Порт-артурские «соколы»
В. Ю. УСОВ

(Гангут #2)

"Стерегущий", "Страшный" - имена этих и еще десяти миноносцев типа "Сокол" 1-й Тихоокеанской эскадры вписаны в героико-трагическую историю обороны Порт-Артура 1904 года. Первый из них известен всенародно, о геройской гибели второго знают многие, историки — о боевых делах и судьбах остальных. А вот с точки зрения истории кораблестроения их роднит не только принадлежность к одному (и очень известному) типу "Сокол", но и то, что все они собраны и сданы в казну силами и средствами, как говорилось в те далекие годы, мастерских порт-артурского отделения Товарищества Невского судостроительного и механического завода. О возникновении и деятельности этого предприятия наш рассказ.

История создания порт-артурских "соколов" началась с решения управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова строить миноносцы по программе "усиления морских сил на Дальнем Востоке" разборными, транспортировать их на пароходах по частям в один из дальневосточных портов, где подготовить все необходимое для сборки, окончательной отделки и проведения ходовых испытаний этих кораблей.

Тип предполагавшихся к заказу миноносцев определился сразу: в качестве прототипа выбрали, конечно, "Сокол", построенный в 1895 году английской фирмой Ярроу и впервые превзошедший на официальных испытаниях тридцатиузловой рубеж скорости. Два серийных миноносца этого типа уже строила верфь Крейтона в Або (Турку), еще два - казенный Ижорский Адмиралтейский завод в Колпино. Последнему и был 7 июля 1897 года выдан наряд на постройку шести разборных миноносцев для Дальнего Востока.

Скоро, однако, выяснилась неспособность завода справиться с таким обширным заказом: одновременно строили четыре "сокола" для Балтийского флота ("вполне готовыми"), а квалифицированных рабочих не хватало, устарело кузнечное оборудование, отсутствовали поворотные станки для сверления отверстий под заклепки, были и другие проблемы. Пришлось ограничиться постройкой лишь трех разборных миноносцев -№ 18, 22 и 23 (с 26 декабря 1899 года "Кондор", "Дрозд" и "Дятел"), а к выполнению остальной части программы привлечь Товарищество Невского судостроительного и механического завода, с которым 8 октября следующего года Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) заключило контракт на постройку семи разборных "соколов" (вскоре к ним добавили еще два). 26 декабря 1899 года эти миноносцы зачислили в списки флота мод названиями "Баклан", "Бекас", "Горлица", "Грач", "Кулик", "Перепел", "Скворец", "Стриж" и "Щегол".

По условиям заказа, заводам надлежало построить корпуса кораблей, собрав их на временных болтах, а после приемки наблюдающими корабельными инженерами морского ведомства разобрать на части и надежно упаковать в деревянные ящики для погрузки на пароходы. 24 главные машины тройного расширения по 1900 л. с. каждая предполагалось отправлять также по частям, паровые водотрубные котлы системы Ярроу с угольным отоплением (по восемь на корабль) -полностью склепанными, а палубные и вспомогательные механизмы -целиком. Таким образом, первая часть задачи пополнения миноносцами эскадры Тихого океана начала, правда не без трудностей, осуществляться.

Путь решения второй части этой задачи - транспортировочной— был уже известен и апробирован: в 1889 году во Владивосток перевезли морем разобранные на шесть частей 77-тонные миноносцы "Янчихэ" и "Сучена", а в 1896—1897 годах -120-тонные № 208—211 типа "Пернов". На этот раз речь шла о перевозке кораблей, существенно более крупных: проектное водоизмещение "соколов" 240т, а длина 58 м (у "перновок" 42 м). Вопросом подборки подходящих транспортных судов занялись своевременно. А вот известить заранее соответствующее начальство на Дальнем Востоке о предстоящей отправке разборных миноносцев, о необходимости подготовиться к приемке и складированию ящиков и, наконец, к самой сборке корпусов и механизмов кораблей как-то не удосужились. И это неизбежно сказалось на сроках выполнения третьей, и последней, части поставленной задачи, завершением которой являлось вступление тихоокеанских "соколов" в строй.

По контракту первые миноносцы следовало отправить уже в сентябре 1899 года, и заводы постарались успеть к сроку. Погрузка тяжелых крупногабаритных ящиков на зафрахтованный для перевозки частей корпусов первого "невского" и всех трех "ижорских" миноносцев пароход Русского Восточно-Азиатского общества "Нормания" оказалась делом нелегким. Все же 4 ноября пароход ушел по назначению, а лишь в декабре во Владивостоке получили копии контрактов, из которых следовало, что разборные "соколы" строятся для Владивостокского порта, а в Порт-Артуре -- телеграфное уведомление о сборке миноносцев в этом порту!

Начался оживленный обмен депешами между Петербургом, Владивостоком и Порт-Артуром:

9 января 1900 года командир Владивостокского порта просит разъяснить "противоречия относительно места сборки миноносцев";

11 января начальник ГУКиСа вице-адмирал В. П. Верховский извещает Владивосток: "9 разборных собираются Невским заводом в Порт-Артуре";

18 января начальник Ижорского завода сообщает о намерении командировать инженера Вологдина во Владивосток для сборки трех миноносцев типа "Сокол";

20 января ГУКиС просит сообщить "величину и число эллингов для предстоящей сборки четырех миноносцев длиной 190 футов, имеются ли приборы для расточки кронштейнов, какой величины и сколько крытых запирающихся сараев можете дать под работы". (Заметим: выяснить все это следовало, как минимум, год назад.)

"Решительный" в достройке

30 января последовал краткий, но полный скрытой ярости ответ из Владивостока за подписью вице-адмирала Г. П. Чухнина: "Эллингов, мастерских, сараев нет, кредитов на их постройку тоже".

На другой день следует телеграмма начальника ГУКиСа командиру Владивостокского порта: "Миноносцы будут собраны в Порт-Артуре, поэтому предыдущую телеграмму перешлите туда почтой для предоставления требуемых сведений".

Настал черед включиться в полемику главному начальнику и командующему войск Квантунской области и Морских сил Тихого океана вице-адмиралу Е. И. Алексееву: 4 марта он докладывает управляющему Морским министерством свое мнение по поводу предстоящего прибытия парохода "Нормания" с четырьмя разборными миноносцами, которые распоряжением ГУКиСа должны быть приняты в Порт-Артуре "вероятно, для сборки". Подчеркнув, что ранее он не имел "по сему предмету никаких указаний", Алексеев пишет, что для сборки миноносцев потребуется построить на полуострове Тигровый Хвост эллинги, мастерские, сараи и это сопряжено с большими расходами и временем, а учитывая "несовершенное благоустройство Порт-артурского адмиралтейства", работа по их сооружению "послужит серьезным ущербом и замедлением в исправлении дефектов судов эскадры", на основании чего считает "более правильным сборку этих миноносцев произвести во Владивостоке".

6 марта последовал ответ начальника ГУКиСа: "Управляющий Морским министерством приказал сообщить, что год назад решено разборные миноносцы собирать в Артуре, для чего Невский завод устроит эллинги, мастерские, пришлет людей. План вырабатывается. Во Владивостокском порте средств нет. Дальнейшая высылка миноносцев пока задержана, корпуса же четырех уже высланных просит собирать, по возможности, без ущерба для дефектования эскадры".

9 марта -- телеграмма Алексеева Тыртову о прибытии "Нормании" и еще одна попытка отделаться от разборных миноносцев: "не считая возможным их собирать в Порт-Артуре, полагал бы направить миноносцы во Владивосток, тем более что выгрузка затрудняется тем, что части миноносцев перемешаны владивостокскими грузами".

14 марта -- ответ из Петербурга: "Министр приказал на Тигровом Хвосте устроить временный эллинг для сборки трех миноносцев под общей крышей", указывались его размеры (70X64X9,1 м), сообщалось, что их подводные части будут строить инженеры, которые прибудут в начале июня, и что 10000 рублей переводятся.

15 марта -- последняя попытка уклониться от сборки "соколов" в Порт-Артуре: шифрованной телеграммой в Петербург доложено, что "на предполагаемом месте сборка не может производиться вследствие противодействия китайских властей, т. к. место занято китайской минной школой". Ответа не дождались -осталось подчиниться.

14 марта письмом с пометкой "срочно" начальник ГУКиСа просит правление Товарищества Невского завода "принять на себя полную сборку" корпусов миноносцев Ижорского завода. Согласие последовало незамедлительно, и 27 апреля Невский завод получил наряд на эту работу по заявленной им цене: 65 000 рублей за корпус, а 4 мая принял на себя и установку механизмов на ижорских "соколах" по 85 000 рублей за каждый корабль. Одновременно ГУКиС известил правление, что весь материал будет доставлен в Порт-Артур "средствами и за счет министерства", а Товарищество должно отправить за свой счет мастеровых, указателей (бригадиров) и инженеров на пароходе "Екатеринослав" Добровольного флота, отходящем из Петербурга 1 июня.

Вначале закончить постройку сараев и стапеля надеялись к августу 1900 года, но 18 июля в Петербурге получили тревожное сообщение: "Вследствие беспорядков в Китае рабочие массами уходят из Артура, к предполагавшемуся сроку стапель и сараи готовы не будут". Под "беспорядками" имелось в виду охватившее север Китая и Маньчжурию так называемое боксерское восстание.

Тем временем в Порт-Артур ушел пароход "Владимир Савин" с частями еще пяти миноносцев Невского завода, в отношениях которого с морским ведомством возникли серьезные трения в связи со стремлением правления предъявить к оплате счета на дополнительные работы по ижорским миноносцам, не предусмотренные ранее. Последовал жесткий ответ вице-адмирала Верховского, в котором, выразив "признательность за готовность взять на себя эти работы", он просит считать наряд отмененным. 3 июля правление поспешило заверить строгого заказчика в своей преданности и готовности произвести все работы по ижорским миноносцам по цене, пониженной до 100000 рублей за один корабль, однако нарекания в адрес завода продолжались. 31 июля вице-адмирал Алексеев докладывает в Морское министерство, что присланные миноносцы вряд ли и через год будут готовы, так как в Порт-Артуре все еще нет "ни корабельного инженера, ни механика, ни чертежей, ни данных" для их сборки. Жалуясь в очередной раз на уход китайских рабочих, он ставит вопрос о присылке из России готовых миноносцев, в которых эскадра Тихого океана ощущает острую нужду.

Доклад возымел некоторое действие: в конце сентября тюк с чертежами "экстренно" отправили по назначению на пароходе "Эдуард Бари" (вместе с частями корпусов остальных миноносцев, "столярством" и дельными вещами), в середине октября на Дальний Восток ушла "Малайя" с главными и вспомогательными механизмами и котлами. К этому времени оставалось отправить четыре главные машины и около 120 ящиков с дельными вещами и запасными частями механизмов - большую их часть доставили в октябре - ноябре на пароходах "Аннам" и "Дагмар". И, наконец, в Петербурге 18 октября получили телеграмму о возобновлении в Порт-Артуре всех работ, правда, по более высоким расценкам, для чего потребовалось ассигновать еще 25000 рублей.

2 января 1901 года из Одессы в Порт-Артур отбыл на пароходе "Саратов" представитель правления Невского завода и распорядитель работ по сборке миноносцев капитан 2 ранга В. Н. Китаев (такое использование военных чинов на гражданской службе тогда в определенных условиях допускалось) с двумя ближайшими помощниками. Командир Порт-артурского порта контр-адмирал О. В. Старк 14 января уведомил ГУКиС о готовности стапеля и эллинга, а 22 февраля, 4 и 15 марта отправились в Порт-Артур на пароходах "Тамбов", "Кострома" и "Орел" еще 54 служащих Невского завода.

16 марта Китаев сообщал из Порт-Артура о трудностях, ожидаемых при сборке ижорских миноносцев (на шпангоутах и других частях корпуса не видно марок). 14 апреля начали сборку "Баклана" - первенца из собранных в Порт-Артуре миноносцев типа "Сокол", а 7 июня тон очередной телеграммы уже совсем бодрый: "Работа идет полным ходом. 1-й миноносец склепан (чеканится), ставятся дельные вещи и оборудование, строятся спусковые устройства, спуск в июле. На втором приступлено к клепке". Вблизи эллинга шло сооружение причала для достройки миноносцев на плаву - плавучей плашкоутной пристани. И, наконец, долгожданная весть: 21 июля спущен на воду "Баклан"!

Интересно, что с октября 1901 года этот корабль именуется "Кондором", и объяснение этому факту кроется в извечном российском парадоксе: подчиненные боятся своих начальников больше, чем даже неприятеля, а чем выше чин подчиненного, тем эта боязнь больше. В данном случае управляющий Морским министерством выразил желание, чтобы первым был собран миноносец постройки Ижорского завода, принадлежавшего морскому ведомству, но их состояние не позволяло осуществить это немедленно. Чтобы не терять времени даром, первыми начали собирать три миноносца Невского завода: "Баклан", "Бекас" и "Горлица". Первый из них, дабы не лишить удовольствия высокое петербургское начальство и оградиться от его гнева, переименовали местным приказом в "Кондор", а последний из ижорских ("Кондор") - в "Баклан". Об этом в ГУКиСе узнали от вернувшегося из Порт-Артура В. Н. Китаева только в марте 1903 года, "наверх" решили не докладывать и до сих пор "Кондор" (с марта 1902 года "Решительный") так и числится во всех справочниках как построенный на Ижорском заводе.

В октябре 1901 года приступили к ходовым испытаниям головного миноносца, но обусловленной контрактом 26,5-узловой скорости так и не добились: в среднем за четыре пробега получили 25,75 уз при значительной вибрации машин. По мнению членов приемной комиссии, причиной этого явилась неопытность заводских кочегаров, каких-либо неисправностей в котлах и механизмах не обнаружили. Высказывалось мнение о неудачном расположении мерной линии, где наблюдались сильные приливы и отливы. С согласия Морского технического комитета 5 июля 1902 года последовало решение "во избежание надрыва котлов" принять "Решительный" в казну. К этому времени все миноносцы типа "Сокол" поменяли свои "птичьи" названия на "прилагательные" (приказ по Морскому министерству от 9 марта 1902 года). В дальнейшем сдача миноносцев проходила более гладко - в 1902—1903 годах они развивали на мерной линии около 27 уз (см. табл.).

К началу русско-японской войны (27 января 1904 года) мастерские Невского завода готовили к ходовым испытаниям только что законченные постройкой "Страшный" и "Стройный", достраивали последний из разборных "соколов" - миноносец "Статный" и завершали гарантийный ремонт 350-тонных эскадренных миноносцев "Бойкий" и "Бурный", построенных Невским заводом в 1902 году и пришедших своим ходом в Порт-Артур в 1903-м. 20 февраля завершились ходовые испытания

МИНОНОСЦЫ ТИПА "СОКОЛ", СОБРАННЫЕ МАСТЕРСКИМИ НЕВСКОГО ЗАВОДА В ПОРТ-АРТУРЕ

Название

Даты (число, месяц, год)

 

при зачислении и списки 26 декабря 1899 года

с 9 марта 1902 года

начала сборки в Порт-Артуре

спуска на воду

официального испытания на полный ход

приема в казну

исключения из списков

Максимальная скорость на испытании, уз

Невского завода

" Баклан" (с 1901 г. "Кондор")

"Решительный"

11/IV 1901

31/VII 1901

VII 1902

VI 1903

1904

25,75

"Бекас"

"Сердитый"

1901

21 /X 1901

»

»

XI. 1925

Около 27

"Горлица"

"Смелый"

»

28/1 1902

31 /VIII 1902

2/IX 1903

»

26,75

"Грач"

"Сторожевой"

»

18/111 1902

Осень 1902

»

1905

Около 27

"Кулик"

"Стерегущий"

»

9/VI 1902

1903

20/VIII 1903

1904

» »

"Перепел"

" Скорый"

II 1902

4/V 1903

»

XII 1903

XI. 1925

» »

"Скворец"

"Страшный"

1902

1903

20/II 1904

1/III 1904

1904

26,67

"Стриж"

"Стройный"

»

»

1/1 II 1904

1>

1905

Не определялась

"Щегол"

"Статный"

»

8/XI 1903

14/VII 1904

15/VII 1904

XI. 1925

»

Ижорского завода

"Дрозд"

"Разящий"

12/II 1902

27/XI 1902

20/ V 1903

30/ IX 1903

1905

27

"Дятел"

"Расторопный"

III 1902

27/II 1903

10/VII 1903

20/XI 1903

»

Около 27

"Кондор" (с 1901 г. "Баклан")

"Сильный"

VII 1902

8/VI 1903

23/Х 1903

30/ХII 1903

»

» »


Спуск "Статного"

"Страшного", 28-го ,.Стройного", и 1 марта оба миноносца приняли в казну, а "Статный", подготовленный к швартовным испытаниям, решили не заканчивать и "пользоваться им текущим образом как совокупностью запасных частей" для действующих миноносцев. Работы на нем приостановили 7 февраля. Как писал в докладной записке на имя командира порта представитель правления Невского завода инженер И. И. Гиппиус, сменивший в начале 1903 года уже известного нам В. Н. Китаева, "...наличность одного полуготового судна на 11 однотипных готовых я считаю счастливой случайностью, которую и следует использовать вполне". И использовали, осуществив своеобразный "агрегатный ремонт": механизмы, их части или детали, вышедшие из строя на действующих "соколах", тут же снимали со "Статного" и устанавливали на месте поврежденных, а в мастерских изготовляли новые. Таким образом, ни один миноносец не стоял в ремонте "по причине порчи машин" более 24 ч.

Так продолжалось до начала июля, когда поступило приказание ввести "Статный" в строй, «дабы восполнить потерн в миноносцах типа "Сокол"», Уже 14 июля он выходил "с полным снабжением и частью заводской команды" на испытание машин на полном ходу, работа их признана вполне удовлетворительной (скорость не замерялась), и миноносец присоединился к эскадре.

Какова же дальнейшая судьба мастерских? Еще 28 февраля 1904 года И. И. Гиппиус обратился к командиру Порт-артурского порта контр-адмиралу Н. Р. Греве с предложением о передаче мастерских и имеемых при них запасов "в ведение" порта с частью служащих и рабочих Невского завода, которые пожелают остаться в Порт-Артуре на весь период военных действий. Позднее Гиппиус дважды лично докладывал о том же командующему флотом вице-адмиралу С. О. Макарову, который 21 марта посетил мастерские, подробно их осмотрел и согласился с этим предложением. 25 марта в Петербург из Мукдена направил свое ходатайство и наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев.

Ремонт миноносцев в Порт-Артуре

Комиссия, назначенная С. О. Макаровым, оценила имущество Невского завода в Порт-Артуре в 147205 руб. 39 коп. Акт комиссии от 26 марта 1904 года и представление о назначении заведующим мастерскими и складами наблюдающего за постройкой миноносцев капитана 2 ранга С. М. Иванова (состоявшего в этой должности более двух лет и хорошо знакомого с деятельностью мастерских) командующий флотом утвердил 28 марта. С этими документами начальник штаба командующего контр-адмирал М. П. Молас ознакомил И. И. Гиппиуса на борту флагманского корабля броненосца "Петропавловск" 30 марта, а на следующее утро корабль подорвался на мине и погиб вместе с С. О. Макаровым, его штабом и документацией...

Казалось бы, надо начинать всю "бюрократию" снова, но уже вечером 31 марта новый командир порта контр-адмирал М. К. Григорович сообщил представителю правления, что "о состоявшемся решении" ему известно и делу дан ход. На следующий день Гиппиус и часть служащих уехали из Порт-Артура, а 5 апреля С. М. Иванов вступил в свою новую должность. Вместе с ним до конца осады работали заместитель представителя правления старший инженер сборочно-судовой мастерской М. Н. Вишняков, инженер-технолог А. П. Семенов, заведующий учетом работ и бухгалтер И. П. Иерусалимский, содержатель складов и счетовод К. И. Рогайло, счетовод-конторщик В. Ф. Зелль. мастер сборочно-судовой мастерской И. А. Авик, мастер медницкой мастерской С. А. Соколов, мастера механической мастерской А. Ф. Суриков и И. М. Воронкин, а также десять человек рабочих, фамилии которых, к сожалению, установить не удалось. Это их трудом до последнего дня обороны Порт-Артура устранялись боевые и аварийные повреждения миноносцев типа "Сокол", на которых легла значительная часть повседневной боевой работы Эскадры Тихого океана в 1904 году.

Дополнительные фотографии

"Смелый" — миноносец типа "Сокол"

Миноносец "Решительный" у берегов Квантуна

Миноносцы в доке Порт-Артура

"Сильный" на камнях после ночного боя с японскими миноносцами 14 марта 1904 года

Миноносец "Скорый"


По материалам ЦГАВМФ, ф. 427.

Hosted by uCoz