Глава 4. БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА 90-х ГОДОВ

В период руководства морским ведомством адмирала Шестакова развивался отечественный тип русских крейсеров-одиночек: большая дальность плавания, высокая скорость, возможно большая артиллерия при облегченной защите, применение открытых палубных или казематных артиллерийских установок (исключая «Адмирал Нахимов»). За 80-90-е годы в технологии изготовления брони произошли значительные перемены. В 1880 г. появляется сталежелезная броня компаунд. Впервые она применена в 1886 г. на английских броненосцах «Nile» и «Trafalgar». Новая броня превосходила по сопротивляемости старую железную на 20-25%. Но вначале это не повлияло на изменение соотношения броневой защиты и артиллерии. На вооружении появились бронебойные снаряды из хромовой стали и бездымный порох. Площадь бронирования борта оставалась по-прежнему крайне малой. Ряд броненосцев того времени оказался совершенно неудовлетворительным с точки зрения обеспечения непотопляемости, боевых и мореходных качеств. Во второй половине 80-х годов появляется скорострельная артиллерия среднего калибра — до 165 мм. Град фугасных снарядов мог теперь быстро разрушить весь незащищенный наружный борт корабля, что наглядно подтвердилось в Англии и Франции при опытах расстрелов старых кораблей. Это сразу же привлекло внимание к тонкому бронированию, которое до этого считалось бесполезным, так как пробивалась снарядами крупных калибров.

Конструкторская мысль зашла в тупик из-за огромного превосходства наступательных средств (разрушения) над средствами защиты. Выход был найден только тогда, когда удалось резко повысить сопротивляемость брони. Эта возможность открылась благодаря применению новых методов термической обработки броневых плит, введенных сначала Гарвеем, а затем несколько позже усовершенствованных Круппом. Сила сопротивления одного дюйма гарвеированной стали почти равняется 1,5 дюйма стали железной и двум дюймам плиты из железа. Крупповская плита оказывала сопротивление на 16,5% более, чем гарвеевская. Новая броня позволила вдвое уменьшить толщину броневых прикрытий, соответственно увеличив площадь бортового бронирования.

«Рюрик»

Проект разработан на Балтийском заводе инженером Н.Е. Родионовым по заданию управляющего Морским министерством в июле 1888 г. Водоизмещение -9000 т, развитие конструктивного типа «Памяти Азова». Проектировался новый корабль в противовес английским крейсерам типа «Blenheim», но в отличие от них, имевших только палубную броню, имел броневой пояс толщиной 203 мм и более сильную по сравнению с прототипом артиллерию (четыре 203-мм, 16 152-мм, 30 37-мм и 47-мм). Две паровые машины общей мощностью должны были обеспечить, с запасом угля, дальность плавания экономическим ходом в 9 узлов до 20000 миль.

Специалисты МТК в своих отзывах указали на облегченность слишком длинного и узкого, по их мнению, корпуса (длина по КВЛ - 128,4 м), дальность плавания признали обеспеченной лишь на 15000 миль, в весовой нагрузке отсутствовал целый ряд грузов и водоизмещение должно быть на 286 т больше. Несмотря на возражения управляющего Балтийским заводом М.И. Кази, проект отклонен по приказанию генерал-адмирала, а разработка была поручена МТК. В соответствии с изменениями, предложенными генерал-адмиралом и управляющим Морским министерством, скорость уменьшалась с 18,5 до 18 узлов, дальность плавания ограничивалась 10000 миль. Новый проект в двух вариантах разрабатывался под руководством Н.Е. Кутейникова и был готов к январю 1889 г. Главными отличиями нового проекта являлась уменьшенная до 118,9 м длина и увеличенная до 20,6 м ширина корпуса. Вооружение сохранялось такое же, но к четырем ТА добавили еще два. Чертежи крейсера в 10000 т были одобрены императором Александром III.

Установка 152-мм орудия крейсера «Рюрик». (Чертеж Балтийского завода от 10 января 1891 г.)

Крейсер 1 ранга «Рюрик». 1896

В мае 1889 г. проект был утвержден. Новый океанский крейсер по водоизмещению почти вдвое превосходил своего предшественника - «Память Азова». Достигалось увеличение расчетной дальности плавания 9-узловой скоростью до 15000 миль (по первоначальному проекту - даже 20000) и одновременно усиление бронирования и вооружения до уровня, позволяющего «не уклоняться от боя при встрече с неприятельским броненосцем».

Сборка корабля началась в сентябре 1890 г., но уже через месяц работы были приостановлены почти на год из-за неопределенности с разработкой проекта машинной установки. Ждали результатов испытаний избранных в качестве прототипа новейших машин черноморских броненосцев. Из-за увеличения габаритов машин требовалось удлинить машинные и котельные отделения, а из-за трудности обеспечения броневой защитой чрезмерно поднявшихся над ватерлинией машин и вовсе изменить схему расположения энергетической установки. Окончательно приняли вариант с двумя машинами на каждом валу, как на английских крейсерах типа «Blenheim», суммарной мощностью 13250 л.с. Протяженность каждого машинного отделения пришлось увеличить еще на 6,1 м, а длину корпуса по ватерлинии довести до 129,8 м. Несмотря на предложение Н.Е. Кутейникова о внедрении новых водотрубных котлов, остановились на прежних огнетрубных. В итоге проектное водоизмещение достигло 10933 т. Постройка задержалась еще и из-за перехода русского флота на вооружение скорострельными пушками системы Канэ. На «Рюрике» впервые установили только что принятые на вооружение патронные 152-мм и 120-мм орудия на центральных станках с беседочной системой хранения и подачи снарядов с применением электрических элеваторов (вместо старых стеллажей и ручных подъемников). Этот же корабль отличали повышенная энерговооруженность и электрофицированность, внутрикорабельная телефонная связь отечественного образца системы Е.В. Колбасьева.

Официальная закладка корабля состоялась 19 мая 1890 г. в присутствии царской семьи. В августе управляющий Морским министерством решил заменить 152-мм пушки в 35 калибров на новые в 45 калибров. Пришлось изменять подкрепления под орудия, расположение погребов и систему подачи. Именно с «Рюрика» началось применение новой системы хранения и подачи 152 и 120-мм боеприпасов в беседках. Для защиты 152-мм орудий от продольного огня в сентябре 1892 г. решили оградить их дополнительными броневыми траверзами из плит толщиной 102 мм общей массой 87 т. На 95 т стал тяжелее корпус из-за усиления его конструкций. 22 октября 1892 г. корпус спущен на воду. 12 октября 1894 г. переход в Кронштадт. На предварительном испытании 23 октября 1894 г. крейсер достиг наибольшей скорости 19,1 узла, средняя скорость составила 18,8 узлов.

Во время постройки корабля, в 1893 г., П.Н. Вульф подал записку с планом усиления крейсерских сил. На основе критики проекта «Рюрика» он предлагал отказаться от торпедных аппаратов, мин заграждения, противоторпедных сетей и парусного вооружения. По его мнению, океанскому крейсеру не нужен броневой пояс и достаточно карапасной палубы. Все это могло сэкономить до 1000 т водоизмещения, что давало возможность увеличить запасы угля.

1 июня 1895 г. «Рюрик» вышел в первое заграничное плавание - для участия в международных торжествах по случаю открытия Кильского канала. Выделявшийся мощью и изяществом архитектуры, русский крейсер привлек всеобщее внимание. Английские газеты назвали его «Жемчужиной Кильской эскадры».86 Во время плавания из Киля в Кронштадт на борту находился генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Крейсер, как докладывал он царю, по справедливости может быть назван «первым, вполне удавшимся... и наиболее сильным из ныне существующих судов этого типа». По его распоряжению Кутейникову была выдана денежная награда в 3000 рублей.

После возвращения в Кронштадт продолжались достроечные работы. Для улучшения тяги в котлах увеличили высоту дымовых труб. 5 сентября (октября) состоялись ходовые испытания. При водоизмещении 11566 т (на 633 т больше проектного) средняя скорость - 18,84 узла. Максимальная скорость - 19,3. Суммарная мощность главных машин составила 13326 л.с., что на 726 л.с. больше проектной. Скорость, по-видимому, могла быть и выше, не будь у крейсера поврежденной медной обшивки (что обнаружилось только в доке во Владивостоке). 29 октября «Рюрик», вместе с крейсером «Дмитрий Донской», отправился на Дальний Восток. В Портсмуте на Спитхедском рейде, как и в Киле, «Рюрик» привлекал всеобщее внимание. Вся дальнейшая служба крейсера-гиганта проходила на дальнем Востоке.

В 1898 г. журнал «Морской сборник» писал: «Появление в других флотах крейсеров более 10000 т наносит престижу британского флота такой удар, что общественное мнение Англии поднимает целую бурю и несколько успокаивается только тогда, когда начинается постройка двух крейсеров ещё небывалых размеров».87 Имелись ввиду два гиганта водоизмещением по 14200т - «Powerfull» и «Terrible». Крупнейшие в мире громадные корабли водоизмещением по 14000 т по размерам превосходили современные им броненосцы, но не имели бортовой брони. Они были заложены на заводе Виккерса в 1894 г., спущены на воду в мае и июле 1895 г. и вошли в строй в 1898 г.

На «Рюрике» же был мощный броневой пояс -200-254 мм, но пришлось ограничиться более слабой, чем у англичан, защитой артиллерии. Проектная мощность механизмов - 25000 л. с., скорость -22 узла. Максимальный запас угля - 3000 т, нефти -400 т. Вооружение состояло из двух башенных 234-мм орудий длиной в 40 калибров, 16 152-мм, 18 12-фунтовых пушек и четырех подводных торпедных аппаратов. В отличие от «Рюрика» эти корабли не имели броневого пояса по ватерлинии, хотя общий вес брони насчитывал 2200 т. Палуба на скосах имела толщину 152 мм в середине и 76-102 мм - в оконечностях, а боевая рубка - даже 305 мм. У английских крейсеров значительно лучше защищена артиллерия: она прикрывалась 152-мм броней башен, барбетов и казематов. После этих крейсеров в Англии строятся еще восемь гигантов типа «Niobe» в 11000 т и еще четыре крейсера в 12000 т.

Однако, после детального ознакомления с «Рюриком», опасения англичан отпадают. В 1896 г. автор известного ежегодника Брассей пишет: «Если бы мы раньше имели случай рассмотреть «Рюрик», то «Powerfull» и «Terrible» никогда не были бы построены. Борта «Рюрика» ощетинены пушками, и до тех пор, пока вы не подниметесь на его палубу, он кажется страшным. Но достаточно одного снаряда, разорвавшегося в открытой батарее «Рюрика», чтобы полдюжины орудий оказались выведенными из строя».88

«Россия»

Усовершенствованный вариант нового океанского крейсера, по указанию управляющего Морским министерством Н.М. Чихачева от 22 августа 1892 г., должен был отличаться от прототипа более полным бронированием. К ноябрю 1892 г. МТК разработал эскизный проект, по которому водоизмещение предполагалось увеличить до 12000 т. В апреле 1893 г. были одобрены теоретические и практические чертежи, но еще почти год Балтийский завод, из-за новых изменений, трижды перерабатывал весь проект. Главный калибр составили новые дальнобойные 45-калиберные 203-мм орудия. В ноябре 1893 г. решено вместо шести 120-мм орудий установить четыре 152-мм. В 1895 г. их заменили на 12-75-мм. Более полное бронирование обеспечивалось за счет уменьшения толщины пояса по ватерлинии с 254 до 203 мм. Для защиты орудий вводились 102-мм верхний и 127-мм нижний броневые казематы. В отличие от «Рюрика», между орудиями на батарейной палубе от бортов на половину ширины устанавливались 38-мм броневые переборки, которые значительно уменьшали разрушительное действие снарядов. До 305 мм увеличивалась толщина брони боевой рубки. Качество защиты возросло еще и за счет применения вместо сталежелезной брони новой, гарвеевской брони, часть которой (около 990 т) поставил американский завод Карнеги.

Мощность механизмов составляла 14500 л.с. Для экономического хода предназначалась специальная вспомогательная машин мощностью 2500 л.с. Предполагалось, что под этой машиной дальность плавания 10-узловой скоростью составит 7500 миль. Возросшая полная вместимость угольных ям (2246 т) должна была при 9 узлах обеспечить 6720 миль. Впервые в русском флоте применены изготовленные во Франции водотрубные котлы Бельвиля и в ходе постройки отказались от предполагавшегося в начале парусного вооружения площадью 560 м2. По сравнению с предшественниками возросла энерговооруженность. Мощность электростанции на «России» - уже 324 кВт, т. е. в 9 раз больше, чем на «Адмирале Нахимове». В силовых приводах более широко применены электрические двигатели. Напряжение в сети увеличилось с 50 до 100 В. Установлены более совершенные приборы управления артиллерийским огнем завода Н.Г. Гейслера.

Постройка велась под наблюдением корабельного инженера П.Е. Титова. Закладка состоялась 20 мая 1895 г., спущен на воду 30 апреля 1896 г. 1 октября 1896 г. успешно прошли швартовые испытания, а 26 октября крейсер совершил переход из Петербурга в Кронштадт. При постановке на якоря на Большом Кронштадтском рейде сильным шквалистым ветром корпус, обладавший значительной парусностью, снесло на мель между фортами «Император Павел I» и Кроншлот. Снять его удалось лишь 15 декабря. Пришлось прорывать канал и промывать землесосами грунт под днищем. Зимой интенсивно велись достроечные работы, и хотя к началу навигации они закончены не были, не прошедший приемных испытаний корабль 27 мая 1897 г. отправился (19 мая под бортовыми машинами скорость - 17,8 узла) в Портсмут на торжества в честь 60-летия царствования королевы Виктории представлять русский флот. 18 июля 1897 г. при водоизмещении 12576 т (вместо 12195 по спецификации, осадка кормой вместо 7,3 м - 8,4 м, средняя - 8,1), при двух машинах, крейсер развил среднюю скорость 19,74 узла. Мощность вспомогательной машины оказалась на 406 л.с. больше предполагаемой. 26 февраля 1898 г. крейсер прибыл в Нагасаки, а затем перешел в Порт-Артур.

Крейсер «Россия». 1903

Ежегодник Брассея критически оценил новый русский крейсер: «Общие черты «России» те же, что и у «Рюрика». На ней такая же великолепная незагроможденная верхняя палуба..., такое же отсутствие броневой защиты артиллерийского вооружения и такое же его расположение».89

«Громобой»

Император Николай II в июле 1895 г. одобрил представленный ему доклад о семилетней программе судостроения, но настоял на своем «твердом желании», чтобы туда был включен ещё один крейсер типа «Россия». 16 июля 1895 г. генерал-адмирал приказал приступить к переработке чертежей крейсера «Россия». Желание иметь более совершенный корабль повлекло за собой разработку абсолютно нового проекта, в которой приняли участие его будущие строители -старшие помощники судостроителя К.Я. Аверин90 и В.Х. Оффенберг. От проекта «России» сохранялся только корпус. Вместо вспомогательной машины установили третью главную, также было изменено бронирование. 12 августа МТК рассмотрел представленные Балтийским заводом четыре варианта корабля: водоизмещением 12336, 13100, 14000 и 15385 т, причем последний представлял собой увеличенный броненосец «Пересвет» (скорость - 20 узлов, четыре 254-мм и 13 152-мм орудий). (Эскизный проект башенного крейсера водоизмещением 15000 т, разработанный Балтийским заводом, был утвержден императором Николаем II в декабре 1895 г.91)

Из всех проектов предпочтение отдали первому. Временно исполняющий должность председателя МТК контр-адмирал П.Н. Вульф предложил, в случае применения крупповской брони, уменьшить толщину бортового пояса с 203 до 152 мм, а сэкономленными 132 т защитить не только все 203-мм, но и 12 (вместо восьми по проекту) из 16 152-мм орудий. Переработка чертежей с учетом вносимых изменений в состав малокалиберной артиллерии, бронирования и прочих элементов завершилась к 30 ноября 1896 г., а 11 марта следующего года проект получил одобрение МТК; однако, по мнению С.К. Ратника92, он не имел ничего общего с «Россией», к тому же из-за измененной конструкции подводной деревянной обшивки и несколько увеличенного водоизмещения другими стали и обводы корабля.93 Однако заказ брони пришелся на период реконструкции Ижорского завода, который переходил на производство двух новых видов плит - хромоникелевых (по образцу заказанных во Франции для крейсеров типа «Диана»), для прикрытия палуб, и крупповских (на 30% прочнее прежних гарвеевских). На «Громобое», несмотря на желание МТК установить крупповскую броню, пришлось применить смешаное бронирование старых (Гарвея) и новых (Крупп) плит. 152-мм броневой пояс из гарвеированной брони длиной 72,2 м между 36 и 95 шп. (на протяжении машинных и котельных отделений). Толщина броневых траверзов в батарейной и жилой палубах уменьшена с 127 до 51 мм. Уменьшена и длина броневого пояса. Оконечности защищала карапасная палуба.

Казематы с наружной, внутренней сторон и сверху и боевая рубка защищались соответственно 120,6, 50,8, 25,4, и 305 мм. Из-за усиления бронирования повысился центр тяжести, и пришлось для сохранения остойчивости на прежнем уровне понизить батарейную палубу на 228 и верхнюю на 76 мм. Из-за ограничения бронирования кормовые 203-мм орудия пришлось выполнить на открытых палубных установках со щитами, а носовые разместить в общем носовом каземате с 50,8-мм продольной переборкой.

Машинная установка включала три четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей индикаторной мощностью 14500 л.с., при 120 оборотах в минуту, рассчитанные на достижение 19-узловой скорости. Таким образом, «Громобой» стал первым в России броненосным кораблем с трехвальной энергетической установкой из машин равной мощности. 32 водотрубных котла системы Бельвиля модели 1894 г. вырабатывали пар давлением в 17 кг. Увеличено количество электроприводов вспомогательных механизмов.

Артиллерийское вооружение состояло из четырех 203-мм, 16 152-мм, 24 75-мм, восьми 47-мм, 16 37-мм орудий и двух десантных пушек Барановского. Минное - из четырех бортовых подводных 380-мм аппаратов и 50 мин заграждения. Усилена, по сравнению с «Россией», противоминная артиллерия. С 12 до 24 увеличено количество 75-мм пушек и с 20 до 8 уменьшено количество 47-мм. Надводные торпедные аппараты заменены подводными.

Крейсер 1 ранга «Громобой»

Согласно спецификации водоизмещение - 12359 т, нормальный запас угля - 1756 т. К постройке корабля в новом каменном эллинге Балтийского завода приступили 14 июня 1897 г., а 7 декабря того же года новый крейсер под названием «Громобой» зачислили в списки флота; официальная закладка состоялась 7 мая следующего года. Спущен на воду 8 мая 1899 г. Командир - капитан 1 ранга К.П. Иессен.94 Швартовые испытания - 26 октября и 9 ноября 1899 г. 12 ноября буксиры повели «Громобой» на достройку в Кронштадт, однако в Морском канале караван наткнулся на сплошной лед, и дальше крейсер пошел своим ходом один. На меридиане Петергофа свежий северо-западный ветер и льды прижали его к южной кромке Морского канала. Попытки буксиров снять с мели не увенчались успехом. Только после перемены ветра и повышения уровня воды смогли сняться. В Кронштадт пришел на третий день.

Проводившиеся в сентябре 1900 г. заводские пробы оказались неудачными. Из-за большого дифферента на нос крейсер развил всего 18 узлов, хотя машины работали на полных оборотах; во время хода корабль глубоко зарывался носом и вода заливала даже клюзы и часть носового украшения. Обнаружилась также значительная вибрация корпуса. 5 октября 1900 г., после устранения дифферента, успешно прошли официальные шестичасовые испытания. При водоизмещении в 12358 т «Громобой» легко достиг средней скорости 20,1 узла. Машины развили без форсажа индикаторную мощность 15496 л.с. (на 996 л.с. больше контрактной).

После всех испытаний, 28 ноября 1900 г. вышел из Либавы в заграничное плавание на Дальний Восток. С приемом всех запасов вновь появился дифферент на нос до 0,7 м. Пришлось перенести в корму 12 т запасной якорь-цепи, 40 т колосников, уложить 46 т чугунного балласта и 120 т угля. С учетом установленных в казематах, по решению МТК, 14 башенно-подобных щитов к 203-мм и 152-мм орудиям, водоизмещение возросло на 216т. 1 ноября «Громобой» ушел в Либаву, а 28-го вышел на Дальний Восток. В апреле-мае 1901 г. в Мельбурне и Сиднее вместе с кораблями Англии, Франции, США, Германии и Голландии участвовал в торжествах по случаю дарования конституции Австралийской федерации. В Порт-Артур пришел 17 июля 1901 г.

Опыт первых походов, по мнению Иессена, показал, что крейсер обладает превосходными мореходными качествами, а прекрасные обводы дают возможность развивать до 20,3 узла и идти против ветра и волн с довольно значительной скоростью. С полными угольными ямами в 2324 т и достаточным запасом пресной воды - до 1000 т, дальность плавания достигала 5000-5500 миль, а запас провизии позволял держаться в море 100 дней.

Постройка русских броненосных крейсеров «Рюрик», «Россия», «Громобой» и больших быстроходных французских крейсеров 1 класса, которые в случае войны могли стать серьезной угрозой для английских океанских и морских коммуникаций, заставила британское адмиралтейство изменить свои прежние взгляды на свои большие бронепалубные крейсера 1 класса. Строительство таких кораблей было прекращено, и с 1899 г. англичане перешли на постройку крейсеров с броневым поясом типа «Crassy», а затем - типов «Kent» и «Devonshire», имевших скорость 21-23 узла, значительную дальность плавания и сильное артиллерийское вооружение. Они предназначались для борьбы с русскими и французскими большими крейсерами. Как и в других подобных случаях, имея преимущество в экономике и мощности судостроительной промышленности, Владычица морей на каждый удачный проект вероятных противников отвечала постройкой еще более сильных кораблей в количестве несколько раз большем.

Особое место в истории мирового кораблестроения занял французский крейсер «Dupuy de Lorn», водоизмещением в 6500 т. В отличие от крейсеров всех других флотов, его наружный борт был сплошь покрыт 119-мм броней в надводной части. Покатая броневая палуба в 38 и 68 мм (на скосах), под которой тонкая противоосколочная палуба над машинными и котельными отделениями. Над броневой палубой у бортов были расположены коффердамы и угольные ямы. В середине 90-х годов французский адмирал Фурнье предложил строить флот в основном из крейсеров типа «Dupuy de Lorn», но с большей дальностью плавания и более сильным артиллерийским вооружением. Под влиянием этой идеи Франция с конца 90-х годов начинает строить в большом количестве броненосные крейсера и перестает строить бронепалубные.

Во второй половине 90-х годов, кроме океанских броненосных крейсеров, в ряде флотов мира появляются крейсера, предназначенные решать новые тактические задачи. Причиной появления этих взглядов в значительной мере был опыт боев у Ялудзян и Сантьяго, показавший значение броневой защиты и скорости хода как для броненосцев, так и для крейсеров. В бою при Ялу японские крейсера типа «Мацусима» не смогли в полной мере использовать свои 320-мм орудия, так как отсутствие бортовой брони не позволяло им вести бой на более короткой дистанции, обеспечивавшей проникновение 320-мм снарядов через бортовую броню китайских броненосцев. Опыт японо-китайской войны 1894-1895 гг. выявил несомненную слабость защиты бронепалубных крейсеров. Так, в бою у р. Ялу на японском крейсере «Мацусима» одним разорвавшимся 305-мм снарядом в батарейной палубе убило 58 и тяжело ранило 7 человек, а одно из орудий выбросило за борт.

В бою у Сантьяго большую роль сыграл броненосный крейсер США «Brooklyn», имевший значительную для того времени скорость, сильное артиллерийское вооружение, защищенный 75-мм поясной, а также палубной броней от 75 до 152-мм. Он в течение всего боя без труда поддерживал огневое соприкосновение с испанскими крейсерами, в том числе и с броненосным крейсером «Кристобаль Колон».

Достаточно сильное артиллерийское вооружение броненосных крейсеров, наличие бортовой и палубной брони и, наконец, хорошая скорость хода позволили считать, что такие корабли, находясь в составе броненосной эскадры, будут способны выполнить задачу разведки боем, силой преодолевая сопротивление дозорных завес противника, и смогут вести борьбу с его разведчиками. Кроме того, броненосные крейсера могли быть использованы для завязки боя, атакуя броненосцы противника с дальних дистанций и наводя их на свои силы, а также могли быть полезны для нанесения завершающих ударов при развитии успеха в бою. Наконец, на броненосные крейсера могла быть возложена также задача бомбардировки береговых объектов противника. Взгляды на использование броненосных крейсеров для решения тактических задач с наибольшей определенностью отражались в строительстве таких кораблей для флотов Японии и Италии.

В 90-е годы в Италии был создан тип сравнительно небольшого броненосного крейсера. От современных ему английских и французских кораблей он отличался более сильным вооружением и защитой. Для этого пришлось пожертвовать запасами топлива, что уменьшало дальность плавания, так что итальянские крейсера были пригодны только для ограниченных морских театров. Головной корабль серии - «Garibaldi» был построен для Аргентины, которая затем приобрела еще несколько кораблей, готовясь к войне с Чили. Новые аргентинские крейсера должны были заменить устаревшие броненосцы. Вследствие того, что броненосцы чилийского флота были еще более старыми, броненосные крейсера типа «Garibaldi» в случае войны могли сыграть значительную роль. В ответ чилийское правительство заказало фирме Армстронга крейсера, не уступающие по силе аргентинским. («О'Higgins» и еще два.)

Этот тип броненосного крейсера с небольшими изменениями и был выбран Японией. По конструкции и внешнему виду броненосные крейсера были уменьшенной копией эскадренных броненосцев. Главный конструктор фирмы - Армстронг Уотс по поводу спроектированных им крейсеров типа «Аса-ма» отмечал, что «крейсера представляют собой в действительности броненосец». Броненосные крейсера типа «Асама», построенные для японского флота в 1898-1900 гг., обладали необходимыми качествами для выполнения перечисленных задач и, как показал опыт русско-японской войны, оправдали свое назначение.

Построенные между 1895 и 1902 гг. в Италии броненосные крейсера, прототипом которых был «Garibaldi», при умеренном водоизмещении (6840 -7500 т) имели не менее сильную, чем на японских броненосных крейсерах, артиллерию, почти такое же бронирование и мало уступали им в скорости хода.

В США после постройки броненосных крейсеров «New-York» и «Brooklyn», имевших преимущественно тактическое назначение, было прекращено их строительство, а затем, начиная с 1900 г., приступили к созданию броненосных крейсеров большого водоизмещения (13400 - 15950 т). Их проекты отражали идеи использования крейсеров для наступательных и оборонительных действий на океанских коммуникациях.

«Баян»

Не удовлетворившись опытом проектирования крейсеров типа «Диана», Морское министерство продолжало поиски лучшего варианта крейсера-разведчика. Исходя из опыта японо-китайской войны, обратили внимание на улучшение защиты бронепалубных крейсеров. Поэтому в пределах водоизмещения крейсеров типа «Диана» решили создать лучше защищенный и вооруженный корабль.

14 марта 1897 г. капитан 1 ранга A.M. Абаза95 представил управляющему Морским министерством проекты трех французских крейсеров: цитадельного (водоизмещение - 5500 т, скорость - 22-24 узла, дальность плавания - 12000 миль) «Pothuau», «Dupuy de Lom» и двух вариантов «увеличенной «Светланы» (водоизмещение - 4800 и 5800 т, скорость - 22 узла, вооружение из двух 203-мм и 14 152-мм орудий). МТК, рассмотрев их 29 апреля, остановился на первом. Варианты на базе «Светланы» оказались недостаточно защищенными, «Dupuy de Lom» имел слишком малый запас угля, про «Pothuau» сам Абаза писал, что посещая его, «всякий раз радовался, что это французский крейсер, а не русский», поскольку являл собой образец того, как не надо строить боевые корабли.

Крейсер 1 ранга «Баян»

Вопрос о типе и вооружении новых крейсеров обсуждался 7 мая 1897 г. у управляющего Морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова96 с участием адмиралов К.П. Пилкина, Н.И. Казнакова, С.П. Тыртова, С.О. Макарова, В.П. Верховского, Е.И. Ломена и главных инспекторов кораблестроения, механической, артиллерийской и минной части МТК. Здесь и были сформулированы задачи новых кораблей: «Крейсера должны будут нести разведочную службу при эскадре, не переставая в то же время быть боевыми судами». Одновременно тщательному анализу подвергли «последние типичные образцы крейсеров»: строящиеся в России крейсера типа «Диана»; французский «Dupuy de Lom»; английские «Aurora», «Arrogant», «Edgar», немецкие типа «Freya»; итальянский «Carlo Alberto»; чилийский «Esmeralda». Отмечалось, что броневая защита на «Dupuy de Lom» развита за счет уменьшения скорости и запасов топлива; английские проектанты «не обременяют корабли орудиями, имея возможность ставить то же число орудий на большем числе судов, что... (для нас) не выгодно»; у крейсера «Esmeralda», построенного заводом Армстронга для Чили, при всех высоко развитых тактических элементах, слабо защищена артиллерия. «Совещание не могло остановиться ни на одном из рассмотренных образцов», находя, что сочетание их основных тактико-технических элементов (скорость хода, запас топлива, вооружение, бронирование) выбрано не настолько удачно, чтобы брать за прототип какой-нибудь из этих крейсеров.

В результате обсуждения была составлена программа для проектирования крейсера. Полное водоизмещение, не превышающее 7000 т, корпус с двойным дном, обшитый деревом и медью в подводной части; нормальный запас топлива - 10-12% от водоизмещения; максимальный запас угля - на 50% больше нормального; скорость хода - 21 узел в течение 24 часов, дальность плавания экономическим ходом в 10 узлов при максимальном запасе угля - 7-8 тысяч миль; артиллерийское вооружение - два 203-мм, восемь-десять 152-мм, 20 75-мм орудий и несколько малокалиберных пушек; минное - один носовой надводный и два подводных торпедных аппаратов; броней должны быть защищены все 152-мм и часть 75-мм пушек, высота бортового пояса - не менее 16% ширины крейсера, причем броневой пояс должен доходить до верхней палубы. В июне последовало указание управляющего Морским министерством вместо щитов к 203-мм орудиям установить броневые башни. Специально оговаривалось применение котлов Бельвиля.

«Принимая во внимание настоятельную потребность в крейсерах», на совещании пришли к выводу о необходимости размещения заказа за границей. Император Николай II разрешил постройку одного крейсера во Франции. В связи с этим, программы проектирования направили французским заводам. 12 декабря 1897 г. МТК рассмотрел три французских проекта бронированных крейсеров: два общества «Форж и Шаитье» (отделение в Гавре и в Тулоне), а также фирмы «Ателье э Шантье де ла Луар». В последнем проекте было строго выдержано водоизмещение в 6741 т, тогда как Гаврский и Тулонский варианты имели соответственно 7550 и 7800 т. Рассмотрев все варианты, МТК заключил, что проект Тулонского завода инженера М. Лаганя «представляется во всех отношениях настолько удовлетворительным, что заставляет забывать об избытке его водоизмещения в 800 т». 13 декабря 1897 г. протокол заседаний МТК был одобрен генерал-адмиралом, после чего управляющий Морским министерством дал распоряжение о заключении контракта. Руководству фирмы «Форж и Шантье» удалось убедить управляющего Морским министерством отказаться от крупповской брони. Дело в том, что, хотя во Франции несколько заводов имели лицензию на изготовление брони по технологии Круппа, все они были загружены заказами, и ожидание очереди сказалось бы на сроках готовности крейсера. Французы предложили построить в Тулоне сразу два крейсера, причем второй должен быть сдан в течение шести месяцев после первого и стоить на 200 тыс. франков дешевле. Но было принято решение ограничиться заказом одного корабля. Контракт подписан 25 июня 1898 г. Стоимость без вооружения составила 16400 тыс. франков. Работы на верфи в Ла-Сене начались в конце 1898 г. Официальная закладка состоялась 26 июня 1899 г. одновременно с эскадренным броненосцем «Цесаревич». К этому времени на стапеле уже было собрано днище корабля, выше броневой палубы установлены шпангоуты. Главные механизмы изготавливал завод Общества в Марселе, котлы - завод в Сен-Дени близ Парижа. Сталь и броневые плиты заказали известным французским заводам. Кроме двух партий брони, все остальные были поставлены с опозданием из-за технологических трудностей, бракования целых партий, а также забастовок рабочих Луарского угольного бассейна. 26 мая 1900 г. были завершены испытания отсеков на герметичность, а 30 мая крейсер спустили на воду. Работы по достройке на плаву в общем шли успешно, но плановая готовность крейсера оказалась сорвана из-за задержек поставок брони. После переделки последнюю плиту поясной брони установили на место 26 апреля 1901 г., с опозданием на 456 дней. Поднимался даже вопрос о переходе крейсера в Россию без башен. 4 марта 1902 г. произвели испытания машин на швартовах. В декабре 1902 г. на официальных приемных испытаниях на полном ходу крейсер достиг 20,97 узла, и 16 декабря был подписан приемный акт. 1 января 1903 г. на Тулонском рейде «Баян» поднял русский военно-морской флаг, гюйс и вымпел. После плавания по Средиземному морю новый крейсер направился на Балтику и 6 июня 1903 г. прибыл в Кронштадт, где принял полный боекомплект и все штатные запасы, произвел испытания торпедных аппаратов. 25 июля «Баян» вышел на Дальний Восток и вскоре в Поросе присоединился к броненосцу «Цесаревич», вместе с которым 19 ноября 1903 г. прибыли в Порт-Артур.

При подготовке кораблестроительных программ 1895 и 1898 гг. руководители морского ведомства отказались от постройки броненосных крейсеров в противовес строившимся для Японии кораблям типа «Асама». В связи с большой стоимостью таких крейсеров, предпочли строить броненосцы. «Баян» превзошел своих предшественников по скорости, артиллерийскому вооружению, а главное по защите, благодаря броневому поясу по ватерлинии, башням и каземату. В связи с большой стоимостью, морское ведомство отклонило предложение фирмы «Форж и Шантье» о постройке второго такого же корабля. Предпочтение было отдано бронепалубным крейсерам.

Одной из причин отказа от серийной постройки быстроходных броненосных крейсеров, предназначенных для эскадренного боя, являлась недооценка значения скорости и переоценка защиты броненосцев. 12 декабря 1897 г. при обсуждении на Особом совещании программы кораблестроения было признано, что в броненосных крейсерах у Японии получается перевес, «но так как роль этих крейсеров в бою остается еще недостаточно выясненной, то для заполнения этого пробела совещание признало более выгодным увеличить число эскадренных броненосцев и вместо 7, каковых было бы достаточно по сравнению с 7 японскими, иметь их 10». Из присутствовавших только вице-адмирал Е.И. Алексеев считал необходимой постройку восьми броненосных крейсеров водоизмещением 8000-10000 т, не уступающих по силе броненосным крейсерам Японии.

В журнале «Морской сборник» в 1900 г. рассматривался бой броненосного крейсера, вооруженного четырьмя 203-мм и 16 152-мм орудиями с эскадренным броненосцем с четырьмя 305-мм и 12-152-мм. В итоге отмечалось: «можно заключить, что бронированный крейсер, хотя и нанесет вред броненосцу, перебив все надстройки и, может быть, сбив несколько орудий среднего и малого калибров, прикрытых бронею менее 6 дюймов толщиной, но существенного вреда главной артиллерии и жизненным частям броненосца не нанесет, сам же может быть совершенно поврежден броненосцем, даже на больших расстояниях». «Бронированные крейсеры необходимы как глаза эскадры броненосцев и должны обладать свойствами, дополняющими недостатки броненосцев... Вступать в бой с броненосцами они не должны и, обладая большим ходом, всегда могут избегнуть этого. Броня им нужна от себе подобных - не свыше 6 дюймов».97 Однако в боях русско-японской войны японские броненосные крейсера не только были достойными противниками русских броненосцев, но и с успехом компенсировали недостаток последних в японском флоте. Даже если предположить, что в 1904 и 1905 гг. русский флот имел бы равноценные противнику по фугасному действию снаряды, равную артиллерийскую подготовку и оснащенность оптическими прицелами и дальномерами, а также современный метод стрельбы на дальние дистанции, то и в этом случае за броненосными крейсерами оставалось преимущество в скорости. Они могли занимать выгодную позицию, выбирать по своему усмотрению дистанцию, навязать бой или с легкостью уклониться от него, отрезать и напасть на слабейшую часть противника и т. д.

Судьба предоставила шанс перед русско-японской войной уменьшить превосходство Японии в быстроходных броненосных крейсерах. Итальянский вице-адмирал сенатор граф Кандиани сообщил вице-адмиралу Н.И. Скрыдлову о возможности приобрести быстроходный броненосец водоизмещением в 12000 т, строившийся в Италии для Аргентины. Предложение исходило от известного кораблестроителя Орландо в связи с отказом от корабля заказчика вследствие заключения морского соглашения между Чили и Аргентиной. 17 декабря 1902 г. об этом было доложено управляющему Морским министерством. Предложение отклонено под предлогом того, что «Морское министерство имеет определенное указание строить большие корабли исключительно в России».98

17 января 1903 г. российский генеральный консул в Лондоне Р. Унгерн-Штернберг телеграфировал, что чилийское правительство имеет намерение предложить России купить два первоклассных крейсера, строившихся в Англии для Чили. 18 января граф В.Н. Лам-сдорф99 уведомил об этом П.П. Тыртова. Ответ был аналогичный: «в силу последовавшего Высочайшего повеления - все судостроение исполнять в России, не прибегая к каким-либо заказам за границей - Морское министерство не имеет намерения приобрести... крейсера, строящиеся в Англии».100 24 января морской агент в Берлине сообщил, что чилийский посланник уведомил его о строящихся для Чили в Англии кораблях предназначенных для продажи. 22 апреля 1903 г. посол в Риме доложил в МИД о предложении итальянской фирмы Ансальдо. Министр иностранных дел доложил Николаю II, и император на донесении написал: «Управляющему Морским министерством».

Таким образом, как и в других подобных случаях, запрещение не было категоричным. По программе 1898 г. в США, Франции и Германии для русского флота строилось значительное количество кораблей. В случае обоснования необходимости Морским министерством, вопрос был бы рассмотрен в исключительном порядке. Тем временем предложения продолжали поступать. Сын владельца судостроительного завода Ансальдо в Генуе Перроне, заручившись рекомендациями итальянского правительства, обратился конфиденциально к русскому Императорскому правительству. Он писал: «Крейсера по 7500 т каждый при 20 узлах скорости заказаны были заводу Ансальдо. Один из них уже совсем готов к выходу в море, другой будет окончен через 1,5 месяца. Другие два судна - броненосцы по 12000 т и 20-узловой скорости заказаны в Англии, один - у Армстронга, другой - у Виккерса. Они будут готовы через четыре месяца. Фирма Ансальдо имеет поручение и полномочия от обоих правительств продать эти четыре судна и предлагает их для Императорского флота. Переговоры имеют быть ведены только с фирмой Ансальдо, и сделка может быть заключена весьма скоро, без всяких затруднений или постороннего вмешательства от какой-либо правительственной или частной стороны. Но дом Ансальдо просит держать это предложение в секрете, так как продающие правительства не желают, чтобы их решение было заранее разглашено».101 Ответ был таким же, как и на предыдущие предложения: «Морское министерство не имеет намерения приобретать какие-либо суда за границей». Такое решение было доложено Николаю II и одобрено им. 8 и 9 августа 1903 г. во 2-й департамент МИД и в посольство в Риме отправлены письма. Первое подписал за помощника начальника ГМШ подполковник В.А. Штенгер102, второе -З.П. Рожественский.

Эти два броненосные крейсера были куплены в срочном порядке Японией, и под названием «Нис-син» и «Касуга» приняли участие в боевых действиях (в бою 28 июля 1904 г. в Желтом море и Цусимском сражении). После гибели на русских минах двух японских броненосцев «Хатсусе» и «Яшима», их места в первом боевом отряде Соединенного флота заняли «Ниссин» и «Касуга». У руководства русского морского ведомства были серьезные причины отказаться от покупки в 1903 г. двух кораблей фирмы «Ан-сальдо». Крейсера не подходили ни к одному типу кораблей русского флота, итак не отличавшегося однообразием; были вооружены орудиями иностранных систем и требовали или перевооружения или решения вопроса о снабжении боезапасом. Бюджет Империи не предусматривал внеплановых единовременных значительных выплат. Решение отказаться от покупки было бы абсолютно правильным, если бы не надвигавшаяся война.

Таблица 10. Броненосные крейсера 90-х годов

Название

Завод-строитель

Заказ или. заключение контракта

Зачисление в списки

Закладка, начало работ

Спуск на воду

Прием в казну, вступление в строй

Исключение из списков

"Рюрик"

Балтийский завод

1890г.

22.01.1890

19.05.1890

22.10.1892

1 895 г.

1904 г.

"Россия"

Балтийский завод

1894 г.

20.11.1893

20.05.1895

30.04.1896

9.1897

1922г.*

"Громобой"

Балтийский завод

1896г.

7.12.1897

14.07.1897; оф. 7.05.1898

8.05.1899

1900 г.

1922г.*

"Баян"

Ф. и Ш. Тулон

25.06.1898

11.01.1899

26.06.1899

30.05.1900

1902 г.

1905 г.

* Продан на слом

Hosted by uCoz