3. Достройка и вступление в строй

Первой работой, произведенной после спуска, стала установка на место броневых листов карапасной палубы. За зиму с 1891 на 1892 г. в корпус установили некоторые детали механизмов.

12 февраля 1892 года Морское министерство с Обществом заключило третий контракт. На этот раз на изготовление всех вспомогательных механизмов. Теперь оно несло ответственность за строительство почти всего корабля, исключая выделку брони, изготовление артиллерии, минного вооружения, дельных вещей и части снаряжения.

22 февраля последовал новый договор. На этот раз ГУКиС заключил контракт на сумму 62965 рублей с Обществом Путиловских заводов на поставку "спусковых" (торпедных) аппаратов. Всего для "Навари-на" их следовало изготовить семь и установить на корабль к 1 февраля 1893 года.

Весной 1892 г. от корпуса отняли спусковые полозья. Вступление в строй осенью того же года из-за различных задержек становилось нереальным. В 1892 году были изготовлены только орудия (на Обуховском заводе) и минное вооружение с электрооборудованием (на Путиловском). Ижорский завод срывал поставку брони, а готовность механизмов к концу года в лучшем случае составила бы 90%. Башни и орудийные станки Металлический завод мог изготовить только к лету следующего года. По этим причинам сдачу корабля в состав флота перенесли на июль 1893 года.

К назначенному сроку сдачи броненосца основные работы в основном завершили, хотя механизмы установили в августе, за что с Общества удержали штрафную сумму 76420 рублей. Тогда же окончили изготовление всех плит на Ижорском заводе. Много времени отняла перепланировка внутренних помещений.

В сентябре по плану Франко-Русского завода намечался переход "Наварина" в Кронштадт для достройки. Но погода осуществить переход не позволила. Из-за резко переменившегося ветра вода в Неве спала, что осенью является большой редкостью, и только 5 октября корабль начал свою первую кампанию стоя у достроечной стенки. В Кронштадт броненосец, не имея на борту никаких запасов, с дифферентом на корму 1,3 м (осадка носом составила 5,5 м, кормой 7,2 м) смог уйти только спустя десять дней.

Там командира корабля уже дожидалась срочная телеграмма управляющего Морским министерством, в которой говорилось, что "броненосцу "Наварин" без потери времени приступить к проведению испытаний". Огромная чиновничья машина срабатывала именно так, как ей и полагалось. Вместо того чтобы вникать и насущные проблемы, раздутый до невероятных размеров штат министерства отбивал скрупулезнейшим образом бесконечное множество телеграмм, посылая их в Кронштадт кораблю, еще стоящему в Петербурге. Видимость энергичной деятельности была налицо.

Получив данную директиву, новый командир "Наварина" капитан 1 ранга П. Безобразов и подчиненные ему 382 моряка от 9-го флотского экипажа автоматически становились виновниками всех непредвиденных обстоятельств и просчетов, если таковые случатся на достраивающемся корабле. Все телеграфные указания из Петербурга слишком далеки были от жизни, и испытания "Наварина", конечно же, не состоялись.

Эскадренный броненосец "Наварин" (Конструктивный чертеж дымовой трубы)

В Кронштадте в первые дни стоянки на корабль по указанию главного командира порта прибыл специалист по весьма капризной механической системе — гидравлической — инженер-механик К. Костомаров. В октябре Общество изготовило боевую мачту и произвело гидравлическое испытание котлов. Зимой с 1893 на 1894 гг. броненосец все же подготовили к испытаниям, и в апреле "Наварин" стал флагманом в отряде испытуемых кораблей, в который помимо него вошли броненосцы "Гангут" и "Адмирал Ушаков", броненосный крейсер "Рюрик" и минные крейсера "Всадник" и "Гайдамак". Командовал отрядом контр-адмирал С.О.Макаров.

Согласно составленной им программе, все корабли отряда испытывали весьма интенсивно, выполняя параллельно и множество боевых упражнений. Так, например, при испытании артиллерии проводилось четыре вида стрельб: на скорость, точность попадания, определение максимальных углов обстрела и ночные стрельбы с освещением цели прожекторами.

Ходовые испытания проводились на полном ходу, экономическом (с половинным числом действующих котлов), управляли кораблем только при помощи винтов, а также определяли диаметр циркуляции. Особое внимание С.О. Макаров уделял проверке водоотливных систем и герметичности водонепроницаемых переборок.

14 июня 1894 г. машины "Наварина" прошли швартовые испытания, и 27 июня броненосец начал свою вторую кампанию. Через два дня прошли и испытания машин на ходу. Оказалось, что недостаточная паропроизводительность котлов так и не позволила достичь проектных 9000 л/с. Следовало усилить тягу. Общесво предложило МТК два варианта: увеличить высоту труб (на 10 м !!!) или же установить 10 дополнительных вентиляторов. В конечном итоге остановились на втором варианте, планируя завершить все работы к будущей кампании.

Одновременно с испытаниями установили и часть брони, а доставленные из Франции с завода Сен-Шамона четыре башенные плиты с прорезями для амбразур в конце кампании прикрепили на деревянную подкладку к каркасам башен.

В действительности Общество Франко-Русских заводов все работы выполнило только в ноябре 1894 г., то есть с задержкой на 18 месяцев, хотя на "Наварине" к тому времени еще не была установлена часть артиллерии. Но за свои просчеты Морское министерство ответственности не несло.

В конце лета 1895 г. для испытания достраивающихся кораблей: броненосца "Наварин", броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков", броненосного крейсера "Рюрик" и миноносцев № 119 и № 120 под председательством контр-адмирала Б.К. Де-Ливрона (незадолго до этого он успел побыть в должности командира "Наварина") образовали специальную комиссию. Флагманом вновь образованного отряда стал "Адмирал Ушаков". На нем адмирал 15 августа и поднял свой флаг. Около месяца спустя, 12 сентября начал кампанию и "Наварин". В основном испытывали только главные и вспомогательные механизмы, так как артиллерию на корабле установили только летом и она имела множество недоделок.

23 сентября "Наварин" вышел на заводскую пробу машин и определение девиации. Машины в основном обслуживали заводские рабочие. Они сумели довести давление пара до 130 фунтов, и машины развили по 90 оборотов. Но, несмотря на то что машины "работали плавно и не грелись", броненосец развил скорость чуть более 15 узлов.

Следующий выход в море состоялся 29 сентября. Совместно с представителями Франко-Русского завода провели шестичасовые испытания. Имея водоизмещение 10107 тонн, броненосец развил скорость 16,3 узла. Перегрузка при этом составила 631,4 тонн или 6,6 % от проектного (9437т) водоизмещения. При более точных расчетах перегрузка корпуса определялась в 274 т, механизмов 308 т, брони 12 т, артиллерии 30 т и снабжения 7 т. 10 ноября прошли официальные испытания. На этот раз при мощности 9194 л.с. (давление 135 фунтов и 94 оборота винта) среднюю скорость на пробе развили только 15,85 узла (правда, на одном из пробегов достигли 16,14 узлов).

Эскадренный броненосец "Наварин". (Продольный разрез кормовой башни, снарядного и зарядного погребов)

Комиссия под председательством главного инспектора по механической части инженер-механика Н.Г. Нозикова засвидетельствовала, что "пар держался легко, и механизм действовал с постоянным числом оборотов, весьма спокойно и без разогревания".

Испытания окончились, и "Наварин" ушел в Ревель. Там предстояло начать испытание торпедных аппаратов. Произведя несколько выстрелов из каждого аппарата, броненосец вернулся в Кронштадт, и 14 декабря на нем спустили вымпел. Трехмесячная кампания окончилась.

Тактико-технические данные броненосцев, спущенных на воду в период с 1887 по 1896 гг.

Тактико-технические данные

"Трафальгар" (Англия, 1887)

"Наварин" (Россия, 1891)

"Роял Соверен" (Англия, 1891)

" Кайзер Фридрих III" (Германия, 1896)

Длина между перпендикулярами (м)

105,2

105,9

1 15,8

115

Ширина наибольшая (м)

22,2

20,4

22,86

20,3

Углубление на ровный киль (м)

8,38

7,62

8,4

7,87

Водоизмещение (т)

1 1 940

9476

14500

11152

Коэффициент полноты водоизмещения

0,572

0,58

.

.

Отношение длины к ширине

.

5,04

.

.

Отношение ширины к осадке

.

2,56

.

.

Длина пояса по ватерлинии (м)

70,1

69,5

74,5

92

Высота пояса по ватерлинии (м)

1,68

2,13

2,59

.

Толщина пояса по ватерлинии (мы)

508,406

406,356,305

457,406,356

230,218

Толщина траверзов (мм)

406,356

305

406,356

.

Толщина брони нижнего каземата (мм)

406

305

50,8, 152

102, 152

Толщина траверзов нижнего каземата (мм)

406

305,254

102

.

Толщина брони верхнего каземата (мм)

127

127

.

102,152

Толщина траверзов верхнего

.

.

.

.

каземата (мм)

127

127

.

.

Толщина брони башен /барбета (мм)

457

305

431,406

235

Толщина палубной брони (мм)

.

.

.

.

в середине

114

50,8, 64

.

64

в оконечностях

76,2

76,2

64

76

Толщина брони боевой рубки (мм)

356

254

356

235

Артиллерийское вооружение:

.

.

.

.

число башен (барбетов)(шт)

2

2

(2)

2

число - калибр (в мм)/длина ствола (в калибрах)башенных орудий

4 - 343/30

4 - 305/35

4 - 343/30

4 - 240/40

(число снарядов на один ствол)

.

(80)

.

.

Высота осей башенных орудий над ватерлинией (м)

.

5,33

.

.

число - калибр орудий (мм) в казематах

6 120

8 152

10 152

18 150

(число снарядов на один ствол)

.

(125)

.

.

Число малокалиберных орудий (шт)

.

.

.

.

на корабле

19

18

16

12

на марсах

4

12

8

8 пул.

Число и тип механизмов

2 тройн.

2 тройн.

2 тройн.

2 тройн.

Число котлов

6

12

8

12

Проектная мощность (л. с.)

8000/12000

9000

9000/13000

13000

Фактическая мощность (л. с.)

12818

9194

.

13500

Фактическая скорость (узлов)

17,2

15,85

17

18

Нормальный запас угля (т)

900

700

900

650

После испытаний на корабль прибыли рабочие Франко-Русского завода, и достройку продолжили. Работа кипела на всех палубах. Чуть позже "Наварин" поставили в большой Константиновский док и начали окраску днища.

В доке по соседству с громадой его корпуса стояли кажущиеся такими маленькими даже со своими рангоутами броненосец береговой обороны "Адмирал Лазарев" и оставшийся в России на зиму корвет "Минеаполис"— корабль дружественной страны — из далеких Северо-Американских Соединенных штатов. В доке на мостике перед легкой сигнальной мачтой установили штурманскую рубку (ее металлический каркас обшили однодюймовыми стальными листами).

Зимой с 1895 на 1896 гг. на корабле установили броню боевой рубки (сам каркас рубки собрали лишь в ноябре уже во время испытаний), выстрелы и такелаж для противоторпедных сетей, площадки под прожекторы и броневые плиты на каркасы башен. Новшеством на флоте стала установленная на броненосце система управления артиллерией при помощи боевых указателей, спроектированных лейтенантом Степановым. В феврале с корабля сняли четыре 37-мм орудия Готчкисса, а с палубных тумб два десантных орудия Барановского, заменив их шестью 47-мм одноствольными.

Перед началом кампании Металлический завод сдал "в казну" артиллерию, а Кронштадтским порт установил снятые на зиму шесты и полотнища противоторпедных сетей. Одновременно на корабль поставили появившийся на флоте указатель положения руля системы лейтенанта Колбасьева, две электрические лебедки и электрические фонари для сигнализации системы подполковника Табулевича.

Новый броненосец, несомненно, являлся сильнейшим кораблем Российского императорского флота. Но следут учитывать, что от начала проектирования до его вступления в строй прошло семь лет. За это время "Наварил" и его прототип броненосец "Нил" (находившийся в составе английского флота также семь лет) стали устаревшими типами.

В Англии к тому времени н состав флота пошли восемь новейших кораблей типа "Роял Соверен", а со стапелей уже начали сходить первые из девяти подобных им броненосцев типа "Маджестик". Кроме того, на британских верфях приступили к постройке другой серии из шести кораблей типа Канопус. В Германии также приступили к строительству новой серии из пяти линейных кораблей, головным из которых стал "Кайзер Фридрих III".

Все новые броненосцы имели более высокие борта и большее число орудий среднего калибра, что давало им несравнимо преимущество в артиллерийском поединке.

Начав строительство "Наварина" на Балтике и близкого ему по типу "Три Святителя" на Черном море, в России также отошли от концепции низкобортных башенных броненосцев. В 1895 г., когда "Наварин" вступал в строй, на воду уже сошли "Сисой Великий", "Петропавловск" и "Полтава"— представители другого типа высокобортных кораблей с новыми более мощными 305-мм 40-калиберными орудиями, установленными в башнях, с центром тяжести, проходящим через ось ее вращения.

Hosted by uCoz