«Десятка» верфи «Германия»
Карл Хайнц Шультен

(«Marine Rundschau» № 12 1975)

Эскадренный миноносец G-10 принадлежал к числу включенных в бюджет 1910 года миноносцев № 1 – 12, из которых № 1-6 строились на верфи «Вулкан» в Штеттине и имели перед номером литеру «V», а остальные шесть на верфи «Германия» в Киле и, соответственно обозначались литерой «G». Эти корабли должны были образовать флотилию эсминцев в составе двух полуфлотилий: по 5 миноносцев в боевом строю, один флагман и один резервный.


Миноносцы G-7, G-8, G-10, G-11

Водоизмещение: 719 т (в полном грузу), 573 т (проектное).
Размерения: длина 71,5 м, ширина 7,56 м, осадка 3,09 м.
Механизмы: 2 турбины фирмы "Германия"; 3 военно-морских угольных котла, 1 военно-морской нефтяной котел. Мощность механизмов 16406 л.с. Скорость хода 33 узла, дальность плавания 1150 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 110 т угля, 80 т нефти.
Вооружение: 2 88-мм орудия, 4 500-мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения. В 1916 году произвели замену орудий на тот же калибр, но с более длинным стволом.
Экипаж: 74 человека (3 офицера).

ТТД миноносцев G-7, G-8, G-10, G-11 после модернизации в Вильгельмсхафене в 1920-1921 годах:
Водоизмещение: 775 т (в полном грузу), 660 т (проектное).
Размерения: изменилась только осадка — 3,21 м.
Скорость 31,5 узла. Дальность плавания 1800 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 156 т угля и 80 т нефти.
Вооружение: 2 105-мм орудия, 2 500-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 91 человек (4 офицера).

ТТД после модернизации в 1928-1931 годах:
Водоизмещение: 884 т (в полном грузу), 772 т (проектное).
Размерения: длина 76,1 м, ширина 7,58 м, осадка 3,13 м.
Механизмы: заменены котлы, установлены: 2 нефтяных военно-морских котла, 1 военно-морской нефтяной двусторонний котел. Скорость хода 30 узлов, дальность плавания 1900 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 220 т нефти.
Вооружение (в 1944 году): 1 105-мм орудие, 2 20-мм зенитных автомата, 3 500-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 91 человек (4 офицера), в 1940 году 89 человек (3 офицера)

[С.Б. Трубицын Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии 1871—1918 гг.]


G-10 заложили в апреле 1910 года и 15 марта 1912-го «десятый» сошел на воду, затем после достроечных работ подъем флага и вымпела и, наконец, сдаточные испытания. Приемка корабля продолжалась до 8 августа, а 28-го он был окончательно укомплектован и введен в состав германского флота. Через два дня эсминец прибыл к месту постоянного базирования в Вильгельмсхафене.

1 ноября 1912 года G-10 был зачислен во вновь сформированную флотилию германских эскадренных миноносцев. Одна из ее полуфлотилий получила статус учебной и большую часть своего времени вела подготовку личного состава, вторая – маневренная находилась в кампании во время больших флотских учений. G-10 сначала оказался в учебной полуфлотилии, и первые его плавания продолжались до 23 декабря 1912 года, после чего эсминцы этого соединения до весны 1913-го были выведены в резерв. Вновь боевая подготовка, тренировки и учеба началась для «десятого» 3 марта и продолжалась до 13 сентября. В октябре его полуфлотилия стала маневренной и G-10 участвовал в маневрах флота 3 – 23 ноября 1913, с 15 марта по 1 апреля и с 6 апреля по 30 мая 1914 года.

С началом Мировой войны флотилия была отмобилизована и 8 августа 1914 года полностью готова к ведению боевых действий. Эскадренные миноносцы преимущественно несли дозорную службу в Северном море и обеспечивали охранение флота насколько это позволяла их дальность плавания. Флотилия, а вместе с ней и G-10, участвовала в бою 28 августа 1914 года. В конце сентября эсминцы были на короткое время переведены на Балтику (ожидался прорыв на этот театр британского флота). Следующей операцией с участием кораблей флотилии стал бой у Доггер-банки, но он прошел без G-10, который в это время проходил ремонт. Затем эсминцы с 16 по 21 августа 1915 года были задействованы в Рижской операции германского флота. Возвращение в Северное море ознаменовалось печальным событием: 7 сентября у рифа Хорн столкнулись G-12 и V-1. В результате аварии на первом сдетонировали торпеды, и эсминец погиб, а второй получил очень тяжелые повреждения и уведен с места катастрофы на буксире. Спустя месяц флотилия вновь переброшена на Балтику, где G-10 отконвоировал в базу легкий крейсер «Berlin», тяжело поврежденный торпедой английской подводной лодки.

В 1916 году флотилия также принимала активное участие в боевых действиях, в том числе в Ютландском сражении. G-10 под командованием обер-лейтенанта Хауманна обеспечивал охрану кораблей 1-й германской эскадры. После боя вся флотилия без потерь вернулась в Вильгельмсхафен (погиб флагман – легкий крейсер «Rostock»), но на следующий день вновь вышла в море на поиск катера со спасшимися с крейсера «Elbing». 5 ноября 1916 года флотилия обеспечивала противолодочное охранение 3-й эскадры, осуществлявшей операцию по подъему подводной лодки U-20. Одной из последних операций флотилии мог стать набег на линию британских конвоев Шетландские о-ва – Норвегия 24 апреля 1918 года, но опять же из-за недостаточной дальности плавания эсминцев этой серии поход был отменен.

После окончания войны G-10 с сокращенным экипажем сначала включили в состав 6-й флотилии эсминцев, а затем 30 июня 1919 года вывели в резерв. Вновь в числе действующих он появился 17 апреля 1921-го, пройдя перед этим модернизацию в Вильгельмсхафене. При этом на миноносце изменили характерную форму конструкции полубака; так называемую «сосульку» между баком и мостиком. Полубак продлили до первой дымовой трубы, а сам дымоход и мостик несколько приподняли. На обеих трубах появились козырьки. G-10 вошел в состав 1-й полуфлотилии 1-й флотилии эскадренных миноносцев с базированием в Свинемюнде (в это же соединение вместе с «десяткой» вошли G-7, G-8, G-11 и S-23). Из-за весьма немногочисленного состава германских миноносных сил (кроме 1-й флотилии имелась еще одна – 2-я флотилия в Северном море) корабли очень интенсивно использовались флотом. Помимо обычной боевой подготовки, учений и маневров эсминцы наносили визиты в соседние страны. Уже с 17 по 19 декабря 1921 года G-10 посетил Копенгаген. В июне 1923 –го –Гётеборг. Со 2 по 11 июля 1924 года эсминец побывал в Норчепинге, Аркезунде и Висбю, а с 24 по 29 июня следующего года вместе с кораблями своей полуфлотилии отметился в Сёдертелье. 3 августа 1926 года G-10 был выведен из состава своего соединения и, сменив обозначение на Т-154, передан в качестве опытового судна минно-торпедной секции флота. Привычным маршрутом корабля стали походы из Киля в Эккерн-фиорд и обратно. Дабы освободить место для опытного оборудования и устройств демонтировали кормовое 105-мм орудие. Однако в этом качестве эсминец прослужил менее года. Сначала 1 апреля 1927 года его вывели из состава флота, а 27 сентября он вновь как миноносец оказался в списках своей полуфлотилии. С 30 августа по 5 сентября 1929 года G-10 посетил с визитами Ригу и Либаву. Через полгода – 25 января 1930-го миноносец в очередной раз был выведен в резерв, а затем отправлен на модернизацию. Корпус корабля удлинили на 4,5 м, срез полубака сделали за первой дымовой трубой, козырьки дымоходов увеличили в высоту, котлы перевели на отопление мазутом. Эсминец значительно улучшил ходовые характеристики и маневренность. Спустя почти два года 8 января 1932 года G-10 вновь поднял флаг и вымпел и вместе с G-7, G-8 и G-11 составил 1-ю полуфлотилию. С 23 по 27 июня того же года вместе с учебным линкором «Schlesien» и миноносцем Т-190 посетил Данциг. 1 октября 1935-го полуфлотилия была преобразована во флотилию эсминцев, но спустя девять месяцев – 4 июля следующего года ее расформировали. G-10 вместе с G-8 вошли в состав учебного отряда 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. С 15 декабря 1936 года «десятый» в резерве. В этот период он еще раз перестроен: значительно реконструирована носовая надстройка. 10 октября 1937 года корабль вновь введен в строй и вместе со своими собратьями образовал учебную флотилию в Мюрвике. В 1938 году G-10 одним из первых получил экспериментальный образец будущих немецких радаров и с ним весьма успешно выполнял ночные торпедные стрельбы. 17 апреля 1939 года миноносцы поменяли свои литерно-цифровые обозначения: G-10 преобразовали в Т-110.

Во время польской кампании «сто десятый» нес охрану проливов и судоходства, но основной задачей корабля стало обучение личного состава новых эскадренных миноносцев. Т-110 уцелел до конца второй мировой войны и был затоплен экипажем на верфи Флендер в Траве.


Перевел с немецкого Устименко И.Г.

Hosted by uCoz