Из жизни «гладкопалубников»


Начав в 1911 году разработку эсминца для массовой постройки, американские конструкторы пришли в конце концов к принципиально новой схеме. Проект корабля получил совершенно новую форму корпуса – гладкопалубную. И первыми «гладкопалубниками» стали эскадренные миноносцы типа «Caldwell». Корабли, являвшиеся по сути промежуточным звеном между довоенными «тысячетонниками» и эсминцами массовой постройки периода Первой мировой войны. Их технические характеристики практически идентичны более ранним миноносцам, но Главное конструкторское бюро морского министерства предложило новую форму корпуса для уменьшения бортовой и килевой качки. Ширина и полнота обводов при этом увеличивались незначительно, а для компенсации уменьшалась осадка. Это повлекло за собой уменьшение глубины трюма и, следовательно, прочности корпуса по сравнению с эсминцами с ярко выраженным полубаком. Но проектировщики решили эту задачу увеличением надводного борта на миделе, что позволило упростить набор и снизить вес конструкции. Но надежды на то, что с новой носовой оконечностью корабль будет таким же сухим как и его предшественники не оправдались. На деле «гладкопалубный» корпус оказался еще более заливаемым. Малая осадка эсминца означала недостаточное углубление винтов, из-за чего проектом был предусмотрен постоянный дифферент на корму.


Эскадренный миноносец "Caldwell"

Эскадренный миноносец "Caldwell"

Строился верфью ВМС в Мэр Айленд. Водоизмещение нормальное 1120 т, полное 1190 т. Длина наибольшая 96,2 м, ширина 9,3 м, осадка 2,7 м. Мощность двухвальной турбинной установки 18500 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: четыре 102-мм и два 40-мм зенитных орудия, двенадцать 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1917-1918 годах построено шесть единиц: «Колдуэлл», «Крейвен», «Гуин», «Коннор», «Стоктон» и «Мэнли». «Колдуэлл» и «Гуин» сданы на слом в 1936 и 1939 гг. соответственно, «Крейвен», «Коннор» и «Стоктон» в 1940 г. переданы ВМС Великобритании, а «Мэнли» отправлен на слом после войны.

[Моделист-Конструктор 8-2000]


Энергетическая установка по проекту должна была работать на три гребных вала, где средний вал приводился в движение турбиной высокого давления, а два других турбинами крейсерского хода. По проекту эсминцы были четырехтрубными, но визуально несли только три, так как два средних дымохода объединялись в одном кожухе. И как это часто бывает при постройке разными верфями внешний вид по изначальному проекту имели только корабли фирмы Крампа. Остальные четыре единицы – двухвинтовые (на DD69 турбины Кертиса, на остальных – Парсонса). Трехтрубным так же сдали флоту и «Gwin». В отличие от эсминцев массовой постройки данные корабли имели срезанные штевни, как у крейсеров. Во время Первой мировой войны 1-фунтовые зенитки были заменены на 76-мм/23 орудия.

Каких либо знаменитых событий в биографиях этой шестерки не было. «Conner» в июне 1918 года базировался на французский Брест. «Manley» в 1938 году послужил прототипом для переоборудования в быстроходный эсминец-транспорт (APD).

Остановимся на кратком жизнеописании «Stockton».

DD-73 «Stockton»

Эсминец, названный в честь коммодора Роберта Филда Стоктона (1795-1866), был заложен 16 октября 1916 года на верфи «Вильям Крамп и Сыновья» в Филадельфии. Спущен на воду 17 июля 1917 года (при спуске крещен мисс Эллен Де Мартелли). Вошел в строй 26 ноября 1917-го. Первый командир – коммандер Х.А.Балдридж.

Вступив в строй в последний год Мировой войны, «Stockton» нес службу в конвоях и противолодочных патрулях, оперируя близ ирландского порта Куинстаун. Однажды им была атакована германская подводная лодка, но результатов экипаж не наблюдал.

30 марта 1918 года вместе с эскадренным миноносцем DD56 «Ericsson» «Stockton» эскортировали из Куинстауна в Ливерпуль войсковой транспорт «St.Paul». В пути корабли обнаружили субмарину противника в надводном положении, которую загнали под воду артиллерийским огнем. Погружаясь, лодка в свою очередь атаковала торпедой «Stockton», едва успевший уклониться от смертоносного залпа. Оба эсминца сбросили по серии глубинных бомб, но противнику удалось уйти безнаказанным. В ту же ночь, несколько часов спустя, близ Саут Сарк Лайта «Stockton» столкнулся с пароходом «Slive Blum». Эсминец получил серьезные повреждения (потребовался длительный ремонт в Ливерпуле), а «купец» затонул.

В США «Stockton» вернулся в 1919 году и в течение трех следующих лет нес службу в составе Атлантического флота. 26 июня 1922 года его вывели в резерв и поставили в Филадельфии на консервацию.

16 августа1940 года «Stockton» был расконсервирован и переведен в Галифакс. Спустя неделю, на основании закона о ленд-лизе эсминец передали Великобритании. В Королевском флоте он получил название «Ludlow». 8 января 1941 года его имя было исключено из списков кораблей американского флота.




За первой шестеркой последовали корабли типа «Wickes», известные как «гладкопалубники» массовой постройки периода Первой мировой войны. Они составляли основной процент американских эскадренных миноносцев почти до самого начала следующей мировой войны. «Wickes» представляли по существу 35-узловую версию «Caldwell», что полностью соответствовало скорости новых крейсеров программы 1917 года: линейных (типа «Lexington») и скаутов (типа «Omaha»). 5-узловая прибавка хода потребовала 50% увеличения мощности силовой установки и дополнительные 90-100 тонн веса машин. Новые корабли получили горизонтальные кили,что позволило отказаться от дифферента на корму, а валам придать более горизонтальное расположение.


Эскадренный миноносец "Wickes"

Эскадренный миноносец "Wickes"

Строился фирмой «Бат Айрон Уоркс». Водоизмещение нормальное 1090 т, полное 1250 т. Длина наибольшая 95,8 м, ширина 9,4 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвапьной турбинной установки 24200 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: четыре 102-мм орудия и одно 76-мм или два 40-мм зенитных орудия, двенадцать 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1917-1922 годах построено 267 несколько различающихся единиц.

[Моделист-Конструктор 8-2000]


Первые 50 эсминцев заложили как часть программы 1916 года. Это были две различающиеся между собой версии фирм «Бат Айрон Уоркс» и «Бетлехем Стил», которые предстояло «растиражировать» на верфях «Фор Ривер» и «Юнион Айрон Уоркс». Корабли «Бата» оснащались турбинами Парсонса и Вестингауз и котлами Норманна, Торникрофта и Уайт-Фостера: корабли «Бетлехема» турбинами Кертиса и в большинстве случаев котлами Ярроу. Однако последние весьма посредственно зарекомендовали себя в эксплуатации и в 1929 году флот сдал на слом 60 эсминцев с котлами Ярроу. Все корабли, построенные по версии «Бата» были неофициально известны как тип «Liberty».

Эсминцы также значительно отличались качеством постройки, особенно это касалось расхода топлива. Так, например, «Wickes» на испытаниях прошел 3178 миль 20-узловым ходом, а корабли «Фор Ривер» - 3400 при 15 узл. Эсминцы же «Бетлехема» лишь около 2300-2400 миль при 15 уз. Лучшие 107 кораблей «Бата» стали известны на флоте как «эсминцы повышенной дальности».

В 1918 году «Little» и «Stevens» базировались на ирландский Куинстаун.

Предусмотренные проектом две 1-фунтовые зенитки на многих кораблях заменили на одну 76-мм/23. В 1920 году сорок эсминцев переоборудовали в быстроходные минные заградители (DM). С них были демонтированы все торпедные аппараты (DD96-102, 110-112,171-174).

«Little» и «Gregory» уже как быстроходные транспорты (APD4) и (APD3) потоплены японскими эсминцами у Гуадалканала. «Colhoun» (APD2) потоплен японской авиацией. «Gamble» (DM15) поврежден авиабомбами у Иводзимы 18 февраля 1945 года и затонул у Сайпана. «Jacob Jones» торпедирован и потоплен у мыса Мэй немецкой подводной лодкой U-578. «Ward» (APD16) потоплен камикадзэ у Ормока в заливе Лейте. «Dickerson» (APD21) поврежден авиацией у Окинавы 2 апреля 1945 года и позже затонул. «Leary» торпедирован и потоплен в Северной Атлантике подводной лодкой U-275. «Palmer» (DMS5) потоплен японской авиацией в заливе Лингайен.

Остановимся на кратких биографиях пяти эсминцев данного типа:

DD79 «Little»

Эсминец заложен на верфи «Фор Ривер Шипбилдинг» в Квинси 18 июля 1917 года. Спущен на воду 11 ноября 1917 (крестной матерью корабля стала мисс Сэмюэль Уэйкман). 6 апреля 1918 года миноносец вошел в строй. Его первым командиром стал коммандер Джозеф Тоссиг.

Спустя месяц после зачисления в строй (5 мая 1918-го) «Little» ушел из Норфолка для несения конвойной службы у побережья Франции (базировался на Брест).Обратно в США эсминец вернулся 26 декабря. Незадолго до этого он был удостоен чести состоять в эскорте Президента Вудро Вильсона, участвовавшего в работе Парижской мирной конференции.

18 января 1919 года «Little» прошел докование в Бостоне, а затем нес службу в составе минных сил Атлантического флота. 6-8 июля корабль вновь в эскорте Президента при его возвращении в Нью-Йорк, а затем принял участие в тактических маневрах. 17 ноября 1919 года «Little» вывели в Филадельфии в резерв, где он и находился до 4 января 1921 года. После этого корабль ненадолго ввели в боевой состав, но 5 июля 1922 года поставили на консервацию.

2 августа 1940 года закончилось переоборудование «Little» в быстроходный транспорт APD4 и через три месяца (4 ноября) в новом качестве он был передан флоту. Командиром корабля назначили лейтенант-коммандера Р.Эрла. В феврале 1941 года бывший эсминец прибыл на Карибы для маневров с Атлантическим флотом, а 9 марта перешел в Сан Диего для тренировок с амфибийными силами. Корабль вернулся на восточное побережье в конце лета и 1 декабря стал в док в Норфолке.

В качестве флагмана 12-го дивизиона быстроходных транспортов «Little» 14 февраля 1942 года пришел в Сан Диего для ремонта и дооснащения. После укомплектования десантными средствами, он в апреле прибыл в Перл-Харбор. Совершив кратковременный поход к о. Мидуэй в конце июня, «Little» 7 июля пришел на Новую Каледонию для участия в кампании на Соломоновых островах.

Защита американских путей снабжения войск на Гуадалканале началась с разгрома у о.Саво 9 августа, и быстроходным эсминцам-транспортам выпала тяжёлая работа по доставке подкреплений на остров. 30 августа, во время одного из таких походов, на глазах экипажа «Little», японская авиация потопила его собрата по дивизиону – «Colhoun» (APD2).

Три оставшихся быстроходника «Little», «Gregory» ( APD3) и «McKean» ( APD5) продолжали снабжение войск. 4 сентября «Little» и «Gregory» были отправлены с морскими пехотинцами на борту к о.Саво, но в пути получили ложное сообщение о том, что островок захвачен противником. Корабли вернулись в залив Лунга. Эта ночь выдалась очень темной и командир дивизиона коммандер Хью Хедли решил выставить свои корабли в дозор на линии Лунга – Тулаги.

Около 01.00 5 сентября с «Little» заметили вспышки выстрелов на востоке и решили,что вражеская субмарина обстреливает Гуадалканал. Спустя несколько мгновений пилот находящейся в воздухе «Каталины», также приняв эти вспышки за стрельбу подводной лодки, выпустил серию осветительных ракет. «Little» был ярко освещен ими. И тот час же попал в лучи прожекторов и под огонь группы вражеских эсминцев. «Little» успел открыть ответный огонь, но уже в 01.15 после многих попаданий был объят пламенем. Такая же участь постигла и «Gregory». Японцы на большой скорости прошли между тонущими американскими кораблями, добивая их в упор и расстреливая находившихся в воде людей. «Gregory» затонул в 01.40, «Little» спустя два часа.

Адмирал флота Честер Нимиц, отдавая честь погибшим транспортам, отметил, что «располагая очень скромными возможностями, корабли внесли мужественный вклад в успех кампании».

DD82 «Gregory»

Эсминец был спущен на воду 27 января 1918 года на верфи «Фор Ривер Шипбилдинг» в Квинси (крещен при спуске миссис Дж.С.Тревор, праправнучкой адмирала Грегори). Передан флоту 1 июня 1918-го. Первый командир – коммандер Артур Файрфилд.

После ввода в строй корабль немедленно включился в боевую работу. Сопровождая атлантический конвой, «Gregory» 25 июня 1918 года пришел во французский Брест. И в течение всего последнего военного лета эсминец эскортировал конвои между портами Англии и Франции. За несколько дней до окончания боевых действий (2 ноября 1918-го) «Gregory» прибыл в Гибралтар. Здесь помимо патрулирования в Атлантике и Средиземном море корабль занимается переброской людей и грузов в Адриатике, чем способствует заключению перемирия с Австро-Венгрией. Спустя шесть месяцев «четырехтрубник» 28 апреля 1919 года возвратился в западное Средиземноморье и присоединился к американской эскадре. Далее вместе с линкором «Arizona» эсминец за короткий срок успел побывать в греческой Смирне, турецком Константинополе и в Батуми. Из охваченной гражданской войной России (а точнее из Тифлиса) он доставил в Гибралтар американского консула и несколько британских армейских офицеров. 13 июня 1919 года «Gregory» вернулся в Нью-Йорк.

С этого момента эсминец не часто выходил в море. Вскоре его вывели в резерв в Томкинсвилле, затем перевели в Филадельфию и, наконец, 4 января 1921 года отправили в Чарльстон. Отсюда он изредка еще принимал участие в ряде маневров, но 12 апреля 1922 года пришел в Филадельфию и спустя три месяца был поставлен на консервацию.

После начала новой большой войны в Европе никто не мог гарантировать, что США не будут в нее втянуты, поэтому «Gregory» и три других «четырехтрубника» вновь оказались востребованы. Их решено было переоборудовать в быстроходные транспорты. С эсминцев удалили все торпедное вооружение, чтобы освободить место для десантных катеров, а также для размещения войск и грузов. 4 ноября 1940 года «Gregory» вновь вошел в строй. Вместе с «Little», «Colhoun» и «McKean» он образовал 12-й дивизион быстроходных транспортов. Ни один из них не уцелел в войне на Тихом океане, и трое из четырех погибли в боях за Гуадалканал.

Начальную боевую подготовку в новом качестве «Gregory» и его собратья проходили у восточного побережья Соединенных Штатов. Здесь же отрабатывалась тактика взаимодействия с морскими пехотинцами. 27 января 1942 года, спустя почти два месяца после начала войны, бывший эсминец покинул Чарльстон, следуя в Перл-Харбор. На Гавайях корабль оставался в течение всей весны, после чего ушел в Сан Диего на ремонт. В главную базу флота он вернулся 7 июня, а спустя неделю развернулась подготовка к вторжению на Гуадалканал. Американцам предстояла пожалуй самая длительная кампания в Тихоокеанской войне.

Прибыв в Нумеа 31 июля 1942 года «Gregory» вошел в состав 62-го оперативного соединения (адмирал Френк Флетчер) и вместе с ним отправился к Гуадалканалу. 7 августа, после высадки своих десантников в первой волне атакующих, все четыре быстроходных транспорта остались в районе операции. Являясь по сути универсальными кораблями они привлекались к патрулированию пролива Железное дно и подвозке войск и боеприпасов с Эспириту Санто.

4 сентября «Gregory» вернулся на рейд Тулаги после похода с морскими пехотинцами к о.Саво. Ночь на 5-е сентября оказалась чернильно-черной с низким туманом, скрывшим береговые ориентиры. Вместе с «Little» он остался в патруле, не рискуя углубляться в пролив. В то время как быстроходники на 10 узлах ходили обратными галсами между Гуадалканалом и Саво, три японских эскадренных миноносца («Yudachi», «Hatsuyuki» и «Murakumo») незамеченными проскочили проливом Слот с целью обстрела береговых объектов. В 00.56 5 сентября с «Gregory» заметили вспышки выстрелов, приняв их за стрельбу японской подводной лодки, и почти тот час же на радаре обнаружили четыре отметки, идентифицированные как крейсер и три эсминца. Пока на «Gregory» и «Little» решали уйти ли незамеченными или принять бой, противник открыл огонь.

Пилот находящейся в воздухе «Каталины» также принял стрельбу японцев за артиллерийские залпы вражеской субмарины и «повесил» цепочку из пяти осветительных ракет едва ли не над мачтами американских кораблей. «Gregory» и «Little», чьи силуэты четко выделялись теперь в темноте в 01.00 подверглись интенсивному расстрелу со стороны японцев. «Gregory» ответил из всех своих орудий, но уже спустя три минуты полыхал как факел и начал медленно погружаться. Взорвались два котла, вскрыв палубу. Получивший серьезное ранение командир «Gregory» лейтенант-коммандер Х.Бауэр отдал приказ покинуть корабль. Он успел также попросить двух находящихся рядом моряков помочь своим погибающим товарищам и не оставил свой обреченный APD. Позже он был посмертно награжден Серебряной Звездой.

В 01.23 еще держащиеся на воде транспорты и плавающие в воде люди были вновь обстреляны японцами. За исключением 11 человек весь экипаж «Gregory» был спасен (шестеро из спасенных ночью вплавь добрались до Гуадалканала). Корабль погиб приблизительно через 40 минут после начала боя («Little» спустя два часа).

Адмирал флота Нимиц после гибели кораблей записал, что «оба этих корабля приняли неравный бой с превосходящими силами противника и со своими весьма скромными возможностями внесли достойный вклад в успех кампании».

«Gregory» был исключен из списков американских ВМС 2 октября 1942 года.

DD132 «Aaron Ward»

Эсминец был спущен на воду 10 апреля 1919 года на верфи «Бат Айрон Уоркс» в Бетлехеме (штат Мэн). Традиционную бутылку шампанского о его борт разбила при спуске дочь адмирала Уорда миссис В.Каппс. Спустя две недели (21 апреля) его зачислили в боевой состав флота. Первым командиром корабля стал знаменитый в будущем адмирал, а в тот момент лейтенант-коммандер Раймонд А.Спрюэнс.

Эсминец вошел в состав 13-го дивизиона 2-й эскадры эсминцев Атлантического флота, и в своем первом походе отметился в бухте Трепасси на Ньюфаундленде. В мае 1919 года он был обеспечивающим кораблем во время трансатлантического перелета гидросамолетов NC-1 , NC-3 и NC-4, а в сентябре переведен на Тихий океан. В составе Тихоокеанского флота ему довольно часто пришлось выступать в роли корабля-спасателя. Уже в ноябре эсминец спас пилота армейской авиации потерпевшего аварию в заливе Эйнджелес. В январе 1921 года участвовал в поиске потерпевшего катастрофу гидросамолета NC-6, а в феврале в спасении оставшихся в живых членов экипажа эсминца «Woolsey», протараненного грузовым пароходом.

В течение последующих почти двадцати лет «Aaron Ward» лишь пять находился в боевом составе. Большую же часть времени – с июня 1922 по март 1930 года и с апреля 1937 по сентябрь 1939-го эсминец провел в резерве в Сан Диего. Только с июня 1932 по декабрь 1934-го он являлся боевой единицей 21-й эскадры эсминцев и еще пару лет флагманом 4-го и 5-го дивизионов.

После очередного длительного «отдыха» «Aaron Ward» 30 сентября 1939 года вернулся в боевой состав и возглавил 85-й дивизион эскадренных миноносцев Тихоокеанского флота. 11 декабря его перевели на восточное побережье США в Ки-Уэст, где он принял участие в так называемых нейтральных патрулях в Мексиканском заливе и Карибском море.

9 сентября 1940 года в канадском Галифаксе корабль передали в соответствии с законом о ленд-лизе британскому флоту и переименовали в «Castleton».

В течение второй мировой войны «Castleton» активно использовался для эскортирования конвоев в Северной Атлантике. В ноябре 1940-го эсминец принял на борт всех уцелевших с дух торпедированных пароходов «Daydawn» и «Victoria». 19 ноября 1941 года во время ремонта на корабле прогремел взрыв, причинивший значительные повреждения. Ремонт пришлось продлить до 20 апреля 1942 года.

20 августа 1942 года «Castleton» вместе с эсминцем «Newark» взяли в плен 51 члена экипажа немецкой подводной лодки U-464, потопленной американской авиацией.

13 марта 1945 года «Castleton» вывели в отстой в Грандвеймуте. Боевая биография корабля завершилась.

DD172 «Anthony»

«Anthony» был спущен на воду 10 августа 1918 года на верфи «Юнион Айрон Уоркс» в Сан-Франциско (штат Калифорния). Крестной матерью корабля стала мисс Грэйс Хиткот. 19 июня 1919 года эсминец вошел в состав минной дивизии Тихого океана. Первым командиром его стал лейтенант-коммандер Д.Скотт.

Операционной зоной «Anthony» стал район западного побережья между Сан Диего и Бремертоном (эсминец находился здесь вплоть до июня 1921 года). 8 сентября 1919 года корабль прибыл из Сан-Франциско в Лос-Анджелес, где присутствовал на церемонии организации Тихоокеанского флота США. 11 сентября «Anthony» посетил Британскую Колумбию и на следующий день с министром ВМС Дэниелсом на борту возвратился в Бремертон. 13 сентября вместе с флотом участвует в церемонии посещения броненосца-музея «Oregon» президентом Вильсоном, а 14-го министром ВМС.

16 ноября 1920 года «Anthony» был «назначен на должность» минного заградителя и спустя год, в октябре 1921-го присоединился к 1-му и 2-му дивизионам минзагов, с которыми и оперировал в районе Перл-Харбора. Но 30 июня 1922 года его вывели на Гавайях в отстой.

В 1937 году старый эсминец отбуксировали в Сан Диего и переоборудовали в корабль-цель. 22 июля того же года у побережья Калифорнии он был потоплен.

DD184 «Abbot»

Эсминец, первым из кораблей американских ВМС названный в честь коммодора Эббота, спустили на воду 4 июля 1918 года на верфи , «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг и Драй Док Ко». Крестила корабль при спуске мисс Луиза Эббот Кук, праправнучка коммодора Эббота. 19 июля 1919 года его передали в состав Атлантического флота США. Первым командиром эсминца стал лейтенант-коммандер У.Н.Ричардсон.

Карьера корабля после ввода в строй оказалась весьма и весьма непродолжительной . Походы близ атлантического побережья, в Мексиканском заливе и у берегов Кубы прервались 5 июля 1922 года постановкой «Abbot» на консервацию. И лишь начало второй мировой войны закончило затянувшиеся восемнадцатилетние «каникулы».

17 июня 1940 года эсминец расконсервировали и ввели в боевой состав, но под американским флагом он успел выполнить лишь несколько походов на патрулирование у восточного побережья США. 23 сентября 1940 года в Галифаксе «Abbot» в числе многих других старых американских эсминцев передали Великобритании в обмен на долгосрочную аренду ее заморских островных территорий. Корабль получил новое название – «Charlestown».

Вошедший в состав 17-го дивизиона эсминец участвовал в постановке минных заграждений у западного побережья Шотландии, нес охрану конвоев. Подобная работа корабля продолжалась в течение четырех лет, но дожить до конца войны ему не довелось. В декабре 1944 года близ Гарвича «Abbot» столкнулся с пароходом «Florizell» и получил значительные повреждения. От восстановления ветерана отказались и вывели в резерв , отправив на стоянку Грейнджмаут в Шотландии. 15 января 1945 года старый эсминец продали для разборки на металл.




Продолжая массовую постройку эскадренных миноносцев, американские конструкторы попытались решить проблему увеличения дальности плавания на следующей большой серии эскадренных миноносцев – типа «Clemson». На этих кораблях запасы топлива увеличили на 35% по сравнению с серией «Wickes», и даже самые худшие из новичков не уступали лучшим кораблям более ранней постройки. Еще одним изменением в проекте явилась установка второго 76-мм/23 зенитного орудия между дымовыми трубами. Позже оно было перенесено на ют за кормовое орудие главного калибра, которое в свою очередь несколько сместили в нос. В 1919 году то же самое выполнили и на эсминцах типа «Wickes».

В ходе проектирования серии «Clemson» стало известно, что на последних немецких субмаринах устанавливаются 150-мм орудия и в связи с этим последовала попытка усилить вооружение новых американских эсминцев 127-мм/51 артсистемой. Её получили пять кораблей (DD231-235). Ещё два – DD208 и DD209 – несли восемь 102-мм/50 орудий четырех спаренных установках.

«Thornton» 14 мая 1920 года защищал мексиканский порт Мансанильо во время общественных беспорядков. «Hovey» (DMS11) и «Long» (DMS12) потоплены японской авиацией в заливе Лингайен (о.Лусон). «Borie» затонул, таранив немецкую подводную лодку U-405 севернее Азорских островов. «Edsall» потоплен к югу от о.Ява японскими линкорами «Hiei» и «Kirishima». «Stewart», находившийся в доке в Сурабае получил повреждения во время японского авианалета и позже был захвачен противником. Отремонтирован и под названием Р-102 вошел в состав Императорского флота. После войны возвращен США и позже потоплен как корабль-цель. «Pope» потоплен японской авиацией в Яванском море. «Peary» погиб на рейде Дарвина. «Pillsbury» потоплен южнее Явы японскими крейсерами и эсминцами. «Truxtun» затонул в бухте Плацентия (о.Ньюфаундленд). «Sturtevant» подорвался на мине и погиб у побережья Флориды. «Reuben James» торпедирован и потоплен подводной лодкой U-562 в 600 милях юго-западнее Исландии, став первой американской жертвой второй мировой войны. «Barry» (APD29) поврежден «камикадзэ» близ Окинавы 25 мая 1945 года и потоплен в качестве ложной цели (см. далее) в следующем месяце. «Belcnap» (APD34) во время ремонта в заливе Лингайен поврежден «камикадзэ» 11 января 1945 года. Не восстанавливался и позже сдан на слом. «Wasmuth» (DMS15) погиб у Алеутских островов от взрыва собственных глубинных бомб. «Perry» (DMS17) подорвался на мине и затонул у о.Палау. Также у Палау погиб «Noa» (APD24), столкнувшись с эскадренным миноносцем «Fullam».

Вот как сложилась судьба четырех эсминцев данной серии:

DD219 «Edsall»

DD219, названный в память о матросе Норманне Э.Эдсоле (1873-1899), погибшем при спасении своего раненого командира – «Edsall», спустили на воду 29 июля 1920 года на верфи «Вильям Крамп и Сыновья» в Филадельфии (крестила корабль при спуске сестра матроса Эдсола миссис Бесси Эдсол Брейси). 26 ноября того же года он был передан флоту. Его первым командиром стал коммандер А.Х.Райс.

В своё первое плавание эсминец отправился из Филадельфии 6 декабря 1920 года. Корабль следовал в Сан Диего. Куда и прибыл 11 января 1921-го. На Западном побережье «Edsall» оставался практически до конца года, занимаясь вместе с флотом боевой подготовкой. Только 28 декабря он вернулся в Атлантику, бросив якорь в Чарльстоне. Спустя полгода – 26 мая 1922 года – эсминец ушел в Средиземное море.

28 июня «Edsall» прибыл в Константинополь и вошел в состав отряда кораблей ВМС США в турецких водах , защищающего американские интересы в данном регионе. Необходимость американского присутствия была бесспорна: в России царил хаос гражданской войны, а между Грецией и Турцией велись боевые действия.

Эсминцу пришлось немало сделать для укрепления международных связей в налаживании послевоенной жизни Восточной Европы. Экипаж не раз рисковал , эвакуируя беженцев и охраняя линии коммуникаций на Ближнем Востоке. Стоя на рейде Смирны (Измир) «Edsall» единственный из американских эсминцев под огнем турецкой артиллерии принял на борт сотни бегущих греков. 14 сентября 1922 года он взял с «Litchfield» (DD336) и доставил в Салоники 607 беженцев. Спустя два дня корабль вернулся в Смирну в качестве флагмана находящегося там отряда кораблей. В октябре пришлось снова заняться эвакуацией беженцев из Смирны – на этот раз в Митилену (о.Лесбос). Далее последовали многочисленные визиты в порты Турции, Болгарии, России, Греции, Египта, Палестины, Сирии, Туниса, Далмации и Италии. Не осталась в стороне и боевая подготовка с учебными артиллерийскими и торпедными стрельбами. Лишь 26 июня 1924 года «Edsall» вернулся в Бостон, где и был поставлен на модернизацию.

3 января 1925 года эсминец зачислили в состав Азиатского флота США, однако прежде чем 22 июня оказаться в Шанхае корабль побывал в бухте Гуантанамо, Сан Диего и Перл Харборе. В Азии «Edsall» предстояло продемонстрировать боевое присутствие Америки у побережья Китая, на Филиппинах и у берегов Японии. Защита американских интересов на Дальнем Востоке – прежде всего. Работы кораблю было более чем достаточно: сначала наблюдение за противоборствующими сторонами во время гражданской войны в Китае, а затем и во время японо-китайского вооруженного конфликта. Учебные стрельбы сменялись маневрами, дипломатические миссии требовали частого посещения Шанхая, Чифу, Ханькоу, Гонконга, Нанкина, Кобэ, Бангкока и Манилы.

В момент нападения Японии на Перл Харбор «Edsall» входил в состав 57-го дивизиона эсминцев и находился в порту Баликпапан (юго-восток Борнео). Последовал поспешный переход к Сингапуру и поиск уцелевших членов экипажей потопленных 10 декабря британских линкоров «Prince of Wales» и «Repulse». Эсминцу удалось спасти офицера и четырех матросов. Чуть позже он перехватил японские рыболовный траулер и четыре мотобота и отконвоировал их в Сингапур. Далее вступив в Сурабае в охранение тяжелого крейсера «Houston», сопровождал его в австралийский Дарвин. Во время этого перехода «Edsall» стал первым американским эскадренным миноносцем потопившим во второй мировой войне большую неприятельскую подводную лодку. 20 января 1942 года вместе с тремя австралийскими корветами отправил на дно японскую I-124.

Одна из следующих боевых операций едва не обернулась для эсминца бедой: 19 февраля 1942 года, преследуя вражескую субмарину он был поврежден собственной глубинной бомбой (из-за неверной установки взрывателя бомба взорвалась преждевременно). Однако обстановка не позволила поставить корабль на ремонт, и он продолжал выполнять боевые задачи близ Явы. 26 февраля «Edsall» вышел из Чилачапа на рандеву с авиатранспортом «Langley». 27-го числа «Langley», «Edsall» и «Whipple» были атакованы девяткой японских бомбардировщиков. Получивший в ходе атаки тяжелые повреждения, авиатранспорт вскоре затонул – эсминцы занялись спасением уцелевших. «Edsall» поднял из воды 177 человек, «Whipple» - 308. 28 февраля у Флаинг Фиш Коув они встретились с АО6 «Pecos» для передачи спасенных , однако новая атака с воздуха не позволила перегрузить всех. «Edsall» закончил эту операцию 1 марта и отправился обратно в Чилачап. Увы, добраться до базы ему было не суждено: в пути старый четырехтрубник погиб в неравном бою с японскими линкорами «Hiei» и «Kirishima», расстрелявшими эсминец вечером 1 марта.

DD248 «Barry»

Эсминец был спущен на воду 28 октября 1920 года Нью-Йоркской судостроительной кампанией в г. Кэмден, штат Нью-Джерси. Передан флоту (имея всего 50% штатного экипажа) 28 декабря того же года. Первый командир – лейтенант резерва ВМС США А.Г.Бамбергер.

Из-за значительного некомплекта экипажа эсминец после ввода в строй почти год находился в резерве ВМС, и только 15 ноября 1921 года был переведен в боевой состав и зачислен в Атлантический флот. В октябре следующего года «Barry» направили в Средиземное море, где он вошел в состав американского отряда кораблей в турецких водах. Служба продолжалась до июля 1923 года, после чего корабль 10 августа вернулся на Восточное побережье США и был включен в 14-й дивизион эскадренных миноносцев.

В начале 1925 года «Barry» , пройдя Панамским каналом в Тихий океан, принял участие в маневрах флота, а в июле вернулся на Восточное побережье. Повседневная служба корабля в Атлантике продолжалась до 1932 года, после чего он вновь принял участие в маневрах Тихоокеанского флота. 20 декабря эсминец прибыл в Норфолк и был зачислен в 19-й дивизион эскадренных миноносцев действующего резерва.

20 июня 1933 года «Barry» включили в боевой состав и 1 июля он ушел в Сан Диего, где присоединился к 7 дивизиону эсминцев. Здесь он находился до мая 1936 года, а затем вернулся в Атлантику и на непродолжительное время стал флагманом 8-го дивизиона. Позже в том же году последовал очередной перевод корабля в Тихий океан и включение в состав 22-го дивизиона эсминцев. В январе-апреле 1938 года «Barry» находился в зоне Гавайских островов, а 31 мая переведен в 21-й дивизион Атлантического флота.

18 октября 1940 года эсминец присоединился к 67 дивизиону действующему в зоне Панамского канала, а после вступления США во вторую мировую войну привлечен к противолодочному патрулированию в Атлантике. В начале 1942 года «Barry» находился в Карибском море, сопровождая конвои между Гуантанамо и Панамой и Кюрасао и Тринидадом. Вторую половину 1942 и первую половину 1943 годов корабль нес конвойную службу в Южной Атлантике оперируя с Тринидада.

В июле-ноябре 1943 года эсминец входил в состав 21 оперативного соединения - поисковой противолодочной группы, действовавшей на маршрутах северо-атлантических конвоев. Группа совершила два похода (30июля – 10 сентября и 28 сентября – 8 ноября), во время которых самолетами эскортного авианосца «Card» было уничтожено 8 германских подводных лодок. «Barry» и «Goff» спасли команду эсминца «Borie», таранившего и потопившего немецкую подводную лодку U-405. и затонувшего от полученных повреждений.

С 31 декабря 1943 по 17 февраля 1944 года миноносец переоборудовали в быстроходный десантный корабль (переклассифицирован в APD29 15 января 1944 г.). 13 апреля 1944 года «Barry» ушел с Восточного побережья и 30 апреля прибыл в Мерс-эль-Кебир. До 14 августа корабль участвовал в учебных высадках, а затем был включен в состав сил вторжения в Южную Францию.

15-20 августа 1944 года «Barry» высаживает войска на острова Левант и Порт-Крос и непосредственно на территорию Франции. В августе –декабре он еще и эскортирует конвои в западной части Средиземного моря. 23 декабря корабль вернулся в Штаты, бросив якорь в Норфолке. После непродолжительного ремонта бывший эсминец ушел на Тихий океан и 24 марта 1945 года прибыл в Перл-Харбор. Проведя ряд тренировок в гавайских водах «Barry» 16 мая подошел в район Окинавы, где выполнял патрульные и эскортные задачи во время вторжения на остров.

25 мая находясь в 35 милях к северо-западу от Окинавы корабль был атакован двумя «камикадзэ». Один из самолетов удалось сбить, но второй прорвался сквозь завесу заградительного огня и врезался в мостик «Barry». Погибших не было, ранения получили двадцать восемь членов экипажа. Взрыв бензобаков самолета и подвешенной бомбы вызвал пожар топлива, вытекавшего из пробитых топливных танков корабля. Появилась угроза взрыва носовых артиллерийских погребов. Затопить их не удалось и в 13.40 спустя сорок минут после атаки, командир корабля отдал приказ покинуть «Barry». Экипаж благополучно покинул его на корабельных плавсредствах.

Но точку в жизни бывшего эсминца ставить было еще рано. В 15.00 затопило носовые погреба предотвратив таким образом взрыв. На «Barry» вновь высадилась часть его команды. Пришли на помощь экипажи «Sims» (APD50) и «Roper» (APD20) и к 6.30 утра пожар был ликвидирован.

26 мая «Barry» на буксире был отведен на якорную стоянку на о-вах Керама. Повреждения оказались настолько серьёзными, что от ремонта корабля отказались. После того как с него сняли все, что представляло какую-либо ценность «Barry» 21 июня 1945 г. исключили из состава флота. Чуть позже его разбитый корпус было решено использовать как приманку для «камикадзэ». На буксире корабль вывели из Керама-Ретто и уже вскоре он выполнил последнюю в своей карьере задачу, привлек внимание японских пилотов-смертников, которые и потопили его вместе с сопровождавшим LSM-59.

DD251 «Belknap»

Эскадренный миноносец, получивший имя контр-адмирала Джорджа Юджина Белнэпа, спустили на воду 14 января 1919 г. на верфи Бетлехем Шипбилдинг Корпорейшн. Крестила корабль при спуске мисс Френсис Джорджиана Белнэп, внучка адмирала. 28 апреля того же года «Belknap» передали флоту. Его первым командиром стал лейтенант-коммандер С.Гэсси.

Вскоре после вступления в строй эсминец пересек Атлантику и вошел в состав американской эскадры несущей службу в восточной части Средиземного моря. Однако спустя несколько месяцев возвратился в США и был зачислен в 28-й дивизион эскадренных миноносцев Атлантического флота. Но и в этом соединении его служба оказалась недолгой – в 1920 году «Belknap» вывели в резерв в Чарльстоне, а 28 июня 1922 г. в Филадельфии корабль поставили на консервацию, где он и находился до 1940 года.

В 1940-м эсминец переоборудовали в авиатендер (2 августа 1940 г. переклассифицирован в AVD-8) и 22 ноября ввели в боевой состав. На этот раз его первым соединением стало 5-е Патрульное Крыло с базой в Гамильтоне (Бермудские о-ва) и здесь он нес службу до начала 1941 г. после чего пришел в Ньюпорт. С мая по сентябрь «Belknap» совершил отсюда три похода до Ньюфаундленда и Исландии. В Рейкьявике он оставался до мая 1942 года, а затем пришел на верфь ВМС в Чарльстоне на капитальный ремонт. С августа 1942-го по январь 1943-го корабль нес патрулирование в Карибском море, а с февраля по январь 1944 г. входил в состав атлантических противолодочных групп авианосцев «Bogue» (CVE-9), «Croatan» (CVE-25) и «Core» (CVE-13). 14 ноября 1943 года «Belknap» вновь вернули в класс эскадренных миноносцев и до июня 1944 г. он нес конвойную службу у восточного побережья США и в Мексиканском заливе. Далее корабль вновь ждали перемены: переоборудование в быстроходный транспорт и зачисление в состав флота 22 июня 1944 г. как APD-34.

В сентябре 1944-го уже в новом качестве «Belknap» перевели на Тихий океан. 18-22 октября корабль участвует во вторжении в заливе Лейте, а затем 3-11 января 1945 года в обеспечении высадки американской морской пехоты в заливе Лингайен и о.Лусон. 11 января он был атакован «камикадзэ», который, несмотря на плотный заградительный огонь, врезался в корабль в районе второй дымовой трубы. «Belknap» получил значительные разрушения, лишился хода, из экипажа погибло 38 человек и 49 получили ранения. Старый эсминец удалось удержать на плаву и 18 января ATF-102 «Hidatsa» привел его на буксире на Манус (Адмиралтейские о-ва). Отсюда после аварийного ремонта корабль ушел в Филадельфию (прибыл 18 июня), однако восстанавливать ветерана не стали и 4 августа 1945 года исключили из списков флота. 30 ноября того же года «Belknap» сдали на слом.

DD269 «Bailey»

Эскадренный миноносец «Bailey», второй корабль в американском флоте с таким названием, был спущен на воду 5 февраля 1919 г. на верфи Бетлехем Шипбилдинг Корпорейшн. Крещен при спуске правнучкой адмирала Бэйли мисс Розали Феллоу Бэйли. Передан американским ВМС 27 июня того же года и зачислен в состав Тихоокеанского флота США. Его первый командир – коммандер А.Шарп.

«Bailey» нес службу на западном побережье с октября 1919 по июнь 1922 года. В 1920–м в связи с неспокойной внутренней обстановкой в Мексике корабль кратковременно обеспечивал патрулирование в ее территориальных водах. 15 июня 1922 г. эсминец поставили на консервацию в Сан Диего.

30 сентября 1939 года, в связи с началом второй мировой войны «Bailey» ввели в строй и зачислили в состав 72-го дивизиона эскадренных миноносцев Атлантического флота. Здесь служба корабля продолжалась до ноября следующего года. Далее его ждал крутой поворот в биографии: 26 ноября 1940 г. в Галифаксе передали британскому флоту.

Переименованный в тот же день в «Reading» корабль зачислили в состав 5-й флотилии эсминцев-«городов» («Town» Flotilla) и 17 декабря он прибыл в Плимут. С декабря 1940-го по июль 1941 г. корабль нес конвойную службу в Атлантике, базируясь на Ливерпуль. В июле он присоединился к эскортной группе Ньюфаундленд, где оставался до мая 1942 года. С мая по октябрь корабль прошел ремонт, но к активной боевой службе больше не привлекался и использовался как корабль-мишень для авиации. В этом качестве он прослужил до июля 1945 года, а затем был передан на разборку.


Перевод с английского и литературная обработка Олюнина Л.А.

Hosted by uCoz