Пятитрубные эсминцы
Томаш Валчик

(«Okrety Wojenne» №18)

Морская история знает множество самых необычных кораблей различных эпох, запомнившихся современникам какими-либо особенными чертами. Стремительное развитие технического прогресса также вызвало появление ряда оригинальных конструкций на переломе ХIХ и ХХ веков. Важнейшими требованиями к боевым кораблям становились мощное бронирование, сильная артиллерия и высокая скорость. Для достижения последней потребовалось значительное увеличение мощности механизмов, что в свою очередь потребовало установки большего количества котлов, а следовательно и большего количества дымоходов для отвода продуктов горения. И, таким образом в ряде флотов появились не только трех или четырех, но и пяти, и даже шеститрубные корабли. Лидером в такой многотрубности безусловно являлась Франция (броненосцы типов «Republique» и «Danton», броненосные крейсера типов «Jeanne d’Arc» и «Waldeck Rousseau»), затем можно отметить Италию(броненосцы типа «Italia») и, наконец, Россию(знаменитый крейсер «Аскольд»). Как видим практически все упомянутые многотрубники относились к классу линкоров и крейсеров. Однако таковой оказалась и серия из четырех эскадренных миноносцев типа «Aetos».

Аргентинский заказ

Для того, чтобы начать рассказ об этих кораблях, отправимся в начало нашего столетия, когда Аргентина и Чили, подписав в мае 1904 года трактат о прекращении финансирования всех вооружений остановили затянувшееся соперничество на море. Главную силу аргентинского флота на тот момент составляли четыре броненосных крейсера типа «Garibaldi»(в постройке находились еще два таких корабля, но после подписания аргентино-чилийского договора их выставили на продажу(в дальнейшем они стали японскими «Kasuga» и «Nisshin»), а Чили отказалась от заказанных в Англии двух броненосцев типа «Constitucion»). Однако, спустя всего несколько лет, гонка вооружений в Южной Америке развернулась с новой силой. На этот раз ее инициировала Бразилия, заказавшая два линкора(дредноута)типа «Minas Gerais». Аргентина, (а вслед за ней и Чили) была вынуждена принять вызов и в 1907 году огласила программу строительства флота из трех линкоров(дредноутов), 9 эсминцев, 21 миноносца, нескольких канонерских лодок и вспомогательных судов. Увы, финансовые трудности позволили заказать только два линейных корабля («Moreno» и «Rivadavia»), а вместо упомянутых эсминцев и миноносцев заказать в 1910 году только 12 эскадренных миноносцев. Аргентина, практически лишенная собственного кораблестроения, вынуждена была строить свой флот за границей, выдавая заказы различным верфям и фирмам ( в случае с линкорами типа «Rivadavia» объявлялся двухэтапный международный конкурс). Заказ двенадцати эсминцев не стал исключением - его разместили на четырех верфях в трех странах. В общем-то это был дальновидный шаг, так как Европа уже тогда стояла на пороге большой войны и у аргентинцев, в случае неблагоприятного развития событий, оставалась надежда получить хотя бы часть кораблей. Итак, четыре эсминца строились в Германии: на верфи Круппа («Catamarca» и «Jujuy») и верфи «Шихау» («La Plata» и «Cordoba»), следующие четыре – во Франции на верфи «Шантье де Бретань» в Нанте («Mendoza», «Salta», «San Juan» и «La Rioja»), и, наконец, еще четыре «героя» нашей статьи на британской верфи «Кемел Лэйрд» в Биркенхеде («San Luis», «Santa Fe» «Tucuman» и «Santiago»). Однако судьба распорядилась так, что из двенадцати аргентинских «провинций» только германская четверка оказалась в руках страны-заказчика (это интересная, но совсем другая история). Последовал еще один «немецкий» заказ, но и он также никогда не попал в Аргентину.

Описание конструкции и постройка

Причиной выбора верфи «Кемел Лэйрд» для постройки четырех эскадренных миноносцев типа «San Luis» стала вероятно информация о строительстве фирмой для британского флота большого и быстроходного лидера эсминцев «Swift». Одним из важнейших пунктов контракта, заключенного аргентинской стороной, являлась оговариваемая скорость – не менее 35 узлов. Для ее достижения на кораблях устанавливалось по пять котлов Уайт-Фостер (стандартные британские эсминцы имели по три-четыре котла) со смешанным (уголь и нефть) отоплением. Пар подавался в две паровые турбины Парсонс-Кертис, вращавшие два гребных винта. Проектная мощность механизмов 20000 л.с. Именно механическая установка и повлияла на необычный многотрубный силуэт эсминцев. 89,2-метровый корпус имел традиционные британские черты, с коротким и высоким полубаком, прямым форштевнем и округлой кормой. У среза полубака – небольшая рубка с мостиком. В средней части кораблей пять дымовых труб, расположенных в трех группах: за полубаком две, близко друг к другу, далее в корму – одна, ближе к носовой группе, и, наконец, еще кормовее вторая пара. Все дымоходы одинаковой высоты, чуть откинуты назад. В корме оборудовалась небольшая надстройка. Силуэт завершали две мачты-однодеревки: фок – за носовой надстройкой на полубаке, грот – на кормовой.

Эскадренные миноносцы типа «San Luis» несли четыре 102-мм орудия закупленных у американской компании «Бетлехем Стил Ко», и четыре однотрубных 533-мм торпедных аппарата ( с четырьмя запасными торпедами в специальных пеналах). Орудия ГК имели запас в 250 снарядов и монтировались: одно на полубаке, второе между третьей и четвертой дымовыми трубами и два перед и за кормовой надстройкой. Торпедные аппараты располагались по паре на каждый борт: первая пара левее и правее второй и третьей дымовых труб, вторая пара далее в корму за пятым дымоходом. Экипаж 110 человек.

Постройка всех четырех кораблей велась быстро: заложенные в 1910 году, они были спущены на воду в феврале – июле 1911-го и, спустя несколько месяцев предъявлены на испытания. Увы, аргентинцев ждало разочарование: лучшее, что удалось выжать из машин эсминцев – 19750 л.с. и скорость 32 узла. И это из значительно облегченных кораблей! Стало ясно, что при полной нагрузке эти показатели окажутся еще ниже. Исходя из этого Аргентина отказалась принять эсминцы (то же самое произошло и с «французским» заказом). Однако долго искать нового владельца четырех эскадренных миноносцев типа «San Luis» британской стороне не пришлось. Вместо монотонной службы в Южном полушарии корабли ждала настоящая боевая карьера.


Эскадренный миноносец "Аэтос"

Эскадренный миноносец "Аэтос"

Водоизмещение нормальное 980 т, полное 1175 т. Длина наибольшая 87,1 м; ширина 8,4 м; осадка 3,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22000 л.с., скорость 32,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата.

[Моделист-Конструктор 10-2000]


Служба в 1912 – 1924 гг.

12 марта 1912 года Болгария и Сербия заключили Балканский Союз, к которому вскоре присоединились Черногория и Греция. Союз имел целью окончательного вытеснения Турции из Европы и возвращения исконных земель балканским народам. Назревало открытое вооруженное противостояние, но из упомянутых выше государств, реальным флотом обладала лишь Греция, однако и ее морские силы не имели явного перевеса над турками. Страна срочно искала возможности приобретения новых кораблей. В июле 1912 года удалось купить в Германии два эсминца V-5 и V-6, вошедшие в состав греческого флота как «Keravnos» и «Nea Genea», а чуть позже в Англии и четверку типа «San Luis». Соглашение о покупке с фирмой «Кемел Лэйрд» было достигнуто 12 сентября. За каждый корабль верфь запросила по 148000 фнт.ст. Официально, греческой стороной эскадренные миноносцы, названные «Aetos» (ех. «San Luis»), «Ierax» (ех. «Santa Fe»), «Panthir» (ех. «Santiago») и «Leon» (ех. «Tucuman») были приняты 19 сентября и буквально в экстренном порядке отправлены к новому месту службы*. [* - По другим данным приняты 2 октября, 4-го ушли с верфи и прибыли в Пирей 22 октября.] Во время перехода выяснилось, что максимальная скорость полностью оснащенных эсминцев оказалась равной только 30 узлам.

8 октября Черногория начала боевые действия против Турции – началась Первая Балканская война. Греция вступила в нее 17 октября. Первым из четверки бывших «аргентинцев» принял участие в боевых операциях «Ierax», который 20 ноября с четырьмя эсминцами и флотилией миноносцев эскортировал броненосный крейсер «Georgios Averoff» и три броненосца береговой обороны типа «Spetsai» во время высадки десанта на о.Митилена. Четырьмя днями позже последовала такая же операция на о.Хиос. А в декабре военная ситуация для Греции осложнилась – она осталась один на один с Турцией, так как другие члены Союза заключили с последней перемирие. В декабре же греки привели в боевую готовность и три остальных эсминца типа «Aetos». Хотя говорить о полной их готовности можно было с некоторой долей условности, так как на кораблях отсутствовала главная наступательная сила – торпеды. Поэтому новейшие эсминцы пришлось использовать лишь в качестве дозорных судов. Тем не менее всю четверку включили в состав эскадры контр-адмирала Кондуриотиса, которая 16 декабря приняла бой с турками у входа в Дарданеллы(у мыса Хелли) – греки считали, что одержали в нем победу. Эсминцы в баталии не участвовали и около полудня лишь отогнали в пролив три турецких миноносца. После этой стычки корабли подверглись критике за пассивность, но можно ли было ожидать от них торпедной атаки по турецким броненосцам, если они торпед не имели! 18 января 1913 года эскадренные миноносцы участвовали еще в одном бою. В тот день «Leon» вместе с «Aspsis» нес дозор у входа в Дарданеллы, когда неожиданно показались неприятельские корабли. Оба эсминца отошли к Лемносу на соединение со своими главными силами: «Averoff», три броненосца и несколько эсминцев, в том числе «Ierax» и «Aetos». Миноносцы заняли место справа от строя греческой эскадры, за линией своих кораблей и вновь не обменялись с противником ни одним выстрелом.

В дальнейшем, до окончания боевых действий (15 апреля 1913 г.) «Aetos’ы» не принимали участия в каких-либо значительных операциях и лишь несли патрулирование в Эгейском море.

Следующей вехой в жизни этих кораблей стала интервенция стран Антанты в Греции в сентябре 1916 года. Поводом для нее стала неустойчивая позиция Греции с началом Первой Мировой войны(король Греции Константин придерживался прогерманских настроений). До этого момента страна занимала нейтралитет. В карьере эсминцев в этот период произошел ряд изменений – на них за кормовым дымоходом установили 57-мм зенитное орудие и два прожектора. С тем же периодом связана и информация о модернизации «Leon», в результате которой эсминец стал трехтрубным (объединили 1-2 и 4-5 дымовые трубы).

Интервенция Антанты привела в декабре 1916 года к захвату греческих кораблей флотами союзников. На «Aetos», «Ierax» и «Leon» взвились французские флаги. Избежал плена только «Panthir», находившийся в тот момент в ремонте. В составе французского флота тройка «Aetos’ов» несла патрульную и конвойную службу в Средиземном море. Обратно под греческий штандарт они вернулись только после войны. Но в 1920 году корабли вновь участвовали в военных действиях против Турции(при поддержке Антанты).

Начатое наступление сухопутных войск было поддержано флотом. 8 июля 1921 года эсминцы типа «Aetos» вместе с двумя крейсерами, двумя броненосцами и девятью миноносцами вошли в Черное море. Перед кораблями стояла задача по обстрелу прибрежных районов Турции и поддержке диверсионных отрядов состоящих из греков, проживающих в тех местах. Однако поражение армии под Думлумпинаром (26 августа 1922 года) привело к отступлению остатков сухопутных частей и уходу этнических греков. В сентябре 1922 г. весь греческий флот, в том числе и эсминцы типа «Aetros», участвовал в эвакуации Смирны и полуострова Атраки. По окончании конфликта всем четырем порядком уже изношенным кораблям требовался значительный ремонт и модернизация.

Модернизация 1924 – 1925 гг.

Капитальный ремонт и модернизация греческих эскадренных миноносцев были выполнены на британской верфи «Сэмюэль Уайт»(Коуз о.Уайт) Фирма охотно взялась за работу, так как с окончанием Мировой войны новые заказы практически отсутствовали. На четверке «Aetos’ов» установили новые машины и четыре котла на нефтяном отоплении (типа «Уайт»). Это радикально изменило их силуэт – вместо оригинальных 5-ти, на кораблях остались две слегка откинутых назад дымовых трубы, при чем передняя значительно выше второй. Прежний мостик заменили новым, большим, оборудованным на носовой надстройке, которую в свою очередь удлинили в нос и, стоящее ранее перед кормовой надстройкой 102-мм орудие перенесли линейно-возвышенно на этот «пристрой». Носовое и кормовое орудия остались на прежних местах, а четвертое установили на небольшом банкете между дымовыми трубами. Прежние четыре однотрубных торпедных аппарата демонтировали, а вместо них установили в диаметральной плоскости за дымоходами два трехтрубных 533-мм. Кормовой торпедный аппарат – на месте стоявшего ранее орудия ГК №3. Теперь корабли могли использовать все торпедное оружие на любой борт(до этого они могли дать только двухторпедный залп). Между аппаратами оборудовали небольшую надстройку, на которой разместили два 40-мм зенитных автомата. Переделали также и часть внутрикорабельных помещений. По окончании работ, на приемных испытаниях корабли развили скорость от 31,1 («Aetos») до 31,16 («Leon») узл. Все работы обошлись в 110000 фнт. ст. за эсминец.

Накануне второй мировой войны

В марте (1 -13) 1935 года в Греции была совершена попытка вооруженного путча антимонархически настроенными офицерами. Однако в Афинах выступление (взятие казарм гвардии и школы юнкеров) спустя четыре часа было подавлено властями. Морским офицерам удалось продержаться значительно дольше. Возглавляемые контр-адмиралом Деместихасом, они агитацией и силой присоединили к восставшим экипажи крейсера «Helli», эсминцы «Psara» и «Leon» и миноносец «Niki». Основные силы флота, в том числе «Aetos», «Panthir» и «Ierax» остались верны властям. 2 марта восставшие корабли вышли в море, где к ним присоединились две подводные лодки. Остановив и осмотрев в пути несколько судов, отряд Деместихаса пришел на Крит.

Власти в погоню за бунтовщиками направили бомбардировочную авиацию, которая атаковала и повредила один из мятежных эсминцев. С 3 по 5 марта восставшие метались между критскими портами, уходя от самолетов, а 5-го на усмирение были экстренно направлены несколько эскадренных миноносцев (по разным данным от трех до четырех). Тем временем 6-7 марта «Leon» и «Psara» прикрывали выход крейсера «Averoff», совершившего обход Самоса, Хиоса, Лесбоса и Ташоса. Это была единственная успешная «боевая операция» повстанцев. Однако своих целей им добиться так и не удалось. Атаки авиации, международная поддержка законных властей и разногласия в рядах восставших свели на нет флотский путч. 10 марта сдался «Helli», а утром 12-го «Leon», «Psara», «Niki» и подводная лодка «Nereus».

Печально известным событием в истории четырех эсминцев в межвоенный период стала катастрофа на «Ierax». В 1937 году во время стоянки в Пире, при обслуживании торпеды, произошел ее взрыв, нанесший значительные повреждения кораблю (погибли 6 и были ранены 8 человек). Восстановить эсминец смогли лишь через несколько месяцев. «Aetos» и «Panthir» в 1937-1938 гг. оборудовали для приема 40 мин заграждения и, кроме того накануне войны все четыре корабля несли глубинные бомбы.

В годы второй мировой войны

28 октября 1940 года пламя новой мировой войны докатилось и до древней Эллады – в Грецию вторглись итальянские войска. Однако они получили достойный отпор. Агрессору пришлось просить о помощи и 6 апреля 1941 года последовал мощный удар Вермахта, решивший судьбу страны.

На начальном этапе войны эскадренные миноносцы типа «Aetos» несли службу по охране конвоев в Эгейском море и на коммуникациях между Афинами и Критом. В конце октября «Aetos» во время одного из таких походов доложил об атаке и потоплении итальянской подводной лодки.

До апреля 1941 года греческий флот практически не нес потерь (если не считать потопленного подводной лодкой крейсера «Helli»). Кардинально изменило ситуацию появление на данном театре германской авиации. 13 апреля Люфтваффе вывели из строя лидера флотилии эсминцев «Vasilefs Georgios». Какое-то время роль флагмана исполнял «Aetos». Однако военная ситуация стремительно ухудшалась и вся четверка покинула Грецию накануне капитуляции. В этом переходе не повезло «Leon’у» - конвоируя на Крит пассажирский пароход «Ardenna», эсминец в результате неудачного маневра был протаранен своим подопечным. Жертв удалось избежать, но повреждения корабля оказались очень тяжелыми: разрушена корма, утеряны руль и винты. С огромным трудом эскадренный миноносец удалось привести в бухту Суда(о.Крит), где трагично и завершилась его биография – 15 мая он был потоплен немецкой авиацией. Оставшиеся три эсминца пришли в Александрию, где подобно кораблям других оккупированных стран включились в боевую деятельность совместно с британским флотом. До поздней осени 1941 года все три миноносца оперировали в восточном Средиземноморье. Однако эффективность старых кораблей была невелика, поэтому потребовалась их значительная модернизация по части вооружения. Демонтировали орудия ГК №3 и 4, оборудовали погреба для глубинных бомб, установили четыре бомбомета. Удалили также кормовой торпедный аппарат, а на его месте смонтировали 76-мм зенитное орудие. ПВО усилили тремя 20-мм автоматами. Для поиска подводного противника появился ASDIC типа 123А. Первым завершил переоборудование «Aetos», который 12 ноября 1941 года покинул Александрию и 5 декабря пришел в Мадрас, где был поставлен в док. Корпусные работы закончили 5 марта 1942 года, и после непродолжительной службы в Индийском океане «Aetos» 4 апреля вернулся в Египт. «Ierax» ушел из Алексанлрии 9 февраля и 19 марта пришел в Калькутту. Однако завершить ремонт из-за японского наступления не успели и 5 мая эсминец бросил якорь в Порт-Саиде, где работы были, наконец, завершены. «Panthir» ушел в Индию последним (переход 5 апреля – 12 мая) и его ремонт затянулся до октября. До конца 1942-го эсминец оставался в Индийском океане и принял участие в приеме капитуляции Джибути. В 1943-м «Panthir» вернулся на Средиземное море, где охранял конвои, следующие вдоль побережья Северной Африки. Между тем корабль был уже сильно изношен (сказывался возраст), а греческому флоту требовались экипажи для принятых от британского флота эскортных миноносцев типа «Hunt». 29 сентября «Panthir» вывели из боевого состава и поставили в отстой в Порт-Саиде. В конце того же года к нему присоединились и оба его собрата. По окончании войны ремонт старых эсминцев никого уже не интересовал и в конце 1945 года корабли сдали на слом.


Примечание: в истории «Panthir» есть несколько неясных моментов. В «Les Flottes de Combat 1919» приводится факт, что среди потерь французского флота этот эскадренный миноносец погиб в декабре 1916 года. Однако в «Repertoire de noms de Navies Francais» отмечено, что он один из четверки был оставлен грекам (это подтверждает и «Conway’s…1906-1922».

Еще один неясный факт: в «Jane’s 1919» показан силуэт «Panthir» с тремя дымовыми трубами, а в «Les Flottes de Combat 1924» он пятитрубный.

Может быть перед передачей французам, в декабре 1916-го, на эсминце произошла авария, и после ремонта он вступил в строй с новым силуэтом? Возможно, кто-то из читателей знает ответы на эти вопросы?

Перевел с польского Олюнин Л.А.


Hosted by uCoz