних, которые за счет снижения скорости хода и уменьшения количества торпедных аппаратов должны были получить более мощное бронирование борта и авиационное вооружение, мало отличались друг от друга как по характеристикам, так и по внешнему виду. И хотя на бумаге английские вашингтонские крейсера уступали кораблям своего класса других стран (например, в отношении скорости, бронирования и зенитной артиллерии), но принимая во внимание их огромную дальность плавания, конструктивную надежность и хорошие бытовые условия экипажей - следует отметить, что они были хорошо приспособлены к той роли, для которой предназначались. И если не обращать внимания на три высокие дымовые трубы и очень высокий борт, придававшие им довольно старомодный вид, нельзя не согласиться с оценкой большинства специалистов, считавших эти крейсера наиболее технически оснащенными из всех восьмидюймовых крейсеров рубежа 20-30х годов. А во время войны выяснилось, что эти корабли больше всех других английских крейсеров подходят для службы в полярных водах, где они, невзирая на тяжелые погодные условия, сопровождали конвои и соединения линкоров и авианосцев.
Законченные постройкой сразу после первой мировой войны крейсера типа Hawkins (Cavendish, Effingham, Frobisher, Hawkins, Raleigh; 1918-1925; 9770-9860т; 184,4х19,8х5,3м; 30,5уз; 7х190мм, 4х76мм - 2х102мм зен., 2х40мм зен., 5-6 ТА 533мм; бр/б 76мм, бр/п 38мм, бр/гк 51мм) стали образцом этого класса кораблей и должны были со временем заменить еще остававшиеся в строю броненосные и бронепалубные крейсера. Их параметры использовались на Вашингтонской конференции при выработке модели крейсера нового типа - со стандартным водоизмещением 10.000 т и вооруженного 203-мм артиллерией.
Военно-морская доктрина Великобритании требовала для защиты интересов империи иметь в составе флота как минимум 70 крейсеров, сильных, быстрых и хорошо вооруженных, с большой автономностью, способных обеспечить свои экипажи хорошими условиями обитания во время длительных походов. Поскольку после потери в 1922 году крейсера Raleigh количество кораблей типа Hawkins сократилось до четырех, а более мелкие крейсера не отвечали требованиям проведения операций в дальних водах, возникла необходимость быстрой постройки новых единиц этого класса. И прежде всего следовало определить, какими должны быть новые корабли. Так как все морские державы создавали свои судостроительные программы основываясь на параметрах, диктуемых Вашингтонским соглашением, Великобритания также постановила построить серию вашингтонских крейсеров.
Первая информация о них появилась 13 ноябри 1922г. в меморандуме адмирала Бэкхауза, в котором сообщалось о решении построить крейсера стандартным водоизмещением 10.000 т, вооруженные 8-дюймовыми орудиями, а также содержались рассуждения об их конструктивных особенностях. Согласно исходным данным, новые восьмидюймовки должны были иметь угол возвышения не менее 65°, производить не менее 5 выстр/мин и быть приспособлены к ведению зенитного огня дальнего действия, что вместе со средствами создания заградительного огня на средних и ближних дистанциях (102-мм зенитные орудия и многоствольные "пом-помы") должно было обеспечить оптимальную защиту от воздушных атак. Следовало также решить, в каких башнях расположить орудия главного калибра - одно-, двух- или трехорудийных. Одноорудийные башни занимали слишком много места, что препятствовало размещению на кораблях достаточного количества орудий. Трехорудийные башни еще не были доведены конструктивно, поэтому оптимальным признан вариант размещения орудий в двухорудийных башнях. Именно такие башни и были заказаны на заводах Виккерса в апреле 1923г.
После определения величины стандартного водоизмещения, калибра орудий и способа их размещения началась подготовка проектов будущих крейсеров. На конференции 1 августа 1923г. рассматривались пять проектов - "А", "В", "С", "D" и "Е". Каждый из них представлял корабль стандартным водоизмещением 10.000 т с восемью орудиями калибра 203мм, размещенных в четырех двухорудийных башнях, и скоростью хода до 33 узлов. Все проекты были схожи между собой, их различало только бронирование. Проекты "В", "С", "D" и "Е" предусматривали устройство бортовых булевых наделок, обеспечивавших частичную защиту как от торпед, так и от снарядов, попавших ниже ватерлинии. Однако на практике недостаточное бронирование бортов, особенно в районе машинных и котельных отделений, делало опасными для этих крейсеров даже снаряды более мелких кораблей, например, эсминцев, а слишком слабое горизонтальное бронирование над теми же отделениями и снарядными погребами не защищало их как от снарядов калибра 203 и 152мм, так и от авиационных бомб. Лучшим был признан проект "D", который, несмотря на упомянутые недостатки, имел относительно неплохую защиту погребов, способную выдержать попадание падающего под углом 140° снаряда калибра 203мм с расстояния около 10 миль. Полная масса брони крейсера проекта "D" составила 745т.
Однако в целом проект "D" принят не был и под новым обозначением "X" направлен на следующий конкурс, который состоялся 29 октября 1923г., и на котором вместе с ним рассматривались проекты "Y" и "Z". В проекте "Y" предлагалось вооружить корабли только шестью 203-мм орудиями, но дополнительно снабдить их корабельной авиацией. Бронирование и скорость оставались такими же, как и в проекте "X". Некоторой компенсацией уменьшения боевой мощи главного калибра должно было служить увеличение боезапаса со 130 (проект "X") до 150 снарядов на орудие. В проекте "Z" за счет небольшого снижения скорости по сравнению с проектами "X" и "Y" предполагалось усилить бронирование. В частности, для усиления брони в районе котельных и машинных отделений решились на снижение мощности машин со 100000 до 75.000 л.с., что уменьшило скорость при стандартном водоизмещении с 33 до 31 уз., а при полном -с 32 до 30 уз. За счет уменьшения количества котлов появилась возможность установки горизонтальной брони толщиной 25мм и вертикальной - толщиной 51мм. И хотя это дополнительное бронирование, масса которого уже достигала 400т, не спасало корабль от снарядов тяжелых крейсеров, но тем не менее давало достаточную защиту от огня легких крейсеров и эсминцев. Как и в проекте "Y", боезапас каждого 203-мм орудия составлял 150 снарядов и, кроме того, проект "Z" предусматривал размещение на каждом корабле по меньшей мере двух гидросамолетов в ангарах, правда, за счет одной башни главного калибра. В первом варианте предлагалось расположить ангар с катапультой на месте башни "В", во втором - ангар располагался на месте башни "Y", а катапульта - на корме. Но поскольку дальнейшее ослабление артиллерии главного калибра было нежелательным, от планов оснащения крейсеров корабельной авиацией отказались,
Сравнение тактико-технических данных вашингтонских крейсеров проектов "X", "Y", "Z" и окончательно принятого - "модифицированного Z" |
||||
|
Проект "X" (прежний "D") |
Проект "Y" |
Проект "Z" |
Проект "Z" (тип KENT) |
Стандартное водоизмещение, т |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
Полная длина, м |
191.03 |
191.03 |
191.03 |
192.02 |
Ширина, м |
21.03 |
21.03 |
21.03 |
20.83 |
Осадка при стандартном водоизмещении, м |
4,95 |
4.95 |
4.65 |
4.65 нос 5.26 корма |
Осадка при полном водоизмещении, м |
6.17 |
6.17 |
6.17 |
6.24 |
Мощность механизмов, л. с. |
100000 |
100000 |
75000 |
80000 |
Макс. скорость при станд. водоизмещении, уз |
33 |
33 |
31 |
31.5 |
Макс. скорость при полн. водоизмещении, уз |
32 |
32 |
30 |
30.5 |
Макс. запас топлива, т |
2800 |
2800 |
2800 |
3200 |
Дальность плавания при скорости 10 уз, м.м. |
7000 |
7000 |
8000 |
8000 |
Количество орудий кал. 203 мм |
4xII |
3xII |
4xII |
4xII |
Запас снарядов на орудие 203 мм (военный) |
130 |
150 |
150 |
130 |
Количество орудий кал. 102 мм |
4xI |
4xI |
4xI |
4xI |
Количество орудий кал. 40 мм |
2xVIII |
2xVIII |
2xVIII |
2xVIII |
Количество торпедных аппаратов кал. 533 мм |
2xIV |
2xIV |
2xIV |
2xIV |
Вертик. бронирование погребов боезапаса, мм |
101 |
101 |
76 |
101 |
Гориз. бронирование погребов боезапаса, мм |
76 |
76 |
76 |
76 |
Вертик. брониров. маш.-котельн. отдел, мм |
- |
- |
51 |
25 |
Гориз. брониров. маш.-котельн. отдел, мм |
- |
- |
25 |
38 |
Ввиду недостаточного бронирования кораблей проекта "X" и низкой огневой мощи кораблей проекта "Y", оба проекта были отвергнуты и для дальнейшей разработки выбран проект "Z", но с условием, что скорость хода будет повышена. В связи с этим решили повысить мощность машин на 5000л.с., удлинить корпус на 99см и сузить его на 20см, а также уменьшить боезапас каждого орудия на 20 снарядов. Новым изменениям подверглось и бронирование - наполовину уменьшили толщину брони борта в районе котельных отделений, незначительно усилив их горизонтальную защиту и на 25мм утолщив вертикальную броню артиллерийских погребов. Эти мероприятия должны были способствовать повышению скорости крейсеров при стандартном водоизмещении до 31,5, а при полном - до 30,5уз. Видоизмененный проект "Z" был окончательно утвержден 13 декабря 1923г. Автором его был сэр Эсташ Теннисон д'Эйнкурт, известный своим участием в проектировании линейного крейсера Hood. Новые корабли отнесли к классу крейсеров, несмотря на то, что прежде они классифицировались как легкие, что, очевидно, было связано с недостаточностью бронирования. Кроме того, они определялись как вашингтонские крейсера, а после Лондонской конференции окончательно отнесены к классу тяжелых. Их прототип получил название Kent, в связи с чем так называлась и вся серия однотипных с ним кораблей.
Адмиралтейство сразу же выразило желание заказать не менее 17 вашингтонских крейсеров (вспомним требование военно-морской доктрины Великобритании о необходимости иметь в составе флота минимум 70 единиц), но при ограниченном морском бюджете возникла необходимость количественного уменьшения заказа. Уже в октябре 1923г. ограничились восемью кораблями, причем сроки их постройки растягивались на пять лет. Январь 1924г. принес очередное сокращение объема заказа - теперь уже до четырех единиц, к которым впоследствии добавили еще одну. Желание иметь два таких корабля выразила также Австралия, так что окончательный объем заказа составил семь крейсеров типа Kent. В том же году заказ был размещен на четырех английских и двух шотландских верфях.
Крейсера для английского флота строились согласно кораблестроительной программе 1924г., для австралийского - согласно программе 1925г. Они были заложены в 1924-25 годах в следующей последовательности: Berwick, Suffolk, Cornwall, Kent, Australia и Canberra. Спущены на воду в 1926-27 годах - Suffolk, Cornwall, Kent, Cumberland, Berwick, Australia и Canberra - и закончены постройкой в 1927-28 годах. Первым был закончен Kent, затем Berwick, Cumberland, Suffolk, Cornwall, Australia и Canberra, но первым на испытания вышел в сентябре 1927г. Suffolk, за ним Cumberland, Berwick, Kent, Cornwall, Australia и Canberra. Все они вошли в состав флота в течение первых семи месяцев 1928г. - Cumberland, Berwick, Cornwall, Suffolk, Kent, Australia и Canberra. Каждый из них обошелся в среднем в 1970000ф.ст., а ежегодные расходы на содержание каждого корабля - 238500ф.ст. (в 1931 г.). Для сравнения, новый послевоенный линкор типа Nelson стоил около 7500000 ф.ст., а легкий крейсер типа "D", конструктивно относящийся к концу первой мировой войны - около 850000ф.ст.
Новые крейсера были гладкопалубными высокобортными кораблями с тремя высокими трубами и двумя мачтами. Их стандартное водоизмещение оказалось ниже максимального, установленного Вашингтонским соглашением (см. таблицу).
Наименование корабля |
Стандартное водоизмещение |
Водоизмещение |
||
расч. |
факт. |
при полов. запасе топлива |
полное |
|
"Berwick" |
9750т |
9480т |
11648т |
13425т |
"Cumberland" |
9750т |
9470т |
11740т |
13424т |
"Cornwall" |
9750т |
9445т |
11705т |
13400т |
"Suffolk" |
9800т |
9495т |
11755т |
13450т |
"Kent" |
9850т |
9555т |
11745т |
13520т |
"Australia" |
9870т |
9565т |
11760т |
13540т |
"Canberra" |
9850т |
9565т |
11760т |
13540т |
По другим источникам, полное водоизмещение крейсеров варьировалось в пределах 13425 - 13630 т.
Корабли имели следующие размеры:
наибольшая длина - 192.02 — 192.47 м (по другим данным, 192.24 — 192.93 м);
длина между перпендикулярами - 179.79 — 179.83 м (180.22 м?);
ширина - 18.6м;
ширина с "булями" - 20.8 (у австралийских крейсеров - 20.12) — 21.6 м;
осадка при стандартном водоизмещении - 4.72 — 4.92 м;
осадка при полном водоизмещении - 6.47 — 6.55 (6.25?) м.
Масса корпуса по проекту 1923 года должна была составлять 5400т, а в действительности составила в 1925 году 5570т. Первоначально намечали установить на кораблях мачты-треноги, но затем, очевидно, из соображений экономии веса, их заменили легкими мачтами-однодеревками. "Kent" стал единственным крейсером этого типа, получившим подобно некоторым линкорам и линейным крейсерам кормовую галерею, незначительно увеличившую его общую длину и впоследствии демонтированную. В мирное время экипажи крейсеров составляли 679 - 685 чел., у флагманского корабля - 710 - 716 чел. По другим данным, "Кенты", не являвшиеся флагманскими, имели экипаж 784 чел. Вес запаса провианта и снаряжения экипажа достигал 430т. Корабли обеспечивались электроэнергией от четырех турбогенераторов по 1200кВт каждый. Эти крейсера, имея прекрасную мореходность, пользовались немалой популярностью как среди офицеров, так и матросов Королевского флота и, обладая хорошей остойчивостью, представляли собой отличную платформу для орудий главного калибра. В 1928 году во время похода в воды Южной Атлантики "Cornwall", попав в тяжелый шторм, имел размахи качки, достигавшие 18°. Принимая во внимание тот факт, что в подобных штормовых условиях размахи качки американского тяжелого крейсера типа "Pensacola" составляли 38°, этот результат следует признать весьма хорошим. Некоторые проблемы вызывали лишь небольшие вибрации кормовой оконечности на максимальном ходу. Корабли типа "Kent" были "сухими" и имели довольно просторные и удобные помещения для экипажа. В начале службы корпуса английских крейсеров красились в белый цвет, надстройки, трубы и башни - в желто-песочный. Австралийские крейсера с самого начала имели светло-серую окраску, которую в 30-х годах получили и их английские собратья.
Спуск на воду крейсера Suffolk. Видны характерные противоторпедные "були"
Согласно проекта 1923 года общий вес бронирования крейсеров типа "Kent" составлял 1025т, но два года спустя этот показатель был снижен до 992т. Крейсера бронировались броневыми плитами из стали DI и плитами из нецементированной стали. Окончательный вариант бронирования машинных отделений, башен главного калибра и погребов боезапаса:
бронирование бортов в районе машинных отделений - 25 мм - а;
броневая палуба над машинными отделениями - 35 мм - а;
броневая палуба над рулевым устройством 38 мм - а;
броневые переборки в районе машинных отделений - 25 мм (12.5 + 12.5);
броня боковая и крыши башен ГК - 25 мм - б;
броневые полы башен ГК - 19 мм - а;
барбеты башен ГК - 25 мм - б;
траверзы передние, задние и верхние боевых погребов башен "В" и "X" - 76 мм (63-б+13-а);
боковые траверзы погребов башен "В" и "X" - 111 мм (101-б + 10-а):
передние, задние и верхние траверзы погребов башен "А" и "Y" - 25 мм - а (12,5 + 12,5);
боковые траверзы боевых погребов орудий 102 мм - 86 мм (76-б+10-а).
а - броневые плиты из стали типа DI.
б - защитные плиты из
нецементированной стали.
Имея в виду крайне слабое бронирование этих крейсеров, "Кенты" повсеместно называли "жестяными консервными банками" или просто "жестянками". Все единицы этого типа имели на уровне ватерлинии противоторпедную защиту - так называемые "були", призванные предохранять борт от непосредственного взрывного действия торпед противника. Максимальная ширина булевых наделок английских крейсеров составляла 150 см, австралийских - 76см.
Вес энергетической установки "Кентов" по калькуляции 1925 года составил 1826т (по проекту - 1850). Корабли имели четыре паровые турбины мощностью 80.000 л.с., вращающих четыре винта. "Cornwall","Cumberland","Kent" и "Suffolk" получили турбины Парсонса, остальные - Брауна-Кертиса, построенные различными английскими фирмами. Турбины питались паром от восьми водотрубных, работающих на нефти-сырце адмиралтейских котлов, обеспечивающих рабочее давление пара 17,02 атм. Два машинных отделения с двумя турбинами в каждом располагались за двумя котельными отделениями с двумя парами котлов в каждом. Внешняя пара винтов вращалась двумя ближайшими к бортам турбинами переднего машинного отделения, а внутренняя пара винтов - установленными ближе к диаметральной плоскости корабля турбинами заднего машинного отделения. Дым от сгорающей в котлах нефти первого котельного отделения отводился к передней и средней дымовым трубам, а второго - к средней и задней.
"Berwick","Cumberland","Australia" и "Canberra" первоначально получили более низкие трубы, чем три их более поздних собрата. Во время испытаний на "Berwick" выяснилось, что дым из низких труб застилает батарею 102 мм зенитных орудий и кормовой пост управления огнем. Поскольку произведенные на крейсере "Cumberland" переделки не изменили положения, сначала было решено удлинить до 4,6м две передние трубы, а затем и все три (ноябрь 1928 года). На австралийских крейсерах их удлинили еще больше - до 5,5м. Это решение было реализовано до вступления кораблей в строй, a "Cornwall", "Kent" и "Suffolk" заканчивались постройкой уже с высокими трубами.
Australia в 1928 г. с короткими дымовыми трубами
Во время ходовых испытаний крейсера серии показали весьма хорошие результаты. В среднем на один узел была превышена максимальная проектная 31,5-узловая скорость при стандартном водоизмещении и 30,5-узловая - при полном. Позднее, во время эксплуатации, максимальная скорость кратковременно достигала 31,5 уз, постоянная - 30,9 уз. В сентябре 1927 года на крейсере "Suffolk" при максимальной скорости хода замечена вибрация кормы, главного артиллерийского дальномера в центральном артиллерийском посту и дальномера зенитной артиллерии в кормовом посту управления огнем. При скорости хода 14 узлов количество оборотов винтов в минуту составило 120, а при максимальной скорости - превышало 300 об/мин. Значительный, 3200 - 3370т (по другим данным, 3425 - 3460) запас нефти позволял совершать переходы на 13300 -13700 миль при экономическом ходе 12 узлов. При скорости 14 узлов дальность плавания уменьшалась до 10400 миль, при 30,9 уз - 3100 - 3300 миль, при 31,5 уз - 2300 миль. При экономической скорости корабли сжигали 2,9т нефти в час, а при максимальной - 31,5 т/час. Запас пресной воды - 380т. При скорости 14 узлов полная циркуляция кораблей составляла 425м.
Результаты ходовых испытаний крейсеров Berwick и Cumberland в 1927 г. |
||||
Корабль |
Водоизм., т. |
Мощн. механ., л. с. |
Кол-во обор. винтов в мин. |
Достигн. скорость в уз. |
Berwick |
10200 |
4520 |
129 |
14.9 |
10065 |
16810 |
198 |
22.7 |
|
10290 |
32470 |
241 |
27.5 |
|
10165 |
79885 |
307 |
32.3 |
|
12930 |
80890 |
302 |
31.5 |
|
Cumberland |
9965 |
4450 |
124 |
14.3 |
10020 |
16900 |
195 |
22.7 |
|
9980 |
32400 |
239 |
27.7 |
|
10050 |
84040 |
314 |
32.6 |
|
13215 |
82390 |
305 |
31.5 |
Продольный разрез крейсера типа Kent
Полная масса вооружения "Кентов" по проекту 1923 года определялась в 1050т, по калькуляции 1925 года -уменьшилась до 986т. Полная стоимость вооружения одного крейсера равнялась 700.000 ф.ст., то есть около трети всей стоимости корабля. Артиллерия ГК состояла из восьми 203-мм орудий Виккерса Mk VIII образца 1923 года (рис.1), размещенных в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом. Башни располагались в носу и корме в позициях "А" и "В" и "X" и "Y". Вес намечавшейся ранее проектом одноорудийной башни составлял 155т, вес башни Mk I - 205т, что в сумме увеличило массу вооружения кораблей на 200т. Как уже было сказано, благодаря достижению максимального угла возвышения орудий 70° (вместо заданных 45°), главный калибр крейсеров мог вести и зенитный огонь. Вес бортового залпа ГК составлял 940 кг, а его стоимость - 408 ф.ст. Средняя скорострельность Mk VIII равнялась приблизительно 4 выстр/мин. Планировавшееся доведение числа выстрелов до двенадцати оказалось нереальным. Во время артиллерийских стрельб на крейсере Kent в 1926 году был достигнут прекрасный результат - выстрел каждые 11,6 секунд, т.е. 5 выстр/мин. Но на практике скорострельность была ниже и равнялась 3-4 выстр/мин. По сравнению с шестидюймовками легких крейсеров орудия "Кентов" имели дальнобойность, большую на 20%. Их снаряды на расстоянии 10.000м пробивали 150-мм броню, на расстоянии 20.000м - 80 мм, а снаряды легких крейсеров - соответственно 80 и 60 мм. Боезапас на каждое орудие в мирное время составлял 100 снарядов, в военное - от 125 (для Cornwall, Kent, Suffolk) до 150 (для остальных). Сначала в снарядах применялся кордит МС 37, затем - SC 205. Зарядные погреба на крейсерах получили бронирование, которого, к сожалению, не имели находящиеся над ними снарядные погреба. В целом флот остался довольным своими новыми 8-мидюймовым.и орудиями, которыми и были вооружены все крейсера типа County - на кораблях типов Kent и London - в башнях MkI, а типа Dorsetshire - в башнях Mk II. Орудия Mk VIII в башнях Mk II получили и последние английские тяжелые крейсера типа York.
Australia с удлиненными на 5.5 м трубами
Недалеко от миделя - чуть смещенная в сторону кормы - находилась платформа главной зенитной артиллерии с четырьмя орудиями Виккерса Mk V калибра 102 мм на станках Mk III (на рис.2 показано орудие Mk V на станке Mk IV, устанавливавшемся на крейсерах типа Dorsetshire). Первая пара этих орудий размещалась по обеим сторонам третьей дымовой трубы, вторая - на несколько метров дальше к корме. Боезапас на одно орудие составлял 200 снарядов, в которых применялся кордит MD 16. В 1933 году на крейсере Kent по обе стороны первой дымовой трубы дополнительно установили третью пару таких же орудий.
Рис. 1. Двухорудийная башня Mk I 203-мм орудий L50 Mk VIII
Рис.2. 102-мм орудие L 54 Mk V/Mk IV
Намечавшееся вооружение крейсеров восьмиствольными зенитными автоматами "пом-пом" не состоялось, поэтому пришлось обойтись установкой четырех зенитных пушек Виккерса Mk II калибра 40 мм на станках Mk II (рис.3). Они также размещались парами по обоим бортам на платформах между первой и второй трубами. Их боезапас составлял 1000 снарядов на орудие.
Рис.3. 40-мм орудие Виккерса Mk II/Mk II
Рис.4. Счетверенный 12.7-мм пулемет Виккерса L62 Mk III/ Mk I
В состав вооружения крейсеров входили также четыре 47-мм (3-хфунтовых) салютационных орудия Гочкиса Mk II L40 и 8-12 пулеметов Льюиса калибра 7,62 мм. По некоторым данным, этих последних на крейсере Kent было 14, а на Australia и Canberra - по 24. Пулеметы Льюиса были заменены на австралийских крейсерах в начале 30-х годов, а в 1934 и на английских Berwick, Cornwall и Kent двумя счетверенными крупнокалиберными пулеметами Виккерса Mk III калибра 12,7 мм на станках MkI (рис.4), установленными по обе стороны фок-мачты. Остальные крейсера получили эти пулеметы чуть позже, в процессе модернизации.
"Кенты" имели сильное торпедное вооружение. Восемь 533-мм торпедных аппаратов в двух четырех-трубных поворотных установках QRII, впервые используемых на таких крупных кораблях, размещались на главной палубе по обоим бортам под платформой главной зенитной артиллерии. На вооружении английских крейсеров состояли торпеды MkV, которые при скорости 25 узлов имели дальность хода 12800м и вес боезаряда 227кг. Более современные торпеды MkVII, состоящие на вооружении австралийских крейсеров, при скорости 35 узлов имели дальность хода 15300м и 340кг взрывчатки. Несмотря на то, что в целях экономии веса на "Кентах" не установили оборудования для зарядки торпед (хотя таковое предусматривалось проектом), запасных торпед не брали (некоторые источники утверждают, что на кораблях имелось 9 торпед, т.е. 8 - в торпедных аппаратах и 1 запасная). Во время пробных стрельб возникли серьезные проблемы с использованием этого оружия. При выстреливании торпеды с большой высоты (а высота борта крейсеров достигала 8,23м) от удара о воду торпеда получала повреждения и даже представляла опасность для самого корабля. Эти неприятности однако были быстро устранены прежде всего усилением конструкции торпед, а также определением оптимального угла падения торпеды в воду. Благодаря этому за время испытаний, проходивших на крейсере Kent до сентября 1929 года, из 116 торпедных выстрелов 107 были удачными.
Проблема оснащения новых крейсеров авиацией возникла еще в 1923 году, когда оно предусматривалось проектом "Y" и рассматривалась его возможность в проекте "Z". Проект "Y" был отвергнут, а от размещения на кораблях авиации по проекту "Z" отказались. Вновь этот вопрос встал на повестку дня в марте 1926 года, когда выяснилось, что без корабельной авиации невозможно проведение дальней воздушной разведки и корректировки огня. Первоначально предлагалось установить на крейсерах катапульту с гидросамолетом Fairey IIIF, вес которых вместе с краном для подъема машины с воды составлял около 50т. Альтернативным было предложение установки вместо катапульты более легкой стартовой платформы, причем она должна была монтироваться либо за третьей дымовой трубой (куда предполагалось ставить и катапульту), либо на башне "В". Споры велись и по поводу выбора типа гидросамолета - более тяжелый Fairey IIIF требовал и более мощного и тяжелого крана, чем легкий Fairey "Flycatcher". И пока не было принято окончательного решения в процессе достройки на крейсере Berwick в 1927 году установили катапульту с Fairey IIIF, которую однако сняли еще до вступления корабля в строй.
В 1930-32 годах все английские "Кенты", кроме прототипа, получили по легкой поворотной катапульте типа SIIL(Slider MkII Light), монтировавшейся позади третьей дымовой трубы(рис. 11). Что касается гидросамолетов, то выбор пал на Fairey "Flycatcher", впоследствии замененные самолетами Hawker "Osprey". Для их подъема с воды и установки на катапульту служили подъемные краны, располагавшиеся по правому борту (рис.10). На крейсере "Kent" в 1930 году смонтировали легкую катапульту типа FIL (Folding MkI Light), которую в 1932 - 33 годах заменили стандартной SIIL. Австралийские крейсера авиационное вооружение получили позднее - Australia в 1935 году, a Canberra в конце 1941 года.
В состав системы управления огнем на крейсерах типа Kent входили:
установленный в боевой рубке главный артиллерийский 3,66-метровый дальномер MkII;
2,44-метровый артиллерийский дальномер (рис.5) в кормовой рубке;
3,66-метровый дальномер зенитной артиллерии на крыше кормовой рубки;
два 3,66-метровых дальномера на крыльях мостика.
Дальномер на крыше кормовой рубки вскоре заменили 3,66-метровым дальномером MkI (рис.8). Английские крейсера получили его в 1929 - 30 годах, австралийские - в начале 30-х.
Кроме того, крейсера имели кормовую прожекторную площадку с двумя мощными 36-дюймовыми (0,915м) прожекторами (рис.7), а также два менее сильных, 24-дюймовых (0,61м), прожектора позади мостика.
Рис.5.Дальномер 203-мм орудий (кормовой пост)
Рис.6. 3,66-метровый дальномер
Рис.8. Дальномер 102-мм зенитных орудий типа Mk I
В 1933 году ввиду явной недостаточности бронирования крейсеров типа "Kent" флот предложил основательно модернизировать их. Речь шла, в частности, об усилении броневой защиты в районе машинных и котельных отделений, практически уязвимых даже для снарядов небольших калибров. При этом ставилось условие, что проводимая модернизация не должна повлечь за собой роста стандартного водоизмещения выше предусмотренного соглашением значения в 10.000т. Принимая во внимание тот факт, что разница стандартных водоизмещении крейсеров серии достигала 100 тонн, количество дополнительной брони требовалось определять индивидуально для каждого корабля. На самом тяжелом корабле серии, крейсере Kent, предполагалось довести толщину бронирования до 101 мм, на Suffolk - до 127 мм, на остальных - до 140 мм. А поскольку джентльменское соглашение, заключенное на Лондонской конференции, допускало повышение стандартного водоизмещения до 10.300т, появилась возможность дополнительного увеличения толщины бронирования и на "Кентах".
В 1934 году наметили также модернизацию авиационного вооружения и зенитной артиллерии крейсеров, что также было связано с приростом водоизмещения, который так или иначе требовалось компенсировать. В связи с этим предлагалось:
демонтировать старые катапульты, зенитные орудия и надстройку на юте, что позволило бы уменьшить водоизмещение кораблей на 133т;
снять торпедные аппараты (32т);
понизить палубу в корме на высоту башни "Y"(45т).
В сумме экономия веса составила бы 210т для каждого корабля, а с учетом того, что фактическое стандартное водоизмещение крейсеров было ниже максимального "вашингтонского" на 150 - 250т, это давало солидный резерв водоизмещения в 360 - 460т. Для каждого корабля имелось несколько различных вариантов модернизации, при выборе которых принималась во внимание способность 140- и 114- мм брони противостоять действию снарядов тяжелых и легких крейсеров, 140-мм броня частично защищала от действия снарядов калибра 203 мм на дистанциях боя свыше 9100м и полностью - на дистанциях свыше 13700м. Также обеспечивалась полная защита от действия 152-мм снарядов на дистанциях свыше 4600м. 114-мм броня не давала полной защиты от 203-мм снарядов, но защищала от действия 152-мм снарядов на дистанциях свыше 7300м. Тем не менее, в конце концов решили довести толщину бронирования крейсеров типа Kent только до 114 мм, предпочитая более надежному бронированию новое тяжелое авиационное вооружение, оснащение которым было признано необходимым для ведения крейсерских операций. Зато торпедные аппараты решили демонтировать и сдать в арсенал, а места их расположения содержать в полной готовности к быстрой обратной установке в случае острой необходимости. В итоге модернизация крейсеров состояла в усилении бронирования (до 114 мм), вооружении новой авиационной техникой (кроме прототипа, на котором авиационное вооружение оставалось прежним) и новой зенитной артиллерией.
Новое бронирование должно было иметь массу 298т (в том числе: 200т - 114 мм броня в районе машинных и котельных отделений, 66т - та же броня у отделения турбогенераторов и радиорубки и 32т - 101-мм бронирование боковых стенок вентиляторов котельных отделений), новая авиационная оснастка - 120т (кроме прототипа) и новая зенитная артиллерия - 34т, что в сумме составляло 332т для прототипа и по 452т для остальных четырех кораблей серии. С целью получения дополнительной экономии веса рассматривалось предложение соединить все три либо две последние трубы в одну общую, но из-за малого экономического эффекта (всего 8 - 12т) и непропорционально больших затрат на проведение этой операции от нее отказались. Равно как и от снижения уровня палубы кормовой оконечности на крейсерах Berwick, Cornwall и Kent, на которых вместо этого было решено понизить и модернизировать боевые рубки. На крейсерах Cumberland и Suffolk, согласно первоначальным планам, должна была "резаться" корма, а рубки остаться неизменными. Стоимость модернизации составляла 161.000 ф.ст. для прототипа и 215.000 ф.ст. для остальных кораблей серии. Из этих сумм 72.000 ф.ст. шло на дополнительное бронирование, 54.000 - на авиационное вооружение (без прототипа) и 43.000 - на зенитную артиллерию. План модернизации был окончательно утвержден 25 сентября 1934 года.
Варианты модернизации "Кентов" |
||||||||
|
Вариант модерн. |
Уст. брони 140 мм |
Уст. брони 114 мм |
Уст. нов. ав. воор. |
Сохр. стар. ав. воор. |
Уст. нов. зен. арт. |
Сохр. стар. зен. арт |
Сохр. торп. аппар. |
Kent |
"А" |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
"В" |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Suffolk |
"С" |
- |
+ |
+* |
- |
+ |
- |
- |
"D" |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
"Е" |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
Berwick |
"F" |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Cornwall |
"G" |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Cumberland |
"Н" |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
* - с легким ангаром, который был на 35т легче, чем стандартный на остальных кораблях |
Cumberland в доке на последнем этапе модернизации
Модернизация английских крейсеров типа Kent проводилась в 1935 - 39 годах в следующей последовательности: Cumberland, Suffolk, Cornwall, Kent и Berwick, причем Suffolk прошел модернизацию весьма сходную с модернизацией крейсера Cumberland, a Berwick - с модернизацией крейсера Cornwall. Из всей пятерки внешним видом особенно выделялся Kent - на нем отсутствовал ангар. В процессе модернизации стандартное водоизмещение "Кентов" превысило расчетное и составляло:
Название корабля |
Расч. станд. водоизм. |
Факт. станд. водоизм. |
Suffolk |
10310т |
10800т |
Berwick |
10356т |
10900т |
Cumberland |
10260т |
10800т |
Cornwall |
10367т |
10300т |
Kent |
10433т |
10570т |
Полное водоизмещение превысило 14000т (например, у Berwick - 14297т, у Cumberland - 13968т), а максимальная осадка достигла 6,71 - 6,88м.
Корабли получили установленный на два метра ниже нижней палубы внешний броневой пояс толщиной 76 - 114 мм и до 101 мм было усилено внутреннее бронирование вентиляторов котельных отделений. Защищен дополнительной 25-мм броней дальномерный пост главного калибра на боевом мостике крейсера Cornwall.
Cumberland в доке на последнем этапе модернизации (ошибка в подписи к фото)
По планам модернизации авиационное вооружение крейсера Kent должно было оставаться прежним, но в ее ходе катапульту типа SIIL (рис. 11) - как слишком легкую для нового гидросамолета "Уолрус" - заменили катапультой EIVH (Extending MkIV Heavy). На остальных кораблях на месте кормовой надстройки был построен обширный ангар для бортовой авиации, перпендикулярно диаметральной плоскости установлены новые стационарные катапульты типа DIH (Deck MkI Heavy) и размещены сразу по три летающие лодки "Уолрус" (Vickers - Supermarine "Walrus" MkI - рис.9). "Уолрусы" имели двигатели Бристоль "Пегасус" 11М2 мощностью 775 л.с., что позволяло им развивать скорость 208 км/час при практическом потолке 5670м и максимальной дальности полета 1000км. Эти машины, имевшие длину фюзеляжа 11,6м и размах крыльев 14,1м, могли нести пулеметное (2 х 7,7 мм) или бомбовое вооружение (до 200кг). Две летающие лодки со сложенными крыльями располагались в ангаре, а одна была установлена на катапульте в готовности к старту. Их обслуживали два подъемных крана по обеим сторонам третьей дымовой трубы (рис. 10).
Рис.9. Виккерс-Супермарин "Walrus" Mk I
Рис.10. Корабельный кран для подъема гидросамолета с воды
Рис. 11. Поворотная катапульта типа SIIL
Вместо старых орудий Виккерса MkV/MkIII Berwick, Cornwall и Kent получили по четыре новых спаренных орудия Виккерса MkXVI того же калибра на станках MkXIX (рис.12). На крейсере Suffolk также были установлены новые четырехдюймовки - две MkXVII на станках MkXX (возможно, единственный случай на кораблях королевского флота) и две спаренные MkXVII на тех же станках. Cumberland сохранил переднюю пару своих одноствольных орудий MkV, зато другие два были заменены, как на крейсере Suffolk, спаренными MkXVII/MkXIX. Новые места установки орудий главного зенитного калибра были несколько смещены в нос кораблей и теперь их первые пары находились по обе стороны первой дымовой трубы (на Cornwall - по обе стороны фок-мачты), а вторые - у третьей дымовой трубы (на крейсерах Cornwall и Suffolk - у средней трубы). Снаряды всех четырехдюймовых орудий снаряжались кордитом SC.
В ходе модернизации старые "виккерсы" калибра 40 мм MkII/MkII заменили новыми восьми- и четырехствольными установками того же калибра MkVIII на станках MkVI (рис. 13) и MkVII (рис.16). Так спустя добрый десяток лет крейсера серии наконец получили намеченные еще проектом многоствольные установки "пом - пом": Berwick, Cornwall и Kent - по две восьмиствольные, a Cumberland и Suffolk - по две четырехствольные. На прототипе "пом - помы" разместили по бокам от прожекторной площадки 36-дюймовых прожекторов, на остальных - на платформах по обе стороны от первой дымовой трубы, а их дальномеры - на боевом мостике по бокам от дальномера артиллерии ГК. Cumberland и Suffolk получили свои установки MkVIII и их дальномеры немного позже других, уже после окончания модернизации.
На этих двух крейсерах, не имевших до модернизации счетверенных 12,7- мм пулеметов Виккерса MkIII/MkI, они наконец были установлены на крышах ангаров гидросамолетов по бокам от прожекторной площадки 36-дюймовых прожекторов. На крейсерах Berwick и Cornwall 12,7-мм пулеметы Виккерса перенесли с платформ у фок-мачты на крыши ангаров, а на прототипе - в район кормовой надстройки. Согласно плану модернизации, торпедные аппараты на всех крейсерах серии были демонтированы.
Тактико-технические характеристики артиллерийского вооружения "Кентов" |
||||||||||||||||
Тип орудия |
Тип станка |
Произв. |
Год прин. на воор. |
Кал. в мм. |
Кал. в дм. или масса снар (фн.) |
Кол-во стволов в устан. |
Длина ствола в кал. L |
Длина орудия в м. |
Масса орудия в т. |
Масса установки в т. |
Масса снаряда в кг. или г. |
Масса заряда в кг. |
Макс. угол возв. или пониж. ствола в град. |
Скоростр. в мин. |
Скор. снар. у среза ствола |
Дальность стрельбы, м. |
MkVIII |
MkI |
Виккерс |
1927 |
203 |
8дм |
II |
L50 |
10.50 |
16.84 (+0.38 замок) |
205 |
117.5кг |
30.3 |
+70 -5 |
4-5 |
846 |
26.670 |
MkV |
MkIII |
Виккерс |
1914 |
102 |
4дм |
I |
L45 |
4.75 |
2,07 (+0.08 замок) |
4.6 |
14.2кг |
3.2 |
+85 |
14 (при 50°) |
805 |
8763 (при 80°) |
MkXVI |
MkIX |
Виккерс |
1936 |
102 |
4дм |
II |
L45 |
|
2.06 (с замком) |
16.6 (17.2 с СКО) |
16.1кг |
4.1 |
+80 -10 |
20 |
808 |
19470 (при 45°) |
MkII |
MkII |
Виккерс |
1914 |
40 |
2фн |
I |
L40 |
2,44 |
0.24 |
0.71 |
0.98кг |
0.95 |
+80 -10 |
90-115 |
585 |
3473 |
MkVIII |
MkIV |
Виккерс |
1930 |
40 |
2фн |
VIII |
L40 |
2.6 |
0.27 |
17.4 (с СКО и 1200 снар.) |
0.98кг (0.83 кг ССС) |
0.95 (0.117 ССС) |
+80 -10 |
90-115 |
585 (731 ССС) |
3473 |
MkVIII |
MkVII |
Виккерс |
1938 |
40 |
2фн |
IV |
L40 |
2.61 |
0.27 |
11 (с СКО) |
0.98кг (0.8Зкг ССС) |
0.95 (0.117 ССС) |
+80 -10 |
90-115 |
585 (731 ССС) |
3473 |
MkII |
MkIII |
Бофорс |
1941 |
40 |
1.575дм |
I |
L60 |
3.96 |
0.28 |
1.2 |
0.92кг |
0.25 |
+90 |
120 |
829 |
11425 (гориз) |
MkIV |
MkIII |
Эрликон |
1941 |
20 |
0.787дм |
I |
L70 |
2.21 |
0.064 (с замком) |
0.78 |
0.12кг |
0.0277 |
+87 -5 |
450 |
830 |
5712 (при 45°) |
MkIV |
MkV |
Эрликон |
1941 |
20 |
0.787дм |
II |
L70 |
2.21 |
0.064 (с замком) |
1.08 |
0.12кг |
0.0277 |
+70 -10 |
450 |
830 |
то же |
MkIII |
MkI |
Виккерс |
|
12.7 |
0.5дм |
IV |
L62 |
1.32 |
0.026 (+0.002 вода для охлажд.) |
0.61 (без ствола) |
37г |
0.0195 |
+80 -10 |
600-700 |
768 |
731 (эффект.) |
CCC - Сверхскоростной снаряд |
Рис. 12. Спаренная 102-мм установка L45 MkXVI/MkXIX
Рис. 13. Восьмиствольная 40-мм установка L40 MkVIII / MkVI
Рис. 14. 20-мм пушка "Эрликон" L65 MkIV/MkIII
Рис. 15. Спаренная 20-мм установка "Эрликон" L65MkIV/MkV
Рис. 16. Счетверенная 40-мм установка L40 MkVIII/MkVII
На всех крейсерах кроме прототипа вместе с кормовыми надстройками были сняты дальномеры зенитной артиллерии MkI, вместо чего два таких дальномера устанавливались на крыльях боевых мостиков рядом с 3,66-метровыми дальномерами. Berwick, Cornwall и Kent получили новые дальномеры артиллерии ГК, установленные на прежних местах на крышах модернизированных боевых рубок. Старые дальномеры MkII на первых двух крейсерах перенесли на крыши ангаров, а на прототипе - в район кормовой надстройки. Старые кормовые 2,44-метровые дальномеры были сняты. Cumberland и Suffolk сохранили боевые рубки и мостики в прежнем виде с дальномерами MkII. На прототипе 36-дюймовые прожекторы установили на уменьшенном кормовом мостике решетчатой конструкции, на остальных кораблях серии эти прожекторы со снятых кормовых площадок перенесли на крыши авиационных ангаров.
Australia частично модернизировался в 1938-39 годах. Как и на английских "Кентах", произведено усиление бронирования (некоторые источники этого не подтверждают), но оставлено прежним авиационное вооружение и сохранены старые зенитные четырех-дюймовки. На месте четырех одноствольных "пом-по-мов" установлена одна счетверенная установка MkVIII/MkVII. Торпедные аппараты не снимались. Как и на английских кораблях, кормовой дальномер MkI заменен двумя такими же дальномерами на крыльях модернизированного по образцу английских крейсеров боевого мостика. На месте перенесенного в корму дальномера MkII установлен более совершенный дальномер.
Единственным немодернизированным кораблем остался крейсер Canberra, модернизация которого, намечавшаяся на 1939 - 40 годы, не состоялась в связи с началом войны. Таким образом, крейсер вступил в войну практически небронированным и с устаревшим вооружением.
За время войны артиллерия главного калибра крейсеров типа "Kent" не претерпела никаких изменений, если не считать демонтажа поврежденной камикадзе в 1945 году башни "X" на Australia.
В начале 1939 года на Cumberland первая пара старых 102-мм орудий MkV заменена двумя спаренными MkXVI на станках MkXIX, а в конце 1940 года четыре таких орудия сменили четырехдюймовки крейсера Australia с установкой не на платформах, как прежде, а прямо на палубе. Их первую пару разместили по обеим сторонам фок-мачты, а вторую - между первой и второй дымовыми трубами. В начале 1941 года на Suffolk одноствольные орудия MkXVII/MkXX заменили двумя спаренными MkXVI/MkXIX. В первой половине 1941 года демонтаж четырехдюймовок состоялся и на Canberra, но новых орудий корабль не получил.
Тогда же производилась замена одноствольных "пом-помов" крейсера Canberra двумя восьмиствольными установками MkVIII/MkVI, а в октябре 1942 года - четырехствольной установки Australia на две восьмиствольные. В феврале следующего года две четырех-ствольные установки Suffolk заменили двумя восьмиствольными. Обратная операция состоялась на крейсере Berwick.
Крупнокалиберные пулеметы Виккерса сняты с "Кентов" в 1942 - 1943 годах (их сохранили только Cornwall и Canberra), а еще в 1941 году начато вооружение крейсеров одноствольными 20-мм зенитками "Эрликон" MkIV на станках MkIII (кроме Cornwall) (рис. 14). С 1943 года устанавливались те же зенитки, но в спаренном варианте на станках MkV (кроме Cornwall и Canberra) (рис.15) и в 1945 году количество "эрликонов" на кораблях уже достигало 12 - 18. Во второй половине 1944 года единственным из кораблей типа Kent получил 8 одноствольных 40-мм пушек "Бофорс" Mk NI на станках MkIII крейсер Australia, но в конце 1945 года с него были сняты все "эрликоны".
В начале воины демонтировали все орудия салютационной стрельбы, а в ходе ее лишился своих торпедных аппаратов Australia. Авиационное вооружение крейсеров в первые военные годы не менялось, лишь в конце 1941 года Canberra получила поворотную катапульту с летающей лодкой. Но после потопления японской авиацией крейсеров Cornwall и Dorsetshire в результате недостаточной вооруженности кораблей зенитным оружием малых калибров, англичане начали демонтировать бесполезное бортовое авиационное вооружение, наращивая вместе с тем количество зенитных стволов. К середине 1943 года на "Кентах" из авиационного оборудования остались только подъемные краны, служившие теперь для подъема шлюпок и моторных катеров. На месте ангаров на Berwick и Cumberland вновь соорудили кормовые мостики. Лишь на Suffolk сохранили ангар в учебно-тренировочных целях. Демонтированная с крейсеров авиационная материальная часть использовалась на других кораблях (например, катапульту типа EIVH с Kent установили на судне Springbank, которое использовалось как корабль ПВО в составе конвоев).
В начале 40-х годов на всех крейсерах, кроме Canberra, заменили мачты-однодеревки треногами (на Suffolk несколько более низкими), что было вызвано ростом весовой нагрузки на них вследствие установки радарных антенн. Около 1942 года у большинства "Кентов" был снят второй якорь правого борта, а его клюз заварен. Со временем сняли и 36-дюймовые прожекторы.
Зенитное вооружение "Кентов" |
||||||||||||
Название корабля |
Год |
102mm(I) MkV/MkIII |
102mm(II) MkXVI/ MkXIX |
102mm(II) Mk XVII/ MkXIX |
102mm(I) MkXVII/ MkXX |
40mm(I) MkII/MkII |
40mm(8) MkVIII/MkVI |
40mm(IV) MkVIII/ MkVII |
40mm(I) MkII/MkIII |
20mm(I) MkIV/MkIII |
20mm(II) Mk IV/MkV |
12,7mm(IV) MkIII/MkI |
Kent |
1939 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
1940 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
|
- |
2 |
|
1941 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
6(09) |
- |
2 |
|
1942 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
12(11) |
- |
2(11) |
|
1943 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
6(10) |
3(10) |
- |
|
1944 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
6 |
3 |
- |
|
1945 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
6 |
3 |
- |
|
Berwick |
1939 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
1940 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
5(10) |
- |
2 |
|
1942 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
11(08) |
- |
2(08) |
|
1943 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2(02) |
2(02) |
- |
4(12) |
7(12) |
- |
|
1944 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
7 |
- |
|
1945 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
7 |
- |
|
Cumberland |
1939 |
2(03) |
2(03) |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
- |
2 |
1940 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
5(10) |
- |
2 |
|
1942 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
5 |
- |
2 |
|
1943 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
4(02) |
5(02) |
2(02) |
|
1944 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
5 |
- |
|
1945 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
6(II пол) |
5 |
- |
|
Suffolk |
1939 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
21 |
1940 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
- |
2(02) |
2 |
2(02) |
- |
- |
2 |
- |
4(02) |
- |
2 |
|
1942 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
8(07) |
- |
2(07) |
|
1943 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2(02) |
2(02) |
- |
3(03) |
5(03)5 |
- |
|
1944 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
3 |
5 |
- |
|
1945 |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
|
3 |
5 |
- |
|
Cornwall |
1939 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
1940 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
1942 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
Australia |
1939 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
1940 |
4(12) |
4(12) |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
|
1942 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2(10) |
1(10) |
- |
- |
- |
2 |
|
1943 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
7(II пол) |
- |
2(II пол) |
|
1944 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
8(08) |
7(03) |
7(03) |
- |
|
1945 |
- |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
8 |
- |
7(кон. года) |
- |
|
Canberra |
1939 |
4 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1940 |
4 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
1941 |
4 (нач. года) |
- |
- |
- |
4 (нач. года) |
2 (нач. года) |
- |
- |
5 (нач. года) |
- |
2 |
|
1942 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
5 |
- |
2 |
|
В скобках указан месяц монтажа или демонтажа установки |
Кормовые башни главного калибра "X" и "Y" крейсера Kent, Скапа Флоу, 1941г.
Первым английским "Кентом", на котором установили радарное оборудование, стал Suffolk. В начале 1941 года на нем смонтировали радар воздушного обнаружения тип 279, антенны которого устанавливались на верхушках мачт. Этот радар, работающий в 7-метровом диапазоне и принятый на вооружение в 1940 году, являлся дальнейшим развитием первого английского радара воздушного обнаружения тип 79Y, в конце 1939 года испытанного на легком крейсере Sheffield. В 1942 году радар тип 279 на Suffolk демонтировали, заменив его новейшим радаром тип 281, работающим в диапазоне 3,5 - 4м и прошедшим испытания на легком крейсере Dido в 1940 году. Еще раньше, в 1941 году, радар тип 281 получили крейсера Berwick. Cumberland и Kent. В 1943 году на Berwick его заменили новым радаром воздушного и надводного обнаружения тип 281В, являвшимся развитием радара тип 280. Его антенну смонтировали на грот-мачте. В 1943 году радар тип 281 получил Australia, на котором он сменил установленный в 1940 году радар воздушного обнаружения тип 286.
Рис.17. Антенны радаров, установленных на крейсерах типа Kent
В 1941 году Cumberland первым из "Кентов" получил радар надводного обнаружения тип 273, работающий в дециметровом диапазоне и имевший антенну в виде цилиндра, установленного на крыше ангара. В 1942 году такие радары получили также Berwick и Suffolk, а в 1943 году - Australia, причем после демонтажа ангаров радары устанавливались на кормовых надстройках (на Australia - на кормовой рубке).
В 1941 году Berwick и Kent получили радары управления огнем ГК тип 284, опробованный на линкоре Nelson и работающий в 5-дециметровом диапазоне. Антенны радара монтировались на новых дальномерах, устанавливаемых в боевой рубке. Тогда же крейсера Cumberland, Suffolk и Kent были оснащены радарами управления огнем зенитной артиллерии дальнего действия тип 285, которые являлись развитием радара тип 282 и также работали на 5-дециметровой волне. Их антенны монтировались на установленных на крыльях мостика дальномерах MkI.
Радарное вооружение "Кентов" во время войны |
||||||||
Название корабля |
Год |
А тип 279 |
А тип 281 |
А тип 286 |
В тип 273 |
С тип 281В |
D тип 284 |
Е тип 285 |
Kent |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1941 |
- |
- |
- |
- |
- |
+(09) |
+(09) |
|
1942 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
1943 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
1944 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
1945 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
Cumberland |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1941 |
- |
- |
- |
+(10) |
- |
- |
+(10) |
|
1942 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
1943 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
1944 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
1945 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
Berwick |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1941 |
- |
- |
- |
- |
- |
+(06) |
- |
|
1942 |
- |
- |
- |
+(08) |
- |
+ |
- |
|
1943 |
- |
- |
- |
+ |
+(12) |
+ |
- |
|
1944 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
1945 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Suffolk |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1941 |
+(02) |
- |
- |
- |
- |
- |
+(02) |
|
1942 |
+(07) |
+(07) |
- |
+(07) |
- |
- |
+ |
|
1943 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
1944 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
1945 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
Australia |
1939 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1940 |
- |
- |
+(12) |
- |
- |
- |
- |
|
1941 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
1942 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
1943 |
- |
+(II пол) |
+(II пол) |
+(I пол) |
- |
- |
- |
|
1944 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
1945 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
В скобках указан месяц монтажа или демонтажа радара. |
С началом войны "Кенты" были окрашены в более темный серый цвет, а со временем получили камуфляж, который первоначально являлся комбинацией из трех официальных цветов - темно-серого (507А), средне-серого (507В) и светло-серого (507С). Во время норвежской кампании участвовавшие в ней крейсера носили временный камуфляж из неофициальных цветов. Первые утвержденные Адмиралтейством камуфляжи появились во второй половине 1941 года и первыми получили их Kent и Suffolk. Всего за время войны использовали свыше 20 официальных камуфляжных цветов, применявшихся в различных сочетаниях. После 1945 года крейсерам вернули довоенную светло-серую окраску с широкой темной полосой на бортах.
Berwick, 1942, Cumberland, 1942,
В 1947 году Cumberland лишили трех башен главного калибра, оставив лишь одну - башню "В", которую тоже вскоре сняли во время переоборудования крейсера в опытовый корабль. В 1949 - 51 годах крейсер получил мачты решетчатой конструкции и новые дальномеры. В 50-х годах носил сменное вооружение. Сначала - установленную у миделя по правому борту башню с двумя 114-мм орудиями и 4 пушки "Бофорс" калибра 40 мм, затем - попеременно одно и два 114-мм орудия (у левого борта, против первой и второй дымовой труб) и те же "бофорсы", в 1953 году нес установленную в позиции "Y" башню с двумя универсальными 76-мм орудиями, которые испытывались на нем для строившихся крейсеров типа Tiger, а еще позже - двухорудийную башню в позиции "В" со 152-мм орудиями.
Крейсера типа Kent были первыми английскими "договорными" кораблями, поэтому в них наиболее полно проявились недостатки, присущие всему вашингтонскому семейству крейсеров, возникшему не в результате логичного развития и разумного выбора оптимального типа крейсера, а как следствие определенных политических и экономических тенденций и устремлений. В равной мере при этом выявились недостатки, характерные для английского крейсеростроения в частности. Англичане строили тяжелые крейсера, призванные защищать океанские коммуникации, принося в жертву дальности плавания и мореходности скорость, бронирование, а впоследствии и вооруженность своих кораблей. Не будем грешить - столь лелеемые Адмиралтейством качества у "Кентов" были действительно высоки: по дальности плавания они превосходили своих многочисленных японских и американских собратьев, не говоря уже о рассчитанных на службу в ограниченных бассейнах братьях итальянских и французских. К тому же они вынесли на себе главные трудности по сопровождению и охране конвоев, в том числе и полярных, отличаясь прекрасной мореходностью, конструктивной надежностью и неплохими условиями обитания.
Но по другим показателям "Кенты" во многом уступали вашингтонским крейсерам других стран. Их скорость (31,5 уз) была стандартной для британского флота, но заметно уступала скорости ранних итальянских, французских и японских "договорников", достигавшей 34,5 (французский Tourville и японский Aoba) и даже 35,5 узлов (японский Myoko и итальянский Trento). Кстати, показатель относительной скорости (V/sqrt(L), где V - скорость хода корабля, a L - его длина) для большинства 10.000 - тонных вашингтонских крейсеров находился в пределах 2,45 - 2,75, и только у английских крейсеров типа Кент он составлял 2,28.
Слабость бронирования "Кентов" стала нарицательной в английском флоте, недаром их повсеместно называли "жестянками". Дюймовая броня бортов и башен английских кораблей пробивалась не только "шестидюймовками" легких крейсеров, но и 4-5 дюймовыми снарядами эсминцев. Зато их зарубежные аналоги имели куда более солидную защиту, в 2 - 4 раза превосходящую английскую (см. таблицу). Да и о какой хорошей защите может быть речь, если общий вес брони заложенного в конце 20-х годов легкого крейсера Leander составил 11,7% от стандартного водоизмещения, у строившегося 10 лет спустя легкого крейсера Edinbourg - даже 18,6%, а у тяжелого крейсера Kent -всего 10,25%. Эта ущербность новых крейсеров стала очевидной для Британского Адмиралтейства уже в 1926 году, еще до готовности первого из строившихся кораблей, и не случайно планы модернизации "Кентов" появились почти сразу же после их ввода в строй.
Слабым было и артиллерийское вооружение первых английских "договорников". Зенитная артиллерия, изначально недостаточная, неоднократно менялась и дополнялась в процессе службы и модернизации, но "Кенты" так и не получили достаточного количества стволов, подтверждением чего служит потопление Dorsetschire и Cornwall японскими бомбардировщиками, безнаказанно, как на учениях, сбрасывавших свои бомбы на оказавшиеся беззащитными английские крейсера. Canberra же, не пройдя модернизации, вступил в войну с устаревшим вооружением. Артиллерия главного калибра первоначально отвечала "вашингтонским" стандартам, но уже японские крейсера типа Муоко, строившиеся почти одновременно с "Кентами", получили по 10 орудий ГК, расположенных в 5 башня. Та же тенденция к увеличению числа стволов главного калибра обнаруживается и у американцев.
Но воистину "ахиллесовой пятой" вашингтонских крейсеров стала их дороговизна - каждый корабль стоил в среднем 1.970.000 ф. ст., что превышало стоимость легких крейсеров периода 1 мировой войны более чем вдвое, а легких крейсеров межвоенного периода на 400 - 700 тыс. ф. ст. Правда, впоследствии и по этой статье легкие крейсера переплюнули вашингтонские: каждый из последней предвоенной пары легких крейсеров Belfast и Edinbourg стоил приблизительно на 200 тыс. ф.ст. дороже, чем тяжелые крейсера типа County. Но это будет потом. А в конце 20-х годов "владычице морей" требовалось количественно больше крейсеров для охраны ее растянутых океанских коммуникаций, причем этой цели, при совсем незначительном ухудшении боевых качеств, вполне отвечали легкие крейсера. К постройке таковых после ввода в строй пробной пары тяжелых крейсеров уменьшенного водоизмещения и несколько усиленного бронирования (York и Exeter) англичане и приступили.
Сравнение тактико-технических данных ранних серий вашингтонских крейсеров |
|||||||
Название корабля |
Kent |
Tourville |
Trento |
Pensacola |
Northampton |
Aoba |
Myoko |
Страна |
Англия |
Франция |
Италия |
США |
США |
Япония |
Япония |
Год закладки |
1924 |
1926 |
1926 |
1926 |
1928 |
1924 |
1924 |
Скорость, уз. |
31.5 |
34.5 |
35.5 |
32.5 |
32.5 |
33.4 |
35.5 |
Дальн. плав., м.м. |
10400/15 |
5000/15 |
4160/16 |
10000/15 |
10000/15 |
7000/14 |
8000/14 |
Бронирование, мм. |
|
|
|
|
|
|
|
борт |
25.0 |
50.0 |
70.0 |
51.0 |
75.0 |
76.0 |
102.0 |
палуба |
38.0 |
|
50.0 |
50.0 |
50.0 |
48.0+35.0 |
41.0+35.0 |
башни ГК |
25.0 |
25.4 |
50-100 |
57.0 |
56 |
25.0 |
25.0 |
Кол-во стволов |
|
|
|
|
|
|
|
ГК |
8 |
8 |
8 |
10 |
9 |
6 |
10 |
средняя арт. |
4x102 |
8x75 |
12x100 |
4x127 |
4x127 |
4x120 |
6x120 |
зенитная арт. |
4x40 |
8x37 12x13.2 |
8x37 8x13.2 |
8x12.7 |
|
8x25 4x13.2 |
2x7.7 |