(«Marine Rundschau» #4 1976)
В рамках государственного бюджета 1936 года югославскому флоту были выделены средства на постройку трех эскадренных миноносцев (еще два планировались к постройке несколько позже). Проектирование этих кораблей, известных как тип «Beograd» было поручено французской фирме «Шантье де ла Луар» в Нанте. За прототип был выбран эсминец «Simoun». Фирма же построила и головной югославский корабль – «Beograd». Заложен в 1936 г., спущен на воду 23 декабря 1937-го, сдан флоту в июне 1939-го. Два других эсминца строились на югославских верфях: «Ljubljana» (спущен на воду 18 июня 1938 г., вошел в строй в декабре 1939 –го) – отделением фирмы «Ярроу» в Кралевице, «Zagreb» (введен в строй летом 1939 г.) - отделением фирмы «Шантье де ла Луар» в Сплите. Корабли почти не отличались внешне. Например, «Beograd» и «Ljubljana» разнились расположением грот-мачты: на первом она находилась позади второй дымовой трубы, а на втором располагалась на надстройке между торпедными аппаратами. Кроме того миноносцы различались механическими установками. «Beograd» имел турбины Кертисса, а «Ljubljana» - Парсонса.
Эскадренный миноносец "Beograd"
Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, четыре 40-мм зенитных автомата, два 15-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.
[Моделист-Конструктор 12-2001]
Предназначенные прежде всего для действий в Адриатике югославские эсминцы имели весьма ограниченную дальность плавания, но в то же время были хорошо вооружены и обладали высокой скоростью хода.
После захвата 17 апреля 1941 года югославских военно-морских баз итальянским флотом «Zagreb» был взорван экипажем, а два других корабля лишь с незначительными повреждениями попали в руки противника.
«Ljubljana» с разобранными гребными валами хода не имел и поэтому его отбуксировали сначала в Теодо, а затем в Фиуме и, наконец, на ремонт и модернизацию в арсенал Каттаро*. [* - в январе 1940 года «Ljubljana» в результате навигационной аварии затонул у входа в гавань Себенико, позже был поднят и к началу боевых действий все еще находился в ремонте.]
Команды для захваченных югославских эсминцев сформировали из экипажей линейных кораблей «Vittorio Veneto» и «Cavour», которые стояли в то время ремонте.
«Ljubljana» после восстановительных работ и значительных переделок покинул верфь в Фиуме только в октябре 1942 года.
Два носовых орудия главного калибра были сняты, а вместо них смонтировали одну артустановку RM-2 (подобно итальянскому эсминцу «Squadrista» - типа «Soldati»). В начале 1942 года из-за довольно значительной перегрузки с корабля сняли ряд оборудования, а взамен установили два 20-мм зенитных автомата. В итоге средства ПВО были представлены тремя 37-мм/50 системы Бреда в одинарных установках (два на местах прежних спаренных пулеметов и один вместо прожектора на надстройке между торпедными аппаратами – сразу за мачтой) и восемью 20-мм/70 одноствольными автоматами. Кроме того на «Ljubljan’е» заменили фок-мачту, установив другую, подобно корветам типа «Minerva» - без марс-площадки для прожектора, который мешал стрельбе автоматов.
Зачисленный в состав 1-й флотилии эсминцев корабль после перестройки и подготовки экипажа в октябре 1942 – апреле 1943 года использовался только в конвойных операциях. Миноносец совершил 21 боевой поход и прошел 8000 миль.
В своем последнем походе «Ljubljana» сопровождала конвой из трех судов, следующий из Неаполя в Бизерту. 31 марта 1943 года в 20.45 командир конвоя (капитан 2 ранга Канеччи) приказал изменить курс и направил его ближе к берегу. Корабли двигались в условиях очень плохой видимости и усиливающегося северо-восточного ветра. В 21.42 близ Рас-Амер в 8 милях западнее мыса Бон «Ljubljana» сел на камни. Начавшийся затем шторм и все более усиливающийся ветер исключили возможность спасения корабля. Экипаж оставил эсминец.
«Beograd» итальянцы переименовали в «Sebenico» и перевели в Бриндизи, где 14 июля 1941 года ввели в строй. С августа 1941-го и до капитуляции он входил в состав 1-й флотилии эсминцев.
Первоначально корабль использовался без существенных переделок и без характерного для итальянского флота камуфляжа. Было оставлено и первоначальное «родное» зенитное вооружение. Эсминец совершил 147 боевых походов, в 102 из которых конвоировал транспортные суда в Адриатике, Ионическом море и у берегов Северной Африки, пройдя за это время 42 тыс. миль.
Вот некоторые страницы боевой деятельности корабля:
12 октября 1941 года эскадренные миноносцы «Da Recco» и «Sebenico» в течение 17 часов сопровождали транспорты «Nirvo», «Bainsizza» (7933 брт) и буксир «Max Berendt», шедшие из Трапани. Весь день 13 октября конвой сопровождали самолеты итальянских ВВС. С наступлением темноты воздушное прикрытие было снято и вскоре корабли и суда были обнаружены вылетевшим с Мальты английским самолетом-разведчиком. Кроме того поступило сообщение о том, что на пути следования конвоя замечена британская подводная лодка. «Da Recco», как флагман, приказал изменить курс, но на кораблях и судах его приняли с опозданием – запоздало и его исполнение. В результате конвой рассредоточился на отдельные единицы. Следуя новым курсом «Da Recco», «Sebenico» и «Nirvo» удалось вновь встретиться, а вскоре в 5 милях от них заметили и «Bainsizza» с «Berendt». С флагмана последовало приказание подойти ближе, но «Bainsizza» выполнить его не успел: в 01.20 в 90 милях восточнее Триполи он был атакован и поврежден торпедой самолета-торпедоносца. На ушедшем вперед «Da Recco» узнали об этом только спустя два часа, но эсминец продолжал следовать в охранении «Nirvo» с целью доставки транспорта к месту назначения. На помощь поврежденному судну отправился «Sebenico».
Этот поход для командира эсминца был первым на североафриканском маршруте – опыта спасения поврежденного судна никакого. Положение осложнялось еще и тем, что на торпедированном транспорте возникла паника среди немецких солдат и части итальянской команды, которые стали покидать судно, прыгая за борт. На «Berendt»,находившемся рядом, решили сначала поднять людей из воды, а уже потом взять «итальянца» на буксир. К этому моменту транспорт осел в воду носом по якорные клюзы. Судно удалось удерживать на плаву в течение 24 часов. Из Триполи на помощь вышли миноносец «Polluce» и буксир «Ciclone». Однако прежде чем они успели подойти в район бедствия английские самолеты совершили новый налет, добившись попадания 250-кг бомбой. «Bainsizza» затонул, но благодаря принятым мерам из 2500 человек погибло всего двое.
18 октября «Sebenico» и «Da Recco» вышли в море для оказания помощи теплоходу «Beppe», который к северо-западу от Триполи был атакован авиацией и получил в грузовом трюме полутораметровую пробоину от авиабомбы. Теплоход был спасен.
20 октября 1941 года два транспорта (пароход «Giulia» и танкер «Proserpina») попытались под охраной трех эсминцев («Da Recco», «Sebenico» и «Folgore») прорваться из Триполи в Неаполь. Конвой уже традиционно был обнаружен британской авиаразведкой и на его перехват вышли легкие крейсеры «Penelope» и «Aurora» и эсминцы «Lance» и «Lively» ( из оперативного соединения «К»), однако итальянцы успели вернуться обратно в Триполи. Лишь 24 ноября было решено отправить суда в Неаполь парными группами. «Sebenico» сопровождал «Proserpin’у» и спустя три дня благополучно привел ее в порт назначения. Еще через два дня «Sebenico» (командир капитан 3 ранга Бранкателли) отконвоировал из Трапани в Триполи транспорт «Fabia Filzi». С большим трудом конвою удалось прорваться к берегам Африки.
После столь интенсивных походов эсминец ушел на ремонт в южную Адриатику, а затем вновь был задействован в конвойных операциях. 29 марта 1942 года «Sebenico» и миноносцы «Mosto», «Bassini» и «Castelfidardo» сопровождали конвой из семи транспортов, следующий из Бриндизи. На переходе одно из судов было потоплено английской подводной лодкой «Proteus».
Летом 1942 года на эсминце заменили и усилили зенитное вооружение. Две 40-мм спарки Виккерса на кормовой надстройке сняли и заменили двумя спаренными 20-мм/65 автоматами, общее их количество было доведено до восьми. Два 37-мм/54 автомата Бреда установили на носовой надстройке по бортам. Стоявшие с момента постройки пулеметы демонтировали. Корабль получил, наконец, камуфляжную окраску.
30 сентября 1942 года конвой в составе теплохода «Col di Lana», эсминца «Sebenico» (капитан 3 ранга Горетти ди Фламини) и миноносца «Castelfidardo» вышел из Греции в в Северную Африку. Несмотря на многочисленные ночные атаки авиации, судно без повреждений было проведено из Пирея в Тобрук. Сразу после прибытия «Sebenico», «Castelfidardo» и миноносец «Lira» получили приказание эскортировать обратно в Пирей немецкий пароход «Santa Fe» и танкер «Rondine». В результате ночных атак авиации танкер сначала получил повреждения от авиабомб, а затем был торпедирован: торпеда (возможно две) попала в район ходового мостика. «Rondine» (6077 брт) получил сильный крен, на нем возникло два пожара, однако через два часа огонь удалось укротить. Эсминцы в это время отражали атаки с воздуха. В 04.00 танкер и миноносцы вернулись в Тобрук. «Santa Fe» под охраной «Sebenico» продолжил путь и благополучно пришел в Пирей.
В дальнейшем эсминец охранял конвои на маршрутах Греция – Италия в Адриатике. Летом 1943 года «Sebenico» оказался в Венеции, где планировалось провести очередной ремонт, но до капитуляции Италии завершить его так и не удалось. 11 сентября в Венецию пришли два немецких торпедных катера: S-54 и S-61, которые захватили итальянский эсминец. «Sebenico» бывшие союзники переименовали в ТА-43.
Корабль перевели в Триест, где он находился более года, прежде чем 17 октября 1944-го вновь был введен в строй. В дополнение к имевшемуся зенитному вооружению немцы установили спаренные крупнокалиберные пулеметы. Несколько изменили форму надстроек, часть оборудования разместили как на итальянских эсминцах типа «Soldati».
Корабль участвовал в нескольких конвойных операциях (командир капитан-лейтенант Вернер Ланге) и был зачислен в состав 1-й конвойной флотилии. Однако большее время миноносец простаивал в ремонте из-за отсутствия полноценного ремонта.
Перед захватом Триеста югославскими и новозеландскими войсками ТА-43 1 мая 1945 года был затоплен.
В июне его подняли, но к восстановлению не приступали, так как он неожиданно стал предметом спора между английской, итальянской и югославской сторонами – кому эсминец должен теперь принадлежать? Не дожидаясь его разрешения ТА-43 (ех. «Sebenico», ех. «Beograd») вновь сел на грунт 19 июля 1946 года. Спор, таким образом, ушел на дно вместе с ним. В дальнейшем останки эсминца подняли по частям и разобрали на металл.
Перевод с немецкого
Шестаковой Е.С.
Литературная запись
Олюнина Л.А.