(Гангут #10)
Линейный крейсер «Гебен» был третьим кораблем этого класса (после «Фон дер Танна», первого немецкого линейного крейсера, и однотипного с «Гебеном» крейсера «Мольтке») германского Флота Открытого Моря. Термин «линейный крейсер» для периода 1905—1920 годов можно точно определить как корабль со скоростью, по крайней мере большей на 4 уз, чем у линкора того же времени, вооруженный орудиями, соответствующими главному калибру последнего, и обладающий лучшей защитой, которую можно обеспечить после удовлетворения двух вышеуказанных требований.
Появление германских линкоров и линейных крейсеров было обусловлено идеей создания мощного Флота Открытого Моря, исходящей от гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица (1849— 1930), бывшего морским министром с 1897-го по 1916 год, и Ганса Бюркнера (1864—1943) -главного конструктора флота. Последний при выполнении кораблестроительной программы 1905 года особое внимание уделял развитию линейных кораблей и крейсеров, совершенствуя систему их защиты. Немцев особенно беспокоила противоминная защита кораблей, и они провели серию подводных взрывов на натурных макетах миделевой части тяжелого корабля. Наиболее важным результатом было то, что продольная противоторпедная переборка должна отстоять от борта по крайней мере на 4,0—4,5 м, а высота двойного дна должна быть как минимум 2 м. Если эти пространства меньше указанных, то при взрыве мины или торпеды переборка или настил могут быть разрушены, так как при этом не обеспечивается существенное рассеивание взрывной волны. Не меньшее внимание уделялось броневой защите и новым крупповским орудиям, которые по своим баллистическим характеристикам зачастую превосходили зарубежные аналоги.
Так были заложены основы технического превосходства немецких кораблей над английскими, что позволило Германии при ограниченных ее ресурсах создать меньший по количеству Флот Открытого Моря, чем сильнейший в мире английский Гранд Флит, но лучший по качеству и способный если не угрожать последнему, то хотя бы противостоять ему.
Как отмечалось выше, первым германским линейным крейсером стал «Фон дер Танн» (водоизмещение 19 400 т, вооружение: восемь 280-, десять 150-, шестнадцать 88-мм орудий; скорость хода 28 уз при мощности механизмов более 50 000 л.с.). «Мольтке» и «Гебен» были увеличенным вариантом последнего, но с десятью 280-мм орудиями главного калибра и защитой, почти соответствовавшей нормам дредноутов.
Линейный крейсер «Гебен» на полном ходу
Работы по проектированию «Мольтке», известного до спуска на воду под литерой «G» и строившегося по программе 1908—1909 годов, велись с апреля 1907 года по сентябрь 1908-го. Руководил проектными работами главный конструктор Дитрих. «Мольтке» и его однотипный собрат «Гебен» (обозначение до спуска «Н»), строившийся по программе следующего года, были построены в Гамбурге фирмой «Блом унд Фосс», которая изготовила и главные механизмы этих кораблей. Строительные номера линейных кораблей были следующими: «Мольтке» — № 200, «Гебен» — № 201. Их постройка обошлась в 46 603 и 41 654 тыс. марок.
Корпус крейсера имел по сравнению с «Фон дер Тайном» увеличенную ширину на миделе и более острые оконечности. Палуба бака была доведена до грот-мачты, надводный борт в носу и корме уменьшен (он составлял 7,31 и 4,27 м соответственно при нормальном водоизмещении). Наибольшая длина равнялась 186,6 м, по ватерлинии 186,0 м, ширина 29,4 м (максимальная с учетом уложенных вдоль борта выстрелов противоторпедных сетей — 29,9 м), высота борта 14,05 м, средняя осадка 9,0 м (носом 8,77, кормой 9,19 м), нормальное водоизмещение составляло 22 979 т, полное 25 400 т. Экипаж корабля насчитывал 1053 чел., из которых 43 офицера. Подъем килевой линии в носовой оконечности был более крутым, а форштевень — почти прямым вместо слегка таранного носа на «Фон дер Танне». Корпус корабля разделялся на 15 водонепроницаемых отсеков, двойное дно простиралось на 75% от длины по ватерлинии. Имелось два руля почти одинаковой площади, расположенных друг за другом, тогда как на первом немецком линейном крейсере рули располагались побортно.
Низкий надводный борт в носу приводил к тому, что бак заливало на полном ходу даже при небольшом волнении, а это делало установленные на нем казематные 88-мм скорострельные орудия малоэффективными.
Первоначально предполагалось для уменьшения бортовой качки «Мольтке» и «Гебена» использовать успокоительные цистерны Фрама и поэтому метацентрическая высота была доведена до ЗОЮ мм, угол максимума диаграммы статической остойчивости равнялся 34°, а угол ее заката — 68°.
Киль «Гебена» заложили 28 августа 1909 года. 28 февраля 1911 года корабль спустили на воду и предъявили на испытания 2 июля 1912 года.
Как уже отмечалось выше, артиллерия главного калибра состояла из десяти орудий калибра 280 мм с длиной ствола 50 калибров, расположенных в двухорудийных башнях. Эти орудия могли посылать 302-кг снаряд с начальной скоростью 889 м/с при угле возвышения 13,5° (угол снижения — 8°) на дистанцию 17 700 м. В течение Первой мировой войны угол возвышения орудий сначала увеличили до 16° (угол снижения уменьшился до 5,5°), а затем и до 22,5°, что давало «Гебену» возможность вести бой на дистанции до 23 000 м. Такая модернизация артиллерии главного калибра на «Гебене» была вызвана вступлением в строй черноморских дредноутов «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», имевших более дальнобойные орудия.
Бортовые башни главного калибра, расположенные эшелонно в средней части (башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта — в корму), имели сехтор обстрела на противоположный борт, равный 125°. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией было следующим: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас включал 81 бронебойный снаряд на каждое орудие. Снарядные погреба всех башен находились на платформе над погребами зарядов. Эти снаряды пробивали поясную броню толщиной 270 мм на дистанции 10 800 м и броню вращающейся части башни толщиной 230 мм на дистанции 11 100 м, в обоих случаях угол встречи снаряда с броней равнялся 60°.
Об эффективности немецких орудий говорит тот факт, что германский линейный крейсер «Дерфлингер» 1914 года постройки своими 305-мм снарядами мог пробить самую толстую броню английского крейсера «Тайгер» того же года постройки (главный броневой пояс 228 мм) с расстояния 11 700 м, «Тайгеру» же с его 343-мм орудиями нужно было для этого подойти к «Дерфлингеру» (главный броневой пояс 305 мм) на расстояние 7800 м.
Механизмы поворота башен и вертикальной наводки орудий были электрическими. Визиры центральной наводки главного и среднего калибров установили на «Гебене» в конце 1916 года или в начале 1917-го.
Имелось двенадцать 150-мм скорострельных орудий среднего калибра с длиной ствола 45 калибров, расположенных на батарейной палубе, простирающейся от фок-мачты и чуть не доходящей до грот-мачты, а также двенадцать скорострельных 88-мм пушек (длина ствола 45 калибров), четыре из которых размещались вблизи форштевня на верхней палубе, две в носовой части надстройки и четыре в ее кормовой части и две на верхней палубе в корму от батареи среднего калибра. Боезапас составлял 150 выстрелов на 150-мм орудие и 250 на 88-мм пушку.
Орудия 150-мм калибра предназначались для обстрела кораблей любого класса, и их боезапас состоял из бронебойных и фугасных снарядов с головными и донными взрывателями. Впоследствии от бронебойных снарядов для этих орудий отказались. Дистанция стрельбы достигала 12 700 м, а в 1916 году при использовании снарядов с улучшенной оживальной частью — 14 800 м. В мае 1915 года ряд орудий калибра 150 мм сняли для установки на берегу.
Количество 88-мм пушек было уменьшено до восьми путем снятия четырех носовых из-за заливания на волнении при большой скорости хода, а затем и до четырех пушек, так как на кормовой части надстройки установили четыре 88-мм пушки модели «Флак» (зенитные) с длиной ствола 45 калибров (на «Гебене» эти орудия в 1915 году сняли и установили на берегу). К концу 1916 года последние четыре 88-мм пушки также были сняты.
Торпедное вооружение состояло из четырех подводных трубчатых аппаратов калибра 500 мм: один в носу, два бортовых в носовой оконечности и один в корме, боекомплект составлял 11 торпед.
Для пассивной зашиты корабля от атаки миноносцев предусматривались противоторпедные сети общей длиной 120 м. Имелись также боевые прожекторы — восемь диаметром 1500 мм, расположенные в двух группах по четыре единицы в каждой; одна размещалась на площадках на носовой трубе, вторая — на ферменной башенке за грот-мачтой.
Что касается мощи артиллерийского огня, то бортовой огонь могли вести десять 280-мм и шесть 150-мм орудий (вес залпа 3276 кг) и один торпедный аппарат, погонный огонь — шесть 280-мм, два 150-мм и один торпедный аппарат, а ретирадный огонь — восемь 280-мм, два 150-мм и один торпедный аппарат.
Для бронирования в основном использовалась крупповская цементированная броня. Главный пояс простирался по длине между внешними кромками барбетов концевых башен главного калибра, имел толщину 270 мм и доводился по высоте на 1400 мм выше и на 350 мм ниже грузовой ватерлинии, уменьшаясь по толщине до 130 мм у нижней кромки пояса, расположенного на 1750 мм ниже грузовой ватерлинии. Верхняя часть бортовой брони, доходящая до нижних кромок портов казематов или до линии верхней палубы вне портов, имела везде толщину 200 мм. Выше нижних кромок портов казематов бортовая броня имела толщину 150 мм с переборками такой же толщины и 20-мм экранами и задними противоосколочными переборками. В носовой оконечности бортовой броневой пояс имел толщину 120 мм, уменьшаясь к верхней палубе до 100 мм, за исключением района штевня, а в кормовой оконечности его толщина примерно до уровня трети расстояния между главной и верхней палубами составляла 100 мм. Пояс оканчивался на 100-мм переборке, расположенной примерно в 3 м в нос от ахтерштевня. Плиты вертикального бронирования устанавливались на тиковой подушке толщиной 50 мм. Траверзы по концам главного броневого пояса были прямыми и имели наибольшую толщину 200 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину 200 мм за исключением внешней поверхности у носовой башни, где толщина составляла 230 мм; толщина барбетов бортовых башен, находящихся за 150-мм броней казематов, снижалась до 80 мм, а нижних частей барбетов — до 30 мм. Внутренний диаметр барбетов равнялся 8100 мм (диаметр шарового погона — 6900 мм). Толщина лобовой и задней стенок башен составляла 230 мм, боковых стенок — 180 мм, наклонной части крыши — 90 мм, горизонтальной — 60 мм, задней части пола — 50 мм.
Общее расположение германского линейного крейсера «Гебен»
Бронирование носовой боевой рубки выполнялось толщиной 250—350 мм, ее крыши — 80 мм, а кормовой рубки 300 и 30 мм соответственно.
Горизонтальное бронирование изготавливалось из крупповской стали. Над батареей толщина палубы бака составляла 25 мм, такой же толщины была верхняя палуба между главной и батарейной переборками. Толщина бронированной палубы, которая в средней части являлась главной палубой, равнялась 25 мм на горизонтальном и 50 мм — на наклонных участках. Эта палуба опускалась в носу и корме, где толщина на горизонтальном участке равнялась 50 мм и 90 мм соответственно с 50-мм наклонным участком. В районе дымовых труб броневая палуба образовывала вокруг них кожухи высотой 3,6 м, броневые колосники не предусматривались.
Противоминная защита выполнялась такой же, как у корабля «Фон дер Танн»: противоторпедная продольная переборка из высокопрочной стали простиралась на всю длину главного броневого пояса, отстояла от борта на расстоянии около 4 м и имела толщину 30 мм, однако в районе погребов боезапаса на «Мольтке» и «Гебене» ее толщина была увеличена до 50 мм. Пространство между бортом и этой переборкой разделялось примерно наполовину тонкой продольной переборкой; наружный отсек был пустым, а внутренний заполнялся углем. Такая противоторпедная зашита являлась обычной для немецких тяжелых кораблей и весьма эффективной против минно-торпедного оружия периода 1914 —1918 годов. Уже тогда отмечалось, что подводная зашита германских кораблей весьма совершенна и значительно превосходила таковую у какого-либо из английских линейных крейсеров.
На корабле имелось двенадцать котельных отделений с 24 водотрубными котлами Шульца—Торникрофта с трубками малого диаметра и рабочим давлением пара 16 атм и два комплекта прямодействующих турбин Парсонса в трех машинных отделениях. Турбины высокого давления, расположенные в носовых отделениях, вращали наружные гребные валы, а турбины низкого давления, находящиеся в кормовом отделении, — внутренние валы. Диаметры роторов турбин равнялись 1900 и 3050 мм соответственно. Все четыре гребных винта выполнялись трехлопастными диаметром 3,74 м. Номинальная расчетная мощность составляла 52 000 л.с. при частоте вращения 260 об/мин, проектная скорость -25,5 уз; при нормальном запасе угля 984 т (максимальный 3050 т) обеспечивался радиус действия 2370 миль при скорости 23 уз и 4120 миль — при 14 уз. Впоследствии на борт принималось 200 т вара для разбрызгивания его на уголь в топках котлов.
Во время испытаний на мерной миле «Гебен» развил в среднем 85 660 л.с. при 330 об/мин и достиг скорости 28,0 уз. На полной мощности часовой расход угля составлял 48 т, а при скорости 15 уз снижался втрое, до 16 т (во время 6-часовых испытаний при мощности 76 793 л.с. и 71 275 л.с. удельный расход топлива равнялся 0,667 и 0,712 кг/л.с.ч).
Электроэнергия вырабатывалась шестью турбогенераторами мощностью 1500 кВт, напряжение равнялось 225 В.
Таким был этот корабль, о феерической судьбе которого до сих пор спорят историки многих стран. Прибыв на Средиземное море в ноябре 1912 года, «Гебен» начал свою головокружительную карьеру после «сараевского выстрела», положившего начало Первой мировой войне. Казалось чудом, что, ускользнув от преследовавших его английских крейсеров, он, несмотря на течь котельных трубок, добрался до Дарданелл. Он стал кораблем, который вверг Османскую империю в войну с Россией. После непродолжительного ремонта «Гебен» обрушил огонь своих орудий на улицы и площади мирно спящего Севастополя, где весь действующий русский флот, предупрежденный уже о нападении турецких миноносцев на Одессу, оказался застигнутым врасплох, так и «не использовав ни одного из имеющихся в его распоряжении средств для парирования удара».* [* Новиков В. Н. Операции флота против берега на Черном море в 1914—1917 гг. М.: Воениздат, 1937. С. 37.]
Бои с Черноморским флотом, подрывы на минах, дерзкие рейды, едва не окончившаяся трагически встреча с новейшим русским линкором «Императрица Екатерина Великая» — вот лишь некоторые вехи того поистине невероятного везения, которое позволяло «Гебену» на протяжении трех лет выходить из, казалось бы, безвыходных положений.
Летом 1917 года «Гебен» прошел ремонт. 20 января 1918 года он покинул Дарданеллы для нападения на Имброс и, несмотря на то, что наскочил на мину, потопил, действуя вместе с «Бреслау», английские мониторы «Раглан» и М-28. После этого «Гебен» еще раз подорвался на мине, а по возвращении в Дарданеллы наскочил на третью мину и во время воздушной атаки, взяв неверный курс, выскочил при 15-узловом ходе на камни банки Нагара Спит. Пока его не сняли с камней 26 января, он подвергался непрерывным бомбардировкам с воздуха. Получив попадания двух авиабомб из почти 280, сброшенных с английских самолетов, (общая масса взрывчатки около 15,5 т) «Гебен» вошел в историю как первый тяжелый корабль, подвергшийся атаке с воздуха. После снятия с банки крейсер, показав высокую живучесть, смог без посторонней помощи вернуться в Босфор, где ремонтировался в течение двух месяцев. Полученные повреждения от подрыва на минах не могли быть полностью устранены из-за отсутствия в Турции подходящего дока. Поэтому использовать крейсер для боевых действий можно было лишь в случаях самой критической обстановки. После оккупации немцами Севастополя в него зашел «Гебен», где с 7-го по 14 июня 1918 года после почти пятилетнего перерыва он наконец прошел докование. Силами команды на корабле произвели небольшие ремонтные работы и окрасили подводную часть. Повреждения от подрыва на минах, однако, устранить в столь короткий срок не представлялось возможным. 27 июня «Гебен» прибыл в Новороссийск, где к тому времени по приказу В.И.Ленина часть кораблей Черноморского флота была уже затоплена.
2 ноября 1918 года вице-адмирал Ребер спустил свой флаг на «Гебене» и передал корабль турецкому контр-адмиралу Ариф-паше. Над линейным крейсером взвился турецкий флаг. Корабль, переименованный в начале войны в «Явуз Султан Селим», с 1936 года стал называться просто «Явуз».
«Явуз» в Босфоре. Конец 40-х годов
В период с 1926-го по 1930 год линейный крейсер «Явуз Султан Селим» прошел капитальный ремонт в турецком порту Измир с помощью французской фирмы «Пеное» из Сен-Назера. 17 марта 1930 года во время 6-часовых ходовых испытаний крейсер развил скорость 26,8 уз, а при 4-часовых — 27,1 уз. С этого времени и до 1946 года корабль находился в Измире. В 1941 году одновременно со снятием грот-мачты модернизировали вооружение главного калибра с тем, чтобы 280-мм орудия удовлетворяли требованиям времени.
Линейный крейсер «Явуз» после исключения из боевого состава турецкого флота
С 1963 года ФРГ вела с Турцией переговоры о передаче «Гебена» для использования в качестве корабля-музея. Линейный крейсер сохранялся до 1976 года, после чего был передан на слом. Так закончилась история одного из самых замечательных кораблей, находившегося на плаву целых 64 года.
Литература
Военный флот Германии: Справочная книжка. Пг., 1915.
Иванов С.В. Живучесть боевого надводного корабля. М.,—Л., 1940.
Кеппен П. Надводные корабли и их техника в войне 1914—1918 гг. / Пер. с нем. М., 1937.
Пузыревскнй К.П. Повреждение кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Л., 1940.
Тирпиц А. фон. Воспоминания / Пер. с нем. М., 1957.
Campbell М.J.M Battle Cruisers // Warship special 1.
Grоner E. Die Deutsche Kriegsschiffe 1815 —1945. Bd.l. Munchen, 1982.
Jane's Fighting Ships 1912, 1916, 1920, 1946, 1950—1951.
Yung D. SMS« Goeben» und die Ereignisse in Schwarzen Meer 1918 // Marine Rundschau. 1971. H. 2.