(ФлотоМастер №1-2000)
Одним из самых трагических эпизодов в истории отечественного флота стало Цусимское сражение. Среди историков - профессионалов и любителей - не прекращается полемика о роли отдельных личностей, достоинствах и недостатках разных типов кораблей и т.д.
Можно составить список установившихся точек зрения на Цусимское сражение. Принято считать, что для З.П. Рожественского оно было заранее проиграно, он избрал неправильный путь к Владивостоку и не использовал для подготовки личного состава все имевшиеся возможности. Боевой порядок оказался лишен смысла, в составе эскадры остались совершенно ненужные транспорты, неудачной признается боевая окраска кораблей. Подобранные командующим младшие флагманы оказались непригодны к выполнению своих обязанностей, пред боем не было сделано надлежащих распоряжений по эскадре, совершенно не использовался опыт 1-й Тихоокеанской эскадры. Скорость русского соединения оказалась так же выбранной неудачно, корабли перегружены дополнительными запасами угля и разнообразными предметами снабжения. Дистанция артиллерийского боя была невыгодной для нашего флота, стрелявшего менее интенсивно и сделавшего меньшее количество выстрелов, чем японцы. Отсутствовало маневрирование, инициативу полностью предоставили противнику. Переломом хода сражения в пользу японцев считается конец первой фазы (выход из строя «Князя Суворова» и гибель «Ослябя»).
Вместе с этим существует ряд стереотипных взглядов: японский флот великолепно маневрировал в течение всего сражения, поражал русских сосредоточенным огнем, успешно выстраивал и поддерживал так называемую «палочку над Т». Японская артиллерия по всем параметрам превосходила русскую, особенно по качеству снарядов. Японские крейсерские отряды одержали победу над русскими.
В рамках одной статьи невозможно дать ответ на все вопросы и опровергнуть все легенды Цусимы. Поэтому проблемы, связанные с артиллерией и живучестью кораблей мы опускаем, ставя перед собой задачу рассмотреть стратегические и тактические аспекты подготовки и хода сражения.
Начнем со стратегии. При формировании 2-й Тихоокеанской эскадры целью ее назначался Владивосток, в который она должна была прибыть для соединения с Первой эскадрой. Таким образом, задача ее по сути дела ограничивалась доставлением поддержки на театр военных действий. С этой целью она и отправилась в поход. Но посередине пути все кардинально меняется: прекращает свое существование 1-я Тихоокеанская эскадра и теперь ставится новая цель - овладение морем. Понятно, что единственным портом, в который она могла стремиться, оставался Владивосток. Задача, в понимании главнокомандующего вице-адмирала Рожественского, выглядела следующим образом: прорваться во Владивосток, после чего, подготовившись, производить набеговые операции.
Назначение командующего формируемой эскадрой представляло отдельную проблему. Выбор императора Николая II остановился на одном из наиболее авторитетных адмиралов Российского флота, начальнике Морского Генерального штаба, З.П. Рожественском. В его пользу говорили репутация способного артиллериста, два года возглавлявшего Учебный артиллерийский отряд, бывшего военно-морского агента в Англии, знакомство с общей военно-стратегической обстановкой на театре военных действий (еще в 1895 г. на совещании в Чифу он докладывал о перспективах развития японского флота).
Подбор младших флагманов осуществлялся следующим образом: требовались послушные исполнители воли командующего. Он часто порицается за это, но следует признать, что для подобного подхода у него имелись весьма серьезные основания. Главным из них был опыт Первой эскадры. Там в отдельные периоды существовала практика обсуждения всех приказов. Особенно показателен факт сбора совета командиров для обсуждения императорского рескрипта прорываться во Владивосток, ведь на такое обсуждение руководство эскадры не имело права. Гибель Витгефта в бою 28 июля и неотработанность системы передачи командования привели к полной дезорганизации. Выбор Фелькерзама (первого заместителя командующего эскадрой, бывшего руководителя Учебно-артиллерийского отряда) и Энквиста (командира крейсерских сил), соответствовал требованиям Рожественского: иметь толковых помощников.
Очень много упреков заслужил выбор адмиралом пути к Владивостоку через Цусимский пролив. Но ведь данный маршрут представляется наиболее коротким и самым простым в навигационном отношении. К тому же надо учитывать расположение японской эскадры в Мозампо, откуда она могла достигнуть Владивостока быстрее русских, каким бы проливом они не шли. Поход вокруг Японии с неизбежностью требовал еще несколько угольных погрузок, во время которых эскадра оказывалась совершенно беззащитной перед врагом. Кроме того, требовалась хорошая погода, не только для этих операций, но и для прохода проливов, а знание навигационной обстановки на театре было весьма слабым (аварии «Витязя» еще в мирное время и «Богатыря», причем на этих кораблях штурманы были знакомы с условиями плавания на театре).
Вице-адмирал 3 П. Рожественский на мостике "Князя Суворова"
Маневрирование перед входом в пролив часто осуждается современными авторами. Однако у Рожественского имелись обоснованные аргументы в пользу выбора именно такого времени прохода самой узкой части пролива. Надо было встретиться с главными силами противника в артиллерийском бою до появления его миноносцев. Поскольку японские миноносные силы обычно действовали в темное время суток, проходить следовало днем. Оставалась надежда и на плохую погоду, как это ранее случилось с Владивостокским отрядом крейсеров при прохождении сторожевой линии японцев.
Корабли 2-й Тихоокеанской эскадры осуществляют погрузку угля в море
Исходя из этого, можно попытаться объяснить окраску кораблей. Черный цвет корпусов для ночного прорыва (корабли эскадры Небогатова красились именно таким образом, но целиком). Окраска труб в желтый цвет, возможно, преследовала цель дать кораблям элемент быстрого опознавания в ночных условиях, примером чего может служить один из эпизодов «Гулльского инцидента»: броненосцы прекратили огонь по крейсерам только после того, как они осветили прожекторами свои трубы. Впрочем, не исключено, что это была дань традициям, что имело место на многих флотах мира. В целом, следует признать, что русские корабли виделись четче японских в условиях дымки. Однако «Дмитрий Донской» успешно скрылся от преследователей в тени острова Дажелет.
Рожественского часто упрекают в недостаточном внимании, уделенном подготовке личного состава эскадры к боевым действиям. Между тем, подготовка артиллеристов упиралась в недостаток снарядов и ограниченный ресурс стволов. При изучении документов обнаруживается большой расход снарядов как главного и среднего калибра, так и на стволиковых стрельбах. Оценить уровень подготовки машинных команд сложно. В бою их деятельность не вызвала нареканий, но какой-то особой нагрузки (дачи полного хода, исключая «Изумруд») не на их долю не выпало. Тратить уголь и ресурс механизмов, с учетом и без того измотанных экипажей кораблей, было бы не рационально.
С учетом большой строительной перегрузки много нареканий вызвало пополнение корабельных запасов накануне боя. Но это вызывалось необходимостью предусмотреть большой, причем неподдающийся учету расход их во время сражения и при весьма вероятном прорыве во Владивосток без пополнения. Мера оказалась действенной - хватило угля на «Изумруде» и «Алмазе», а крейсера Энквиста дошли аж до Манилы (учитывая увеличившийся из-за повреждений расход угля на «Олеге»).
Совершенно непонятным большинству авторов представляется нахождение при эскадре транспортов и, особенно плавучих госпиталей «Орел» и «Кострома», выдавших ее огнями. Хотя корабли шли в свой порт, но Владивосток с трудом мог обслуживать три крейсера (ремонт «Богатыря» затянулся до конца войны, подорвавшийся на мине «Громобой» разделил его участь). Прибытие, пусть и сократившейся в числе. Второй эскадры, имеющей боевые повреждения, с расстрелянным боекомплектом и ранеными, грозил ему полным параличом. Надеяться на Транссибирскую магистраль особенно не стоило - она с немалым трудом снабжала Маньчжурскую армию. В.И. Семенов в трилогии «Расплата» приводит мнение флаг-офицера штаба адмирала Рожественского лейтенанта Е.В. Свенторжецкого: "Допустим даже, что остатки эскадры доберутся до Владивостока. Что они там будут делать? Ждать очереди ввода в единственный док? А откуда возьмутся боевые и другие припасы, когда сибирская дорога «с трудом удовлетворяет нужды армии»? Где будут в то время наши транспорты и что будет делать небогатовский отряд судов "археологического состава»?». Таким образом, следовало в максимально возможной степени доставить необходимое с собой. Правда, в бою транспорта сильно стеснили действия боевых кораблей, особенно крейсеров.
Замысел Рожественского выглядит следующим: прорываться соединенными силами эскадры с возможным достижением частью кораблей Владивостока. Отрядные командиры получили следующее распоряжение: "Каждый Командующий отрядом, имея в виду, что ближайшая цель эскадры есть достижение Владивостока, должен помнить, что достижение возможно только для соединенных сил эскадры» (Сборник приказов и циркуляров по 2-й эскадре флота Тихаго океана за 1904-1905 г. Владивосток. 1905 г.) По опыту боя 28 июля заранее установили систему передачи командования: при выходе из строя флагманского корабля эскадра продолжала идти за следующим в колонне, до перехода адмирала на другой корабль, или передачи им командования. Курс на Владивосток заранее объявили приказом.
Все вышесказанное представляет собой попытку логического объяснения действий русской стороны. Вместе с тем, о нашем флоте написано достаточно много, зато о другой стороне - японцах - многие авторы знают ничтожно мало, либо совсем ничего. На русском языке выходила давно ставшая библиографической редкостью японская официальная история войны на море. Представляющие значительный интерес англоязычные описания и исторические исследования за небольшим исключением на русский язык не переводились и до сих пор недоступны подавляющему большинству отечественных читателей Между тем, англоязычная литература представляет большой интерес: моряки «Владычицы морей» многому научили сынов «Страны восходящего солнца».
Совместная русско-французско-германская демонстрация, лишившая Японию плодов победы над Китаем в войне 1894-1895 гг.. заставила заняться подготовкой к грядущему конфликту Противники, по степени вероятности столкновения, располагались в следующем порядке: Россия (наиболее реально). Франция и Германия (порознь или вместе). Особое внимание было обращено на существовавшие противоречия между Великобританией и недавно оформившимся франко-русским союзом. Поначалу вероятность выступления одной из этих сторон против Японии признавалась равновероятной.
Разработчик требований к будущему флоту и его кораблям адмирал Ямамото Гомбей исходил из следующих положений. Любая из держав должна будет направлять свои корабли на театр военных действий кратчайшим путем - то есть через Суэцкий канал, глубина которого допускала в то время проход судов с осадкой не более 27 футов (7,8 м). Вследствие этого крупнейшие из строящихся - британские броненосцы типа «Маджестик» - при водоизмещении 15.000 т через канал пройти не могли, и им пришлось бы идти вокруг Африки. Это требовало серьезной подготовки и потери времени, а вся инфраструктура на дальневосточных базах на таких «великанов» не рассчитывалась.
Адмирал Того на палубе своего флагманского броненосца «Микаса»
Руководствуясь этими положениями, приступили к выработке планов строительства флота, сбалансированного во всех составляющих: броненосцы, броненосные, бронепалубные и небронированные крейсера, истребители, миноносцы и соответствующее число вспомогательных кораблей. В течение 1896-1897 гг. Ямамото разработал план, получивший впоследствии название «Шесть плюс шесть». При его составлении учитывалось будущее развитие флота основного противника - России, в результате которого на Дальнем Востоке должны были находиться шесть эскадренных броненосцев. Для разработчиков японского плана, стремившихся к превосходству в силах в эскадренном бою. требовалось найти противовес этому, не выходя за рамки выделенных ассигнований. Поскольку строительство второй эскадры броненосцев явно исключалось, выход нашли в строительстве броненосных крейсеров. С учетом новейших технических достижений они смогли бы противостоять старым броненосцам в эскадренном бою. Таким образом, костяк японского флота должны были составить две эскадры по шесть кораблей в каждой: одна - броненосных крейсеров, другая - эскадренных броненосцев. Программа рассчитывалась на десять лет.
Совокупное водоизмещение вновь строящегося флота должно было составить 234.000 т. Осуществить их строительство в течение заданного срока посредством японской промышленности оказалось нереально. Совершенно очевидной стала опора на заказ кораблей за границей, где в итоге и построили 70% списочного состава. Единственной страной, промышленность которой могла выполнить «львиную долю» такого заказа, отвечавшей высоким техническим требованиям, являлась «мастерская мира» - Британия. Таким образом, наметилось широкое англо-японское военно-морское сотрудничество, продолжавшееся несколько десятков лет.
Вспомогательные крейсера японского Императорского флота
Японские вспомогательные крейсера и корабли второй линии
Первыми броненосцами, построенными по новой программе, стали «Сикисима» и «Хацусе». Пришедшие в Японию «Фудзи» и «Ясима» не были частью плана 1897 г., их заказывали к войне с Китаем, но не успели закончить постройкой. Базовым проектом стал «Маджестик», с некоторыми отличиями в расположении средней артиллерии и бронировании. К 1903 г., со вступлением в строй «Асахи» и «Микаса», сформировалось требуемое боевое соединение из шести практически однотипных броненосцев, с одинаковой скоростью и калибром артиллерии.
Строительство броненосных крейсеров, которые, учитывая их сильную защиту и малую дальность плавания, следовало бы считать броненосцами второго класса, производилось в течение 1896-1901 гг. Первые четыре корабля построили в Англии («Асама», «Токива», «Идзумо». «Ивате»), и по одному во Франции («Адзума») и Германии («Якумо»). Следует отметить, что, размещая свои заказы на английских верфях, японцы получали качественные единицы при затрате меньших средств, чем вероятный противник - Россия, где строительство шло медленнее и обходилось дороже.
К 1902 г. выполнение плана «Шесть плюс шесть» продвигалось чрезвычайно успешно. Япония выходила на место седьмой военно-морской державы мира. Принятие в Германии «Закона о флоте», русская «Программа для нужд Дальнего Востока», заставляли заботиться о дальнейшем увеличении своих сил. В следующем году в Парламент представляется дополнительный план, предусматривающий сначала строительство трех броненосцев и трех броненосных крейсеров, позже добавлено по одному кораблю каждого типа. Приступить к его реализации не успели, слишком быстро стали ухудшаться отношения с Россией, зато перед самым началом войны в Италии в экстренном порядке приобрели броненосные крейсера «Кассуга» и «Ниссин».
По вполне понятным причинам Япония не могла рассчитывать на создание флота, превосходящего соединенные силы возможной коалиции (Россия и Франция либо Германия). Великобритания, имевшая собственные разногласия с Россией в Средней Азии и на Дальнем Востоке, становилась наиболее предпочтительным союзником, особенно принимая во внимание ее военно-морской и военно-технический потенциал. Заключенный в 1902 г. союз предусматривал совместные действия, но только в случае вступления в войну против одной из сторон двух стран. При столкновении «один на один» соглашение в действие не вводилось. В любом случае, поддержка первой морской державы придавала разработчикам планов ведения войны в японском Главном морском штабе уверенность, что события 1895 г. не повторятся.
Проводилась работа по выработке планов совместного действия флотов в разных вариантах: англо-японский соединенный флот под единым командованием, смешанные соединения с сохранением раздельного командования. До реальных действий дело не дошло, однако практическая польза проявилась много раньше начала боев. Дело в том, что в Японии к началу 1890-х гг. кончался собственный уголь, а для производства угольных брикетов использовался привозной английский кардифф. К будущей войне удалось создать запас в 650.000 т. что признавалось недостаточным, британская помощь в размере полумиллиона тонн помогла несколько снизить напряженность топливной проблемы, которая, тем не менее, продолжала оставаться важнейшей для флота.
Разработку тактических построений флота в будущей войне возложили на Морскую Академию Генерального Штаба в Этадзима. Главные проблемы связывались с построением эскадры в боевой ордер, отражением торпедных атак, местом флагманского корабля в линии, выбором наиболее выгодного построения сил и боевого маневрирования Общепризнанный вариант боя двух колонн на параллельных курсах ставил исход столкновения в зависимость от того, у кого окажется больше пушек, либо лучше подготовка канониров. Вместе с тем. техника конца XIX в. позволяла производить сосредоточение огня, что давало возможность одной из сторон добиться решительной победы.
Учения на японских кораблях: дальномерщики и сигнальщики готовятся к грядущим сражениям
Внутренний вид учебно-артиллерийской батареи Императорского военно-морского колледжа
Первым к разработке этих вопросов приступил лейтенант-командор Ямайя Танин. Исходя из того, что японский флот будет превосходить противника в скорости, им предлагался следующий план. При сближении эскадр на дистанцию 5000 м флагман начинает поворот вправо таким образом, чтобы описывать окружность радиусом в половину этого расстояния. По выходе концевого японского корабля на траверз противника, голова его колонны оказывается под сосредоточенным огнем При попытках неприятеля изменить курс, эскадра продолжает совершать концентрическое движение, последовательно поражая своим огнем врага. Тактический порядок получил название «en senjutsu»(тактика окружности). В течение 1901 г. он интенсивно прорабатывался на штабных играх.
Идея предполагала идеальные условия боя, что послужило основанием для замены ее на более перспективную систему, разработанную «Джеком Фишером, командующим английским Флотом Канала, и опробованную на совместных со Средиземноморским маневрах в том же году. Это была ставшая широко известной впоследствии тактика «палочки над Т». Опираясь на превосходство в скорости, противника требовалось поставить в положение, при котором он поражается огнем всей колонны, не имея при этом возможности ввести в действие кормовую артиллерию. Для союзника из новинки не делали секрета: уже в 1902 г. в Академии кэптен Симамура Хейао читал лекцию по данному вопросу.
Новинка пришлась как нельзя кстати, ей присвоили обозначение «tei sempo» (тактика тей, по названию китайского иероглифа, аналога японской каны «I»). Исследования тактических построений велись под руководством лейтенанта-командера Акияма Санеюки (1868-1918). Акияма - уроженец префектуры Ехама, его старший брат дослужился до армейского генерала. Окончил морскую академию в 1890 г. Пять лет плавал штурманским офицером, впоследствии специализировался по торпедному оружию. В 1897-99 гг. в качестве наблюдателя находился в США, где изучал опыт испано-американской войны (карибский театр). Вобрал лучшее из американской тактики и стратегии, включая теорию Мэхена. Весной 1900 г. - военно-морской агент в Британии. Преподавал в Военно-морской академии с 1902 г. После войны вернулся к преподаванию в Академии. С 1908 г. по 1912 г. командовал рядом кораблей. Третий раз вернулся к преподаванию в Этадзима, будучи офицером Главного Морского штаба до 1914 г. С 1913 г. контр-адмирал, руководил одним из департаментов Военно-морского министерства. С 1914г. после поездки по Европе и Америке командует миноносной флотилией. Получив в 1917г. звание вице-адмирала, через год умер от аппендицита. Им проведен ряд штабных игр, тактика опробовалась и на маневрах флота, где получила общее одобрение. Однако оставался нерешенным вопрос о удержании приобретенного положения при энергичном маневрировании противника на курсовых углах, близких к 45-90 град.
Именно Акияма разработал новую, считавшуюся самой совершенной, систему, получившую название «тактика otsu» (по соответствующему букве «L» латинского алфавита иероглифу). Японский флот маневрировал двумя соединениями, таким образом, что когда первое строит «палочку над Т», второе занимает позицию, позволяющую держать противника под перекрестным огнем, не позволяя ему уйти. При маневрировании соединения меняются местами, постоянно удерживая неприятеля в клещах, взаимное расположение при этом напоминает букву «L». Пройдя проверку в военно-морских играх и на учениях флота, эта тактика была включена в планы будущей войны.
Осенью 1903 г., когда война с Россией стала неизбежной, началась реорганизация японского флота, завершившаяся 28 декабря того же года формированием вместо Постоянного флота - Объединенного. В новое соединение входили Первый флот (шесть современных броненосцев и четыре бронепалубных крейсера), Второй флот (шесть броненосных крейсеров и четыре малых) и Третий флот, представлявший собой собрание прочих кораблей разных классов, включая и вспомогательные суда.
На должность командующего Ямамото Гомбей представил начальника военно-морской базы Майдзуру адмирала Того Хейхатиро. Это назначение поначалу не встретило особого энтузиазма. Того считали скорее практиком, нежели стратегическим гением. Предлагались кандидатуры адмиралов Хидака Сонио (имевший прозвище «moshu» - свирепый) и Сибаяма Яхачи (по прозвищу «yushu» - дерзкий) Вместе с тем, Того имел репутацию удачливого адмирала, способного при любых обстоятельствах принять нужное решение в нужное время. Причина выбора именно его для назначения на этот пост заинтересовала даже императора Мейдзи, получившего от Ямамото на свой вопрос такой ответ: «Потому что Того везучий». Однако Того не был просто «везунчиком... Его военно-морская карьера началась еще во времена Реставрации Мейдзи, потом он стажировался в Английском флоте и имел большой практический опыт, принимал участие в японо-китайской войне. Главными чертами его характера были осторожность и решительность. Биография Того, написанная Жоржем Блоном и переведенная на многие языки, недавно вышла и на русском в серии «Тайны тысячелетий».
Военно-морской министр адмирал барон Ямамото
Вице-министр морского министерства вице-адмирал Саито
Пост командующего Объединенным флотом совмещался с должностью командующего Первым флотом (броненосцы). Отдельными соединениями командовали опытные боевые адмиралы. Их биографии почти никогда не упоминались в нашей литературе. Крейсерами Первого флота - контр-адмирал Дева Сигето, (1855-1930), начавший службу в Императорском флоте в 1872 г., командовавший рядом кораблей, а впоследствии служивший в Морском министерстве. В период войны с Китаем он был командиром флагманского корабля адмирала Ито Юко «Мацусима» в битве при Ялу. После войны занимал ряд постов в министерстве, а в 1900 г. командовал Постоянным флотом. После этого в течение 1902-1903 гг. заведовал одним из департаментов Морского министерства, совмещая это с должностью заместителя начальника Генерального Морского штаба. В годы войны последовательно командовал Первым, Четвертым и Вторым флотами, последним при Цусиме, в звании вице-адмирала. Дальнейшая карьера, после занятия ряда высоких постов, привела к званию полного адмирала в 1920 г.
Адмирал виконт Ито, начальник Морского Генерального штаба
Командующий Вторым флотом вице-адмирал Камимура
Второй флот ходил под флагом вице-адмирал Камимура Гокинойо (1849-1916), пользовавшегося репутацией сильного, дерзкого и упрямого командира. Уроженец провинции Сацума, поступил на флот в 1871 г. и последующие двадцать лет не покидал палуб кораблей. Он был капитаном крейсера «Акицусима» в войне 1894-95 гг. В дальнейшем занимал посты заведующего одним из отделов Морского министерства (1900), заместителя начальника штаба (1902), командующего Резервным флотом (1903). После окончания боевых действий стал начальником военно-морской базы Йокосука, в 1907 г. возведен в баронское достоинство, и в 1909-1910 гг. получил под управление Первый флот, в звании полного адмирала (1910).
Его младшими флагманами были контр-адмиралы Мису Сотаро (1855-1921) и Уриу Сотокичи (1858-1937). Первый на раннем этапе своей карьеры командовал несколькими кораблями, был начальником Морской Академии, в 1903 г. командовал Вторым флотом и Первым в 1905 г. В послевоенное время он стал начальником военно-морской базы Порт-Артур и заместителем Начальника Морского Генерального штаба. Оставил службу в баронском достоинстве и звании адмирала (1913). Уриу проходил стажировку в 1875-81 гг. в Военно-морской академии США в Аннаполисе. Проведя следующие десять лет на кораблях, он получил назначение военно-морским атташе в Париже (1891-96). Дальнейшая карьера: Генеральный штаб и Второй флот (1903). В послевоенное время командовал рядом баз, стал бароном и полным адмиралом (1913). До своей кончины являлся членом Палаты Старейшин.
Штабные офицеры Объединенного флота соответствовали его командирам по уровню своей квалификации. Начальником штаба назначили кэптена Симамура Хаяо, одного из передовых офицеров-тактиков, старшим штабным офицером кэптена Арима Рокитсу, обладавшего большим объемом знаний о русском флоте и его главной базе Порт-Артуре. Ответственным за оперативное планирование стал Акияма Санеюки. Все эти офицеры обучались в Военно-морской академии и находились под воздействием идей и концепций Акияма. Единство взглядов позволяло уверенно и энергично разрабатывать планы грядущей войны.
9 января 1904 г. завершилась разработка «Rengo kantai sensaku» (боевого плана Объединенного флота), доведенного до сведения всех его частей. Подписанный Того, он назначал каждому соединению его задачи, структуру, действия и сферу ответственности. Первый и Второй флоты должны были уничтожить русские броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера. Остальные соединения - истребить поврежденные либо оторвавшиеся суда и содействовать действиям главных сил. Завершить все предполагалось торпедными атаками миноносных сил. Вопрос о выборе варианта тактического маневрирования решался двояко: Первый флот стремится к «палочке над Т», Второй способствует ему, а при наличии выгодной ситуации переходит к «L». Именно такой сценарий и имели главные морские битвы будущей войны.
С декабря 1904 г. начинается подготовка к генеральному сражению, долженствующему решить исход войны. Проходит совещание между командующим Объединенным флотом Того, начальником Морского штаба Ито и Морским министром Ямамото. На основании его решений работы по ремонту кораблей носят круглосуточный характер, устанавливается система наблюдения на дальних и ближних подступах к Японии, в проливах Цусимском, Цугару и Лаперуза располагаются крейсерские патрули.
Базой флота Того избрал бухту Чинхае (Мозампо), на южной оконечности Корейского полуострова. Из этой точки, при скорости 15 узл, японцы достигали Владивостока за 37 ч. Русским требовалось - от Сангарского (Цугару) пролива при 10-узловом ходе 43 ч, Лаперуза - 54 ч (расстояния: Корейский пролив - 550, Сангарский - 430, Лаперузов - 540 миль). Именно там Объединенный флот отрабатывает подготовку отдельных кораблей, соединений,отрядов и совместные действия всех сил. Ежедневно, при любых погодных условиях, один-два корабля проводили артиллерийское учение. С апреля 1905 г. началась отработка часовой готовности к выходу в море и получасовой на построение в боевой порядок.
По-прежнему основным руководством к действию служил план 1904 г., но требовалось учесть итоги прошедших боев, особенно боя в Желтом море, где японцам не удалось добиться окончательной победы. Мнение Того о «палочке над «Т» было следующим: «Я опасаюсь, что «тактика «Т» даст противнику возможность ускользнуть». Действительно, в первой фазе боя 28 июля эскадры разошлись на контркурсах именно из-за неудачной попытки введения в действие Боевого плана Объединенного флота.
Новый план, разработанный произведенным в коммодоры Акияма, предусматривал разгром противника в двухдневном бою. Первый этап предполагал атаковать русскую эскадру миноносцами под покровом ночной темноты, еще до входа в пролив.
Днем, при прохождении пролива, происходит бой главных сил. завершаемый новым циклом ночных атак. Последняя фаза - добивание остатков вражеского флота на пути во Владивосток, подходы к которому предполагалось заминировать.
Новым планом, датированным 10 мая 1904 г., предусматривалось использование тактик «Т» и «L» как основы действий, но вместе с тем особое внимание уделялось бою на параллельных курсах. Первый отряд должен оказывать давление на голову соединения противника, добиваясь его отклонения с курса и продолжая сражение на параллельных курсах. Второй отряд формирует «букву «L» по обстоятельствам, действуя над хвостом вражеской колонны, сообразуясь с общими принципами выбранной тактики.
Таким образом, перед Объединенным флотом стояли следующие задачи. Первый отряд (броненосцы) атакует главные силы Рожественского, Второй, Третий и Четвертый отряды действуют против старых броненосцев и крейсеров, стремясь нанести им максимальные повреждения и разрушить строй русской эскадры. После захода солнца проводятся торпедные атаки. В начале сражения предусматривалось использование с быстроходных истребителей связок плавучих мин, для атаки головы русской колонны.
17 апреля Того выпускает приказ по флоту, составленный опять-таки Акияма. В нем разъясняются положения плана боя, предполагается, что противник в своих действиях будет пассивен, следовательно японская сторона должна проявлять инициативу в сражении.
Главным вопросом оставался путь 2-й Тихоокеанской эскадры к Владивостоку. Выбранная позиция, как уже говорилось выше, позволяла своевременно реагировать на возможное продвижение противника в любом из трех проливов (вариант с расположением эскадры в Желтом море по вполне понятным причинам был нереален, хотя и рассматривался). Морской генеральный штаб опасался возможного движения русских вокруг Японии, на что Того реагировал телеграммой от 24 мая, в которой сообщал, что будет ожидать противника в Корейском проливе несколько дней, после чего отправится к Сангарскому проливу. Сомнения разрешились через три дня.
Повреждения захваченного японцами броненосца «Орел»
Страшные следы битвы. Повреждения захваченного японцами броненосца «Орел»
Ход Цусимского сражения требует отдельного исследования, однако хотелось бы остановиться на ряде странных обстоятельств. В течение первых трех фаз боя русская эскадра довольно уверенно поддерживает строй и выбранную эскадренную скорость, разрывы от вышедших из строя кораблей не образуются, поврежденные корабли принимаются в колонну («Александр III»), оказывается помощь крейсерскому отряду. Бой крейсеров выигрывался русскими до подхода главных сил японского флота, привлеченных своими крейсерами на подмогу. При такой картине по меньшей мере странно выглядят утверждения о расстройстве управления эскадрой: все идет согласно приказов и нет необходимости вмешиваться. Того в ходе сражения так же не сделал особенно много распоряжений по Объединенному флоту.
Японский флот, действуя в целом верно, тем не менее, придерживается шаблонных приемов: «фирменный» разворот Того при начале сражения (аналогичное действие имело место при Ялу), труднообъяснимый отворот на север в конце первой фазы, начатый до (!) поворота «Александра III», которым пытаются его оправдать. Между тем, следствием его стала потеря огневого и визуального контакта между главными силами сторон в тот момент, когда японцам удалось движением на параллельном курсе добиться отворота русской эскадры с генерального курса (реализуются цели, заложенные в боевом плане). Возможно, это была нескоординированная попытка построения «L».
Раздельное маневрирование японских отрядов тоже не лишено недостатков. Броненосные крейсера, оторвавшись от главных сил в конце первой фазы, идя на соединение с ними, во второй - оказались между своими броненосцами и противником, правда на короткое время. Несколько позже им удается воплотить план боя в жизнь и построить вожделенное «L» над хвостом русской колонны, что не оказало, впрочем, особого влияния на развитие событий. Магическая «палочка над «Т» за время дневного боя не возникает вообще ни разу(!).
Адмирал Небогатов, принимая командование вечером 14 мая, совершает ряд ошибок, приводящих эскадру к окончательному краху. Увеличенная до 11 узл. скорость головных кораблей вызвала разрыв колонны. Второй Броненосный отряд бросается на произвол судьбы, не делается попыток соединиться с Крейсерским отрядом. Итог закономерен - к утру 15 мая остается едва четверть эскадры. Последующие события слишком хорошо известны.