Гибель итальянских эскадренных миноносцев «Ugolino Vivaldi» и «Antonio da Noli»

(«Warship International» №2 1988)


Эскадренный миноносец "Antonio Pigafetta", 1943

2125/2888 т; 105,5/109,3x11,2x4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 50 000 л.с., 34 узл. (реально 27-28), 680 т нефти. Эк. 224 чел. 3x2 — 120-мм/50, 2x1 — 40-мм/39, 4x2 — 13,2-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 56 мин. В 1940-42 зенитная артиллерия заменена на 2 х 1 37-мм/54 и 7-9 20-мм/65 и 20-мм/70 автоматов, снят кормовой ТА

[Морская коллекция 8-2003]


Гибель итальянских эскадренных миноносцев «Ugolino Vivaldi» и «Antonio da Noli» произошла в драматический момент того хаоса, который поразил Италию накануне перемирия с союзниками. События начали развиваться 8 сентября 1943 года. Военная и гражданская структуры страны рушились, а итальянский флот был завален противоречивыми и путаными приказами и распоряжениями.

Два упомянутых выше корабля входили в состав 16-го дивизиона эсминцев. В момент объявления перемирия «Da Noli» находился вместе с линейным флотом в Специи, а «Vivaldi» уже десять дней стоял на ремонте в Генуе. С неработающим дизель-генератором ему приказали немедленно выйти в море и присоединиться к своему собрату.

Оба эсминца встретились в 23.15 к югу от Специи и легли курсом к Чивиттавеккии на Тирренском побережье. Корабли должны были принять на борт Короля Италии (Виктор Эммануил III) и Премьер-министра (фельдмаршал Бадольо), которые бежали от немецких войск, занявших Рим. Однако в царившей неразберихе высшие лица государства направились в Ортону на Адриатическом побережье, где их взял на борт корвет «Baionetta» и 10 сентября доставил в Бриндизи.

Поэтому утром 9 сентября итальянское Верховное военно-морское командование приказало «Vivaldi» и «Da Noli» идти на соединение с линейным флотом (адмирал Бергамини), который в 03.00 вышел из Специи и направился в Ла Маддалену на о.Сардиния. Предполагалось собрать здесь весь флот Италии и затем сдаться союзникам в Алжирском порту Бон.

В 14.33 оба эскадренных миноносца получили новый приказ: «в Ла Маддалену не заходить, а следовать к проливу Бонифаччо (между Корсикой и Сардинией) и уничтожить плавсредства, перевозившие войска немецкой 90-й моторизованной дивизии с Сардинии на Корсику». Лишь после этой акции кораблям разрешалось идти к линкорам, которые получив известие об оккупации немцами Сардинии и Ла Маддалены, находились западнее Корсики и шли на юг – к Бону.

Однако к полудню 9 сентября артиллерийские подразделения 16-й немецкой моторизованной дивизии СС, прибывшие на Корсику еще 1 июля 1943 года (88-мм батареи в Бастии и Бонифаччо), взяли под свой контроль все итальянские береговые батареи, прикрывающие пролив между островами.

В 16.20 идущие 23-узловым ходом эсминцы вошли в пролив (работали три из четырех котлов). В 16.50 корабли открыли огонь из 120-мм орудий по немецким торпедным катерам и десантным баржам. В 17.00 в дело вступили даже зенитные автоматы. Противник немедленно лег на обратный курс не получив, как выяснилось позже, ни одного попадания. Вслед за этим по «итальянцам» открыли огонь береговые батареи с Корсики. «Vivaldi» увеличил ход до 25 узлов и ответил своим главным калибром. Почти тут же он получил попадание в корму и потерял несколько человек из расчета находившегося здесь 20-мм автомата. В 17.15 последовали новые попадания снарядами небольшого калибра: в щит носовой 120-мм артустановки и в котельное отделение № 1. В КО возник пожар, вышел из строя турбо-генератор, экипаж понес новые потери. Выход из строя турбо-генератора в купе с неработающим дизель-генератором повлек за собой полную потерю электроэнергии. На эсминце пытались ввести в действие 4-й котел, но вместо этого вскоре пришлось оставить КО № 2, так как из-за пожара в 1-м здесь резко поднялась температура. К тому же приточной вентиляцией сюда всосало много дыма и работать стало невозможно.

Вслед за этим последовало несколько попаданий 88-мм снарядами в носовую часть корабля, чуть выше ватерлинии. Еще один снаряд поразил «Vivaldi» в топливную цистерну левого борта. Возник новый пожар, который быстро распространился в КО № 3. Это возгорание вскоре ликвидировали, но единственный действующий котел так же вышел из строя. В 17.30 из-за отсутствия пара машины эсминца остановились. Корабль попытался укрыться за дымовой завесой.

Тем временем «Da Noli» также получил два попадания: одно в полубак и одно в район ватерлинии в корме. В 17.50 в момент исправления повреждений эсминец подорвался сразу на двух минах (на миделе) и почти мгновенно затонул. Из 267 членов экипажа погибли 228, включая командира корабля.

«Vivaldi», оставаясь под вражеским огнем, от близких разрывов получил новые повреждения. К тому же из-за пожара в КО № 1 пришлось затопить носовой артпогреб.

Простояв без хода около 20 минут, в 18.10 удалось восстановить работу КО № 3 и взять под контроль распространение огня. В 18.30 дав 10 узлов (курс 250°) с одним котлом, эсминец направился к Менорке. Появилась надежда на спасение корабля, но в 20.00 над «Vivaldi» появился немецкий самолет, сбросивший одну единственную бомбу. От ее близкого разрыва прекратилась подача питательной воды в котел (разрыв трубопровода). В течение ночи экипаж приложил отчаянные усилия, но не смог дать кораблю ход. В 05.30 10 сентября командир приказал оставить эсминец. Но «Vivaldi» не спешил погибать, удерживаясь на плаву. Тогда старший помощник командира капитан 3 ранга Алессандро Кавриани и старший механик Вирджино Фазан вплавь добрались до эсминца за тем, чтобы ускорить его затопление. Оба они в 11.30 погибли вместе с кораблем, отдавая честь итальянскому флагу. «Vivaldi» затонул приблизительно в 50 милях к западу от о.Асинара. Из 280 членов экипажа были потеряны 40 человек.

Оставшиеся в живых с обоих эсминцев подобрали крейсер «Attilio Regolo» и эсминцы «Mitragliere», «Fucilliere» и «Carabiniere» и доставили в испанский порт Маон на Балеарских островах.

В заключение остается заметить, что ни один из двух погибших кораблей не затонул непосредственно от огня береговых батарей. «Da Noli» подорвался на минах, а «Vivaldi» из-за выхода из строя машин, несмотря на тот факт, что эсминцы типа «Navigatori» были первыми итальянскими ЭМ с эшелонным расположением механизмов. Печальный опыт уже был: «Vivaldi» во время операции 11 – 16 июня 1942 года потерял ход от одного единственного попадания 120-мм снаряда в кормовое машинное отделение.


Перевел с английского Олюнин Л.А.

Hosted by uCoz