Миноноски российского флота
Н.Н.Афонин, В.В.Яровой

«Господа! Мы в шести милях от сулинского рейда, отдавайте буксиры и постарайтесь отыскать турецкие суда...» — такими словами напутствовал лейтенант С.О.Макаров собравшихся на палубе парохода «Великий князь Константин» офицеров минных катеров в ночь на 29* мая 1877 года. [*Все даты по истории российского флота до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю.] «С Богом!» — и шесть катеров с закрытыми брезентом огнями, тихо стуча машинами, растворились в ночной темноте.

На сей раз в атаке участвовали, наряду с минными катерами парохода, и две миноноски, № 1 и № 2, приобретенные в Англии накануне Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и официально именовавшиеся «быстроходными минными катерами специальной постройки». Теперь их предстояло опробовать в бою, тем более, что на этот новый класс боевых кораблей в высших военнно-морских кругах возлагались определенные надежды.

Около двух часов ночи с катеров обнаружили турецкие корабли и услышали перекличку часовых. Решив атаковать неприятеля, командовавший миноноской № 2 лейтенант В.О.Рождественский приказал опустить и приготовить к бою носовой минный шест — единственное вооружение его корабля. С другого борта к турецкому кораблю подкрадывалась миноноска № 1 под командованием лейтенанта Л.П.Пущина.

Турки обнаружили русские миноноски, когда до неприятеля оставалось не более 20 м. Медлить было нельзя, и миноноска № 2, увеличив скорость, устремилась в атаку, но почти сразу прогремел взрыв — задев за бон заграждения, сработал автоматический взрыватель шестовой мины. Раздался взрыв и у другого борта турецкого корабля — миноноска № 1 также налетела на боновое заграждение. В.О.Рождественскому удалось вывести свою миноноску из-под ружейного огня противника без потерь, а Л.П.Пущин вынужден был приказать экипажу покинуть свой сильно поврежденный корабль, который почти сразу затонул под восторженные вопли турок. Сам Л.П.Пущин и команда миноноски попали в плен.

О результатах атаки спорят до сих пор, но оба командира миноносок получили ордена Св.Георгия 4-й степени, а миноноску № 2 было «высочайше повелено» именовать «Сулин».

Эта атака с использованием миноносок стала первой и, пожалуй, единственной в русском флоте, но несмотря на более чем сомнительные ее результаты в России была развернута одна из самых грандиозных судостроительных программ — постройка более 100 миноносок.


От минных катеров к миноноскам

Первые опыты

По проекту фирмы «Ярроу»

По образцу «Сулина»

Строительство миноносок началось

Вооружение миноносок

Оценка современников

Маневры и учения

Подъемные миноноски

Четверть века в строю

Список миноносок российского флота

Литература и источники


Миноноска № 9

Миноноска № 18

Миноноска № 61

миноноски типа «Шихау» (репродукция из альбома фирмы «Ф.Шихау», предоставлена Р.Ендрусиком)


Литература и источники

Берхман И. О миноносцах // Морской сборник. 1880. № 5.

Калугин, Результаты плавания миноносок 2-го отряда в 1880 г. // Морской сборник. 1881. № 11,12.

Мельников Р.М. Первые русские миноносцы. СПб., 1997.

О плавании миноносцев Черноморского отряда в кампанию 1879 г. // Известия Минного офицерского класса. 1880. Вып.4. 4.1.

Опыты над минами Уайтхеда в Черном море в навигацию 1879 г. // Известия Минного офицерского класса. 1880. Вып.2.

РГАВМФ. Ф.90. Оп.5. Д.4230, 4231, 4253; Ф.417. Оп.1. Д.427; Ф.421. Оп.1, Д.357,473,489,496,595, 705, 863,934; Ф.410. Оп.1. Д.4943; Оп.2. Д.4849,4913,5516; Ф.921.0П.2.Д.394.

Hosted by uCoz