Шведские минные крейсера
Адам Флекс

(«Okrety Wojenne» № 19)

В конце ХIХ века во флотах целого ряда стран появились корабли, отнесенные к классу торпедных канонерских лодок. В некоторых флотах они классифицировались как минные крейсера и в целом считались миноносцами.

Торпедные канлодки или минные крейсера могли поддерживать в бою свои миноносцы, либо вести их в торпедную атаку. Одновременно им ставилась задача по отражению неприятельских минных сил. Помимо этого в шведском флоте на данные корабли возлагались функции дозорной службы, обязанности лидеров (флагманов) флотилий миноносцев, а также посыльных судов при дивизиях броненосцев береговой обороны.

Комитет шведского военного ведомства по морским делам предложил в 1892 году построить серию кораблей предназначенных для ведения морской разведки, то есть информировании собственного флота о приближении сил неприятеля, его составе и местонахождении. Заседание Парламента в 1895 году признало предложения комитета обоснованными ,и флот получил средства для постройки первого корабля. Затем последовало финансирование строительства еще четырех единиц; по два крейсера в 1896 и 1897 годах.

Новые корабли создавались под влиянием британских «Ловцов миноносцев» («Torpedo Catchers»), позднее классифицированных как «Торпедные канлодки» («Torpedo Gunboats»). В конце ХIХ века они виделись проектировщикам как довольно быстроходные корабли со скорострельной артиллерией, однако предназначенные для борьбы с миноносцами минные крейсера отстали в своем развитии от последних (как правило из-за недостаточной скорости). Их роль с успехом взяли на себя более современные эсминцы (истребители миноносцев).

Тем не менее во флоте Швеции минные крейсера были в состоянии выполнять ставившиеся перед ними задачи: в качестве миноносцев, дозорных кораблей, флагманов дивизионов миноносцев. Кроме того они выполняли функции учебных судов. Два крейсера служили даже во время второй мировой войны, находясь в строю почти 50 лет. Этот факт неоднократно подчеркивался в различных публикациях, а особенно часто в ряде шведских изданий.

После того как Рикстаг дал согласие на постройку минных крейсеров, всю информацию по данной теме немедленно засекретили. Однако конструкция этих кораблей вызвала многочисленные споры во флотской офицерской среде. Так начальник Инженерного отдела флота Гёте Вильгельм Свенсон высказался против конкурсного проектирования. Разногласия усиливались. И только резкие заявления Министра флота Ярла Кристерсона прекратили полемику: конструкторы получили задание спроектировать корабли непохожие на какие-либо зарубежные. Задание было выполнено в 1892 -1895 гг.

Королевским указом от 30 августа 1895 года строительство головного корабля (без вооружения) поручалось верфи «Мотала Веркстадс», стоимостью 618000 шведских крон. Королевским же указом новая единица флота относилась к классу минных крейсеров. Комиссия морского министерства 3 сентября присвоила кораблю наименование «Orn» (Орел). Однако когда в соседней Норвегии точно таким же именем назвали новый миноносец, 9 сентября шведский минный крейсер переименовали в «Ornen» (Орлиный) и присвоили названия двум следующим серийным кораблям: «Ejdern» (Гагара) и «Tarnan» (Крачка).

Контракт на постройку первенца подписали с верфью «Мотала» 3 сентября. Строительство велось под наблюдением фирмы «Линдхольмен» (Гётеборг). Вскоре после начала постройки серийных кораблей их переименовали: крейсера получили имена шведских мореходов, и, следовательно «птичье» название сохранил только головной корабль, что порой вызывало недоумение, поскольку он своей «пернатостью» как бы выпадал из ряда серийных единиц.

Водоизмещение этого небольшого кораблика, которого крейсером можно было назвать весьма условно составляло 800 тонн. Согласно Шведского Морского Регистра 1914 года – 846 тонн. Размерения: длина по ватерлинии – 67,17 м, длина наибольшая – 69,2 м. Ширина по ВЛ – 8,14 м, наибольшая – 8,22 м. Осадка (проектная) – 2,86 м, фактическая – 3,3 м. Корпус корабля делился поперечными переборками на 7 водонепроницаемых отсеков. Защита представлена 12-19 мм стальной (с добавлением никеля) палубой со скосами – по всей длине крейсера.

Механическая установка состояла из четырёх цилиндрических паровых котлов с давлением пара 12 атм. Пар подавался в две горизонтальные паровые машины тройного расширения (изготовлены фирмой «Мотала»). Цилиндры паровых машин расположены горизонтально, что позволило укрыть механизмы под броневой палубой. Каждая машина располагалась в отдельном отсеке – суммарная мощность 4000 л.с. Привод гребных винтов непосредственно от паровых машин. Запас топлива – 90 тонн «английского угля». Проектная скорость 19 узлов. Однако на приемных испытаниях «Ornen» достиг мощности 4052 л.с. и скорости 20,2 уз. 12-узловым ходом корабль мог пройти 1700 миль. Поддерживая же скорость в 17 узлов в течение 40 часов, крейсер был способен без пополнения угля достичь русской столицы и вернуться обратно.

Рулевая машина, изготовленная в Англии – паровая. Расположена в корме ниже ватерлинии.

Вооружение корабля составляли два 120-мм орудия М94, по одному в носу и в корме и четыре 57-мм орудия М89 в бортовых спонсонах на верхней палубе. 57-миллиметровки – стандартный противоминный калибр в шведском флоте. Как уже говорилось выше создание «Ornen» было сокрыто некой завесой секретности, и 29 ноября 1894 года в открытой печати появился рисунок Гёте Свенсона, показывающий на корабле только одно носовое 120-мм орудие, а в корме пятое 57-мм. Однако вполне вероятно, что это дезинформация для русского «соседа» - крейсер нес два крупнокалиберных орудия. Торпедное оружие было представлено носовым неподвижным 381-мм подводным торпедным аппаратом. В соседнем отсеке хранились две запасные торпеды. 24-узловым ходом они могли пройти 800 метров. Вооружение дополняли два 60-см боевых прожектора Шуккерта изготовленные фирмой «АВ Лют и Розен» в Стокгольме. Бронирование 19-мм палуба. Боевая рубка – 40 мм. Экипаж 108 человек. При необходимости высадки десанта имелось личное оружие – на корабле хранилось 50 карабинов, 30 револьверов и 40 сабель.

«Ornen» заложили в 1895 году, спустили на воду 6 сентября 1896-го. Приемные испытания проводились в апреле-мае 1897-го. На пробах обнаружилось, что при полной перекладке руля на борт и скорости 14 узлов , диаметр циркуляции крейсера составил 560 метров т.е., почти 8 длин корпуса. Этот недостаток отнесли на счет неудачной формы кормы. 4 мая 1897 года корабль передали флоту, и восемь дней спустя на нем взвился военно-морской флаг. В том же году крейсер впервые показали шведской публике на «Всеобщей Выставке Промышленности и Искусства». Вместе с ним демонстрировались броненосец 1 класса «Oden» и миноносец 2 класса №65 «Galdr». Страна наглядно представляла возможности своей судостроительной промышленности.

Однако уже совсем скоро стало ясно, что скорость нового корабля не соответствует ставившимся перед ним задачам. Современные ему зарубежные эскадренные миноносцы развивали ход на 10 узлов больший. Поэтому , спустя всего несколько лет, задачи ведения разведки выполняли в шведском флоте появившиеся в 1902 году эсминцы типа «Mode». Но минные крейсера по-прежнему оставались лидерами малых миноносцев. Помимо этого они отрабатывали тактическое взаимодействие с броненосцами береговой обороны, а во время маневров отвлекали их на себя, давая возможность своим торпедным подопечным выйти в атаку. Подошли они и для роли посыльных судов, так как у шедшей полным ходом и окутанной дымом колонны броненосцев имелись определенные трудности с передачей сигналов. Минные крейсера шедшие рядом эффективно передавали приказания «далее по команде». Благо на переломе веков наряду с флажками сигнальщиков и прожекторами появился «искровой» телеграф (системы Телефункен). Растянув антенны как можно выше (на минных крейсерах в 30 метрах от воды) и при благоприятной погоде корабли могли общаться между собой на удалении в 100 – 300 километров.

В июне 1905 года Уния, объединявшая Швецию и Норвегию с 1814 года, к радости норвегов исчерпала себя, появилась реальная угроза вооруженного конфликта между двумя братскими скандинавскими народами. Дабы пресечь хотя бы попытку каких-либо территориальных притязаний со стороны теперь уже соседнего государства Главный морской штаб Швеции разработал упредительную операцию. У западного побережья страны была сосредоточена эскадра из 8 новых броненосцев, эсминца «Mode» и четырех из пяти минных крейсеров: «Psilander», «Claes Horn», «Clas Uggla» и «Jacob Bagge».

В начальной фазе операции броненосцы под прикрытием минных крейсеров должны были обстрелять норвежские береговые батареи и военно-морскую базу в Осло-Фиорде. Предполагалось, что флот противника выйдет для решающего сражения. Крейсерам же затем предстояло действовать по обстоятельствам: нести дозоры, нарушать маршруты норвежского судоходства, предотвращать возможные высадки неприятельских десантов. Чуть позже им придали группу миноносцев для атак замеченных кораблей и судов противника, а так же для вытеснения войск неприятеля с близлежащих участков побережья. После начала главной фазы операции крейсерам вменялась еще и поддержка связи между броненосцами.

Этот этап заключался в переброске десанта – 7 армейских батальонов и шести артиллерийских батарей и высадки их в районе южнее Тёнсберга. Высадочные средства состояли из восьми транспортов и 22 каботажных судов. Их непосредственное охранение – три броненосца, эсминец и миноносцы. После высадки в данный район подтягивались все восемь броненосцев. И пока главные силы флота отстаивались на якорях в шхерах Бохусланда, минным крейсерам поручалось ведение разведки в близлежащих фиордах и отражение возможных атак неприятельских миноносцев.

К счастью для обеих сторон до вооруженного столкновения дело не дошло. В результате переговоров, проведенных в Карлстаде, напряженную ситуацию удалось разрядить, и подробности планировавшейся операции против норвежского флота не стали достоянием широкого круга обывателей. В начале октября 1905 года шведские корабли вернулись к местам постоянного базирования в Стокгольме и Карлскроне. 11 октября отменена так и не начавшаяся мобилизация. И все-таки какая-то часть шведских секретов видимо стала известна русской разведке, так как в декабре того же года «Psilander» и «Ornen» были посланы в Ригу для возможной защиты и эвакуации шведских граждан.

Зимой 1912-1913 гг. шведский флот вновь был мобилизован в связи с боевыми действиями на Балканах. «Claes Horn» перебазировали в Оресунд, а «Jacob Bagge» на западное побережье – в шхеры Гётеборга. В то неспокойное время, накануне мировой войны, опасаясь возникновения вооруженного конфликта с Российской Империей шведскими военными был разработан план «Х». Он представлял собой акцию в Ботническом заливе: переброска одним или двумя минными крейсерами, несколькими миноносцами и двумя пароходами пехотной роты и группы саперов, которые должны были уничтожить железнодорожную связь, и заминировать дороги на финском побережье, для воспрепятствования перевозке русских войск к границе Финляндии (в то время часть Российской Империи) и Швеции.

«Ornen» в 1914 – 1918 гг. нес дозорную службу на Балтике. К 1922 году состояние корабля оставляло желать лучшего, и 25 августа Королевским указом его отправили на консервацию. Однако неминуемой, казалось бы, сдачи на слом крейсеру удалось избежать. В 1926 году его превратили в учебный корабль, и в этом качестве он прослужил 21 год. Бывший минный крейсер оказался востребованным и в годы второй мировой войны. С него сняли старые 57-мм орудия, а на их местах установили спаренные 25-мм зенитные автоматы М/32. Насколько возможно модернизировали 120-мм орудия, и с таким составом вооружения корабль нес службу в течение всего «периода повышенной боеготовности» в 1939 – 1945 гг.

«Ornen» исключили из состава флота Королевским указом от 16 июня 1947 года (после 50 лет активной службы). В 1950-м его ждал почетный конец – потопление в фиордах Стокгольма как корабля-цели. Останки крейсера находятся там и по сей день.

Два других корабля серии – «Jacob Bagge» и «Claes Horn». Их характеристики практически идентичны головному крейсеру. Как уже отмечалось выше «Jacob Bagge» первоначально назывался «Tarnan» и переименован 24 ноября 1897 года. Контракт на его постройку с верфью «Кокумс Меканиска Веркстадс» в Мальмё подписали 15 сентября 1896 г. и в том же году заложили. 30 апреля 1898 года он был спущен наводу. Приемные испытания завершились 12 ноября того же года и 23 ноября корабль передали флоту. Мощность машин 3978 л.с., максимальная скорость 19,5 уз.

История крейсера была довольно схожей с судьбой «Ornen». 25 августа 1922 года его вывели в резерв, а с 1927 по 1935 гг. он служил как корабль обеспечения морской авиации. Для этого его подвергли переделке: кормовое 120-мм орудие демонтировали и сдали на хранение, а на его месте установили кран для подъема гидросамолетов с воды и последующей установки на палубе. В 1941 году «Jacob Bagge» переоборудовали в учебный корабль и подобно «Ornen» передали «Военно-морской школе». 13 августа 1946 года ветерана исключили из списков флота и через два года сдали на слом в Карлскроне (окончательно разобран к 1951 г.).

«Claes Horn» свое название также получил 24 ноября 1897 года (после отказа от имени «Ejdern»). Контракт на его строительство подписали с фирмой «В.Линдберг Веркстад» в один день с «Jacob Bagge» - 15 сентября 1896 г. Строительство велось на верфи «Тегельвикен» в Стокгольме. Заложен корабль в конце того же 1896-го, спущен на воду 9 февраля 1897 года. Передан флоту 22 июня и официально вступил в строй 7 августа 1897-го. В отличие от головного «Ornen» имел более мощные машины (изготовлены верфью строителем) и, соответственно скорость 20 узлов. Боевые прожекторы М/98 поставлены французской фирмой «Бреге». Служба корабля практически не отличалась от службы первых двух крейсеров. Вскоре после Первой мировой войны его карьера завершилась. Королевским указом от 12 октября 1923 года «Claes Horn» исключен из списков и годом позже сдан на слом.

Средства на постройку последней пары минных крейсеров выделены шведским парламентом в 1897 году. Они несколько отличались от первой тройки. Корабли изначально строились как флагманы дивизионов миноносцев, и на них оборудовались помещения для размещения соответствующих штабов. Водоизмещение 800 тонн (согласно шведского морского регистра 1914 г. – 814 тонн). Длина по ватерлинии – 70,7 м., наибольшая 72,9 м. Ширина – 8,3 м. Осадка – 2,73 (наибольшая 3,3 м).

Новинкой для флота стали установленные на этих кораблях водотрубные котлы Ярроу (чуть позже установлены также на броненосце «Dristigheten» и на миноносце 2 класса «Agda»). Давление пара 13 атм. Фирмой Мотала изготовлены две горизонтальные паровые машины тройного расширения мощностью 4500 л.с. Скорость по контракту 20,5 уз. На пробах «Psilander» развил 4755 л.с. и скорость 20,7 уз. Запас топлива 120 тонн. Вооружение аналогично первым трем единицам.


"Psilander", 1900 г.

Минный крейсер "Psilander", 1900 г.

Водоизмещение 800 - 840 т, размерения 67,7x8,2x3,1 м; энергетическая установка: 2 паровых машины, 8 котлов, мощность 4000 л.с., скорость 19,5 уз, 105 тонн угля; экипаж 113 чел; вооружение: 2-120 мм/45, 4-57 мм, 1-380 мм торпедный аппарат

[Морская коллекция 3-1999]


Контракт на постройку обоих крейсеров заключили 4 марта 1898 года с верфью «Бергсундс» в Стокгольме. Первый заложили на главном стапеле, а второй на слипе Финнбода. «Psilander» спущен на воду 25 ноября 1899 года. Передан на испытания 20 июля 1900-го и в тот же день зачислен в состав флота. В 1928 году переоборудован в учебный корабль, а спустя год перечислен в плавтендер. В 1933 – 1935 гг. находился в распоряжении Военно-морской школы. В 1936 поставлен в отстой в Карлскроне. 1 июля 1937 года исключен из списков и превращен в корабль-цель. 3 августа 1939-го потоплен торпедой одного из новых шведских эсминцев.

«Clas Uggla» спущен на воду 9 декабря 1898 года. 30 октября 1900-го вышел на испытания 28 ноября передан флоту. Он единственный из пятерки, прослуживший меньше всех; 22 июня 1917 года выскочил на камни банки Стогрунд, к югу от о.Ульфо (близ Харносанда). Попытки спасти корабль успехом не увенчались, и 30 августа он затонул. Остов его 22 июня 1918 года за 22000 крон продан фирме «С.Ольшанский» (Оскарсхамн) для разборки на металл.

Шведская классификация этих кораблей как минный (торпедный) крейсер бесспорно несколько завышена. Они вполне могли быть отнесены к классу канонерских лодок, но шведы при отсутствии во флоте современных крейсеров таким образом попытались заполнить нишу между броненосцами береговой обороны и миноносцами. Подобная концепция оказалась не слишком удачной, но тем не менее корабли были построены и несли службу почти полвека. Еще в процессе проектирования на них возложили слишком много задач, выполнить которые они оказались не в состоянии. К тому же на переломе веков строительство этих кораблей уверенно обогнал технический прогресс.

Перевел с польского Олюнин Л.А.


Hosted by uCoz