В-112
Макс Пильгерман

(«Marine Rundschau» № 12 1975)

Шесть эскадренных миноносцев В 97 – 98, В 109 – 112 вместе с парой V 99 – 100, входившие в кораблестроительную программу 1912 года, достраивались после спуска с использованием материалов, заказанных для русских эсминцев. Изготовленные в Германии котлы и турбины миноносцев «Лейтенант Ильин», «Капитан Конон Зотов», «Гавриил» и «Михаил» с началом Первой мировой войны были конфискованы и без особых проблем подогнаны для германских кораблей. В1915 году все восемь эсминцев передали флоту: фирма «Блом унд Фосс» в Гамбурге достроила шестерку типа «В», а «Вулкан» (Штеттин) – два типа «V». Вместе с четырьмя кораблями типа G-101-G-104 новички составили 11-ю флотилию.


Эскадренный миноносец "B-97"

Эскадренный миноносец "B-97"

Водоизмещение нормальное 1374 т, полное 1843 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,87 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 36727 л.с., скорость 35,5 узла. Вооружение: четыре 88-мм орудия (с 1916 г. - четыре 105-мм орудия) и шесть 500-мм торпедных аппаратов. Всего в 1915 году построено восемь единиц: В-97, В-98, V-99, V-100, В-109-В-112. Из них V-99 погиб 17 августа 1915 г. в бою с эсминцем «Новик», остальные сданы на слом или затоплены в Скапа-Флоу вскоре после окончания Первой мировой войны.

[Моделист-Конструктор 3-2000]


По водоизмещению – 1374 т (полное 1843 т) новые немецкие эскадренные миноносцы были самыми крупными представителями своего класса и вполне соответствовали своим британским оппонентам. Корабли имели длину 98,0 м, ширину 9,3 м и осадку 3,83 м. Энергетическая установка – две морские турбины и четыре двойных котла нефтяного отопления. Мощность 40 000 л.с. Скорость 36 узлов (на ходовых испытаниях наилучший результат 37,4 уз.). Дальность плавания 2600 миль при скорости 20 узлов. Запас топлива – 527 тонн. Продукты сгорания нефти отводились в три дымовые трубы, из которых вторая, как и на русских эсминцах «полнее» двух других.

В-112 сошел со стапеля 17 июня 1915 года и вошел в строй 3 сентября того же года. Корабль зачислен в состав 4 дивизиона 2-й флотилии. Первый боевой поход эсминца к Скагерраку 16 – 18 ноября прошел безрезультатно. Два других – 29 ноября и 5 декабря были прерваны сильным штормом. 7 декабря 1915 года три флотилии нефтяных миноносцев были переброшены в Северное море и подготовлены к большой операции, но рейд 16-17 декабря вновь оказался безрезультатным. Лишь 10 февраля 1916 года увенчалась успехом акция у Доггер-банки. Германские эсминцы застигли врасплох только что образованную 10-ю флотилию шлюпов. Один из них – «Arabis» был поврежден артиллерией в ночном бою, а спустя два часа в 02.21 11 февраля добит двумя торпедами В-112.

«Arabis», вошедший в строй в январе 1916 года, принадлежал к новому, еще неизвестному немецким морякам типу кораблей (могли использоваться также как канонерские лодки и тральщики) и был принят в бою за крейсер. Однако чуть позже по показаниям пленных удалось установить, что потопленный 1200-тонный «британец» крейсеру никак не соответствовал. И все же английский флот, попытавшийся взять реванш, потерял крейсер «Arethusa», подорвавшийся на мине, выставленной подводной лодкой и выбросившийся на берег. После успешно проведенной операции 2-я флотилия была переведена на Балтику для боевой подготовки и устранения недостатков 533-мм торпедных труб, которые адаптировали под 500-мм торпеды, но последние из-за этого имели неудовлетворительные баллистические характеристики. В конце концов немцы установили на эсминцах 500-мм торпедные аппараты.

После короткого выхода в море на встречу возвращающегося в базу вспомогательного крейсера «Mowe», 4 марта 1916 года Флот Открытого моря предпринял очередной набег 5 – 6 марта, в котором 2-я флотилия была направлена к Ферт-оф-Форту. Из-за штормового ветра и сильного волнения поход был очень тяжелым. Британский «Гранд Флит» в этот момент также находился в море, но противники не смогли обнаружить друг друга. По окончании похода эсминцы 2-й флотилии направились в Вильгельмсхафен для замены 88-мм орудий на 105-мм. После установки новой артиллерии и испытаний на Балтике флотилия вновь была переведена в Северное море.

В сражении у Скагеррака В-112 принял участие в составе 3-го дивизиона. Командиром корабля был капитан-лейтенант Август Клауссен. 31 мая 1916 года около 19.00 В-112 участвовал в ожесточенном артиллерийском поединке с британскими крейсерами и эсминцами. Корабль расстрелял четвертую часть своего боезапаса – 82 105-мм снаряда. Ночью германские эсминцы выдвинулись севернее на перехват противника, а затем 2-я флотилия в обход Скагена ушла в Киль.

С 7 июня по 31 июля 1916 года корабли флотилии находились в составе Морского корпуса Фландрии и дважды 8 июня и 22-23 июля участвовали в стычках с легкими силами противника. 12 июля В-112 отбуксировал в базу поврежденный G-102. 11 – 17 октября 1917 года 2-я флотилия участвовала в захвате островов Даго и Эзель. 12 декабря эсминцы уничтожили в Северном море миноносец и несколько каботажных судов противника. 14 февраля 1918 года успешно форсировали заграждение Дувр – Кале. Последние выходы в конце войны не принесли результатов. 22 ноября В-112 интернирован в Скапа-Флоу (командир – старший лейтенант Фридрих Руге) и затоплен экипажем 21 июня 1919 года. В 13.00 эсминец перевернулся и затонул (первым из немецких миноносцев). Корпус его был поднят 11 февраля 1926 года и разобран на металл в Гранстоне.


Перевел с немецкого Устименко И.Г.

Hosted by uCoz