(Гангут #31)
Одной из ярких и интересных страниц истории взаимоотношений Америки и России является «Американская экспедиция» русского флота 1863—1864 годов, которая была предпринята правительством России с целью оказания поддержки федеральному правительству Северо-Американских Штатов и, одновременно, являлась демонстрацией силы враждебно настроенным в этот период Англии и Франции. В ходе этой экспедиции одна русская эскадра под командованием контр-адмирала Степана Степановича Лесовского была направлена в Нью-Йорк, а вторая эскадра, которой командовал свиты его императорского величества контр-адмирал Андрей Александрович Попов, прибыла в Сан-Франциско.
Следует, прежде всего, сказать несколько слов о политических предпосылках экспедиции и о той международной обстановке, которая сложилась к моменту ее проведения.
В 1863 году политическая и международная ситуация для России складывалась неблагоприятным образом. Вспыхнувшее в этом году польское восстание вызвало широкую поддержку общественного мнения во Франции, Англии, Австрии и Пруссии. Наибольший размах выступления в поддержку польских повстанцев приобрели во Франции, где их возвели в ранг государственной политики. Императору Франции Наполеону III удалось склонить правительства Англии и Австро-Венгрии к совместным действиям против России. Правительство Пруссии же, вопреки общественному мнению, заявило о полной солидарности с Россией в подавлении польского восстания.
Летом 1863 г. правительства Франции, Англии и Австро-Венгрии по существу в ультимативной форме потребовали от правительства императора Александра II проведения коренного реформирования в Польше и отказались от всяких компромиссов с Россией «по польским делам». Это означало полный разрыв между странами, грозивший в любую минуту перерасти в войну.
Россия оказалась в сложном положении: помимо значительной части войск, занятых подавлением восстания, приходилось держать наготове всю Западную армию, кроме того, вполне могли возникнуть серьезные осложнения в Финляндии и на Кавказе.
Трудности России усугублялись и тем, что ее флот и в Балтийском море, и на Тихом океане (не говоря уже о Черном море) в это время не мог противостоять английским или французским морским силам, и в случае войны практически все морское побережье страны делалось открытым для военных операций союзников.
В подобной сложнейшей ситуации управляющий Морским министерством адмирал Николай Карлович Краббе разработал гениальный и очень смелый план разрешения создавшегося острого кризиса вдали от территории России, у берегов Америки.
Основная задача плана состояла в том, чтобы принудить западноевропейские державы отказаться от вмешательства во внутренние дела и России, и Соединенных Штатов. Для этой цели предполагалось направить военно-морской флот России для демонстрации силы в самое чувствительное место политики Англии — против ее морской торговли.
Необходимо подчеркнуть, что важным положительным фактором для осуществления плана были дружественные отношения, уже сложившиеся к этому моменту у России с Северными Штатами. Известно, что с самого начала Гражданской войны в Америке Россия поддерживала федеральное правительство в его борьбе с конфедератами за уничтожение рабства. Заметим, что в самой России только что было отменено крепостное право, и страна встала на путь либеральных реформ. Поэтому реализация плана, предложенного адмиралом Н.К. Краббе, должна была стать демонстрацией со стороны России своей дружественной политики к Северным Штатам. Позиция русского правительства в этом вопросе была отчетливо выражена в одной из депеш, направленной министром иностранных дел князем А.Д. Горчаковым статс-секретарю по иностранным делам Северных Штатов М.Сьюарду: Александр Дмитриевич отметил, что «Американский союз представляет собой нацию, к которой наш Августейший Государь, а с ним и вся Россия, питают самый дружеский интерес».
Управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе
Корвет «Богатырь» — флагманский корабль контр-адмирала А.А. Попова
Согласно этому плану, в случае начала войны России с Англией и Францией, наши эскадры, направленные к берегам Америки, должны были создать реальную угрозу важным торговым коммуникациям Англии и Франции в Тихом и Атлантическом океанах.
Император Александр II одобрил план адмирала Н.К. Краббе — последовало высочайшее повеление разработать подробные инструкции для двух русских эскадр и немедленно приступить к реализации этого масштабного и смелого предприятия. Такова предыстория появления русских кораблей у берегов Америки в 1863 году.
Из Кронштадта направилась в Атлантический океан эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского. В состав ее входили фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя» (причем «Ослябя» ушел к берегам Америки из Средиземного моря); корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз».
В свою очередь, из Владивостока в дальний путь направилась эскадра контр-адмирала А.А. Попова. В нее входили корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак». Корабли через проливы Лаперуза и Екатерины вышли в океан и 29 сентября 1863 года бросили якоря на рейде Сан-Франциско.
Надо сказать о том, что с самого момента прибытия русских кораблей в Северных Штатах начались манифестации и всевозможные проявления дружеских чувств как со стороны представителей власти, так и со стороны населения. Везде, где бы ни появлялись русские моряки, вывешивались американские и русские флаги, устраивались парады и банкеты, гремела музыка, произносились речи и тосты... На наш взгляд, достаточно убедительно отражают отношение населения к этому событию заголовки американских газет тех дней: «Россия и США братаются», «Новый союз скреплен», «Восторженная народная демонстрация», «Русский крест (имеется в виду Андреевский крест морского флага России. — В.С.) соединяется со звездами и полосами» , «Большой парад на Пятой улице» и так далее. Истинный смысл этих манифестаций и дружеских проявлений во многом состоял в том, что приход русских эскадр ликвидировал угрозу вмешательства Англии в Гражданскую войну на стороне конфедератов.
Недавно в фондах Российского государственного архива военно-морского флота удалось найти новые интересные материалы о пребывании русских кораблей в Сан-Франциско. Эти сведения содержатся в официальных документах Морского министерства по организации и проведению «Американской экспедиции», в вахтенных журналах кораблей эскадры А.А. Попова. Кроме того, любопытные факты обнаружились в дневниках одного из участников экспедиции — гардемарина С.О. Макарова, будущего знаменитого флотоводца и ученого, находившегося в то время на корвете «Богатырь».
Судьбе было угодно распорядиться так, что уже вскоре после прибытия русских моряков в Сан-Франциско дружеские чувства их к населению города с успехом выдержали суровый экзамен.
В ночь на 11 октября в городе начался страшный пожар, по своим масштабам и последствиям не имевший аналогов в истории Сан-Франциско. Командир эскадры адмирал А.А. Попов сразу же принял решение об оказании помощи населению города в борьбе с разбушевавшейся стихией. Об этом свидетельствуют лаконичные, но весьма конкретные записи, сделанные в вахтенных журналах русских кораблей, стоявших на рейде Сан-Франциско. Так, в вахтенном журнале флагманского корабля — корвета «Богатырь» — была сделана следующая запись: «В 1 час 30 мин. первые 3 пожарных дивизиона были отправлены на берег под начальством капитана 2-го ранга П.А. Чебышева для тушения пожара».
В журнале клипера «Гайдамак» в этот же час появилась запись о том, что «Послали всю первую вахту на берег тушить пожар».
Один из американских журналистов Альберт Вилан, бывший очевидцем этого события, писал в местной газете о том, что помощь со стороны русских моряков пришла вовремя, когда местные пожарные уже выбивались из сил и возникало ощущение того, что «битва с огнем будет проиграна...» И в это время к берегу начали подходить «лодка за лодкой с русскими моряками и офицерами». Они «заняли места усталых пожарных, долго и тяжело работали с помпами и победили пожар», — отмечала газета.
Интересные подробности о борьбе русских моряков с пожаром содержатся в дневнике С.О. Макарова. Он записал, что в ночь с 10 на 11 октября в экипаже корвета был объявлен аврал, «на палубе все бегали с топорами, лопатами, ломами и веревками... прозвучала команда адмирала (А.А. Попова. — B.C.) — "на шлюпки"». Далее молодой моряк писал о своих впечатлениях непосредственно с места происшествия: «...наши кидались работать почти в огонь... матросы подавали воду даже, где было опасно для жизни... в 4 часа утра пожар был так мал, что нашей помощи уже не требовалось».
Уже на другой день, 12 октября, городские власти и представители американского морского командования нанесли визит на корвет «Богатырь» и выразили глубокую благодарность начальнику эскадры А.А. Попову за помощь, оказанную городу.
Позднее, в начале ноября 1863 года Городской совет Сан-Франциско подготовил и вручил адмиралу А.А. Попову благодарственный адрес, который как бы подводил итог драматическому событию.
О благородном и смелом поступке моряков управляющий Морским министерством генерал-адъютант Н. К, Краббе 20 января 1864 года доложил императору Александру II. В своем докладе он, в частности, отметил, что «по приказанию контр-адмирала Попова была отправлена на берег команда, усилия которой много содействовали к прекращению огня». Любопытно, что императору во время доклада был представлен и сам адрес, полученный А.А. Поповым от властей Сан-Франциско.
Вахтенные журналы донесли до нас и другие интересные сведения о пребывании русской эскадры в Сан-Франциско. Однако рамки и задачи настоящей статьи позволяют вкратце упомянуть еще только о нескольких фактах. Так, 10 февраля 1864 года экипажи русских кораблей приняли участие в праздновании дня рождения президента США Джорджа Вашингтона, причем корабельной артиллерией был дан салют в 21 выстрел.
В свою очередь, американцы во время празднования восшествия на престол императора Александра II 19февраля 1864 года салютовали из пушек крепости Алыкатрас также 21 выстрелом.
Во время стоянки эскадры А.А. Попова на рейде Сан-Франциско произошло и несколько печальных событий. Так, в октябре—ноябре 1863 года от болезней скончались три члена экипажей русских кораблей. Это были матрос с клипера «Абрек» И.Силюкас, матрос 1-й статьи с корвета «Богатырь» А.Т рапезников и музыкант с того же корабля К. Корт. Они были с отданием соответствующих воинских почестей похоронены на военном кладбище Марского острова. Прах этих российских моряков и поныне покоится в земле Калифорнии, и их могилы являются памятником, символизирующим глубокие исторические связи двух стран.
Русские корабли были отозваны своим правительством только тогда, когда уже вполне обозначилась полная победа Северных Штатов над конфедератами и отпала всякая вероятность вмешательства Англии в Гражданскую войну.
Многочисленные представители населения вышли на берег Сан-Франциско проводить русскую эскадру. При выходе из Золотых Ворот на всех русских кораблях был поднят американский флаг и произведен пушечный салют из 23 выстрелов.
В долгой истории взаимоотношений России и США были и весьма напряженные периоды, и годы самых добрых, дружеских контактов. Мы считаем, что долгом историка, его благородным делом является выявление и исследование того фактического материала, который бы свидетельствовал о добрых традициях в истории этих взаимоотношений. Это может способствовать сближению двух народов, укреплению дружбы между ними.
Особый смысл и важное значение все это приобретает в той сложной международной обстановке, которая сложилась в настоящее время.
По материалам РГАВМФ. Ф.410. Оп. 2. Д. 2692. Ф.17. Оп.1. Д. 263. Ф. 870. Оп. 1. Д. 2072, 8802. © В.С.Соболев, 2002.