ISBN 5-902863-01-5 В.Ю. Грибовский
РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ТИХОГО ОКЕАНА, 1898-1905
История создания и гибели
Москва, 2004. - 140 с.: илл. Издательство ООО Военная Книга (г. Москва, 103160, ул.Зорге, 1)
научно-популярное издание
В работе известного российского историка кораблестроения и флота рассказывается о становлении российского военно-морского присутствия на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв., сосредоточении в водах Тихого океана полной оперативно-способной боевой эскадры, занятии Порт-Артура. Подробно описывается рост и укрепление японского флота, разбираются причины и составные части военно-морской силы Страны Восходящего солнца, анализируются тактические приоритеты японских флагманов. Подробно рассматривается ход боевых действий на море, анализируются причины побед и неудач российских морских сил. Значительный объём сведений заключается в 24 таблицах, позволяющих полнее представить состав соединений противоборствующих флотов, ТТХ и особенности кораблей и оружия, характер и уровень подготовки личного состава. Издание иллюстрировано схемами кораблей, картами боевых действий и многочисленными фотографиями, в т.ч. публикуемыми впервые.
Карты сражений приводятся в реконструкции автора (сражения 28 июля 1904 г. и 15 мая 1905 г.), В.И. Катаева (бой "Варяга" 27 января 1904 г.), Р.М. Мельникова (сражение 1 августа 1904 г.), а также "Описанию военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи" (бой 26 февраля 1904 г.).
Обложка:
1-я страница: Эскадренный броненосец 2-й
Тихоокеанской эскадры «Ослябя» 14 мая 1905 г. под огнём
японских кораблей.
Художник В. С. Емышев.
2-я страница: Минный заградитель «Амур», на
минах которого 2 мая 1904 г. подорвались и затонули японские
эскадренные броненосцы «Ясима» и «Хацусе»,
стал самым результативным боевым кораблём отечественного флота за всю
его 300-летнюю историю.
Фотограф Е.В. Иванов.
3-я страница: Эскадренные броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры «Ослябя» (на переднем плане), «Бородино» и (вдали) «Князь Суворов» и «Орёл» на рейде бухты Носси-бе, Мадагаскар.
4-я страница: Крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской» в день его посещения императором Николаем II 27 сентября 1904 г. в Ревеле перед уходом 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток. Фотограф К. Булла.
Компьютерная вёрстка, обработка иллюстраций:
О.М.
Власенко
Схемы сражений, подбор и атрибутирование иллюстраций:
С.Е.
Виноградов
Обозначения и сокращения
В настоящей работе все
линейные размеры корабельных элементов приводятся в метрических
мерах, дистанции в кабельтовых (кб), скорость кораблей в узлах (уз),
артиллерийских снарядов в метрах в секунду (м/с), нагрузка и её
составляющие в английских тоннах (1016 кг). Все артиллерийские
калибры до 150 мм включительно, в соответствии с русской практикой
тех лет, приводятся в миллиметрах, выше - в дюймах (1 дм - 25,4 мм).
Калибры артиллерии, приводимые в дюймах, в тексте обозначаются в
соответствии с заимствованным из английского технического языка
символом (1 дюйм = 1"). При обращении к конкретной модели, после
калибра через косую черту обозначается длина орудия в калибрах. Все
толщины бронирования приводятся в миллиметрах.
Все даты приводятся по старому стилю. Год, проставленный в скобках после названия корабля на схеме, означает год его вступления в строй. Все табличные значения приводятся по данным автора; боковые схемы кораблей - по справочнику Conway"s All the World"s Fighting Ships 1860-1905. - London: Conway Maritime Press, 1979 в едином масштабе (1/800).