Югославское трио
Антонио Масколо

(«Marine Rundschau» #4 1976)

В рамках государственного бюджета 1936 года югославскому флоту были выделены средства на постройку трех эскадренных миноносцев (еще два планировались к постройке несколько позже). Проектирование этих кораблей, известных как тип «Beograd» было поручено французской фирме «Шантье де ла Луар» в Нанте. За прототип был выбран эсминец «Simoun». Фирма же построила и головной югославский корабль – «Beograd». Заложен в 1936 г., спущен на воду 23 декабря 1937-го, сдан флоту в июне 1939-го. Два других эсминца строились на югославских верфях: «Ljubljana» (спущен на воду 18 июня 1938 г., вошел в строй в декабре 1939 –го) – отделением фирмы «Ярроу» в Кралевице, «Zagreb» (введен в строй летом 1939 г.) - отделением фирмы «Шантье де ла Луар» в Сплите. Корабли почти не отличались внешне. Например, «Beograd» и «Ljubljana» разнились расположением грот-мачты: на первом она находилась позади второй дымовой трубы, а на втором располагалась на надстройке между торпедными аппаратами. Кроме того миноносцы различались механическими установками. «Beograd» имел турбины Кертисса, а «Ljubljana» - Парсонса.


Эскадренный миноносец "Beograd"

Эскадренный миноносец "Beograd"

Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, четыре 40-мм зенитных автомата, два 15-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

[Моделист-Конструктор 12-2001]


Предназначенные прежде всего для действий в Адриатике югославские эсминцы имели весьма ограниченную дальность плавания, но в то же время были хорошо вооружены и обладали высокой скоростью хода.

После захвата 17 апреля 1941 года югославских военно-морских баз итальянским флотом «Zagreb» был взорван экипажем, а два других корабля лишь с незначительными повреждениями попали в руки противника.

«Ljubljana» с разобранными гребными валами хода не имел и поэтому его отбуксировали сначала в Теодо, а затем в Фиуме и, наконец, на ремонт и модернизацию в арсенал Каттаро*. [* - в январе 1940 года «Ljubljana» в результате навигационной аварии затонул у входа в гавань Себенико, позже был поднят и к началу боевых действий все еще находился в ремонте.]

Команды для захваченных югославских эсминцев сформировали из экипажей линейных кораблей «Vittorio Veneto» и «Cavour», которые стояли в то время ремонте.

«Ljubljana» после восстановительных работ и значительных переделок покинул верфь в Фиуме только в октябре 1942 года.

Два носовых орудия главного калибра были сняты, а вместо них смонтировали одну артустановку RM-2 (подобно итальянскому эсминцу «Squadrista» - типа «Soldati»). В начале 1942 года из-за довольно значительной перегрузки с корабля сняли ряд оборудования, а взамен установили два 20-мм зенитных автомата. В итоге средства ПВО были представлены тремя 37-мм/50 системы Бреда в одинарных установках (два на местах прежних спаренных пулеметов и один вместо прожектора на надстройке между торпедными аппаратами – сразу за мачтой) и восемью 20-мм/70 одноствольными автоматами. Кроме того на «Ljubljan’е» заменили фок-мачту, установив другую, подобно корветам типа «Minerva» - без марс-площадки для прожектора, который мешал стрельбе автоматов.

Зачисленный в состав 1-й флотилии эсминцев корабль после перестройки и подготовки экипажа в октябре 1942 – апреле 1943 года использовался только в конвойных операциях. Миноносец совершил 21 боевой поход и прошел 8000 миль.

В своем последнем походе «Ljubljana» сопровождала конвой из трех судов, следующий из Неаполя в Бизерту. 31 марта 1943 года в 20.45 командир конвоя (капитан 2 ранга Канеччи) приказал изменить курс и направил его ближе к берегу. Корабли двигались в условиях очень плохой видимости и усиливающегося северо-восточного ветра. В 21.42 близ Рас-Амер в 8 милях западнее мыса Бон «Ljubljana» сел на камни. Начавшийся затем шторм и все более усиливающийся ветер исключили возможность спасения корабля. Экипаж оставил эсминец.

«Beograd» итальянцы переименовали в «Sebenico» и перевели в Бриндизи, где 14 июля 1941 года ввели в строй. С августа 1941-го и до капитуляции он входил в состав 1-й флотилии эсминцев.

Первоначально корабль использовался без существенных переделок и без характерного для итальянского флота камуфляжа. Было оставлено и первоначальное «родное» зенитное вооружение. Эсминец совершил 147 боевых походов, в 102 из которых конвоировал транспортные суда в Адриатике, Ионическом море и у берегов Северной Африки, пройдя за это время 42 тыс. миль.

Вот некоторые страницы боевой деятельности корабля:

12 октября 1941 года эскадренные миноносцы «Da Recco» и «Sebenico» в течение 17 часов сопровождали транспорты «Nirvo», «Bainsizza» (7933 брт) и буксир «Max Berendt», шедшие из Трапани. Весь день 13 октября конвой сопровождали самолеты итальянских ВВС. С наступлением темноты воздушное прикрытие было снято и вскоре корабли и суда были обнаружены вылетевшим с Мальты английским самолетом-разведчиком. Кроме того поступило сообщение о том, что на пути следования конвоя замечена британская подводная лодка. «Da Recco», как флагман, приказал изменить курс, но на кораблях и судах его приняли с опозданием – запоздало и его исполнение. В результате конвой рассредоточился на отдельные единицы. Следуя новым курсом «Da Recco», «Sebenico» и «Nirvo» удалось вновь встретиться, а вскоре в 5 милях от них заметили и «Bainsizza» с «Berendt». С флагмана последовало приказание подойти ближе, но «Bainsizza» выполнить его не успел: в 01.20 в 90 милях восточнее Триполи он был атакован и поврежден торпедой самолета-торпедоносца. На ушедшем вперед «Da Recco» узнали об этом только спустя два часа, но эсминец продолжал следовать в охранении «Nirvo» с целью доставки транспорта к месту назначения. На помощь поврежденному судну отправился «Sebenico».

Этот поход для командира эсминца был первым на североафриканском маршруте – опыта спасения поврежденного судна никакого. Положение осложнялось еще и тем, что на торпедированном транспорте возникла паника среди немецких солдат и части итальянской команды, которые стали покидать судно, прыгая за борт. На «Berendt»,находившемся рядом, решили сначала поднять людей из воды, а уже потом взять «итальянца» на буксир. К этому моменту транспорт осел в воду носом по якорные клюзы. Судно удалось удерживать на плаву в течение 24 часов. Из Триполи на помощь вышли миноносец «Polluce» и буксир «Ciclone». Однако прежде чем они успели подойти в район бедствия английские самолеты совершили новый налет, добившись попадания 250-кг бомбой. «Bainsizza» затонул, но благодаря принятым мерам из 2500 человек погибло всего двое.

18 октября «Sebenico» и «Da Recco» вышли в море для оказания помощи теплоходу «Beppe», который к северо-западу от Триполи был атакован авиацией и получил в грузовом трюме полутораметровую пробоину от авиабомбы. Теплоход был спасен.

20 октября 1941 года два транспорта (пароход «Giulia» и танкер «Proserpina») попытались под охраной трех эсминцев («Da Recco», «Sebenico» и «Folgore») прорваться из Триполи в Неаполь. Конвой уже традиционно был обнаружен британской авиаразведкой и на его перехват вышли легкие крейсеры «Penelope» и «Aurora» и эсминцы «Lance» и «Lively» ( из оперативного соединения «К»), однако итальянцы успели вернуться обратно в Триполи. Лишь 24 ноября было решено отправить суда в Неаполь парными группами. «Sebenico» сопровождал «Proserpin’у» и спустя три дня благополучно привел ее в порт назначения. Еще через два дня «Sebenico» (командир капитан 3 ранга Бранкателли) отконвоировал из Трапани в Триполи транспорт «Fabia Filzi». С большим трудом конвою удалось прорваться к берегам Африки.

После столь интенсивных походов эсминец ушел на ремонт в южную Адриатику, а затем вновь был задействован в конвойных операциях. 29 марта 1942 года «Sebenico» и миноносцы «Mosto», «Bassini» и «Castelfidardo» сопровождали конвой из семи транспортов, следующий из Бриндизи. На переходе одно из судов было потоплено английской подводной лодкой «Proteus».

Летом 1942 года на эсминце заменили и усилили зенитное вооружение. Две 40-мм спарки Виккерса на кормовой надстройке сняли и заменили двумя спаренными 20-мм/65 автоматами, общее их количество было доведено до восьми. Два 37-мм/54 автомата Бреда установили на носовой надстройке по бортам. Стоявшие с момента постройки пулеметы демонтировали. Корабль получил, наконец, камуфляжную окраску.

30 сентября 1942 года конвой в составе теплохода «Col di Lana», эсминца «Sebenico» (капитан 3 ранга Горетти ди Фламини) и миноносца «Castelfidardo» вышел из Греции в в Северную Африку. Несмотря на многочисленные ночные атаки авиации, судно без повреждений было проведено из Пирея в Тобрук. Сразу после прибытия «Sebenico», «Castelfidardo» и миноносец «Lira» получили приказание эскортировать обратно в Пирей немецкий пароход «Santa Fe» и танкер «Rondine». В результате ночных атак авиации танкер сначала получил повреждения от авиабомб, а затем был торпедирован: торпеда (возможно две) попала в район ходового мостика. «Rondine» (6077 брт) получил сильный крен, на нем возникло два пожара, однако через два часа огонь удалось укротить. Эсминцы в это время отражали атаки с воздуха. В 04.00 танкер и миноносцы вернулись в Тобрук. «Santa Fe» под охраной «Sebenico» продолжил путь и благополучно пришел в Пирей.

В дальнейшем эсминец охранял конвои на маршрутах Греция – Италия в Адриатике. Летом 1943 года «Sebenico» оказался в Венеции, где планировалось провести очередной ремонт, но до капитуляции Италии завершить его так и не удалось. 11 сентября в Венецию пришли два немецких торпедных катера: S-54 и S-61, которые захватили итальянский эсминец. «Sebenico» бывшие союзники переименовали в ТА-43.

Корабль перевели в Триест, где он находился более года, прежде чем 17 октября 1944-го вновь был введен в строй. В дополнение к имевшемуся зенитному вооружению немцы установили спаренные крупнокалиберные пулеметы. Несколько изменили форму надстроек, часть оборудования разместили как на итальянских эсминцах типа «Soldati».

Корабль участвовал в нескольких конвойных операциях (командир капитан-лейтенант Вернер Ланге) и был зачислен в состав 1-й конвойной флотилии. Однако большее время миноносец простаивал в ремонте из-за отсутствия полноценного ремонта.

Перед захватом Триеста югославскими и новозеландскими войсками ТА-43 1 мая 1945 года был затоплен.

В июне его подняли, но к восстановлению не приступали, так как он неожиданно стал предметом спора между английской, итальянской и югославской сторонами – кому эсминец должен теперь принадлежать? Не дожидаясь его разрешения ТА-43 (ех. «Sebenico», ех. «Beograd») вновь сел на грунт 19 июля 1946 года. Спор, таким образом, ушел на дно вместе с ним. В дальнейшем останки эсминца подняли по частям и разобрали на металл.


Перевод с немецкого Шестаковой Е.С.
Литературная запись Олюнина Л.А.

Hosted by uCoz