Борис СОЛОМОНОВ
ОХОТА НА ДИКИЙ БРОНЕНОСЕЦ

(Флотомастер #2-2001)

Зачастую самый совершенный боевой корабль своего времени «тянет лямку» тихо и незаметно, постепенно устаревает морально и физически, исключается из состава флота и остается от него только строка в справочнике. Но случается и наоборот - неказистый кораблик второстепенной морской державы вдруг «вплывает» на страницы газет, ему посвящаются целые книги, а имена служивших на нем моряков остаются в памяти отнюдь не только «фанатов» морской истории. К числу подобных кораблей с полным правом можно отнести броненосец «Хуаскар». Сохраняющийся и поныне как памятник в Чили, за свою долгую историю этот броненосец успел поучаствовать в войне с Испанией, мятеже, приведшем к бою сперва с перуанскими же, а затем и с британскими кораблями. Тихоокеанской войне, в ходе которой вынужденно сменил хозяев, гражданской войне в Чили.

Спущенный на воду в 1865 г. на заводе Лэрда в Биркенхеде (Англия). «Хуаскар» представлял собой низкобортный башенный броненосец полным водоизмещением 2030 тис максимальной скоростью хода около 13 узлов. Ею вооружение состояло из двух установленных в башне систем Кольза 10-дюймовых 12,5-тонных дульнозарядных орудии Армстронга, иначе называемых (по весу снаряда) 300-фунтовыми, двух стоявших на шканцах дульнозарядных 40-фнт пушек и дульнозарядного же 12-фнт орудия. К 1877 г. для тяжелых орудий имелись четыре типа снарядов: бронебойные, сплошные закаленные, которые вообще не имели разрывного заряда и в более поздние времена назывались болванками, а в описываемый период — ядрами, фугасные (или разрывные) и шрапнель. Впрочем, о применении шрапнели в ходе боев, в том числе и спустя несколько лет во время войны с Чили, никаких упоминаний найти не удалось. Также нет указаний, что в боевой обстановке использовалась и картечница Гатлинга, которая вроде бы стояла на марсе. «Хуаскар» (Huascar, правильнее — «Уаскар») получил свое название в честь вождя инков, боровшегося против испанских конкистадоров.

Вечером 6 мая 1877 г. «Хуаскар» спокойно стоял на якоре в Калао. Его капитан находился на берегу, там же пребывала и часть команды. Никакой военной угрозы не было, но, тем не менее, броненосец оказался захвачен. Объясняется все просто — среди его офицеров имелись сторонники Николаса де Пьерола. непримиримого противника тогдашнего перуанского президента Прадо. Пьерола ранее входил в правительство Перу, но затем его то ли в результате интриг, то ли за вполне реальные финансовые махинации с политической сцены убрали. Экс-министр перебрался в Чили, откуда начал «мутить воду». Два организованных им выступления (в 1874 и 1876 гг) закончились провалом, но Пьерола не прекратил борьбу.

Захват броненосца организовал служивший на нем лейтенант Бернабе Карраско; мятежников поддержали 17 вооруженных матросов и морских пехотинцев со стоявшего неподалеку учебного судна (старого фрегата) «Апуримак». Они смогли без лишнего шума захватить корабль, командование которым принял Мануэль Карраско — брат Барнаби, на борту также находился старший из числа морских офицеров-пьеролистов коммандер Луис Герман Астете. Поскольку пары в котлах не поддерживались, уйти с помощью машин не представлялось возможным. Но у кораблей той эпохи имелся «резерв» — паруса, позволявшие, заодно, избежать ненужного шума. Сколько именно людей находилось в момент бегства из Калао на «Хуаскаре», сказать сложно, известно лишь, что к 29 мая их насчитывалось 167. Причем в это число входили также примкнувшие к противоправительственному выступлению гражданские лица и военнослужащие сухопутных войск.

Планы восставших не отличались особой утонченностью. Они собирались уйти в Чили, принять там на борт своего лидера и вернуться в Перу, где в очередной раз поднять знамя борьбы с президентом Прадо. Возможно, третья попытка Пьерола и завершилась бы удачней предыдущих, но вот беда: угля у «Хуаскара» оказалось слишком мало. Запасов топлива могло хватить максимум на шесть дней, а ходоком под парусами броненосец был, мягко говоря, не блестящим. В результате пришлось заниматься самоснабжением, то есть начать ловлю встреченных в море судов.

Следует особо отметить, что значительную часть перевозок вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки осуществляли суда Тихоокеанской навигационной компании (Pacific Navigation Company, далее по тексту ТНК), А это была уже собственность Владычицы морей — Великобритании. Этого повстанцы явно не учли, когда 10 и 11 мая захватили пароходы ТНК «Сайта Роса» в порту Моллендо и «Джон Элдер»-в нейтральных водах. На борту захваченных судов, помимо прочего, каждый раз обнаруживалась и реквизировалась перуанская правительственная почта.

12 мая «Хуаскар» вошел в порт Писагya, где оказать ему сопротивление никто не решился. Там на броненосец с британского барка «Имунцина» перегрузили несколько десятков тонн угля, естественно даже не подумав заплатить за него. Выйдя 14 мая в море, мятежный корабль еще раз «пощипал» судно ТНК. На сей раз попался пароход «Коломбиа», с которого вновь изъяли почту, а заодно и арестовали двух полковников перуанской армии. После этих подвигов пьеролисты двинулись в направлении чилийского порта Кальдера.

Тем временем 7 мая в Кальяо из Кальдеры прибыл командующий Британской Тихоокеанской станцией контр-адмирал Элжернон Фредерик Роу де Хорсей. Он пришел на своем флагманском корабле - фрегате «Шах». В 70-е г. XIX в. этот крейсер считался едва ли не чудом военно-технической мысли и шедевром кораблестроения.

«Шах», заложенный в Портсмуте в марте 1870 г. под названием «Блонде», спущенный на воду в сентябре 1873 г. и укомплектованный в августе 1876 г., свое новое название получил в честь персидского шаха Назира ад Дина. Этот монарх (правивший своей страной в 1848-96 гг.), посетил Британию в 1873 г. Между прочим, этот пример наглядно подтверждает, что история с переименованием в России «Александра Невского» в «Герцога Эдинбургского» вовсе не выглядела «дикарским преклонением перед иностранцами», как это иногда преподносится в отечественной литературе.

Участник множества битв, «Хуаскар» долго служил во флотах сперва Перу, а затем Чили. Фотография сделана уже после того, как броненосец стал кораблем чилийских ВМС и прошел перевооружение.

«Шах» — один из представителей серии больших неброненосных фрегатов, е которую также входили «Инконстант» и «Релей». «Шах» имел размеры 101.80x15,84x8.06 м при водоизмещении 6250 т. Его корпус строился полностью из железа и обшивался деревом (два ряда тиковой обшивки общей толщиной три дюйма) и медными листами. Причем во избежание электрохимической коррозии пришлось принимать особые меры.

Одновинтовой фрегат имел машину производства завода Джона Пенна и 10 котлов, рассчитанных на давление в 2,1 атм. На испытаниях удалось достичь мощности в 7480 л.с., достигнув скорости 16.258 узла. Между прочим, машины всех трех фрегатов оказались самыми большими и мощными среди всех существовавших в то время крейсеров, «Шах», как это было принято, нес полную парусную оснастку с площадью парусов 26.684 квадратных футов и заслуженно считался первоклассным ходоком. Без использования машины он мог развить скорость до 13,5 узлов. Этому способствовало то, что двухлопастный винт был подъемным. Также для облегчения работы с парусами трубы сделали телескопическими. Запас угля обеспечил огромную (по тем временам) дальность плавания — 6800 миль при скорости 10 узлов.

Крейсер был хорошо вооружен. На его главной палубе размещались 14 семидюймовых 6,5-тонных дульнозарядных орудий Mk III. которые могли выпускать 115-фнт бронебойные снаряды Паллисе-ра со скоростью 464м/с. В оконечностях верхней палубы располагались два дульнозарядных девятидюймовых 12-тонных орудия Mk V, способные вести огонь на оба борта. Их 250-фнт снаряды Паллисера имели начальную скорость 433 м/с. Оба типа орудий также могли использовать разрывные снаряды. Также на верхней палубе находилось восемь 64-фнт 74-центнеровых пушек калибром 6.3 дюйма, стрелявших только разрывными снарядами. Для ближнего боя имелись картечницы Гатлинга.

Артиллерийское вооружение дополняли два 16-дюймовых торпедных аппарата. Они позволяли с помощью сжатого воздуха выстреливать торпеды Уайтхеда стандартного фиумского типа на ходу до 14 уз. ТА располагались по обеим сторонам носовой оконечности главной палубы, их боезапас состоял из восьми торпед.

Как уже говорилось, фрегат не имел брони, но его машины и погреба располагались ниже ватерлинии. Котлы защищались бортовыми угольными ямами. хотя эта защита очень зависела от количества угля. Например, 29 мая, в день боя с «Хуаскаром», они были заполнены всего на треть. Штатная численность экипажа, которым командовал кептэн Фредерик Джордж Денхэм Бедфорд, составляла 600 человек.

«Шах» прибыл на Тихий океан незадолго до описываемых событий, заменив отправленный на родину в феврале 1877 г. броненосец «Рипалс». Новейший крейсер считался слишком ценным, чтобы действовать как броненосец второго класса, и оказался в Тихом океане только потому, что в Европе разразился Балканский кризис.

«Хуаскар» после вступления в строй

Схема бронирования «Хуаскара»

Де Хорсей, кстати, считал, что Британия может оказаться втянута в начавшуюся 24 апреля русско-турецкую войну и собирался организовать наблюдение за находившимися в Сан-Франциско российскими кораблями. Таким образом, «Шах» направлялся в североамериканские воды. Английский адмирал знал о восстании на «Хуаскаре» в Кальяо, но сперва не придал этому особого значения, даже несмотря на предупреждение ТНК о незаконных по британским нормам действиях восставших.

В довершение всему в начале мая в Перу произошло землетрясение, нарушившее телеграфное сообщение. Тем не менее уже 14 мая де Хореей узнал о захвате «Санта Росы» и «Джона Элдера». Несколько дней спустя представители британских коммерсантов запросили своего посла в Лиме мистера Д.Р. Грэхема о возможности направить британские военные корабли в Икику для защиты их собственности от «Хуаскара». Грэхем согласился на это и передал соответствующее обращение де Хорсею. Адмирал направил корвет «Аметист» под командованием кептэна Артура Джона Четфилда в чилийский порт Кокимбо с предписанием затем идти в Икике.

«Аметист» — деревянный корвет водоизмещением 1970 т, построенный в Девонпорте и укомплектованный в июле 1873 г. Корабли этой серии (насчитывала пять единиц) отличались тем. что развивали примерно одинаковую скорость под парами и парусами. В частности, "Аметист» показал 13,24 и 13 узлов соответственно. Вооружение корвета состояло из 12 64-фунтовых (71 центнер) орудиями в батарее и двумя погонными того же калибра, но более легкими (64 центнера). Экипаж — 225 чел. 16 мая де Хореей отправил послание командиру (имени которого британцы не знали) «Хуаскара» с предупреждением, что в случае продолжения действий против британских судов, подданных или собственности броненосец будет захвачен. Причем копии этого послания раздали на пароходы ТНК. А на следующий день адмирал узнал о захвате угля с «Имунции», почты и пассажиров с «Коломбии». Все намерения организовать слежение за русской эскадрой вмиг были забыты, ведь, по мнению де Хорсея. британская собственность на побережье оказалась в большой опасности, к тому же получить компенсацию за потери с Перу не представлялось возможным. Таким образом, «Хуаскар» следовало остановить буквально любой ценой! 17 же мая де Хорсей пригласил на ленч на борту «Шаха» президента Мариано Игнасио Прадо и подал тому идею запросить помощь у Британии.

Не следует думать, что перуанские власти безучастно взирали на происходящее. Для начала они издали распоряжение, запрещавшее любую помощь экипажу «Хуаскара». За помощь в захвате броненосца, объявленного пиратским, было обещано вознаграждение. Для поимки «пирата» направлялась целая эскадра под командованием кептэна (с временным званием коммодора) Хуана Гильермо Мура, который одновременно являлся капитаном самой большой единицы ВМФ Перу — броненосца «Индепенденсия». Этот корабль был сверстником «Хуаскара», также построен в Англии, и также не модернизировался с 1866 г. Его котлы находились в очень плохом состоянии, не позволяя развивать скорость более пяти-шести узлов. В состав эскадры также вошли деревянный корвет «Юнион» (кептэн Н. Портал) и монитор «Атахуальпа»(коммандер Г. Миро Куэсада).

«Юнион», построенный еще по заказу Конфедеративных Штатов в период Гражданской войны в Америке, не модернизировался также с 1866 г. «Атахуальпа», вооруженный двумя 15-дюймовыми гладкоствольными пушками Дальгрена, строившийся для ВМС США под названием «Катауба». Он был достроен уже после окончания войны, а потому в 1868 г. его продали Перу вместе с однотипным «Онеота» («Манко Капак»), К моменту описываемых событий монитор развивал скорость в 6 узлов и находился не в лучшем техническом состоянии. Из-за низкой скорости и малой мореходности «Атахуальпа» буксировался пароходом ТНК «Лимена».

Мур покинул Кальяо 11 мая и направился к Икике 8 южной части Перу. Поход сильно тормозил «Атахуальпа». В результате «борцы с пиратством» прибыли на место только 22-го, усиленные 600-тонной деревянной канлодкой «Пилкомайо».

«Хуаскар» прибыл в Кальдеру 16 мая. На следующий день его обнаружил «Аметист». В эго время «Проявили признаки жизни» чилийцы: мятежный корабль попросту выгнали в Антофагасту, а затем в Кобихо на боливийском побережье. «Аметист» 20-го прибыл в Икике. а де Хорсей покинул Кальяао на «Шахе» 18-го вечером и прибыл в Икике 23-го. Там он узнал от хозяина «Имунции», что Армстронг, старший механик «Хуаскара», был принужден помогать восставшим против своей воли.

Де Хорсей 24 мая провел в Икике, грузя «Шаха» углем. Адмирал уже знал, что Пьерола находится на борту «флагмана революции» и предполагал, что он попытается высадиться в Ило, или Камано. чтобы присоединился к своим сторонникам в Перу. Де Хорсей решил крейсировать в этом районе, используя «Аметист» в качестве посыльного судна для связи с портами Арика и Моллендо. Они, вместе с Икике, являлись единственными местами, где работал телеграф. Покинув Икике после полуночи 25 мая и соединившись с «Аметистом» в Арике, де Хорсей с 26 до 28 мая курсировал между Каманой и Моллендо.

Пьерола действительно попал на «Хуаскар» в Кабихо 22 мая. В тот же день на броненосец попала копия письма де Хорсея. Пьерола составил ответ, подписанный Астете. В этом чисто пропагандистском опусе говорилось, что «Хуаскар» не совершил ничего противозаконного, что все происходящее является внутренним делом Перу, а любая атака «Хуаскара» будет расценена как нарушение суверенитета страны. Впрочем, остается неизвестным, было ли это письмо получено британскими официальными лицами до его публикации в июне. Мятежники высадили на берег двух британских инженеров (заменив их на двух французов), но два британских машиниста согласились продолжить службу при увеличении зарплаты в полтора раза.

Вскоре Пьерола покинул Кабихо и перешел к активным действия. Имевший ранее неприятности с «Хуаскаром» пароход «Джон Элдер», заметил «Старого знакомого» приблизительно в 10 милях от Писагуа в 3 часа ночи 28 мая. Двумя часами позже часть экипажа «Хуаскара» высадилась в этом порту и при поддержке орудий броненосца к середине утра выбила оттуда гарнизон. Утром Муру доложили об увиденном с «Джона Элдера». Оставив «Атахуальпу» и «Лимену» вблизи Икике, Мур, чтобы узнать новости, отправил «Пилкомайо» для перехвата плывущих на юг пароходов, а сам направился в Писагуа с «Индепенденцией» и «Юнионом».

Приблизительно в 16 ч. Мур заметил «Хуаскар» около Пунта Пикало. Пьерола тут же отозвал десантный отряд и начал сближение с Муром. Последующие события, получившие в Перу название «Битва при Пунта Пикало», развернулись примерно в восьми милях от берега. В 17:25 броненосцы открыли огонь, находясь на расстоянии 1500 м друг от друга. Вскоре к делу подключились «Юнион» и «Пилкомайо». Столкновение продолжалось более часа и завершилось с наступлением темноты (около 19ч.). «Хуаскар» ушел на север.

Позднее один из офицеров «Шаха» сообщил в письме домой: «Грандиозное сражение кептэна Мура было не более чем желанием произвести впечатление... Битва при Писагуа была вполовину менее опасной, чем фейерверки в Криморне...». Зато Мур впоследствии сообщил, что получили повреждения рулевой механизм и башня "Хуаскара». На самом же деле он получил только незначительные повреждения от осколков и пуль и не имел потерь. «Индепенденция» схлопотала один 10-дм снаряд, который прошел через ее трубу и повредил паропровод, после чего взорвался. Два человека были ранены, а лебедка — уничтожена. Ее спасательные шлюпки и такелаж левого борта пострадали от ружейного огня. «Юнион» также получил незначительные повреждения от ружейного огня (или стрельбы митральезы), а «Пилкомайо» остался неповрежденным. «Хуаскар» принял бой. имея неисправности в установках главного калибра и. по перуанским источникам он выпустил только пять тяжелых снаряд. «Индепенденция» ответила 10 выстрелами из 150-фнт и 30-ю из 70-фнт

После окончания боя «Юнион» попытался преследовать «Хуаскара», но его отогнали ружейным огнем и снарядом, пролетевшим над мачтами. Эскадра Мура провела ночь около Писагуа, а утром вернулась в Икике. Мятежники продолжили движение на север в сторону Ило. Де Хорсей узнал о событиях у Писагуа утром 29 мая от «Аметиста», ходившего в Мольендо за новостями. В 06:45 * во вторник. 29 мая. «Шах» снялся с якоря и под машиной со скоростью 11 уз двинулся на юг вместе с «Аметистом». [* Время, которое приводится во всех источниках (включая статью П. Мордовина в «Морском сборнике» 11/1878 и известную книгу Вильсона «Броненосцы в бою»), основывается на документах с «Шаха». В рапортах и журнале «Аметиста» те же события указываются, как произошедшие на 30 минут раньше] Последний держался ближе к берегу, на предельном расстоянии, позволявшем осуществлять связь с помощью флажной сигнализации. В 12:50 с фрегата заметили по левому борту пароход, который 20 минут спустя изменил курс в направлении Ило. В 13:15 стало понятно, что это "Хуаскар». «Аметист» поменял курс так, чтобы отрезать его от Ило. Броненосец шел слишком медленно и не имел шансов удрать. В 14:00 англичане окружили его около Пунта Колее. В 14:10 с «Шаха» прогремел холостой выстрел, сообщив перуанцам, что им следует остановиться для переговоров. На «Хуаскаре» подчинились, и де Хорсей послал туда лейтенанта Джорджа Райнера на катере. Британский ультиматум, в частности, гласил: «Известите командира «Хуаскара», что я вынужден захватить этот корабль именем Ее Величества Королевы Великобритании. Что я принимаю это решение в соответствии с незаконными действиями «Хуаскара» по отношению к британским подданным, судам и собственности. Что я не действую в интересах правительства Перу».

Райнера пригласили в кают-компанию, где его встретил Пьерола. окруженный своими офицерами и гражданскими сторонниками. В соответствии с полученными приказами Райнер сообщил, что «Хуаскар» должен сдаться, поскольку он совершил противозаконные действия в отношении британских судов и подданных, и что де Хорсей согласен не передавать восставших перуанскому правительству, а высадить их в каком-либо нейтральном государстве. Если же соглашение не будет достигнуто, а «Хуаскар» будет захвачен, то его экипаж будет рассматриваться как пираты. В ответ Пьерола (демагоги во все времена одинаковы — сравните его ответ, например, с риторикой иракца Хуссейна) заявил, что перуанский флаг будет спущен только тогда, когда на борту корабля не останется ни одного человека для его защиты. Нападение на «Хуаскар» будет расценено, как нарушение суверенитета Перу и попрание норм международного права, за которое британскому правительству придется расплачиваться, и что примененная сила получит достойный ответ.

Участник неудачной попытки захвата «Хуаскара» перуанской правительственной эскадрой — «Юнион»

Как только катер Райнера отправился восвояси, Пьерола произнес перед своими людьми короткую речь: «Господа! Расходитесь по постам. Наша революция заканчивается. Теперь мы все перуанцы, которые должны защищать свой флаг!». Экипаж выразил свою верность Перу, и даже два пленных полковника согласились принять участие в сражении. «Хуаскар» направился к Ило.

В 14:56 «Шах» произвел предупредительный выстрел с расстояния 4200 ярдов, оставшийся без внимания. В 15:00 снаряд просвистел над носом «Хуаскар». Это также не возымело никакого действия, и тогда в 15:06 орудия «Шаха» открыли огонь с расстояния 1900 ярдов. В 15:07 прогремел первый ответный выстрел, а в 15:09 открыл огонь «Аметист». Точно восстановить события развернувшегося боя очень сложно. Известно, что он произошел недалеко от Ило. около порта Пакоча (получив перуанское название «Битва у Пакоча»), который в настоящее время находится в центре Ило. Бой состоялся в перуанских территориальных водах, примерно в двух милях от берега. Это давало «Хуаскару» некоторое преимущество — его осадка не превышала 15 футов, по сравнению с 18 у «Аметиста» и 27 у «Шаха». Погода была хорошей, а море — спокойным.

Де Хорсей старался использовать скорость «Шаха», ведя бой на довольно большой (для того времени) дистанции: от 1500 до 2000 ярдов. Тут следует оговориться, что оценки расстояний очень сильно разнятся и колеблются от 300 до 3000 ярдов! «Аметист», действовавший независимо, держался в пределах от 1500 до 2000 ярдов, минимально сближаясь до 1000 ярдов. Выбор дистанции и скорости обуславливался стремлением избежать тарана и использовать преимущество британской артиллерии. В теории. 9- и 7-дюймовые орудия «Шаха» могли пробить броню башни «Хуаскара» с расстояния 3000 и 1200 ярдов соответственно. 64-фн орудия обоих «бриттов» были неэффективны против брони на любом расстоянии, так как могли стрелять только разрывными снарядами.

Шансов на победу у перуанцев почти не имелось, зато у них было важное преимущество — броня. Боевая рубка «Хуаскара» защищалась 3-дм броней с 8-дм тиковой подложкой. Башня имела 5,5-дм защиту плюс добавочные два дюйма в лобовой части, а подложка состояла из 13 дюймов гика, обтянутых полудюймом кожи. Корпус делившийся на пять водонепроницаемых отсеков, при толщине броневого пояса в средней части до 4,5 дм на 14-дм гиковой подкладке. К оконечностям пояс утоньшался до 2,5 дм. Высота пояса достигала 2,4 м, в том числе 90 см — ниже ватерлинии. Корабль не имел кормового броневого траверза, защищавшего машину.

Схема и фотография одного из лучших крейсеров своего времени — неброненосного фрегата «Шах»

Пьерола предоставил ведение боя своим офицерам. Хотя Астете находился в боевой рубке. «Хуаскаром» командовали братья Карраско. Мануэль находился в рубке, а Бернабе — в орудийной башне. Вероятно, Мануэль Карраско выбрал синусоидальный курс, пытаясь осуществить таран и опасаясь подставлять корму под неприятельские выстрелы. Маневрирование оказалось не самым удачным. Попытка тарана провалилась, а артиллеристы стреляли медленно и не слишком точно. В отчете кептэна Бедфорда указано только шесть или семь выстрелов из 10-дм орудий «Хуаскара». Сколько их было на самом деле — неизвестно, хотя понятно, что очень мало. Объяснений этому приводится несколько. Плохая подготовка артиллеристов, невозможность увидеть цель из-за разрывов британских снарядов, маневры самого броненосца. Не следует забывать, что его башня вращалась вручную. На 360 градусов она поворачивалась за 15 минут 16 матросами! Не обошлось и без проблем с боезапасом, плюс к этому не совсем понятно, удалось ли исправить неполадки, имевшие место накануне. Артиллеристы, обслуживавшие сорокафунтовки, вообще под британским огнем покинули орудия.

Перуанские артиллеристы добились только нескольких падений снарядов вблизи «Шаха», и незначительно повредили такелаж, пролетев через снасти. Других повреждений и потерь не имелось. Де Хорсей позднее писал: «...необычно и угодно Провидению, что 300-фунтовые снаряды, летевшие в корабль со столь большим экипажем как «Шах», не причинили вреда». Хотя основное внимание «Хуаскар» сосредоточил на фрегате, по «Аметисту» также стреляли. Находившийся на его верхней палубе матрос Райли отмечал, что: «...несколько из направленных в нас снарядов ударились об воду и рикошетировали над нами. Мы могли отчетливо видеть его снаряды, летевшие высоко в воздухе и напоминавшие большие кузнечные наковальни».

Англичане вели частый огонь и постоянно поражали «Хуаскар». Обстрел прекращался, когда они оказывались друг напротив друга или когда противник оказывался на одной линии с Ило или Пакоча. Также имелись технические проблемы. В 15:26 снаряд из носовой 9-дм пушки «Шаха» разорвался в стволе, что вызвало 15-минутный перерыв в стрельбе. Расчеты обоих 9-дм орудий имели большие сложности, поворачивая массивные пушки с одного борта на другой по направляющим. Имелись неисправности у станков трех семидюймовок левого борта и одной — правого. Управление огнем было очень примитивным. Дистанция определялась офицером на глаз, выкрикивалась сквозь грохот боя артиллеристам, видимость была отвратительной (использовался дымный порох), орудия наводились и стреляли независимо друг от друга. Тем не менее «Шах» произвел несколько бортовых залпов 7-дм орудиями, включая три с электрическим управлением. Целились, в основном, в башню «Хуаскара». Надеялись вывести ее из строя, контузив расчет, даже если броня не будет пробита.

В 16:00 перуанцы попытались уйти к берегу. В 16:40 «Аметист» последовал за ним, несмотря на предупреждение де Хорсея, просигналившего Чатфилду «Не приближайтесь к берегу!». Незадолго до 17:00 «Шах» также начал сближение, стреляя правым бортом. Затем он развернулся, чтобы пройти позади «Хуаскара» в противоположном направлении. Около 17:10 броненосец начал быстро сближаться для нанесения таранного удара с левых носовых курсовых углов. В 17:13 пушка Гатлинга, расположенная на марсе передней мачты фрегата, открыла огонь по палубе «Хуаскара». Огонь вели и стрелки на марсах, С «Аметиста» стрелки также произвели более 500 выстрелов. Огонь был направлен на уничтожение прислуги 40-фнт орудий и для защиты команды «Шаха» от аналогичных действий противника. В 17:14 орудия левого борта «Шаха» произвели залп с использованием электрической системы управления огнем, сбив главную стеньгу броненосца. Примерно тогда же произошло этапное событие морской войны. Впервые в истории в боевой обстановке с расстояния около 400 ярдов была выпущена торпеда. Однако сразу после этого «Хуаскар» развернулся, а поскольку он шел со скоростью 11 уз, торпеда со скоростью 9 уз. не смогла догнать противника. Ее след оборвался на полпути к цели. С этим знаменательным событием связана легенда, что английский офицер потребовал от командования письменного приказа на применение нового оружия, так как перуанцы были доблестными противниками и не заслуживали подобной незавидной участи.

Затем «Шах» увеличил дистанцию до 2000 ярдов с максимально возможной скоростью. В го же время на «Аметисте» решили, что башня «Хуаскара» неисправна и начали приближаться к его кормовой части. Райли слышал историю, что Чатфилд решил взять «мятежника» на абордаж, зацепив его якорем за верхнюю палубу. Но в 17:25 де Хорсей просигналил «Возвращайтесь». Райли вспоминал, что Чатфилд, обычно выдержанный человек, от ярости топал ногами. «Аметисту» пришлось отойти.

В 17:30 начало быстро темнеть. Перуанцы в 17:35 последний раз выстрелили по Шаху — недолет. С наступлением темноты броненосец приблизился к Пакоча, правительственный гарнизон которого обстрелял его из ручного оружия. В 17:45 де Хорсей приказал прекратить огонь. Хотя перуанцы впоследствии утверждали, что в ходе боя британские снаряды падали на Пакоча, известно лишь о трех «попаданиях» в склон холма над портом. Вероятнее всего, это были снаряды с «Шаха», срикошетировавшие от поверхности воды.

«Аметист» — деревянный корвет Флота Ее Величества

Схема одного из представителей серии корветов, включавшую в себя и «Аметист»

В ходе боя, длившегося примерно 2 ч. 40 мин., «Шах» выпустил 237 снарядов, в том числе: 32 9-дм снаряда (два разрывных, 11 снарядов Паллисера и 19 сплошных ядер Паллисера), 149 7-дм (4 разрывных и 145 сплошных Паллисера) и 56 64-фнт снарядов. «Аметист» произвел 190 выстрелов из 64-фнт пушек. Всего англичане выпустили 427 снарядов, из них 175 — бронебойных паллисеровского типа.

Результаты оказались разочаровывающими. Имеются два описания повреждений «Хуаскара». Одно сделано Мануэлем Карраско 30 мая, а другое — артиллерийским офицером «Шаха» лейтенантом Чарльзом Линдсеем 1 июня 1877 г. после краткого осмотра броненосца в Икике. Хотя точное количество попаданий установлено не было, Линдсей считал, что 25% снарядов попали, но этот подсчет неточен, если он включал выстрелы с Аметиста. В его рапорте указывается как минимум 26 различимых попаданий, в то время как Карраско отмечает только 16. Судя по всему, у обоих возникли сложности при подсчете числа попаданий в надстройки «Хуаскара», которые оказались буквально изрешечены (в том числе пулями и осколками). Дальнейшее обследование выявило большое число попаданий в бортовую броню, но старое английское железо стойко выдержало большинство ударов. Линдсей подсчитал, что подобных попаданий оказалось 30 или 40. Можно, конечно, не считать британские цифры достоверными, но вероятнее всего «Хуаскар» получил не менее 50 снарядов, а чаще встречаются указания на 60—70 (до 80) попаданий.

Линдсей и Карраско, расходясь в деталях, сходятся в одном: «Хуаскар» не имел серьезных повреждений. Его броня была пробита только один раз, причем сделал это 9-дм разрывной снаряд («обыкновенная бомба»), попавшая в правый борт примерно в 15 м в от кормы и на полметра выше ватерлинии. Снаряд пробил 3,5-дм броню и взорвался в тиковой подкладке. Осколки прошли через каюты офицеров, морского пехотинца Руперто Бехара и ранили троих моряков. Часть снаряда пролетела через весь корпус и попала в противоположный борт, Три сплошных ядра проникли в броню на глубину от двух до трех дюймов. Башню «Хуаскара» слегка повредил 7-дм сплошным снарядом, с расстояния (предположительно) 1700— 1800 ярдов попавший под прямым углом в 90 см от левой орудийной амбразуры и примерно на треть от крыши башни. Он проник на глубину три дюйма 5.5-дм брони. Другие попадания в броню оказались безрезультатными. Возможно, потому, что это были разрывные снаряды или они попадали под острыми углами.

Другие повреждения смотрелись страшно, но никакой угрозы кораблю не представляли. Обнаружилось около дюжины попаданий в дымовую трубу, сплошной снаряд попал в стеньгу. Главный салинг, гафель и такелаж были снесены. Все шлюпки были уничтожены или приведены в негодность. 9-дм снаряд, попавший в кормовую часть, разбил марс и ранил сержанта морской пехоты, который поднимал ранее сбитый флаг. Попадание в мостик осыпало обломками боевую рубку. Астете легко ранило в левую руку, а Мануэля Карраско - в лицо. Всего погиб один человек, пятеро получили ранения.

С наступлением темноты проблем у де Хорсея прибавилось. «Хуаскар» все еще не собирался сдаваться, а следовать за ним в темноте в прибрежные воды было невозможно. Противник мог уйти или предпринять таранную атаку. Тогда британский адмирал приказал Бедфорду готовить минно-торпедную атаку с помощью катеров и шлюпок «Шаха». Тем временем корабли патрулировали северное и южное направления от Ило на расстоянии трех миль от берега. В 19:40 с «Шаха» спустили оснащенный шестовой миной паровой полубаркас (пинас), и вельбот, приспособленный для использования торпеды Уайтхеда. Ее предполагалось перед атакой опустить в воду, после чего запускать вручную при помощи откидываемого рычага подачи воздуха. Экипажи катеров состояли из добровольцев под командованием лейтенанта Линдсея.

В 21:05 отряд Линдсея отошел от фрегата, причем пинас держался впереди вельбота. Сперва двинулись к побережью севернее Ило, затем — к югу от города на шесть миль. Около Ило удалось обнаружить корабль на якоре, но когда Линдсей приблизился для атаки выяснилось, что это перуанский пароход «Мария Луиза». Владелец судна сообщил. что «Хуаскар» ушел в неизвестном направлении. Пробыв в море до 03:30 30 мая, отряд вернулся на «Шах».

Считая, что Пьерола все еще стремится высадиться на берег, британский командующий решил двигаться на север, отправив «Аметист» в Молендо за новостями. К вечеру корвет вернулся с информацией, что «Хуаскар» находится в Икике и готовится к высадке. В 19:35 оба корабля двинулись на юго-восток со скоростью 9 узлов. В 08:45 31 мая де Хорсей приказал увеличить скорость. «Шах» начал отрываться от «Аметиста», который должен был присоединиться к нему в Икико. Линдсей стал готовить новую ночную торпедную атаку. В 17:00 «Шах» остановился в 20 милях от Икике, а подошедший «Аметист» после наступления темноты отправился добывать новости от покинувших порт этим вечером судов.

Не дожидаясь возвращения «Аметиста», де Хорсей в 21:15 приказал начать атаку отряду Линдсея. «Шах» находился в 7 милях от Икике, ведя на буксире "Ударную группу»: паровой пинас с шестовыми минами, который, в свою очередь, буксировал катер, вооруженный «гатлингом» с «Шаха» и оборудованный для пуска торпеды Уайгхеда, и вельбот, где находился сам Линдсей. План состоял в том, чтобы подняться на борт любого из стоящих в гавани торговых судов, точно определить местоположение «Хуаскара», затем спустить на воду торпеду Уайтхеда, используя вельбот для ее буксировки, и приблизившись к противнику на расстояние не более 80 ярдов, нанести удар. В случае неудачи, паровой пинас должен был атаковать шестовыми минами с противоположного борта. Картечницу Гатлинга не следовало использовать, если «Хуаскар» не откроет огня по нападающим.

К счастью, вскоре после того, как импровизированные миноносцы отправились к цели, с севера послышались пушечные выстрелы и взлетели сигнальные ракеты. Де Хорсей решил, что «Аметист» сел на мель и подает сигналы бедствия. На самом же деле Чатфилд узнал о капитуляции «Хуаскара». Де Хорсей развернулся и на полной скорости двинулся на юг. выпустив ракеты и приказав зажечь синие огни, что означало сигнал возвращаться для Линдсея. Вся группа вернулась на «Шах» в 00:20 первой июньской ночи.

Утром британские корабли вошли в Икике. где «Аметист» обменялся салютом с Муром (пушки Шаха были все еще заряжены боевыми снарядами). Де Хорсей послал Линдсея и еще одного офицера осмотреть «Хуаскар» пока шла погрузка угля. Вечером де Хорсей приказал «Аметисту» возвращаться в Чили, а сам отбыл в Кальяо.

Два рисунка, довольно удачно изображающие моменты боя «Шаха» и «Аметиста» с «Хуаскаром»

На «Хуаскаре» события развивались следующим образом. Около 19:00 29 мая Пьерола и его сподвижники решили уходить из Ило в Икике, где попытаться убедить Мура присоединиться к совместной борьбе с британскими агрессорами. В темноте броненосец покинул Ило, двигаясь в тумане вблизи берега. Бегство облегчалось неудачным расположением кораблей де Хорсея, оставившего без прикрытия юго-восточное направление. В Икике. находившийся на расстоянии примерно 175 миль "Хуаскар» пришел в 14:00 30 мая с поднягым флагом перемирия. Эскадра Мура стояла на якорях, не подозревая о событиях у Ило. Пьерола послал делегацию, действительно, предложившую правительственной эскадре атаковать англичан. Мур по телеграфу запросил инструкции из Лимы. Прадо ответил: «Прикажите «Хуаскару сдаться, а если он не сдастся, уничтожьте его». Вечером Мур предложил мятежникам условия капитуляции, согласно которым, добровольно сдавшимся, включая Пьеролу, сохранят свободу. «Хуаскар» был формально сдан в 06:0031 мая.

Новость о событиях у Ило достигла Лимы и Кальяо вечером 30 мая, вызвав антиправительственные и антибританские демонстрации. Для восстановления порядка Прадо незамедлительно заявил, что он будет защищать перуанское национальное достоинство и потребует ответа от Британии. 1 июня в отставку ушел кабинет министров Перу, а новое правительство предприняло громкие, но безрезультатные шаги для получения извинений и компенсации от Лондона. Де Хорсей осознавал что настроения толпы были антибританскими и пропьеролистскими. Когда 6 июня 1877 г. «Шах» приблизился к Кальяо, на береговых батареях расчеты вызвали к орудиям, а возбужденные толпы скопились на побережье. Дальнейших осложнений не допустил британский посол Грехэм. Он встретил де Хорсея в море, на борту парохода ТНК «Гуаякиль», проинформировал адмирала о сложившейся ситуации и отговорил того идти в Кальяо. Де Хорсей согласился и направился в северный порт Пайта, где без проблем загрузился углем. Однако до 1879 г. де Хорсей считался в Перу persona non grata.

Да и в Британии действия адмирала вызвали неоднозначную реакцию. Хотя специальная комиссия признала их правомочными (а «Хуаскара». соответственно — незаконными), карьера Де Хорсея явно не сложилась. Он продолжал служить до окончания трехлетнего срока командования Тихоокеанскими силами, но после сентября 1879 г. длительное время оставался не у дел.

Лорды адмиралтейства также заинтересовалось попыткой ночной торпедной атаки «Хуаскара». Интересовало их не только то, что атака была предпринята в перуанских водах, но и способ атаки, который мог привести к гибели всего экипажа корабля, включая британских подданных. По мнению ряда морских лордов, это не соответствовало тяжести совершенных «Хуаскаром» противозаконных действий.

Неудачные действия британских дульнозарядных орудий остались без внимания, и в целом инцидент почти не оказал влияния на морскую политику Британии. Хотя Адмиралтейство решило вернуть бронированный корабль в качестве флагмана Тихоокеанской станции. В мае 1878 г. броненосец «Трайэмф» отправился на Тихий океан; 2 декабря 1878 г. он сменил «Шаха». Фрегат отправился домой, дальнейшая его активная служба оказалась недолгой. «Аметист» был продан в 1877 г. Торпедное оружие во время русско-турецкой войны доказало свою ценность, но это уже совсем другая история...

Hosted by uCoz