1 марта 1881 г. был убит император Александр II. Новый император при восшествии на престол произвел смену руководства Морским министерством. Главным начальником флота и морского ведомства стал Великий князь Алексей Александрович. Под его председательством было образовано Особое совещание из министров военного, иностранных дел и управляющего Морским министерством для определения направлений будущего развития флота, в связи с политической и военной обстановкой.
Совещание установило, что «Для ограждения же общих интересов, политических и торговых, России необходимо располагать в водах Тихого океана достаточным количеством крейсеров, которые могли бы, в случае столкновения с европейскими державами, серьезно угрожать торговле, нападая на их коммерческие суда, склады и колонии».69 При разработке 20-летней судостроительной программы продолжали исходить из того, что крейсерская война продолжает оставаться «почти единственным и весьма сильным средством для нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего более или менее значительным коммерческим флотом».70
Специальная комиссия Морского министерства, разрабатывая в 1881 г. основные требования для кораблестроительной программы, пришла к выводу, что «крейсерская война» будет единственным активным средством для нанесения вреда торговым интересам неприятеля, например Англии. В апреле 1882 г. императором Александром III утверждена 20-летняя кораблестроительная программа. К 1902 г. состав флота в Балтийском море должен быть доведен до 18 броненосных кораблей, 20 броненосцев прибрежной обороны, 9 крейсеров фрегатского ранга, 21 корветского ранга, 20 канонерских лодок, трех транспортов и 100 миноносок. Черноморский флот - до восьми броненосных кораблей, трех посыльных судов, 20 миноносок. Во Владивостоке предусматривалось постоянное базирование восьми канонерских лодок, двух транспортов и 18 миноносок." То есть необходимое количество крейсеров определено в 30 единиц. В строю в то время были годными к плаванию пять полуброненосных фрегатов и 12 деревянных крейсеров (фрегат «Светлана», корветы «Аскольд», «Витязь» и 9 клиперов), поэтому следовало построить еще четыре крейсера фрегатского ранга и девять корветского.
Однако быстрое усиление флота Германии не давало возможности ждать истечения срока 20-летней программы. Уже в 1885 г. морское ведомство вынуждено было поставить вопрос о необходимости ускорить судостроение. А так как для линейных судов это представлялось невозможным, то были выдвинуты идеи создания минного флота. По этому поводу весной 1885 г. созвано межведомственное совещание. В результате его работы по новой программе 1885 г. для Балтийского флота требовалось построить 9 броненосцев, четыре крейсера 1 ранга, 9 крейсеров 2 ранга, малый крейсер и 50 миноносцев. Таким образом, программа 1881 г. была сокращена почти на половину. К 1890 г. построены три крейсера 1 ранга («Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Память Азова»), два крейсера 2 ранга - «Витязь» и «Рында». В 1890 г. вопрос о планах кораблестроения под влиянием быстрого усиления Германского флота был опять пересмотрен. Новая «ускоренная» программа судостроения на 1890-1895 гг. предусматривала постройку пяти и закладку еще пяти броненосцев, а также трех броненосных крейсеров. Однако вследствие недостатка средств и эта программа была сокращена.
Постройку крейсеров-разведчиков программа не предусматривала, хотя их необходимость при эскадре для руководства русского флота была очевидной. При недостатке средств приоритетом пользовались броненосцы, тем более, что формирование броненосных эскадр ожидалось только к концу 90-х годов. Кроме того, в мировом кораблестроении существовали различные взгляды на тип крейсера. Для крейсерской войны руководство Морского министерства предполагало вместе с броненосными крейсерами-одиночками использовать пароходы Добровольного флота.
Обеспокоенное дальнейшим строительством в России океанских броненосных крейсеров, английское адмиралтейство предпринимает постройку целой серии из семи крейсеров типа «Orlando». (Улучшенный «Imperieuse», но меньшего водоизмещения.) Они были спущены на воду в 1886-1887 г. и при водоизмещении в 5700 т имели довольно высокую для своего времени скорость - 18-19,5 узлов. Вооружение состояло из двух 234-мм и десяти 152-мм орудий. Узкий броневой пояс по ватерлинии имел толщину 254 мм, броневая палуба - 76 мм. Нормальный запас угля - 750 т, полный - 900 т. Когда корабли вступили в строй, вследствие перегрузки броневой пояс оказался под водой. Эти крейсера подверглись критике английского адмиралтейства и были признаны слабее бронепалубных того же водоизмещения. В результате возобладало мнение, что стальная 100-мм броня, которую ввели французы на своих броненосных крейсерах, не соответствует назначению как прикрытие от фугасных снарядов сильного разрывного действия. Поэтому, чтобы не сокращать запасы топлива и не увеличивать водоизмещения, было решено отказаться от поясного бронирования и не строить броненосных крейсеров. В 1889 г. Уайт выступил со своими соображениями о постройке новой серии крейсеров — защитников торговли, проведя идею всемерного увеличения их скорости и мореходных качеств и в меньшей мере обращая внимание на защиту кораблей.
В начале 90-х годов строятся крейсера типа «Pallas» водоизмещением 2500 т и скоростью в 17 узлов для посыльной службы, типа «Apollo» (3400 т, 20 узлов) для дозорной службы и разведки, типа «Edgar» (7500 т) для дальней разведки. В ответ на строительство Россией и Францией океанских броненосных крейсеров Англия строит крупные бронепалубные с усиленным вооружением. Броневая палуба на этих кораблях имела скосы толщиной 102-152 мм. Дополнительной защитой служили запасные угольные ямы, заполняемые углем, который расходовался только в самых крайних случаях.
В этот же период во флотах крупных морских держав продолжался процесс дифференциации класса крейсеров. По традиции парусного флота крейсера малого водоизмещения, предназначавшиеся для ближней разведки и дозорной службы назывались корветами и клиперами, а большие крейсера - фрегатами. К концу 80-х годов в большинстве флотов перешли к новой классификации с делением крейсеров на два или три подкласса. Для одиночных действий в океанах и ведения дальней разведки предназначались крейсера 1 класса. Крейсера меньшего водоизмещения предназначались для службы в составе броненосных эскадр или отрядов. Крейсера 2 класса должны вести ближнюю (тактическую разведку) и нести дозорную службу, 3 класса - посыльную и сторожевую службу. По мере развития миноносцев на крейсера 2 и 3 классов начали возлагаться задачи отражения атак миноносцев. В русском флоте новая классификация крейсеров была введена только в начале 1892 г., хотя еще в конце 80-х годов в официальной переписке применялось название крейсер.
Английские кораблестроители в 70-е годы построили ряд океанских крейсеров без броневой защиты. Крейсер «Shah», построенный в 1878 г., при водоизмещении 6250 т развивал скорость хода 16 узлов. Вооружение: два 229-мм (по одному в носу и корме) и 165-мм орудия (в батарее по бортам). 29 мая 1878 г. у г. Ило вместе небольшим крейсером «Amethyst» он вступил в бой с перуанским броненосцем «Huascar».72 Несмотря на значительное превосходство англичан в артиллерии, последние ничего не смогли поделать с бронированным кораблем. Сами они не пострадали благодаря преимуществу в скорости и плохой подготовке перуанских артиллеристов. Опыт этого боя показал необходимость более надежной защиты крейсеров. Поэтому вновь строившиеся английские корабли этого класса дополнительно защищались палубной броней толщиной в 38-40 мм. Таким образом, в конце 70-х годов появился тип бронепалубного крейсера.
Первыми бронепалубными крейсерами русского флота стали «Рында» и «Витязь».
Название |
Завод-строитель |
Заказ или заключение контракта |
Зачисление в списки |
Закладка, начало работ |
Спуск на воду |
Прием в казну, вступление встрой |
Исключение и з списков |
"Витязь" |
Галерный островок |
24.06.1883 |
3.12.1883 |
16.08.1883 16.02.1884 |
23.10.1884 |
1886 г. |
20.06.1893 |
"Рында" |
Галерный островок. Общество Франко-русским заводов |
24.06.1883 |
3.12.1883 |
13.10.1883; 16.02.1884 |
18.06.1885 |
1886 г. |
12.05.1922 |
"Адмирал Нахимов" |
Балтийский завод |
|
2.04.1884 |
7.1884 |
21.10.1885 |
9.09.1888 |
1905 г. |
"Адмирал Корнилов" |
Луарская верфь. Сент-Лазер |
31.10.1885 |
15.11.1886 |
31.10.1885 |
28.03.1887 |
1888 г. |
2.05.1911 |
"Память Азова" |
Балтийский чавод |
|
27.06.1886 |
12.07.1886 |
1888 г. |
1890 г. |
6.12.1919 |
Проект новых корветов являлся дальнейшим развитием парусно-парового крейсера корветского ранга, одинаково хорошо ходкого под парами и парусами, приспособленного к длительным парусным переходам в океане.
Как справедливо указано в Истории отечественного судостроения73, на выбор типа и тактико-технических элементов кораблей, в том числе крейсеров, повлияли взгляды И. А. Шестакова, который стал управляющим Морским министерством в 1882 г. По его мнению, новые корветы должны иметь скорость 15 узлов и значительную дальность плавания в океане. 10 июня 1882 г. на заседании МТК в качестве прототипов нового крейсера были выбраны русский «Ярославль» и греческий «Miaulis», построенные во Франции, а также английский «Каллиоп», с броневой палубой над машинами. По проекту, подготовленному к январю 1883 г., крейсер водоизмещением 2800 т предполагали вооружить десятью 152-мм орудиями, приняв за основу расположение английского крейсера «Каллиоп», и установить на нем одну за другой две паровые машины по 1500 и.л.с., действующие на один вал. По образцу крейсера «Ярославль» принят стальной корпус, не обшитый деревом и медью, и неполное парусное вооружение. При водоизмещении около 3000 т корабль должен был иметь вооружение из шести 152-мм, четырех-шести 107-мм и шести пушек Гочкиса, а также «значительное минное вооружение». В МТК поступили проекты отставного капитана 1 ранга Л.П. Семечкина и французского инженера П.К. Дю Бюи, представителя Общества Франко-Русского завода.74 Для постройки был выбран проект Общества Франко-Русских заводов. Контракт на постройку двух кораблей, именовавшихся в переписке «6-пушечными винтовыми корветами», заключили 24 июня 1883 г. 16 августа 1883 г. на участке верфи «Галерный островок» началась постройка «Витязя» (строитель П. А. Титов). 16 февраля там же состоялась официальная закладка второго корвета - «Рында». Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер капитан Леонтьев.
Уже в ходе постройки управляющий Морским министерством потребовал дополнить проект установкой стальной палубы в 1 -2 дюйма толщиной над машинами и котлами. 10 декабря 1883 г. на эту работу заключен дополнительный контракт стоимостью по 122 тысячи рублей на каждом корабле. Для компенсации 147 т увеличения массы корпуса пришлось уменьшить запасы угля до 450 т. Расчетная дальность плавания уменьшилась до 2400 миль при скорости в 11 узлов. Официальная закладка состоялась 16 февраля 1884 г. Как и на других кораблях того времени, переделки проекта продолжались в ходе постройки, несколько раз переделывался проект расположения внутренних помещений. В июле, по указанию Шестакова, количество 152-мм орудий увеличили с 6 до 8, при этом пришлось четыре 107-мм пушки заменить 87-мм. К этому времени проектная перегрузка достигла уже 260 т. Тем не менее, в августе, по новому указанию Шестакова, добавили еще два 152-мм орудия, а число выстрелов на орудие уменьшили со 125 до 84. Чтобы уменьшить перегрузку, вместо деревянных мачт впервые в русском флоте изготовили стальные.
«Витязь» спущен на воду 23 октября 1884 г. Вследствие недоброкачественного металла ахтерштевня был потерян руль. Новый ахтерштевень усиленной конструкции и руль, поднятый со дна Невы, были установлены под руководством П. А. Титова, без ввода корабля в док, с помощью кессона. Ходовые испытания неоднократно откладывались из-за необходимости доводки главных машин. Командир «Витязя» капитан 1 ранга С.О. Макаров 15 июля 1886 г. записал в дневнике: «Ход неважный. На одном рейсе - с натяжкой 14,6 узлов при попутном течении. В среднем -13,7 уз., 2750 сил, а надо 3000 сил. Какая жалкая индикаторная сила и скорость для небронированного судна - 3000 т».75
31 августа 1886 г. «Витязь» вышел из Кронштадта на Дальний Восток и в апреле 1887 г. пришел в Иокогаму, где вступил в состав эскадры. Затем он был направлен в отдельное плавание для гидрографических работ, перевозок и осмотра портов, пригодных для стоянки военных кораблей. Макаров по собственной инициативе организовал проведение систематических гидрологических наблюдений: определение температуры и удельного веса воды на поверхности и в глубине, определение скорости течений, измерение глубин, сбор образцов фунта и воды. Плавание длилось почти три года - по 20 мая 1889 г. За это время корвет прошел 59269 миль.76
Осенью 1891 г. «Витязь» отправился во второе плавание на Дальний Восток, в ходе которого производил съемку и промеры восточного побережья Корейского полуострова. 28 апреля 1893 г. под командованием капитана 1 ранга С.А. Зарина, заходя в порт Лазарева, стал на камни в проливе у острова Завалишина. «Витязь» прочно засел средней частью, получив пробоину с левого борта, причем камень вошел внутрь корпуса на 1,5 м. Корабль било о камни, появились новые пробоины в носу и с правого борта. Несмотря на предпринятые меры, спасти крейсер не удалось. Корпус на зыби раскачивало до 18 градусов и сильно било о камни. 29 апреля в 20 часов вследствие опасного состояния крейсера команда покинула его. Все, что можно было снять и выгрузить, было перевезено на берег. Остатки разбитого корпуса проданы на металлолом японским промышленникам.
Служба второго корабля этого типа была менее знаменитой, но более продолжительной. «Рында» в 1886-1889 и 1892-1896 гг. плавал в Тихом и Атлантическом океанах. В 1888 г. под командованием капитана 1 ранга Ф.К. Авелана крейсер заходил в Сидней для участия в праздновании 100-летия со дня основания английской колонии в Австралии. Интересен состав офицеров: мичманами были Великий князь Александр Михайлович77 и граф М.А. Апраксин, лейтенантами -князь М.С. Путятин и граф Н.М. Толстой. 24 марта 1906 г. бывший корвет стал учебным судном, а 8 мая 1917 г. был переименован в «Освободитель». В мае следующего года его передали в порт на хранение, а 12 мая 1922 г. сдали на слом.
После введения в строй корветов «Витязь» и «Рында» постройка бронепалубных крейсеров для русского флота на несколько лет прекращается. В Англии же в начале 90-х годов построена большая серия в 21 ед. средних бронепалубных крейсеров типа «Apollo». (Водоизмещение - 3400 т, скорость - 18,5 узлов, броневая палуба - 50 мм. Два 152-мм - по одному в носу и корме, шесть 120-мм - по бортам, восемь 57-мм орудий, 4 торпедных аппарата.)
Задание на проектирование сформулировано вице-адмиралом И.А. Шестаковым 18 мая 1882 г.: «Какой из известных типов океанских броненосцев подходит больше к нашим требованиям именно при броне не менее 10 дюймов, сильной (11 дюймов) артиллерии, большом запасе угля и ходе до 15 узлов, чтобы сидел не более 26 футов и имел полную парусность». В качестве прототипа кораблестроительный отдел МТК выбрал английский броненосный крейсер «Imperieuse», имевший большой запас топлива, высокую скорость, большую живучесть артиллерии, распределенной по одиночке в башнях. В июне 1882 г. началась разработка проекта, в котором по указанию управляющего Морским министерством предусматривались одноорудийные открытые (барбетные) башни для четырех 229-мм орудий. 19 ноября был одобрен разработанный МТК проект. Машины принимались как изготовленные Балтийским заводом для «Владимира Мономаха» по образцу машин «Петра Великого» конструкции английского завода Эльдера. Для корабля был сооружен новый стапель. Корпус и механизмы строились целиком в России из отечественных материалов, кроме заказанных в Англии рулевой машины и шпиля. Сталь для корпуса изготавливал Путиловский завод, сталежелезную броню обязался поставить Ижорский завод, осваивавший ее выпуск по приобретенной (контракт от 19 июля 1883 г.) технологии английской фирмы «Кеммел» в Шеффилде.78
Задержку работ вызвало запоздание МТК с разработкой конструкции современного станка с коротким откатом для новых 229-мм орудий, из-за чего с целью уменьшения массы барбетных башен, несколько раз менялась их конструкция и форма. В январе 1885 г. вместо 229-мм пушек решили установить в башнях по два 203-мм орудия на станках Вавассера. При этом масса бортового залпа увеличивалась в 1,4 раза. 21 октября 1885 г. корабль спущен на воду. Летом 1887 г. не вполне законченный корабль в качестве конвоира царской яхты совершил поход в Копенгаген. На переходе при свежем ветре в 9-10 баллов крейсер принимал воду на верхнюю палубу, в связи с чем приходилось уменьшать ход против волны до 3 узлов. По указанию управляющего Морским министерством завод разработал проект перестройки корабля со снятием носовой башни и установкой полубака. Но переделка приводила к ухудшению защиты батарейной палубы и увеличивала дифферент на корму. Поэтому Шеста-ков 30 декабря 1887 г. приказал продолжал достройку корабля без переделок. На заводской пробе 24 июня 1888 г. «Адмирал Нахимов» достиг средней скорости в 16,38 уз. На официальных испытаниях 9 сентября 1888 г. крейсер, не избежавший перегрузки (водоизмещение - 8270 т, проектное - 7782 т), при мощности в 7508 л.с. развил среднюю скорость в 16,1 узла. Полная стоимость постройки корабля на заводе составила 4117174 рубля. Надежно бронированная броневая рубка, барбетные установки... Только что, в конце 1884 г., освоенная Ижорским заводом сталежелезная броня вместо ранее применявшейся железной. Полное, уже предусмотренное проектом, палубное электрическое освещение с первой штатной электростанцией мощностью около 36 кВт. Тогда же впервые применили на корабле и силовые электроприводы для простейших механизмов-корабельных вентиляторов.
Броневой пояс имел протяженность 45 м, плиты спускались ниже ватерлинии на 1,5 м. Кроме 203-мм орудий в барбетах, 10 152-мм пушек располагались в батарейной палубе. 254-мм пояс защищал машины и котлы по ватерлинии с 229-мм траверзами. Сверху цитадель прикрывалась 50,4-мм броневой палубой. В оконечностях броневая палуба имела толщину 76 мм. Дальность плавания при запасе угля составляла по проекту 5800 миль при скорости в 10 узлов. Из-за задержки в связи с ремонтом корпуса, поврежденного летом при входе в ворота Купеческой гавани, крейсер лишь в сентябре 1888 г. вышел в плавание на Дальний Восток. Там он нес службу до лета 1891 г., прошел частичный ремонт в доке Иокосука. После посадки на мель посетил Петропавловск-на-Камчатке во главе эскадры вице-адмирала Н.П. Назимова. После капитального ремонта в Кронштадтском Константиновском доке, корабль 21 мая 1893 г. отправился в Нью-Йорк, затем в Средиземное море и в январе-марте 1894 г. вновь совершил переход на Дальний Восток. В 1898-1899 гг. на крейсере в Кронштадте поменяли котлы и сняли парусный рангоут. Затем опять Дальний Восток, возвращение в 1903 г. в Кронштадт.
Крейсер 1 ранга «Адмирал Нахимов»
В середине 1885 г. французское «Луарское судостроительное общество» предложило русскому правительству проект «крейсера особого нового типа», имевшего высокую скорость и большую дальность плавания при максимальном облегчении корпуса и защите жизненных частей с помощью одной лишь броневой палубы. Он представлял развитие «батарейного» крейсера типа «Sphax» (водоизмещением в 4500 т) и по характеристикам и архитектуре был близок к строившимся во Франции крейсерам типа «Cecilia». Вооружение французских кораблей, не считая мелкой артиллерии, составляли шесть-восемь 164-мм и десять 140-мм орудий, броневая палуба имела толщину 40-100 мм.
Крейсер I ранга «Адмирал Корнилов»
Генерал-адмирал и И.А. Шестаков во время визита во Францию лично рассмотрели и одобрили представленный проект, без рассмотрения его специалистами МТК. Фирма, считая дело с заказом решенным, не дожидаясь подписания контракта, начала размещать заказы на материалы и оборудование и приступила к сборке корпуса на стапеле. После этого устранять замечания и выполнять многие пожелания специалистов было невозможно. 4 октября 1885г. проект рассматривался в МТК, причем было заключено, что строить крейсер следует только после весьма кардинальной его переделки. Особенно плохо обстояло дело с обеспечением непотопляемости. По мнению С.О. Макарова, в проекте вместо конкретных технических средств фигурировали «только общие фразы и идеи».79 Рекомендации комитета предусматривали устроить тройные борта и двойное дно, систему выравнивания крена затоплением отсеков, довести переборки до верхней палубы и т.д. В результате внесения этих и ряда других дополнений и изменений в проект перегрузка составила 100 т. 31 октября 1885г. в Париже подписан контракт на постройку на верфи в Сен-Назере крейсера, который следовало подготовить к сдаче через 31 месяц. По контракту, подписанному русским военно-морским агентом капитаном 2 ранга Е.И. Алексеевым, корабль следовало подготовить к сдаче через 31 месяц, считая с 1 сентября 1885 г., т. е. к 1 апреля 1888 г., стоимость заказа составляла 7,4 млн. франков.80
Началом строительства приняли день подписания контракта, хотя на стапеле уже шла работа по сборке киля и большая часть материалов уже была заготовлена. В ходе постройки проект корректировался по указаниям Шестакова. Для обеспечения прикрытия прислуги орудий от навесного огня удлинили полубак, в средней части установили над орудиями стальные крыши толщиной 5 мм. Это решение отчасти способствовало улучшению мореходных качеств корабля, увеличению углов обстрела главной артиллерии и более надежной установке шлюпок.
Интересно, что дополнительной оплаты этой работы в размере около 30 тысяч франков завод не требовал. Спуск состоялся 28 марта 1887 г. За четыре часа до этого торжественно установлена закладная доска. В первые месяцы 1888 г. были установлены в доке винты и руль, завершены работы по забортной арматуре и обшивке деревом и медью подводной части. Фактическая дальность плавания при скорости 11,3 узла составила около 6200 миль. Значительная перегрузка более чем в 370 т была вызвана большим объемом дополнительных работ по усовершенствованию корабля, увеличением массы многих деталей в сравнении с расчетным. Крейсер, вместо 1 апреля 1888 г., вышел на испытания в Бискайский залив 31 августа, а закончил их к середине октября. Скорость на шестичасовом испытании при естественной тяге составила 16,9 узла при мощности механизмов 5978 л.с., вместо 16,5 узла и 6014 л.с. по спецификации. При искусственной тяге в 17,6 узла и 6581 л.с., вместо 18 узлов и 8262 л.с.81 Водоизмещение при последнем испытании составило 5377 т, вместо 5029,27 по контракту. В октябре 1889 г. проведены испытания корпуса стрельбой из всех орудий: 14 152-мм, двух 64-мм, шести 47-мм одноствольных и десяти 37-мм револьверных Гочкиса. Минное вооружение крейсера при вступлении в строй состояло из шести торпедных аппаратов, 18 торпед, 30 больших якорных мин и трех метательных мин. Броневая рубка имела толщину 76 мм, палуба 40-60 мм, дополнительной защитой являлись бортовые коффердамы, заполненные целлюлозой. 19 октября 1888 г. крейсер вышел из Шербура и 26 октября прибыл в Кронштадт. Летом 1889 г. на нем произвели установку артиллерии и в октябре провели испытания стрельбой из всех орудий. Новшеством в русском флоте было применение в качестве вспомогательных водотрубных котлов системы Бельвиля.
С осени 1889 г. крейсер находился в плавании в европейских водах, а с начала 1890 г. ушел на Дальний Восток. Затем плавал на Средиземном и Черном морях, летом 1891 г. возвратился в Кронштадт. 6 октября 1892 г. снова ушел на Дальний Восток. Там, в Чифу, в апреле 1895 г. с него снимают рангоут и одним из первых в отечественном флоте перекрашивают в защитный шаровый цвет. С июня до конца 1896 г. во Владивостоке на крейсере заменили все восемь главных котлов и сняли, для уменьшения нагрузки, три вспомогательных котла Бельвиля, уменьшили рангоут и парусность фок- и грот-мачты. Однако, из-за более тяжелых котлов, общая нагрузка уменьшилась всего на 40 т.82 И лишь в 1901 г. он уходит в Европу, а с 1902 г. служит на Балтике. В середине 1902 г. вошел в учебный отряд кадетского корпуса на Балтике, что послужило поводом для снятия с него 4 152-мм орудий. Планировавшаяся в 1905 г. отправка крейсера в составе 2-го эшелона 3-й эскадры флота Тихого океана не состоялась, и в 1907 г. его перевели в разряд учебных судов, а в 1911 г. - исключили из списков флота.
Следующий проект являлся развитием отечественного типа броненосного крейсера по образцу «Владимира Мономаха», на чем МТК настаивал еще при рассмотрении проекта «Адмирала Корнилова».83 Проект разработан Балтийским заводом в октябре 1885 г. Бронирование, состав артиллерии и схема его расположения были такими же как на «Дмитрии Донском», увеличено соотношение длины к ширине, для обеспечения более высокой скорости до 18 узлов, водоизмещение же возросло до 6000 т. В ходе переделок по требованиям Морского министерства в феврале 1886 г. от одновинтового варианта вернулись к первоначальному, двухвинтовому. Вместо паровых машин двойного расширения (компаунд) адмирал И. А. Шестаков потребовал применить горизонтальные машины тройного расширения по типу завода Нэпира в Глазго. Для этого, однако, пришлось бы увеличить ширину корабля, поэтому, во избежание переделок проекта и задержек с постройкой корпуса, адмирал согласился применить более компактные вертикальные машины при условии защиты их броней.84
Крейсер 1 ранга «Память Азова»
4 марта 1886 г. под руководством корабельного инженера завода Н.Е. Титова была начата постройка корпуса. 27 июня корабль получил название «Память Азова», а 17 июля состоялась официальная закладка. На корабле впервые в русском флоте устанавливались вертикальные машины тройного расширения по типу английской фирмы Кёрка. Рабочие чертежи для Балтийского завода разработал штабс-капитан Ф.Я. Поречкин, и две машины мощностью по 4250 и.л.с., общей массой в 414 т, изготовлены осенью 1889 г. Шесть главных паровых огнетрубных котлов изготовлены заводом из отечественной стали Александровского завода в Петербурге и только патентованные «желобчатые» топки Фокса (из гофрированных листов) были выписаны из Англии.85 Водоотливные средства обеспечивали суммарную подачу 1550 т/час. Мощная корабельная электрическая сеть питалась четырьмя динамомашинами общей мощностью 284 кВт.
Крейсер имел бронирование двух палуб вместо одной, а орудия защищались броневыми щитами. По предложению завода длина броневого пояса (55 м по проекту) увеличена до полной длины корпуса. Это удалось сделать за счет уменьшения высоты пояса с 2,1 до 1,8 м в средней части и до 1,7 м в оконечностях. Тем не менее, перегрузка от этого всё же составила 53 т. 20 мая 1888 г. крейсер спущен на воду в присутствии императора Александра III.
8 ноября 1889 г. «Память Азова» перешел в Кронштадт, где были проведены предварительные испытания, а к лету 1890 г. крейсер был готов к дальнему плаванию. К этому времени, в результате увеличения длины главного пояса, установки дополнительных броневых переборок, усиления машинных фундаментов и конструкций второго дна, перегрузка достигла 800 т. Для её частичного уменьшения два 152-мм орудия, 40 мин, сетевое заграждение, часть парусов и ряд других штатных грузов пришлось отправить во Владивосток на пароходе. Уменьшено количество топлива и на две трети сокращено количество снарядов и зарядов в погребах. Для увеличения остойчивости на берегу оставили вместе со шлюпбалками оба минных катера. В момент ухода из Кронштадта водоизмещение составляло 6420 т. На испытаниях, при мощности механизмов 5715 л.с., была набрана скорость 16,8 узлов. Крейсер совершил поход на Дальний Восток с наследником цесаревичем Николаем Александровичем и Великим князем Георгием. В 1892 г. - ремонт в Кронштадте. В 1894 г. - плавание в Средиземном море, осенью - поход на Дальний Восток, где крейсер стал флагманским кораблем объединенной эскадры в Чифу. До 1899 г. служил на Дальнем Востоке, весной 1900 г. возвратился на Балтику. В 1898 г. во Владивостоке уменьшили парусное вооружение, укоротили стеньги, на грот- и бизань-мачте сняли реи. В таком виде корабль в 1900 г. вернулся на Балтику. В МТК разработали проект модернизации корабля, включавший перевооружение и замену сталежелезной брони крупповской. Предлагалось иметь 14 152/45-мм, 16 47-мм, восемь 37-мм и четыре пулемета. Однако, в связи с тем, что из-за низкой скорости и ограниченных запасов угля корабль посчитали малопригодным для крейсерской службы, от модернизации отказались. «Память Азова» прошел ремонт корпуса и механизмов и вошел в состав Учебно-артиллерийского отряда. В 1904 г. установили 18 котлов Бельвиля. 20 июля 1906 г. на корабле произошло восстание. 27 сентября 1907 г. крейсер переименовали в учебное судно «Двина», в годы Первой мировой войны оно использовалось как плавбаза подводных лодок. 31 марта 1917 г. кораблю возвратили старое название - «Память Азова». 19 августа 1919 г. корабль был потоплен английским торпедным катером в Кронштадте, а 6 декабря -исключен из списков флота. В декабре 1923 г. корпус подняли и сдали на разборку.
|
БР более 10000 т |
БР 8000-10000т |
БРКР более 8000 т |
БРКР 6000-8000 т |
КР 6000 т |
КР 5000 т |
КР 4000 т |
Вице-адмирал С. П. Тыртов |
|
6 |
|
|
|
10 |
|
Контр-адмирал Е.И. Алексеев |
|
6 |
|
|
|
12 |
|
Контр-адмирал С. О. Макаров |
|
|
|
|
|
|
33 |
Капитан 1 ранга Г.П. Чухнин "Память Азова" |
5 |
|
7 |
|
|
5 |
|
Капитан 1 ранга П.Н. Вульф "Адмирал Корнилов" |
|
|
10 |
|
|
|
20 |
Капитан 1 ранга З.П. Рожественский. "Владимир Мономах" |
5 |
|
|
|
10 |
|
|
Капитан 1 ранга Д.Г. Фелькерзам. "Император Николай I" |
|
7 |
|
5 |
|
5 |
|
Капитан 1 ранга П. П. Молас |
|
|
|
10 |
|
|
15 |