1 Советская военная энциклопедия. М, 1977, т. 4, с. 440.
2 Военно-морской словарь. М., 1990, Воениздат, с. 208.
3 Самойлов К. Морской словарь. М.-Л., 1939, т. 1, с. 491.
4 «Морской сборник». 1881, № 4. Н. О. С. 50.
5 Бывший германский пароход «Гользатия». Построен в Англии в 1868 г., приобретен в 1878 г. Добровольным флотом. Водоизмещение 3200 т, длина 106,1 м, ширина 11,9 м, машины компаунд 2200 л.с., 8 котлов, 14 узлов, 700 т угля, 4700 миль, 110 человек.
6 Бывший германский пароход «Хаммония», приобретен в 1878 г. на пожертвования и передан Добровольному флоту.
7 Бывший германский пароход «Тюрингия», в 1893 г. вновь включен в состав военного флота на Черном море в качестве учебного судна под названием «Березань».
8 Построено в Петербурге на Невском заводе в 1892 г. Водоизмещение 1045 т.
9 Великий князь Константин Николаевич (1827-1892). Сын императора Николая I. Генерал-адмирал с 1855 г., главный начальник флота и морского ведомства.
10 Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатилетие благополучного царствования Государя императора Александра Николаевича. 1855-1880, ч.1, с. 441-442.
12 «Судостроение». 1996, № 1, с. 67.
13 «Судостроение». 1996, № 4, с. 63-67.
15 Шестаков Иван Алексеевич (1820-1888), управляющий Морским министерством в 1882-1888 гг.
17 «Морской сборник». 1859, № 9, с. 68-69.
18 Попов Андрей Александрович (1821-1898), адмирал (с 1891 г.). Отличился в Крымской войне: командовал пароходом «Тамань»; прорвался из Севастополя в Одессу, уничтожил 6 торговых судов, после чего на всю оставшуюся жизнь остался поклонником крейсерской войны.
20 «Судостроение». 1997, № 2, с. 63-66.
21 «Морской сборник». 1859, № 9, Н. О. С. 145.
22 «Судостроение». 1984, № 6, с. 51-53.
23 «Судостроение». 1984, № 6, с. 52.
24 Лихачев Иван Федорович (1826-1907). Вице-адмирал. С 1864-1866 - начальник броненосной эскадры на Балтике, с 1883 г. - в отставке.
25 См. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. М., 1973.
26 «Морской сборник». 1859, № 9, с. 21.
27 Муравьев-Амурский Николай Николаевич (1809-1881), граф, генерал. 1847-1861 гг. - иркутский и енисейский губернатор, генерал-губернатор Восточной Сибири. В его честь назван строившийся в Германии крейсер. См. главу 7.
28 РГА ВМФ. Ф. 283, оп. 3, д. 1615, л. 14.
30 Краббе Николай Карлович (1814-1876), адмирал, управляющий Морским министерством в 1860-1876 гг.
32 Лесовский Степан Степанович (1817-1884), управляющий Морским министерством в 1876-1880 гг.
33 РГА ВМФ. Ф. 22, оп. 1, д. 19, л. 54 об.
34 Копытов Николай Васильевич (1833-1901), вице-адмирал. Главный командир Черноморского флота и портов.
35 Кремер Оскар Карлович (1829-1910), адмирал.
37 Петров В. Русские в истории Америки. М., Наука, 1991, с. 154.
38 «Судостроение». 1979, № 1, с. 65.
40 Построен в Англии в 1865 г. 1800 т, 11 узлов, броня по ватерлинии 115 мм. Два 254-мм орудия в башне (130-мм броня) и несколько мелкокалиберных пушек, стоявших открыто на верхней палубе.
41 Бутаков Григорий Иванович (1820-1882), адмирал.
42 «Bayard» и однотипный «Turenne» вошли в строй в 1882 г. При водоизмещении 5915 т они имели скорость 14,5 узлов. Деревянные корпуса прикрывались броневым поясом толщиной 254 мм в средней части и 152 мм в оконечностях, барбеты имели толщину 203 мм, а броневая палуба 50мм. Вооружение состояло из четырех 239-мм, двух 193-мм и шести 140-мм орудий.
44 «Судостроение». 1979, № 3, с. 66.
47 Кутейников Николай Евлампиевич (1845-1906), с 1895 - главный инспектор кораблестроения, с 1904 г. - генерал-лейтенант.
48 Субботин Николай Александрович (1838-1901), с 1886 г. - старший судостроитель Санкт-Петербургского порта, с 1900 г. - инспектор судостроения.
49 История отечественного судостроения. СПб., 1996. Т. 2, с. 96.
50 Мельников P.M. Полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал». «Судостроение». 1979, № 4, с. 64-67.
51 «Судостроение». 1979, №4, с. 67.
52 Отчет по морскому ведомству за 1879-1883 гг. СПб, 1884, с. 31-35.
53 Чихачев Николай Матвеевич (1830-1917), адмирал (с 1892 г.), 1884-1888 гг. - начальник ГМШ, 1888-1896 гг. - управляющий Морским министерством.
56 Алексей Александрович (1850-1908), Великий князь, брат императора Александра III, последний генерал-адмирал русского флота (с 1883 г.), 1882-1905 гг.- главный начальник флота и морского ведомства.
57 РГА ВМФ. Ф. 22, оп. 1, д. 19, л. 29.
58 РГА ВМФ. Ф. 22, оп. 1, д. 19, л. 57об.
59 Три века Российского флота. Т 1, Спб, 1996, с. 254.
61 «Морской сборник». 1881, № 4. Н. О. С. 49.
63 По другим данным, вооружение крейсера, после вступления в строй, состояло из одного 210-мм, трех 152-м, четырех 107-мм орудий и четырех 25,4-мм картечниц Пальмкранца. «Судостроение», 1993 г., №№11, 12, с. 68.
64 Авелан Федор Карлович (1839-1916), 1896-1903 гг. - начальник ГМШ, 1903-1905 гг. - управляющий Морским министерством.
65 Алексеев Евгений Иванович (1843-1909), внебрачный сын императора Александра II, на морской службе с 1860 г., адмирал, генерал-адъютант, с 1903 г. - наместник на Дальнем Востоке, с 28. 01 по 12.10. 1904 г. - главнокомандующий вооруженными силами в войне с Японией.
66 «Судостроение». №№ 5, 6, 1994, с. 50.
68 Асланбегов Авраамий Богданович (1820-1900), вице-адмирал (с 1887 г.). С 1879 г. - начальник эскадры Тихого океана. Инициатор создания «летучих эскадр» из быстроходных океанских крейсеров.
69 Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. М., 1926, с. 26.
70 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 1319, л.14-15.
71 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 689, л. 28.
72 Построен в 1865 г. в Англии для Перу. 1800 т, 11 узлов. Броня по ватерлинии - 115 мм, два 254-мм орудия в одной башне, защищенной 130-мм броней, и несколько небольших пушек, стоящих открыто на палубе.
73 История отечественного судостроения. Спб, 1996, т 2, с. 160.
74 «Судостроение». 1979, № 8, с. 63.
75 История отечественного судостроения. Спб, 1996, т 2, с. 216.
76 «Судостроение». 1979, № 8, с. 65.
77 Александр Михайлович (1866-1934), Великий князь, вице-адмирал (с 1909 г.).
78 РГА ВМФ. Ф. 421, оп.1, д. 687, л. 131-171.
79 РГА ВМФ. Ф. 421, оп. 1, д. 935, л. 4.
81 РГА ВМФ. Ф. 421, оп. 1, д. 935, л. 288.
82 «Судостроение». 1979, № 10, с. 59.
83 История отечественного судостроения. Спб, 1996, т, с. 224.
84 РГА ВМФ. Ф. 421, оп. 1, д. 936, л. 28.
85 История отечественного судостроения. Спб, 1996, т, с. 227.
86 «Судостроение». 1979, № 12, с. 58.
87 «Морской сборник». 1898, № 5, с. 74.
88 Егорьев Е.Р. Операции Владивостокских крейсеров в русско-японской войне 1904-1905 гг. М.-Л., 1939, с. 9.
90 Аверин Константин Яковлевич (1862-1918), уволен в 1907 г., генерал-лейтенант.
91 См. Мельников P.M. «Рюрик» был первым. Л.,1989, с. 90.
92 Ратник Саверий Ксаверьсвич (1852-1924), в 1893-1905 гг. - управляющий (начальник) Балтийского завода, с 1905 - генерал-лейтенант, главный инспектор кораблестроения, уволен в мае 1907 г.
93 «Судостроение». 1989, № 12, с. 43.
94 Иессен Карл Петрович (1852-1918), контр-адмирал с 1904 г., командовал отрядом Владивостокских крейсеров с 25.2.1904 по 1906 г. Уволен в отставку в 1908 г. с производством в вице-адмиралы.
95 Абаза Алексей Михайлович (1853- ), вице-адмирал, генерал-адъютант, уволен в отставку в 1909 г.
96 Тыртов Павел Петрович (1838-1903), адмирал (с 1901), 1891-1893 гг. - начальник эскадры в Тихом океане, 1896-1903 гг. - управляющий Морским министерством.
97 «Морской сборник». 1900, № 6. Н. О. С. 8-11.
98 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 2782, л. 1.
99 Ламсдорф (Ламздорф) Владимир Николаевич (1844-1907), граф, министр иностранных дел России в 1900-1906 гг.
100 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 2782, л. 5.
101 РГА ВМФ. Ф.417, оп. 1, д. 2782, л. 15.
102 Штенгер Василий Александрович (1861-1933), генерал-лейтенант флота (с 1915 г.), в 1902-1904 гг. - помощник заведующего военно-морским ученым отделом ГМШ, 1904-1906 гг. - заведующий распорядительной учетной частью ГМШ. Впоследствии - генерал для особых поручений при морском министре.
103 Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». Л., 1987, с. 18-20.
106 Вирениус Андрей Андреевич (1850-1919), контр-адмирал, с 1903 г. - помощник начальника ГМШ, с 1904 г. - начальник отряда судов, направленных на Дальний Восток. Являлся начальником ГМШ. Уволен в 1908 г.
107 Беломор А. Порт-Артурская эскадра накануне гибели. СПб, 1908.
108 Адмиралтейские верфи. Корабли и годы. 1704-1925 гг. СПб, 1994, с. 121.
109 Вердеревский Дмитрий Николаевич, в 1911-1914 гг. - командир ЭМ «Новик», в 1914 г. - крейсера «Адмирал Макаров», в 1917 г. - морской министр Временного правительства.
110 «Морской сборник». 1900, №5. Н. О. С. 114.
111 РГА ВМФ. Ф. 421, оп. 1, д. 1431, л. 5.
112 См. Мельников P.M. Крейсер «Варяг».
113 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 1894, л. 266, 282.
114 Там же, л. 301. Рейценштейн Николай Карлович (1854-1916), адмирал (с 1913 г.), в январе-марте 1904 г. исполнял обязанности начальника Владивостокского отряда крейсеров, затем адмиралом С.О. Макаровым назначен начальником Порт-Артурского отряда крейсеров.
115 Старк Оскар Викторович (1846-1929), вице-адмирал (с 1902 г.). Начальник эскадры Тихого океана.
116 Кладо Николай Лавреньтевич (1862-1918), преподаватель Морской академии, в 1904 г. - начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане, направлен в штаб 2-й эскадры.
117 Кладо Н.Л. Очерк военных действий на море во время русско-японской войны. СПб, 1906, с. 158.
118 История отечественного судостроения. Спб, 1996, т 2, с. 406.
119 «Судостроение». 1988, № 3, с. 69.
120 «Гангут». Вып. 7, 1994, с. 19.
121 «Морской сборник». 1882, № 5.
122 «Хай-Тиен» погиб в 1904 г. в результате навигационной аварии.
123 Витте Сергей Юльевич (1849-1915), граф, 1892-1903 гг. - министр финансов, глава русской делегации на переговорах с Японией в 1905 г., подписал Портсмутский мирный договор, 1905-1906 гг. -председатель Совета министров.
124 РГА ВМФ. Ф. 417, оп. 1, д. 2397, с. 32. Военное вознаграждение - контрибуция за «боксерское восстание».
125 Русин Александр Иванович (1861-1955), адмирал (с 1916 г.), 1899-1904 гг. - морской агент в Японии, затем заведовал миноносцами в Николаевске-на-Амуре. В годы Первой мировой войны — начальник МГШ, начальник Морского штаба Ставки.
126 Адмиралтейские верфи. Корабли и годы 1704-1925. Спб, 1994, с. 128.