Шведские эсминцы-«города» (периода второй мировой войны)
Адам Флекс

(«Okrety Wojenne» # 18)

В конце 1930-х годов многие флоты мира претерпевали очередной бум в своем развитии. Это одинаково касалось и тоннажа и количества построенных кораблей. По-прежнему лидерство на море удерживала Великобритания, но ее стремительно догоняли Соединенные Штаты. Программы строительства новых боевых единиц в этих странах ориентировались на ввод в строй довольно значительного числа линейных кораблей и авианосцев. В Европе быстро возрождала свои военно-морские силы Германия, фактически уже не ограниченная никакими запретами. Однако немцы делали ставку на подводные лодки – в ущерб крупным надводным кораблям.

По мере возрастания германской подводной угрозы, перед военно-морскими специалистами встал вопрос об эффективной защите конвоев, поэтому бурно начал развиваться процесс совершенствования противолодочного оружия, а вместе с ним и его носителей: эскадренных миноносцев и прочих эскортных кораблей. Это соперничество дало очень эффективные средства борьбы.

Усиление милитаристских настроений в Европе в конце 1930-х не всколыхнуло шведское общественное мнение и не подвигло правительство на увеличение затрат на оборону. Однако накануне войны в этом вопросе, наконец, наметились положительные сдвиги, а начало нового мирового конфликта способствовало выделению дополнительных средств, значительная часть которых была направлена на усиление флота.

Исходя из того, что постройка новых боевых кораблей требует значительного времени, решено было обратиться к закупке таковых за границей. В Италии спешно приобрели четыре миноносца. Два из них «Puke» и «Psilander» были равноценны построенным в Швеции в межвоенный период эсминцам-«городам», а «Romulus» и «Remus», меньшего водоизмещения, стали прототипом построенных в первой половине 1940-х годов так называемых «миноносцев береговой обороны» (kustjagare).

Также, благодаря закупкам за границей, в шведском флоте накануне войны появился класс торпедных катеров. Их приобрели в Италии и Англии, на условиях соблюдения Швецией нейтралитета по отношению к обеим странам. Накануне войны в очередной раз приступили к модернизации кораблей построенных еще в начале века, таких, например, как броненосный крейсер «Fylgia» и броненосец «Manligheten». Шло перевооружение броненосца «Sverige» и ряда других кораблей. Однако эти факты со всей очевидностью лишь подчеркивали, что и шведский флот, и армия не смогли бы противостоять такому противнику, каковым могла неожиданно стать Германия. Лишь на рубеже 1942-1943 гг. германская опасность начала терять свою актуальность.

До тех же пор флоту спешно требовались корабли для постановки мощных оборонительных минных заграждений. Единственного находящегося в строю заградителя «Klas Fleming» было недостаточно для выполнения такой задачи, и к тому же он имел очень преклонный возраст. Его также модернизировали, оснастив впервые в шведском флоте газовыми турбинами. Под минный заградитель переоборудовали купленный на стапеле теплоход «Alvsnabben», который вошел в состав флота в 1943 году.

Помимо этого потребности ВМС постарались удовлетворить усилением легких сил. В момент начала войны отказались от постройки уже утвержденного нового броненосца. Вместо этого шведский парламент согласился на выделение средств для постройки современных эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров.

Между тем осенью 1941 года не воевавший шведский флот понес тяжелые потери, утратив в результате «красной» диверсии эскадренные миноносцы «Klas Uggla», «Klas Horn» и «Goteborg». Два последних позже были подняты, восстановлены и модернизированы до стандарта более современных эсминцев. Тем временем парламент немедленно утвердил постройку четырех новых кораблей этого класса, взамен погибших собратьев. Времени на разработку нового проекта не было, поэтому решено было вернуться к строительству межвоенных эсминцев-«городов». Хотя они уже и не отвечали требованиям для кораблей данного класса. Проект был насколько возможно изменен, и его основной отличительной чертой стало иное расположение главной артиллерии и усиление средств ПВО. В остальном это были те же «города». Постройка велась очень быстро и буквально за год, начиная от закладки до ввода в строй, в состав шведского флота вошли эскадренные миноносцы «Visby», «Kalmar», «Halsingborg» и «Sundsvall».

Корабли получились почти на три метра длиннее своих межвоенных собратьев. Вторую дымовую трубу сместили в нос, вследствие более компактного размещения котлов, а 120-мм орудие, которое размещалось между дымоходами, перенесли на кормовую надстройку. Иное было и размещение средств ПВО. Расширились сектора обстрела зенитных автоматов, которые укрыли легкими броневыми щитами.

Размеры новых «городских» эсминцев: длина(max) – 97,5 м., ширина(max) – 9,2 м., осадка – 2,6 м. Водоизмещение стандартное – 1135 т., полное – 1320 тонн. Экипаж 155 чел.


Эскадренный миноносец "Visby"

[Морская Коллекция #3-2005]


Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, главные переборки которых доходили до верхней палубы. Как и предшественники, эсминцы строились по гладкопалубной схеме. Крейсерскую форму кормы заменили на транцевую, но корабли сохранили 39 узловый ход. Дальность плавания составила 1600 миль 20 узловым ходом. Мощность механизмов 32000 л.с., давление пара 25 атм. Пар для турбин Лаваля вырабатывали три котла Пено, питаемых мазутом.

Главный калибр – те же 120-мм/46 орудия (3 х 1) М/24С, что и на предшественниках – «Goteborg’ах». Система управления огнем фирмы ASEA. Средства ПВО: такие же как и на «старых» эсминцах – спаренные 40-мм автоматы М/36, установленные в гнездах между торпедными аппаратами побортно. От установки еще одного такого же автомата перед надстройкой (по предложению верфи Гётаверкен) отказались. Вместо него смонтировали четыре 20-мм автомата М/40, из которых пара располагалась побортно между дымовыми трубами, и, еще два по обе стороны надстройки. В вооружение входили также два 8-мм пулемета М/24. Торпедное: два трехтрубных 533-мм аппарата. Противолодочное: два бомбосбрасывателя глубинных бомб М/24 и два бомбомета М/33 под 16 бомб М/33. Эсминцы могли принимать от 40 до 46 мин заграждения. Других отличий от «Goteborg» не было.

«Visby» заложили 29 апреля 1942 года, спустили на воду 16 октября и сдали флоту в августе 1943-го.

«Halsingborg» спустили 23 марта 1943-го, а 30 ноября он вошел в строй.

«Sundsvall» спущен на воду 20 октября 1942 года, передан флоту 17 сентября 1943 г.

«Kalmar» спущен 20 июля 1943-го, вступил встрой 3 февраля 1944 года.

Опыт воюющих сторон указал на необходимость усиления зенитной артиллерии, а также необходимость установки эффективной системы управления артиллерийским огнем, использующей радар, все большее значение приобретали гидролокация и надежная радиосвязь. Все эти факторы значительно улучшали самооборону кораблей. Во время войны фирма Бофорс разработала улучшенную модель зенитного орудия, а ставшая доступной информация, позволила шведским специалистам ознакомиться с радиолокационной техникой.

На старых миноносцах использовались автоматические 25-мм автоматы Бофорс в одиночных и спаренных установках. Они появились в1939 году, и их несли корабли типов «Skold» и «Klas». Информация о радарах и прочих электронных устройствах, поступающая из-за рубежа, не всегда оказывалась достоверной, однако специалисты отмечали перспективность работ в этой области. Опытные образцы в конце войны появились на нескольких шведских миноносцах. А с окончанием военных действий появилась возможность просто купить интересующее зарубежное оборудование: как уже использующееся, так и новые образцы, тем более, что фирмы изготовители сами искали новых покупателей. Однако установка РЛС потребовала определенных условий (особенно по высоте размещения), которые могли создать проблемы с остойчивостью. Поэтому наряду с разработкой проектов новых эсминцев, возникла необходимость значительной модернизации старых кораблей данного класса. Шведы начали внедрять такую программу в 1950 году.

«Goteborg’и» списали и сдали на слом, а оставшиеся эсминцы-«города» получили новые РЛС, средства связи, гидролокаторы и системы управления огнем. Корабли получили дистанционно управляемые 40-мм автоматы Бофорс М/48 с вдвое увеличенной скорострельностью (по сравнению с предшествующей моделью, приобретенной, между прочим в Польше). На платформе вокруг второй дымовой трубы разместили четыре таких установки. В конце 1950-х смонтировали систему управления торпедами по проводам.

Для установки антенн: навигационной РЛС и станции гос.опознавания «свой-чужой» переделали мачту. Для размещения поста управления артогнем увеличили надстройку. На кораблях появилось новое оборудование для улучшения противопожарной и противоатомной защиты. Установка ГАС потребовала переделки носовой части (подводной) корпуса, где потребовалось в водонепроницаемом отсеке прорезать отверстие для размещения приемо-передающего устройства ГАС. Усилили киль и днище кораблей. Установленная гидроаккустическая станция – английская ASDIC 144 (в Швеции обозначалась как «тип 47»).

В ходе испытаний модернизированного таким образом миноносца «Gavle» выявился значительный крен корабля на волне. Поэтому было решено увеличить ширину корпуса, и для этого пришлось удалить старую обшивку, расширить шпангоуты и наложить новую. Данные переделки не повлекли значительной потери скорости кораблей.

К началу 1960-х четверка «городов» уже не удовлетворяла требованиям к кораблям данного класса – все четыре эсминца перестроили. «Visby» и «Sundsvall», согласно проекту модернизации (так называемый «Marinplan-60) переоборудовали во фрегаты, с главной артиллерией из двух 57-мм орудий М/50В и четырехствольной 375-мм РБУ РОР Бофорс М/50, смонтированной на кормовой надстройке. На кораблях появилась ВПП для вертолета. Установили новые станции опознавания «свой-чужой» и ГАС голландского производства. Из старого вооружения сохранились лишь бомбометы М/33. Количество принимаемых мин заграждения увеличили до 130 штук. Корабли получили антенну РЛС управления артиллерийским огнем, размещенную под характерным яйцеобразным кожухом. РЛС – голландская, фирмы «Hollandse Signaal – apparaten (HoSa). Первый в Швеции радар, работающий с ЭВМ.

Переклассифицированные во фрегаты «Kalmar» и «Halsingborg» подверглись менее существенной переделке. 40-мм автоматы М/36 заменили на три М/48А. Так как они потребовали больше места для размещения, то на кораблях пришлось изменить количество и размещение торпедного вооружения. Носовой трехтрубный аппарат демонтировали, а кормовой заменили на пятитрубный. Количество принимаемых мин также увеличили до 130. Как и на первой паре установили новую станцию опознавания «свой-чужой». После всех проведенных работ «города» смогли сохранить свою боевую ценность, и находились в активной службе еще более десятка лет.

После модернизации корабли получили следующие тактические номера: «Visby» - «11», «Sundsvall» - «12», «Halsingborg» - «13» и «Kalmar» - «14». Из состава флота они были исключены в 1970-80 гг.

В конце 1930-х в Швеции велись работы по проектированию малых миноносцев (эскортных по западной классификации), которые заметно ускорились после приобретения в Италии «Romulus’а» и «Remus’а». Широкая стандартизация и простота конструкции позволили быстро построить серию из четырех кораблей: «Mjolner», «Munin», «Magne» и «Mode». Шведы считали, что они как нельзя лучше подходят для эскортной службы, являясь примером быстрой постройки военного времени. Но – это уже тема для следующей статьи.


Перевели с польского Липовский В.Н., Олюнин Л.А.

Hosted by uCoz