Греческие эскадренные миноносцы типа «Psara»
Арис Билалис

(«Okrety Wojenne» №3 2000)

Данная статья посвящена эскадренным миноносцам типа «Psara», которые смело можно отнести к лучшим кораблям Греции межвоенного периода. Знатоки без сомнения отметят в их облике черты итальянского кораблестроения.

В октябре 1929 года греческий королевский флот заказал четыре эскадренных миноносца итальянской верфи «Одеро» в Генуе. Заказ последовал в ответ на постройку кораблей данного класса Турцией – давней соперницы Греции.

Проект, разработанный для греков, представлял собой итальянский эсминец типа «Dardo», но, заметно отличающийся в деталях. Прежде всего – в артиллерии главного калибра, которая размещалась линейно-возвышенно в четырех одинарных установках ( в отличие от двух спаренных на «итальянце»). Меньших размеров были носовая надстройка и мостик, короче прототипа корпус корабля.


Эскадренный миноносец «Кондуриотис»

Водоизмещение стандартное 1389 т, полное 2050 т. Длина наибольшая 96 м, ширина 9,75 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение; четыре 120-мм орудия, три 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

[Моделист-Конструктор 1-2002]


Первым из четверки эсминцев 29 августа 1931 года спустили на воду «Kountouriotis», получивший имя адмирала Павлоса Контуриотиса (1885 – 1935), прославившегося в греческом флоте смелостью и военным искусством в годы Первой мировой войны. Три других корабля получили названия островов, полученных Грецией во время войны за независимость 1821 года*. [* - названия этих островов ранее несли греческие броненосцы береговой обороны, построенные в 1889 году. Они были исключены из состава флота в 1922-м, но к этому моменту использовались лишь как учебные корабли. «Psara» сдали на слом в 1932 году, и его имя получил новый, только что спущенный на воду эсминец.]

«Ydra»** спущена на воду 21 октября 1931 года, «Psara» и «Spetsai» - в 1932-м. [** - из-за разницы в транскрипциях греческого и английского языков в литературе часто встречается название этого корабля пишущееся как «Hydra».] Первая пара кораблей вошла в состав флота в ноябре 1932-го, а вторая в мае 1933-го. «Kountouriotis» (бортовой номер 48) и «Ydra» (97) были оборудованы для постановки заграждений и могли принимать по 40 мин.

«Spetsai» (83) оказался самым быстроходным из четверки, показав на ходовых испытаниях 41,5 уз, развив мощность 52000 л.с. «Psara» имел бортовой номер 98.

Новые эсминцы образовали костяк греческого флота, поскольку до этого момента самые молодые его корабли были построены в 1914 году. Четверка «Psara» и два эскадренных миноносца типа «Vasileus Georgios»***, оказались единственными новыми кораблями Греции к 1940 году. [*** - эскадренные миноносцы «Vasileus Giorgios» и «Vasilissa Olga» - типа «Greyhound» построены в Глазго в 1939 году.]

С началом второй мировой войны Греция выбрала нейтралитет, однако очень быстро выяснилось, что Италия его соблюдать не собирается. 12 июля 1940 года итальянский бомбардировщик атаковал, но, к счастью неудачно, «Ydra», находившийся близ Крита. Затем, 15 августа был торпедирован и потоплен в бухте Тинос крейсер «Elli» (считается, что это была атака итальянской подводной лодки «Delfino»). 28 октября Италия потребовала от Греции на ввод итальянских войск на территорию страны и аннексии ряда ее стратегических районов. Решительный отказ греков на подобный ультиматум положил начало участию Греции в новой мировой войне.

В то время как греческая армия успешно отразила итальянское наступление и вынудила врага отступить в Албанию, флот также действовал активно. Как заметил Уинстон Черчилль: «… несмотря на подавляющее превосходство итальянского флота, флот греческий сражался мужественно и отважно».

31 октября, воспользовавшись пассивностью противника и штормовой погодой эскадренные миноносцы «Psara» и «Spetsai» обстреляли позиции неприятеля на албанском побережье, как раз на широте главной базы итальянцев в Таранто. После обстрела корабли преследовались авиацией, но сумели благополучно уйти от погони. Эта акция еще более подняла моральный дух греков, да к тому же итальянцы отказались на время от посылки морем подкреплений в данный район. 13 ноября эсминец «Ydra» провел поиск кораблей противника в Отрантском проливе. 15 декабря подобный рейд был повторен, но оба похода завершились безрезультатно. В этот же период все четыре эсминца привлекались для охраны конвоев, поиска подводных лодок и минных постановок. 29 ноября в 12 милях к востоку от скал Калойери в Эгейском море эскадренный миноносец «Spetsai» был безрезультатно атакован итальянской подводной лодкой «Delfino», а 11 марта «Psara», в свою очередь, записала на свой счет уничтожение подводной лодки «Negelli». Однако вскоре выяснилось, что эта субмарина уже два месяца как уничтожена британским эсминцем «Greyhound». 28 марта 1941 года эскадренные миноносцы «Ydra», «Spetsai», и «Kountouriotis» получили приказ на атаку итальянских кораблей, зажатых британцами в бою у мыса Матапан, однако путаница в радиосвязи не позволила выполнить это задание. Единственное, что успели греки, спасение «Ydra» 100 итальянских моряков с тяжелого крейсера «Pola».

5 апреля 1941 года германские войска вторглись в Грецию, спасая таким образом своих итальянских союзников от полного разгрома. Огромное преимущество немецкой авиации (800 самолетов против 80 греческих и английских) было настолько подавляющим, что корабли, как британские, так и греческие нигде не могли чувствовать себя в безопасности. Когда германская армия достигла Афин, правительство страны решило отправить быстроходные, еще сохранившие боеспособность корабли, на Крит, а затем, далее в Египет, для продолжения войны против Оси. В середине апреля немецкая авиация усилила интенсивность атак против судоходства союзников, занимающегося эвакуацией британских войск с материка на Крит. 20 апреля, накануне Пасхи, большинство греческих эсминцев находилась в бухте Мегара близ Афин, ожидая приказа на выход на Крит. В этот день, в полдень, немецкие самолеты начали седьмую по счету атаку. Группа от 6 до 12 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 «Штука» устремилась на корабли, которые огнем с места отражали налет своей зенитной артиллерией. Четыре самолета избрали своей целью эсминец «Psara». Две бомбы угодили в полубак перед носовой надстройкой. Все, находившиеся на верхней палубе и подпалубных помещениях, погибли. Попытка выбросить корабль на берег не удалась, и «Psara» затонул.

Его собрат «Ydra» 21 апреля становится флагманским кораблем греческого флота (к тому моменту был выведен из строя «Vasileus Georgios»). Увы, флагманом ему довелось быть всего один день. 22 апреля эсминец отправился на встречу с конвоем, который должен был сопровождать до Александрии. Около 18.00, когда корабль шел близ острова Эгина, его атаковали пикировщики Ju-87 (35-40 самолетов). Пилоты заходили на эсминец группами по шесть машин, и им удалось положить несколько бомб буквально рядом с бортом. Командир «Ydra» капитан-лейтенант Пезопулос погиб. Вспыхнуло несколько пожаров, корабль потерял ход и накренился на правый борт. Погиб 41 человек, и, по словам одного из спасшихся моряков, «палуба была скользкой от крена и крови». Вскоре был отдан приказ покинуть гибнущий эсминец, и уцелевшие поспешили за борт, в покрытое горящим мазутом море, пытаясь доплыть до ближайшей суши. Нескольким морякам сохранили жизнь спасательные жилеты, снятые со спасенных у Матапана итальянцев. Спустя несколько минут «Ydra» встал вертикально и кормой вниз ушел на дно.

Забегая вперед, следует заметить, что в послевоенное время эсминец был найден и обследован. Корабль лежит на глубине 70 метров, на правом борту, окруженный неразорвавшимися немецкими авиабомбами. Часть носовой оконечности хорошо сохранилась, а вот корма представляет груду исковерканного металла – следствие повреждений последнего боя и «падения» на грунт кормой вниз. В близлежащей бухте Лагуса недавно открыт памятник погибшим морякам.

«Spetsai» и «Kountouriotis», покинувшие Пирей 22 апреля, благополучно добрались до Александрии, где до августа 1941 года привлекались к конвойным операциям совместно с британским флотом. Позже «Spetsai» (который получил английский тактический номер Н 38) ушел в Бомбей, где начался его ремонт и перевооружение. Законченная 27 марта 1942 года модернизация лишила корабль кормового 120-мм орудия и кормового торпедного аппарата. На месте последнего установили 76,2-мм зенитное орудие. ПВО усилили также парой 20-мм автоматов, а ПЛО шестью бомбометами. «Kountouriotis» (Н 07) ушел в Индию в декабре 1941-го. Его ремонт и модернизация продолжались до 18 апреля 1942-го.

В мае оба эсминца приступили к несению службы (как правило эскортной) в восточном Средиземноморье и у берегов Северной Африки. В сентябре 1942 года «Kountouriotis» использовался для переброски войск на остров Кастелорицо, где итальянский гарнизон сдался союзникам. Однако дальнейший боевой путь кораблей оказался весьма непродолжительным. И виной этому стало итальянское происхождение эсминцев. Износ механизмов неуклонно возрастал, а запасные части отсутствовали напрочь. Поэтому, когда в составе греческого флота появились переданные британские эсминцы, проблемных «итальянцев» поспешили вывести в резерв, и, за счет их опытных экипажей, сформировать команды новых кораблей. «Spetsai» поставили на прикол в Порт Саиде 29 сентября 1943 года, а «Kountouriotis» в декабре. В освобожденную Грецию оба эсминца вернулись в конце 1944-го. Но их плохое техническое состояние привело к тому, что «итальянцы», как окончательно устаревшие в 1946 году исключили из состава флота. «Kountouriotis» сдали на слом в том же году, а «Spetsai» - в 1947-м. Имена этой четверки ( а до того броненосцев береговой обороны) традиционно сохранили в греческом флоте. «Ydra», «Spetsai» и «Psara» - ракетные фрегаты проекта «МЕКО 200», построенные для Греции в 1992 – 1998 гг. Стоит обратить внимание, что эти названия присваиваются только новым кораблям. Имя «Kountouriotis» в 1973 году получил бывший американский эсминец типа «Gearing», а в 1997-м фрегат голландской постройки типа «Kortenaer».

Количественный состав итальянского и греческого флотов
По состоянию на октябрь 1940 года

Италия корабли тоннаж
Линкоры
Тяжелые крейсера
Легкие крейсера
Эсминцы
Миноносцы
Подводные лодки
6
7
14
61
69
119
197500 т
79600 т
89050 т
85370 т
47780 т
90250 т
Итого 508550 т
Греция корабли тоннаж
Линкоры
Броненосный крейсер
Легкие крейсеры
Эсминцы
Миноносцы
Подводные лодки
-
1
-
10
12
6
-
9350 т
-
12140 т
2780 т
5399 т
Итого 29570 т

(Ага, щас. А где же "Килкис" и "Лемнос", по 13000 т каждый? - keu)

Тактико-технические данные эсминцев типа «Psara»

Водоизмещение: стандартное 1389 т, полное 2050 т

Размерения: длина 92,35 м., ширина 9,75 м., осадка 3,65 м.

Механическая установка: две турбины Парсонса, мощность 44000 л.с.; Три котла Торникрофта, два гребных вала

Скорость: 38 узл.

Запас топлива: 640 тонн

Вооружение: 4 120-мм/50 (4х1), 3 40-мм (3х1), 6 533-мм (2х3) торпедных аппаратов, 40 мин заграждения (только на «Ydra» и «Kountouriotis»)

Экипаж: 156 человек


Hosted by uCoz