Контр-миноносец «Tigre»

(«La Revue Marittime»)

Шестерка эсминцев типа «Jaguar» стала первой, построенной для французского флота после окончания Первой мировой войны. Строительство серии было санкционировано Законом от 18 апреля 1922 года. Контракт на постройку «Tigre» заключили 7 февраля 1923 года с верфью «Ателье э Шантье де Бретань» в Нанте. Закладка корабля на стапеле состоялась в сентябре того же года.


Лидер «Ягуар»

Лидер «Ягуар»

Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Длина наибольшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50000 л.с., скорость проектная 35 узлов. Вооружение: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

[Моделист-Конструктор 3-2001]


Спуск на воду произведен 2 августа 1924 года, а в июне следующего начались испытания «Tigre». 3 октября на мерной миле во время 8-часовых ходовых испытаний, имея водоизмещение 2380 тонн эсминец достиг скорости 35,93 уз., а во время 9-часовых пробегов 36,7 уз, показав лучший результат среди всей серии.

В декабре 1925 года первым из всей шестерки «Tigre» был передан флоту. Характеристики новых кораблей настолько отличались от эсминцев периода 1-й мировой войны, что «Jaguar’ы» классифицировались французами как контр-миноносцы.

Вашингтонское водоизмещение: 2216 тонн
Нормальное: 2400-2500 т.
Полное: 2950-3050 т.

Длина:(max) – 126,78 м.
Между ПП – 119,7 м.

Ширина:(max) – 11,32 м.
По ВЛ – 11,08 м.

Высота борта: 7,02 м.

Осадка (при 2400 тоннах) носом: 3,2 м.
Кормой: 4,1 м.

Механизмы: две турбины Рато с зубчатой передачей.
Пять котлов Дю Тампля
Два гребных вала.

Мощность: 50000 л.с. (запас топлива 530 тонн мазута)

Дальность плавания (проектная): 650 миль/35 уз, 3600 миль/18 уз.
Фактическая: 600 миль/35 уз, 3000 миль/14 уз.

Вооружение: первоначально планировалась установка на кораблях 6 130-мм орудий, но оставили вариант с 5 130-мм/40 обр.1919 г.(130 выстрелов на ствол), 2 75-мм зенитных орудия обр.1927 г.(300 выстрелов на ствол + 120 осветительных снарядов).
6 торпедных труб 550-мм в двух трехтрубных аппаратах.
4 бомбомета Торникрофта и два бомбосбрасывателя (общий запас глубинных бомб – 46 шт.).

Экипаж: 8 офицеров, 22 младших офицеров, 165 прочих чинов.

После вступления в строй в 1926 году, «Tigre» был зачислен в состав Эскадры Средиземного моря, а с февраля по май следующего 1927-го, вместе с крейсером «Duguau Trouin», эсминцами «Chacal», «Simoun», «Tempete» и подводными лодками «Requin» и «Souffleur» совершил первый дальний поход в восточное Средиземноморье и в Черное море.

В июне 1928 года контр-миноносец участвует в больших маневрах Эскадры в Атлантике, а по возвращении в Гавр 3 июля – в морском параде, принимаемом Президентом Думерком.

10 мая 1930 года «Tigre» в составе Средиземноморской эскадры (под флагом Президента) посетил Алжир.

В 1931 году вошел в состав 5-го дивизиона эскадренных миноносцев. Вместе с крейсером «Primauguet» и эсминцем «Chacal» совершил поход к берегам Северной Африки и участвовал в торжествах по случаю открытия порта Дуала. С февраля 1932 года «Tigre» находился в плановом ремонте.

24 апреля 1934 года на борту контр-миноносца из Тулона в Ажассио совершил переход морской министр Пьетри. В 1935-м назначен в 11-й дивизион эсминцев, а в 1937-м – во 2-й дивизион.

25 февраля 1939 года «Tigre» спас команду терпящего бедствие греческого каботажного судна «Loulis». Летом того же года он стал флагманом 3-го дивизиона эсминцев (кроме него в дивизион входили «Lynx» и «Panthere»). К этому времени считалось, что шестерка «Jaguar’ов» морально и физически устарела и был разработан проект переоборудования их в корабли ПВО с вооружением из спаренных 100-мм артустановок, но он не был осуществлен. Корабли так и остались эсминцами, но с них демонтировали орудие ГК №3 и заменили на два счетверенных 13,2-мм пулемета.

С началом второй мировой войны «Tigre» немедленно включился в боевую работу. Уже 4 сентября он конвоирует из Алжира в Джиджелли шхуну «Galiton». 19-22 октября вместе с «Chevalier Paul» и «Tartu» перешел из Тулона в Касабланку. Здесь эсминцы вошли в состав охранения большого конвоя (около 30 английских транспортов), следующего из Касабланки в Англию, с заходом в Брест.

1 ноября в Арсенале Бреста «Tigre» оборудован гидролокатором и 10 ноября вместе с «Panthere», и двумя британскими эсминцами повел конвой OG-6, следующий в Гибралтар. 13 и 15 ноября «Tigre» безрезультатно бомбил подводные лодки. 16-го конвой прибыл в Гибралтар, а 22-го снова, вместе с «Panthere» эскортирует очередной большой конвой (38 судов) до Бреста.

4 декабря в том же составе выход из Бреста с конвоем OG-9. В Гибралтар пришли 11-го.

28 апреля 1940 года в Алжире «Tigre» присоединился ко 2-й дивизии линейных кораблей («Bretagne», «Lorraine» и «Provence»). На следующий день эскадра снялась на Александрию. В море корабли присоединились к английским линкорам «Barham» и «Malaya». 4 мая флот прибыл в Александрию, где «Tigre» вошел в состав «Соединения Х» (тяжелые крейсера «Duquesne» - флагман, «Tourville» и эсминец «Forbin»).

15 мая выход «Соединения Х» совместно с британским Средиземноморским флотом (линкоры «Barham», «Malaya», «Royal Sovereign», «Warspite» - флагман, авианосец «Eagle», крейсера «Caledon», «Calypso», «Capetown», «Gloucester», «Leander», «Neptune», «Orion», «Sydney» и 18 эсминцев) в море для отработки совместного маневрирования и командования.

19 мая линкоры «Bretagne» и «Provence» получили приказ вернуться в Северную Африку и на следующий день в сопровождении «Tigre» и «Lynx» вышли в Мерс-эль-Кебир с заходом в Бизерту. Здесь, 25 июня, их застало известие о перемирии с Германией.

3 июля французские корабли в Мерс-эль-Кебире были атакованы британским «Соединением Н» (линейный крейсер «Hood», линкоры «Resolution», «Valiant», авианосец «Ark Royal», крейсера «Arethusa», «Enterprise», эсминцы «Active», «Boreas», «Escort», «Faulknor», «Fearless», «Foresight», «Forester», «Foxhound», «Keppel», «Vidette», «Vortigern» и «Wrestler»). Части французских кораблей удалось прорваться в море и уйти в порты южной Франции. В 16.55 вслед за «Volta», «Mogador», «Terrible» и «Lynx», «Tigre» снялся с якоря и, вырвавшись из Мерс-эль-Кебира, 4 июля в 20.10, вместе с линкором «Strasbourg» пришел в Тулон. В сентябре 1940 года эсминец был разоружен и до конца 1942-го находился в порту на хранении.

27 ноября 1942 года во время самозатопления французского флота в Тулоне, небольшая охранная команда, находившаяся на борту «Tigre», не смогла затопить корабль, и он практически невредимым попал в руки немцев. Те в свою очередь передали его итальянцам, которые ввели эсминец в состав своих ВМС под обозначением FR-23. Планировалось переоборудовать корабль в быстроходный войсковой транспорт. С него демонтировали турбины экономического хода и большое количество другого оборудования, но под итальянским флагом FR-23 так и не довелось послужить. Через год, 28 октября 1943 года в Бизерте на «Tigre» вновь был поднят французский военно-морской флаг. В ноябре-декабре в арсенале Сиди-Абдаллах эсминец прошел ремонт. На нем появилось электронное оборудование. Усилена артиллерия ПВО.

23-24 декабря «Tigre» перешел из Бизерты в Алжир. В пути вышла из строя турбопомпа.

С 5 по 7 января 1944 года «Tigre» перешел в Касабланку, где был окончательно восстановлен. 27-28 марта на нем провели испытания механизмов и вооружения, а на следующий день эсминец вступил в охранение американского транспорта «General H.W.Butler». 6 апреля близ Касабланки обеспечивал боевую подготовку подводной лодки «Orphee», и в тот же день принял эскорт транспорта «Medie II», идущего в Алжир с заходом в Гибралтар. 15 апреля корабли пришли в Алжир, а на следующий день вместе с эсминцами «Forbin» и «Tempete», вновь вышел в море, конвоируя транспорты «El Bier», «Marrakech» и «Medie II», на борту которых находилось 3400 человек 9-й дивизии и 980 тонн материалов. 18-го в 7 часов утра конвой пришел в Ажассио, а 19-го в 13.00 с конвоем CAF-31 отправился обратно в Алжир.

20 апреля, когда CAF-31 находился приблизительно в 40 милях к северо-западу от Буге, между 20.30 и 20.50 он подвергся налету 12 торпедоносцев Ме-210. Шесть сброшенных ими торпед прошли между «Tigre» и «Marrakech». Эсминец отбивал атаку всеми стволами, включая главный калибр, и сбил один самолет. Затем последовал налет 8 бомбардировщиков До-217, которые атаковали конвой планирующими бомбами. Три из них были направлены в «Tigre», но в эсминец не попали. Одна взорвалась в 100, вторая – в 20 метрах от правого борта и, третья – в 20 метрах от левого. От взрывов разошлись швы корпуса, и «Tigre» потерял 140 тонн мазута. Кроме него пострадал «El Bier», в который попала торпеда. Транспорт оставили под охраной «Tempete», остальные пришли в Алжир 21 апреля. 29-го эсминец отправили на ремонт в Бизерту, который закончили 22 мая.

26 мая «Tigre» пришел в Бон, где взял на борт 250 британских авиаспециалистов, которых доставил в Кальяри и немедленно вернулся в Алжир. С 29 по 31 мая сопровождает конвой в Гибралтар, а 4 июня уводит оттуда в Бизерту тяжелый крейсер «Tourville». 5 июня вместе с «Algerien» провел безрезультатный поиск подводной лодки. 11 июня «Tigre» привел из Бизерты в Мерс-эль-Кебир легкий крейсер «Jeanne d’Arc». 14-15 июня вместе с крейсером доставили 500 британских военнослужащих в Гибралтар, а затем в течение десяти дней «Tigre» совершил еще четыре похода:

23-25 июня – из Алжира в Ажассио, снова с «Jeanne d’Arc», имевшей на борту 200 солдат.

27-29 июня – из Алжира в Неаполь и обратно с материальной частью Группы Морской артиллерии.

30 июня – из Алжира в Оран.

2-5 июля – из Орана в Кальяри с крейсером «Jeanne d’Arc», на борту которого находились 380 французских и американских военнослужащих.

По возвращении в Оран «Tigre» был поставлен в док для большого ремонта и модернизации. На эсминце провели замену водогрейных трубок котлов и винтов. Ликвидировали носовое котельное отделение в месте с его «сигаретой» (так экипажи «Jaguar’ов» с иронией называли первую, более «худую», чем две другие дымовую трубу), а на его месте оборудовали топливную цистерну на 475 тонн мазута. Теперь корабль мог пройти 1200 миль 26 узловым ходом и 4000 миль/13 уз. Оборудовали дополнительный кубрик для команды, так как численность экипажа увеличилась до 275 человек. Эсминец получил новые радиостанцию и РЛС, а из вооружения добавились два 40-мм одноствольных Бофорса, 10 20-мм автоматов (10х1) Эрликон. Главный калибр – 4 130-мм сохранили до конца его карьеры. Торпедное вооружение сократили наполовину, демонтировав ТА №2. Для сохранения прежней остойчивости уложено 100 тонн балласта. 20 марта 1945 года «Tigre» вернулся в боевой строй, хотя до 6 апреля проводил завершающие испытания и курс боевой подготовки.

7 апреля «Tigre» пришел в Гибралтар, где произвели размагничивание корпуса, а 9 апреля вышел с конвоем в Тулон, благополучно разминувшись в пути несколькими дрейфующими минами.

13 апреля эсминец включили в состав соединения «Flank Force» (крейсера «Duguau Trouin», «Georges Leygues», «Gloire», «Montcalm», эсминцы «Tempete» и «Trombe», 9 тральщиков, 4 СКР и 7 охотников за ПЛ).

15 апреля «Tigre» было поручено обстрелять немецкую радиостанцию в Вентимилье, что он и попытался сделать, выпустив 53 130-мм снаряда. В ответ корабль попал под огонь 88-мм береговой батареи, но благополучно избежал повреждений. Проследовав далее на восток до Сан Ремо, эсминец 16 апреля вернулся в Тулон. 20-27 апреля, вместе с британским эсминцем «Musketeer», занимается боевой подготовкой, отрабатывая применение средств ПВО. На следующий день «Tigre» отправился в Вильфранш, откуда вернулся в Тулон 2 мая, вместе с крейсерами «Duguau Trouin», «Gloire», эсминцем «Tempete» и британскими «братьями по классу» «Lookout», «Milne» и «Musketeer».

8 мая вторая мировая война в Европе завершилась. Однако на «Tigre» главный калибр зачехлять еще непришлось. 11 мая вместе с «Tempete» его срочно отправили в Алжир, где вспыхнули этнические беспорядки. 13-го он перевез 200 человек войск из Алжира в Джиджелли, а на следующий день прибыл в Буге, где вновь, со времен недавней войны нашлась «работа» для комендоров корабля. 74 130-мм снаряда выпустил эсминец по мятежным деревням Аокас и Агеммур. Спустя пять дней израсходовали еще 36 снарядов. Затем последовало несколько челночных рейсов между Буге и Алжиром, причем 21 мая на борту «Tigre» следовали генерал-губернатор Алжира, командующий французским 19-м африканским корпусом и командующий отрядом кораблей в Алжире. С 26 мая по 4 июня осмотр и ремонт правого гребного вала. 10 июня эсминец пришел в Касабланку, откуда на следующий день вышел в море, эскортируя крейсер «Gloire», на борту которого шел во Францию Султан Марокко. 13 июня, на широте Уэссана, в охранение вступили также «Alcyon» и «Fortune». На подходе к Шербуру расстреляли дрейфующую мину. 20-21 июня «Tigre» совершил поход из Шербура в Брест. 29 июня вернулся назад, а 3 июля с «Gloire» пошёл обратно в Касабланку – Султан Марокко завершил свой французский вояж. На этом, однако, «официальные» походы не закончились. 11-12 июля эсминец вновь эскортирует «Gloire», на борту которого совершал переход из Бизерты в Тулон Бей Туниса, а 1-2 августа вместе с крейсером доставили данную важную персону из Марселя обратно в Бизерту. С 11 по 24 августа, в Касабланке, на «Tigre» произвели ремонт котлов, а 25-го корабль отправился в Шербур, сопровождая в пути линкор «Jean Bart». Далее он должен был следовать в Германию и 7 сентября прибыл в Киль. Спустя пять дней эсминец перешел на судостроительный завод в Бремерхафен, где 13 сентября силами немецких рабочих начался ремонт французского корабля. Требовалась замена электрооборудования, ремонт и улучшение жилых кубриков. 15 сентября «Tigre» был принимающим кораблем во время визита американского тяжёлого крейсера «Robinson». 23 сентября ремонтные работы были завершены, и на следующий день эсминец вышел в Шербур, выполняя траурные обязанности, неся на борту останки скончавшегося в Германии маркиза де Мустьера. Затем «Tigre» пошел в Средиземное море: 29 сентября – в Бресте, 8 октября прибыл в Касабланку, 14-го – в Оране и, наконец, 17-го бросил якорь в Тулоне. 28 октября эсминец был поставлен в док. Его ремонт осуществлялся пленными немецкими рабочими. Снова в боевой строй он вернулся 29 декабря.

В 1946 году первый выход в море состоялся 5 января из Тулона в Ажассио. «Tigre» занимается перевозкой репатриированного населения. Дважды напоминала о себе прошедшая война; 8 января расстреляли дрейфующую мину у Тулона, а 23-го у Марселя. В марте корабль продолжает работать «пассажирским лайнером» между Корсикой и Провансом. 4 марта в бухте Ажассио серьезно поврежден штормом. Перешел в Тулон, где потребовалась замена обоих винтов. Такие же походы продолжались в августе. 3 августа при выходе из Марселя коснулся винтом грунта – снова потребовался ремонт.

В 1947 году, в январе, перевозил из Тулона в Бизерту французские войска и материалы, а затем был назначен в учебно-артиллерийский отряд, где на нем проходили практику артиллерийские офицеры-стажеры.

В 1948 году состояние корпуса «Tigre» признали неудовлетворительным. Корабль вывели в специальный резерв и стали использовать как несамоходное учебное судно механиков в Сен Мартьене.

В 1954-м в возрасте 31 года списан и в 1955-м за 45 млн франков продан для разборки на металл.

Перевел с французского Полуян В.В.


Hosted by uCoz