«Фарерский инцидент»
Б.Бричфилд, Д.Каруана

(«Warship International» №2 1988)

После окончания Первой Мировой войны, с прекращением существования германского и русского линейных флотов шведские ВМС становятся сильнейшими на Балтике, однако в 1925 году оборонный бюджет страны был сокращен более чем на 50%. Подобная ситуация не менялась вплоть до 1936 года, но нападение СССР на Финляндию в ноябре 1939-го ускорило необходимость увеличения шведских сил обороны как можно быстрее.

После начала второй мировой войны единственной европейской страной производящей и торгующей современными военными материалами осталась пока еще нейтральная Италия. Швеция намеревалась приобрести там не менее 216 боевых самолетов. Среди них планировалось купить 60 истребителей Реджиане Re-2000, которые должны были заменить столько же американских Северский Р-35, закупленных ранее в США. Швеция заказала 120 таких самолетов ( в ВВС Швеции известных как J-9), но только 60 из них в разобранном виде прибыли заказчику через финский порт Петсамо.

Незадолго до Рождества 1939 года для ведения переговоров в Италию была отправлена закупочная Комиссия. Речь шла о приобретении эскадренных миноносцев, торпедных катеров, боевых торпед и мин заграждения. Были куплены четыре ТКА фирмы Бальетто и отправлены в Швецию на гражданском грузовом судне. Э то были катера MAS-506, 508, 511 и 524, которые в шведском флоте получили обозначения Т 11 – Т 14 соответственно. В январе 1940 года купили также четыре эскадренных миноносца. Два из них «Ricasoli» и «Nicotera» были довольно старыми – постройки 1923-25 гг., а два других «Spica» и «Astore» более новые – в 1933 году. Все четыре корабля переоснастили в Специи под наблюдением шведских морских офицеров. Экипажи – 425 человек отправили в Италию 4 марта 1940 года на борту шведского пассажирского лайнера «Patrica», мобилизованного в ВМС Швеции и использовавшегося в его дальнейшей карьере как плавбаза подводных лодок. Для дозаправки эсминцев по пути следования домой привлекли танкер «Castor», также купленный и отправленный в Португалию ожидать миноносцы. 27 марта эскадренные миноносцы официально передали Швеции и переименовали:

«Ricasoli» - в «Puke» (тактический номер 19)
«Nicotera» - в «Psilander» (18)
«Astore» - в «Remus» (28)
«Spica» - в «Romulus» (27)

Капитан 2 ранга Торстен Хагман вступил в командование отрядом и поднял свой флаг на «Puke».


Миноносец "Puke"

1140/1480 т; 82,5/84,9x8,6x3,6 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 36 000 л.с., 35 уз., 259 т нефти, 1800 (14) миль. Эк. 125 чел. 2x2 — 120-мм/45, 2x1— 40-мм/39, 2x2 — 13-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 32 мины, 2 БМ.

Миноносец "Remus"

780/995 т; 78/80,4x7,9x3,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 19 000 л.с., 34 уз., 207 т нефти, 1900 (15) миль. Эк. 94 чел. 3 х 1 — 100-мм/47, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 450-мм ТА, 20 мин, 2 БМ.

[Морская коллекция 3-2005]


14 апреля флотилия покинула Специю. Первоначально планировалось совершить ознакомительный поход до Триполи и обратно, и, затем до Лиссабона иметь смешанные итало-шведские экипажи, чтобы новые владельцы имели возможность ознакомиться с кораблями и механизмами. Однако эти планы были перечеркнуты германской оккупацией Дании и Норвегии. Приходилось спешить. Маршрут перехода в Швецию был изменен. Первоначальный путь через Английский канал ввиду захвата Бельгии и Голландии становился рискованным. С правительствами Англии и Германии через их военно-морских атташе в Стокгольме, Лондоне и Берлине начались консультации о проходе флотилии более безопасным маршрутом: западнее и севернее Великобритании, через Скагеррак и юг Норвегии. Однако все это была завуалированная дипломатия, так как до сих пор не было никакой информации о покупке эсминцев и их пути домой в прессу не просачивалось. В Италии удалось скрыть присутствие шведских экипажей и переоборудование кораблей в Специи. Тайное стало явным только 21 апреля, после того как эсминцы совершили незапланированный заход в испанскую Картахену для незначительного ремонта после полученных повреждений в результате столкновения.

2 июня отряд пришел в ирландский порт Коб, где «Patrica» взяла на борт 150 шведских граждан, возвращающихся домой из Англии и Ирландии. Затем последовал переход в Торхавен на Фарерских островах, и 19 июня корабли бросили якорь в Скол-фиорде. Планировалась заправка эсминцев с танкера «Castor», но он задерживался. Его перехватил французский крейсер и отконвоировал в Касабланку, но вскоре шведское судно было освобождено.

В тот же день 19 июня британское правительство приказало командующему Флотом Метрополии в соответствии с законом «RIGHT OF ANGARY» задержать четыре шведских эсминца. «ANGARY» - древнее Международное право, которое объявляло правомерность воюющей стороны на захват собственности нейтральных стран, включая корабли ( но не их экипажи) во избежание их попадания в руки противника. При этом за захваченную или уничтоженную собственность нейтралов полагалась выплата компенсации. Подобные прецеденты в истории случались. И, таким образом, ранним утром 20 июня три эсминца типа «Tribal» ( «Tartar», «Maori» и «Mashona») подошли к Фарерам и стали на якорь у выхода из Скол-фиорда, блокировав шведские корабли. Подошедшему позже в этот же день «Castor’у» было приказано бросить якорь у Торхавена. Командующий британским дивизионом капитан 2 ранга К.Колсон поднялся на борт «Puke» и заявил, что миноносцы захвачены, дабы воспрепятствовать их попаданию в руки Германии, но в то же время они остаются собственностью Швеции. Шведские экипажи через Англию должны были отправиться на родину, а капитану 2 ранга Хагману было запрещено вступать в переговоры со шведскими властями по радио. Шведы попросили представить британский ультиматум в письменном виде и заявили, что ответят огнем на огонь, и в случае необходимости затопят свои корабли. Далее, пока англичане составляли документ, шведы собрали совещание командиров на борту флагмана. Выбор у Хагмана был невелик. Он вполне мог стать человеком, который втянет Швецию во вторую мировую войну, но его корабли почти не имели топлива и воды и были закупорены в глубине фиорда, откуда по британским эсминцам могли стрелять только 100-миллиметровки «Remus’а». Еще одной проблемой было большое число гражданских лиц на «Patric’е».

Принимая эти обстоятельства Хагман уступил британским требованиям, однако он настоял, что экипажи миноносцев перейдут на «Patric’у», а не сойдут на берег. Шведы покинули свои корабли, но не спустили их боевых флагов. Флаги спустили англичане, высадившись и обнаружив миноносцы со следами саботажа их экипажей (сознательно причинены незначительные повреждения), без топлива и воды. Из четырех кораблей только на «Puke» и «Remus’е» англичане оставили небольшие призовые партии. «Psilander» и «Romulus» обживать не стали.

В 06.20 21 июня «Maori» и «Mashona» ушли в Скапа-Флоу. Утром тоге же дня британский военно-морской атташе в Стокгольме проинформировал Адмиралтейство, что немцы еще раз дали понять Швеции, что четырем эсминцам будет позволен беспрепятственный проход домой. В 15.30 «Castor» и «Patrica» взяли курс на Швецию. Как только они покинули зону британской оккупации капитан 2 ранга Хагман обстоятельно доложил об инциденте командующему флотом.

В 16.30 «Puke» и «Remus» в сопровождении «Tartar’а» отправились в Скапа-Флоу. Причем выполнить это удалось не без труда, так как все надписи и инструкции на шведских кораблях были либо на шведском, либо на итальянском языках.

По радиограмме Хагмана в Швеции немедленно начались дипломатические консультации и поздней ночью (21 июня) «Castor’у» и «Patric’е» было приказано возвращаться в Торхавен потребовать возврата эсминцев, так как в Швеции никаких сообщений от британской стороны о изменении маршрута не получали, а ранее согласованный проход гарантировался англичанами.

22 июня следовавший в Скапа-Флоу «Puke» из-за неисправности в машине потерял ход и для оказания помощи к нему направили траулер «Kingston Peridot». Одновременно подошел буксир «Saucy», но при попытке сблизиться протаранил шведский миноносец – к счастью без серьезных последствий. Ближе к вечеру того же дня в Торхавен вернулись «Patrica» и «Castor», с приказом оставаться здесь до возврата эсминцев. Шведский консул на Фарерах встретился с британским коллегой и заявил протест действиям Англии в нейтрально гавани. Официально Фарерские острова объявили о своем нейтралитете, хотя на них и высадились британские войска. Тем временем в Торхавен вернулся «Mashona» дабы помешать шведам вернуть «Psilander» и «Romulus». Между тем, идущий на буксире «Puke» попал в шторм. Не имеющий ни топлива, ни воды миноносец испытывал сильную качку с размахом в 45*. Ситуация складывалась настолько серьезная, что для облегчения положения с сопровождающего британского эсминца слили за борт масло. Лишь с подходом мощного океанского буксира «Buccaneer» обстановка заметно улучшилась.

24 июня «Psilander» и «Romulus» в сопровождении «Mashona» вышли в Киркуолл. Перегоночные команды на шведские миноносцы набрали из состава экипажей линкоров «Rodney» и «Valiant». Позже в этот же день британское правительство вновь получило гарантии германской стороны о незахвате нейтральных эсминцев и уступило, наконец, протестам Швеции.

В 01.30 25 июня командующий Хоум Флитом получил приказ вернуть миноносцы.

26 июня под конвоем «Mashona» «Psilander» и «Romulyus» пришли в Киркуолл. 29-го сюда же прибыли «Puke» и «Remus», а 30-го к ним присоединилась «Patrica» с экипажами. Назад на палубы своих кораблей шведы ступили 2 июля и столкнулись со следами явного вандализма и разграбления. Пропали многие детали декоративной отделки помещений, оборудование и личные вещи экипажей из кубриков и кают-кампаний. Однако всё было отремонтировано и восстановлено еще до официальных британских извинений, а помимо этого английской стороной была выплачена компенсация в миллион крон. Ранним утром 5 июля «Patrica» и четыре миноносца вышли в Швецию, встретившись в море с шедшим с Фарер «Csator’ом».

8 июля вблизи норвежских берегов шесть шведских кораблей были атакованы английским бомбардировщиком, сбросившим четыре бомбы. Попаданий не было. Лишь одна из бомб разорвалась приблизительно в 50 метрах от «Castor’а». Британцы принесли извинения за эту атаку. Согласно плану флотилия зашла в норвежский Кристиансанд, оккупированный немцами ещё в апреле. Однако Германия не чинила никаких препятствий в следовании домой. В Гётеборг миноносцы прибыли 10 июля. Шведским морякам пришлось основательно поработать, дабы адаптировать бывших «итальянцев» к действиям в северных водах. 40-мм итальянские автоматы заменили на «Бофорсы» того же калибра. И все же боевая эффективность «Puke» и «Psilander» в годы второй мировой войны оказалась невысокой. В 1949 году миноносцы сдали на слом.

Причины захвата шведских кораблей и их последующего возврата не так просто объяснить. Нужно помнить, что военная ситуация в Европе резко изменилась с момента покупки миноносцев в январе 1940 года до 20 июня, когда они были захвачены. Летом 1940-го Англия оказалась в очень трудном положении. Бельгия, Голландия, Франция, Дания и Норвегия были захвачены Германией. С огромным трудом британская армия эвакуировалась из Дюнкерка, бросая снаряжение и технику. Угроза немецкого вторжения нависла над самой Англией.

Королевский флот во время дюнкеркской эпопеи потерял значительное число эсминцев, и эскортных сил оставалось не так уж много. Поэтому миноносный «голод» вынуждал собирать любых конвоиров, в том числе и нейтральных, которые оказывались в зоне досягаемости флота Его Величества. Однако, если ранее Британский Кабинет не возражал против захвата шведских миноносцев, то в дальнейшем все же поверил немецким обещаниям пропустить их домой. Хотя были подозрения, что после падения Дании и Норвегии и разрешения на перевозку немецких войск железнодорожным транспортом через юг Швеции (без вооружения), амбициозные шведы уступят германскому давлению и сдадут миноносцы противнику. Более позитивный взгляд на данную проблему имел британский военно-морской атташе в Стокгольме, но его доклады лондонским Кабинетом были проигнорированы.

Ещё 18 июня, по прибытии флотилии в Лиссабон из шведского посольства в Лондоне был получен телекс, сообщавший: британский Форин Офис настаивает на прекращении дальнейшего похода и рекомендует эсминцам остаться в Португалии. Данный совет базировался на письме зам. Начальника МГШ адмирала Филипса сэру О. Сардженту (британский МИД) от 24 апреля, в котором выражалось опасение Королевского флота по поводу возможного захвата эсминцев Германией. Согласно документам британского Военного Кабинета 18июня министр по делам Доминионов сообщил, что шведские миноносцы ушли из Ирландии, направляясь к Фарерским островам. Там и было предложено прервать их поход.

На следующий день 19 июня лорд Председатель Совета отправил это предложение Премьер-министру Уинстону Черчиллю, который поддержал важность перехвата шведских кораблей. А подходящий предлог такой экспроприации англичане собирались «изобрести» задним числом. Военный Кабинет отдал приказ Адмиралтейству предпринять шаги для захвата кораблей.

Таким образом можно сделать заключение, что хотя британская акция и не была ошибкой и базировалась на расчетах на уровне правительства, она все-таки оказалась весьма рискованной.

Теперь к вопросу о том, почему британская сторона изменила свою позицию и освободила эсминцы спустя пять дней:

Как только инцидент стал известен в Стокгольме, благодаря радиосообщению Хагмана, с борта «Patric’и» 21 июня, по дипломатическим каналам немедленно был установлен контакт с британским МИДом. Английский посол в Стокгольме сэр Виктор Майлер сообщил Форин Офис о реакции в Швеции и поинтересовался, каковы сомнения в Лондоне относительно немецких гарантий по проходу кораблей и эскортировании миноносцев через германские минные поля у побережья Норвегии? Сэр Виктор высказал свои опасения негативными последствиями случившегося для шведско-британских отношений и, что он не будет удивлен, если Германия вознамерится «защитить» Швецию от подобных британских акций в будущем.

Шведский посол в Лондоне господин Притц нанес визит британскому министру иностранных дел лорду Галифаксу. Он отметил, что захват кораблей будет расценен немцами как неспособность Швеции соблюсти свой нейтралитет и в будущем может привести к такому же вторжению, как это уже произошло в Дании и Норвегии.

Галифакс ответил, что не владеет информацией о положении дел в Стокгольме, но отправил своему послу в Лиссабоне рекомендацию рекомендацию задержать миноносцы в Португалии. 23 июня Галифакс отправил телекс послу в Стокгольме, который подтверждал, что никаких обещаний или гарантий безопасного похода «шведов» ни с британской, ни с германской стороны ему неизвестно, однако, если бы что-то подобное существовало, оно вряд ли изменило бы задержание миноносцев. Галифакс пожаловался также на то, что поход не был оговорен через «надлежащие каналы».

Однако в тот же день британское военное ведомство устранило все разногласия. А министр иностранных дел пояснил, что ранее думал о походе шведских кораблей далее на Север, и их конечным пунктом назначения будет Петсамо, однако в настоящий момент ему ясно, что миноносцы следуют в Швецию, и, что они беспрепятственно дойдут домой. К тому же министра проинформировали о том, что два корабля весьма преклонного возраста, а два других лишь малые миноносцы и, вряд ли и те, и другие имеют большое боевое значение и для Швеции, и для Германии, если бы она попыталась их захватить.

В это же время Премьер-министр отметил, что появление шведских кораблей в разгар войны в северных водах Фарер выглядело весьма подозрительно, ведь к Скагерраку можно было подойти более коротким путем, а кроме того Черчилля успели проинформировать о том, что шведы в ответ на британскую акцию готовы затопить свои миноносцы (такое намерение у Хагмана действительно было). И, тем не менее, несмотря на то, что эсминцы не были такими уж ценными единицами, для эскортной службы они вполне годились – последовал приказ КОРАБЛИ ЗАДЕРЖАТЬ, и предложить за них денежную компенсацию.

24 июня вопрос вновь был поднят в военном ведомстве лордом Силом Приви, который получил послание от министерства профсоюзов, в котором сообщалось, что лидеры шведских профсоюзов весьма огорчены британской акцией, которая «дует в паруса шведской прогерманской оппозиции». Кроме того осмотр кораблей британскими специалистами выявил такое количество неисправностей, что им требовался значительный ремонт и длительная постановка в док. Помимо этого миноносцам требовалась модернизация под британский стандарт, а уж о запасных частях и говорить не приходилось.

После всей этой дискуссии Форин Офис проинформировал шведское правительство, что ввиду получения новой информации эсминцы освобождаются. Однако отпускались они только на условии того, что шведский контракт на американские самолеты будет аннулирован опять же ввиду опасения их попадания в чужие руки. Вся эта история не вышла из дверей высших кабинетов и в печать не попала, и даже в Королевском флоте о ней мало кто знает, а в Швеции она известна как «Фарерский инцидент».

Так разрешилась очень опасная ситуация, которая вполне могла изменить историю современной Швеции, но которая к счастью благополучно и удачно миновала.


Перевели с английского Олюнин Л.А., Митюков Н.В.

Hosted by uCoz