Порт-Артур
(страницы истории)
С. Д. КЛИМОВСКИЙ

(Гангут #2)

Порт-Артур... Далекая земля на краю света, обильно политая кровью наших соотечественников, к которой почти девять десятилетий тому назад было приковано внимание всего мира, место, где совершались славные подвиги и принимались роковые решения. Ляотешань, Электрический утес, Старый и Новый город, Западный и Восточный бассейны, Золотая гора. Тигровый Хвост знакомы нам по известному роману А. Н. Степанова "Порт-Артур", воскресившему яркие эпизоды героической обороны крепости и ратную доблесть ее защитников.

Вид с Золотой горы на Восточный бассейн

В современной исторической литературе по русско-японской войне приобретение Россией Квантунской области излагается весьма скупо, да и то лишь в связи с общей военно-политической обстановкой того времени; многие интересные подробности как бы остаются в тени. Лишь в старых капитальных исследованиях, опубликованных по горячим следам событий, да из архивных дел можно почерпнуть сведения о ранней истории Порт-Артура как русской военно-морской базы и административного центра нового края. К тому же в современных публикациях на эту тему иллюстративный материал весьма скуден, а его качество оставляет желать лучшего.

Учитывая большой интерес к истории русско-японской войны и, в частности, к обороне Порт-Артура и считая своим долгом достойно помянуть деяния его строителей и защитников, сегодня мы предлагаем Вам, уважаемый читатель, окунуться в атмосферу первых лет истории крепости, совершить как бы прогулку по наиболее примечательным местам города и вместе вспомнить основные эпизоды, вошедшие в летопись его героической обороны.

Последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось значительной активизацией дальневосточной политики России. В 1891 году началось строительство Великого Сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали) с целью ускорения экономического развития Дальнего Востока, расширения русской торговли в Китае и более эффективной обороны тихоокеанских рубежей. В результате победоносной войны с Китаем в 1895 году Япония овладела на берегах Желтого моря районом единственного морского выхода из Маньчжурии и военно-морской базой на Ляодунском полуострове Люйшунем, более известным европейцам как Порт-Артур (назван так в честь командира английского судна, зашедшего в бухту в 1858 году). Действия японцев противоречили интересам России, предполагавшей утвердиться в этом регионе. Предпринятые ею при поддержке Франции и Германии дипломатический демарш и демонстрация силы вынудили Японию в конце 1895 года отказаться от Ляодуна, но крайне обострили отношения между двумя державами. С этого времени кабинет микадо стал энергично готовиться к войне с Россией.

План Порт-Артура

В августе 1896 года российское правительство заключило договор с Китаем на строительство через Маньчжурию до Владивостока ставшей впоследствии знаменитой Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД); это означало реальное укрепление позиций России в Северном Китае. Тем временем в ноябре 1897 года Германия, формально арендовав у Китая на 99 лет, фактически захватила на Шаньдунском полуострове порт Цзяочжоу (Циндао), что послужило сигналом для аналогичных действий других держав, начавших раздел страны. Франция на юге Китая завладела Гуанчжоуванем, Англия -- портом Вэйхайвэй на северном берегу Шаньдуна.

В Петербург стали поступать тревожные сообщения о намерении англичан занять Порт-Артур, и, чтобы воспрепятствовать этому, 3 декабря 1897 года отряд кораблей во главе с крейсером "Рюрик" бросил якорь на внешнем рейде крепости и остался там зимовать. Заключенная 15 марта следующего года русско-китайская конвенция, формально предоставив России в аренду на 25 лет Ляодунский полуостров, фактически закрепляла его приобретение с портами Артур и Далянь и давала право на строительство южной ветви КВЖД -- Южно-Маньчжурской железной дороги от Харбина к Порт-Артуру. Главные силы русских Морских сил в Тихом океане получили на побережье Желтого моря практически незамерзающую (в отличие от Владивостока) базу.

В Порт-Артуре первыми высадились 9-й Восточносибирский стрелковый полк и 3-я батарея Восточносибирского артиллерийского дивизиона. Вскоре из Владивостока на пароходах Добровольного флота "Тамбов" и "Петербург" прибыли первые двадцать артиллерийских орудий, затем высадились 10-й Восточносибирский стрелковый полк, шесть рот крепостной артиллерии, саперная рота, две полевые батареи и сотня 1-го Верхнеудинского казачьего полка.

16 марта 1898 года над Золотой горой под гром приветственного салюта и раскатистое "ура!" взвился Андреевский флаг. Занятие крепости позволило отказаться от использования русскими кораблями в зимнее время японского порта Нагасаки. Политическое и военное руководство России решило сделать Порт-Артур основной военно-морской базой Морских сил в Тихом океане, а коммерческий порт Далянь, переименованный в Дальний, открыть для широкой международной торговли. Территорию Ляодунского полуострова с прилегающими островами Эллиот, Блонд, Саншантао, Роунд, Кеп, Мурчисон и другие под названием Квантунской области включили в состав России. Особая комиссия установила точные границы области, после чего было введено гражданское управление в лице генерал-адъютанта вице-адмирала Е. И. Алексеева, принявшего также на себя командование Морскими силами в Тихом океане. Один из инициаторов строительства КВЖД министр финансов и будущий председатель Совета министров граф С. Ю. Витте впоследствии так оценил происшедшие на переломе веков события: "Проложением Китайско-Восточной железной дороги с сооружением Порт-Артура и Дальнего совершено великое дело -- выполнена историческая задача, сделан один из последних шагов в поступательном движении России на Дальнем Востоке, в ее стремлении найти выход к открытому морю, к незамерзающим берегам Тихого океана».

Порт-Артур при его занятии русскими представлял собой небольшой неблагоустроенный поселок с населением около четырех тысяч человек, получивший впоследствии название Старого города. Войска и администрация разместились вначале в бывших китайских казармах, присутственных местах, фанзах. В мае 1901 года приступили к нарезке и продаже участков в Новом городе; через год-два он начал быстро застраиваться. Городское население и местная торговля неуклонно возрастали - - каждый пароход привозил новые воинские части и служащих, военное имущество, товары и строительные материалы. Из внутренних провинций Китая в Квантунскую область хлынул мощный поток рабочей силы, и к началу 1904 года в городе проживало (кроме войск) 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.

Мелководную гавань Порт-Артура начали углублять еще китайцы, которые устроили искусственный Восточный бассейн с глубиной при отливе 5, а во время прилива более 8 м, со входом в него шириной 80 м; эта гавань вмещала до десятка судов средней величины. В 1901 году приступили к углублению Западного бассейна, предназначенного для броненосцев, но к началу войны эту работу, как и строительство нового сухого дока, не успели закончить. Зато удалось несколько увеличить унаследованный от китайцев старый док для крейсеров, восстановить и усовершенствовать разрушенные японцами еще в 1895 году малую верфь и арсенал, портовые и торпедную мастерские и док для миноносцев. Оба внутренних бассейна соединял с просторным внешним рейдом проход длиной около 900 и минимальной шириной 300 м. Открытость внешнего рейда весьма опасным для судов восточным и южным ветрам, теснота внутренней гавани, возможность пользоваться проходом для крупных кораблей лишь во время полного прилива снижали значение Порт-Артура как военно-морской базы. Внешний рейд и вход во внутреннюю гавань прикрывались рядом сильных фортов, расположенных восточнее прохода на господствующих высотах с отвесными склонами и на низменном полуострове Тигровый Хвост.

По воспоминаниям лиц, живших в Порт-Артуре, с моря он казался очень неприветливым. Взгляду пассажира подходящего к городу парохода сначала открывался длинный горный хребет, круто обрывающийся в море. От огромных угрюмых желто-серых скал и ущелий, лишенных какой-либо растительности, веяло тоской и холодом. Море с глухим шумом било в высокий берег; на его плоских вершинах виднелись длинные стволы грозных орудий. Справа от прохода во внутреннюю гавань на отколовшемся от горы и как бы остановившемся при падении в море скалистом массиве располагалась батарея Электрический утес, вооруженная самыми мощными береговыми десятидюймовыми пушками.

С вершины Золотой горы, на которой развевался Андреевский флаг, открывался чудный вид на город. Прямо внизу,— отмечал инженер-механик флота Б. М. Лобач-Жученко, проживший три года в Порт-Артуре и составивший его подробное описание,— виднелся Восточный бассейн, за ним у подножия Перепелочной горы раскинулся Старый город, за которым тянулась холмистая местность вплоть до горы Большой, доминирующей над всем Артуром; у ее основания разместился Новый китайский город. Справа от Восточного бассейна находилось Пресноводное озеро, замыкаемое амфитеатром высоких гор; вокруг озера в беспорядке расположились казармы и здания Инженерного ведомства. Между Пресноводным озером, Золотой и Крестовой горами и морем находились Дачные места, застроенные коттеджами флотских офицеров. Взгляду налево открывался выход на внешний рейд и далее обширный внутренний залив -- Западный бассейн, на противоположной стороне которого раскинулся Новый европейский город; от моря залив отделялся длинным и узким полуостровом Тигровый Хвост. Вся панорама замыкалась цепью высоких обрывистых гор, на которых располагалось кольцо укреплений, защищавших Порт-Артур, и морем.

В Новом городе для военной администрации построили здания штаба и Инженерного управления, возвели Русско-китайский банк, реальное училище и много жилых домов. Главную улицу города -- Морскую -- застроили большими добротными зданиями. Западную часть Нового города заняли многочисленные одноэтажные солдатские казармы, огромное здание флотского экипажа и небольшие офицерские домики; в центре его разбили сад и построили оранжерею. На Тигровом Хвосте располагался Минный городок со складами и небольшим доком для миноносцев. Широкая и высокая Перепелочная гора отделяла Новый город от Старого. В районе Восточного бассейна находились портовые мастерские и угольные склады. Разрушенный японцами в 1895 году судоремонтный завод после восстановления пришлось заново оборудовать полученными из России станками. Завод мог выполнять ремонт крупных кораблей эскадры--замену топок и котлов, цилиндров паровых машин, гребных винтов, выверку и установку гребных валов; изготавливались также запасные части к механизмам. Территория порта и город освещались от центральной портовой электростанции. За портом, в районе Пресноводного озера построили двухэтажное здание Квантунского флотского экипажа, а на близлежащих горах раскинулись постройки Инженерного ведомства.

Поврежденный в ночь на 27 января 1904 года крейсер I ранга "Паллада" в доке

В Старом городе находились почта и телеграф (с 1902 года Порт-Артур соединили с его сибирской линией), на набережной располагались управление Русского горно-и лесопромышленного товарищества в Маньчжурии, контора поставщика флота М. А. Гинсбурга и любимое место времяпровождения офицеров и горожан ресторан "Саратов". На Пушкинской улице размещались редакция, типография и книжный магазин газеты "Новый край", издававшейся почти до конца обороны. Пушкинская улица переходила в Бульварную, на которой блистали витринами лучшие магазины города. Порт-артурский сводный береговой госпиталь и морской лазарет обслуживали военных, обыватели пользовались городской лечебницей и больницей Мариинской общины сестер милосердия. К северо-востоку от Старого города возникло обширное смешанное русско-китайское поселение, официально именовавшееся Новым китайским городом, с рынком и многочисленными русскими и китайскими ремесленными и торговыми заведениями. У подножия Перепелочной горы в северо-восточный угол Западного бассейна впадала речка Лунхэ, вдоль долины которой от вокзала, находившегося в Старом городе, проходила линия железной дороги (первый поезд из России пришел в Порт-Артур в 1902 году). На противоположном берегу реки в обширной низине располагался Суворовский плац, служивший для парадов войск и проведения скачек, а в некотором отдалении от него за китайской деревней находилось русское кладбище, давшее последний приют многим артурцам, не вынесшим тяжелых климатических и жизненных условий; там же покоятся и защитники города, погибшие на боевом посту.

Росту и развитию Порт-Артура сильно мешала разбросанность его отдельных частей, разделенных водой или горами. Старый и Новый город, Крепостной полк, Дачные места, береговые укрепления -- все это были совершенно отдельные поселения, сообщение между которыми отнимало много времени, сил и средств. Последние три предвоенных года днем и ночью, в будни и праздники не прекращались строительные работы на береговых батареях. Старые форты перевооружались новейшими дальнобойными пушками, строились батареи. Но полностью закончить сооружение оборонительных укреплений к началу войны не удалось.

В соответствии с планом военных действий на море Тихоокеанскую эскадру разделили между Порт-Артуром и Владивостоком. К началу 1904 года большая часть эскадры и отряд кораблей Сибирской флотилии (7 эскадренных броненосцев, 9 крейсеров, 2 минных крейсера, 24 миноносца, 4 канонерские лодки, 2 минных транспорта и вспомогательные суда) базировались на Порт-Артур. Этим силам, предназначавшимся для действий на главном направлении, ставилась задача вести борьбу за обладание Желтым морем и не допустить высадку японских войск на западном побережье Кореи.

Владивостокский отряд (4 крейсера, 10 миноносцев и транспорты) должен был действовать на коммуникациях противника и отвлекать на себя часть японского флота из Желтого моря.

В ночь с 26 на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и серьезно повредили торпедами эскадренные броненосцы "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсер "Паллада". Утром появились главные силы японского флота, но в бою с береговыми батареями и русскими кораблями успеха не имели и отошли. В дальнейшем противник блокировал Порт-Артур, не допуская выхода русской эскадры, которая могла воспрепятствовать перевозке войск на материк. Для действий против крепости японцы в мае-июне высадили в Дальнем 3-ю армию генерала М. Ноги. После ряда столкновений с русскими войсками 17 июля она вышла на ближние подступы к Порт-Артуру и начала его осаду.

К этому времени оборонительные сооружения были значительно улучшены; гарнизон крепости насчитывал около 50,5 тысяч человек (в том числе 8 тысяч моряков), имелось 646 орудий (из них 350 крепостных) и 62 пулемета. Численность японцев составляла 48 тысяч человек при почти 400 орудиях (в том числе 198 осадных) и 72 пулеметах. Большое стратегическое значение Порт-Артура, возможность для русских кораблей угрожать из него морским сообщениям японцев, а сухопутным войскам действовать во фланг противнику, находящемуся в Маньчжурии, предопределили стремление М. Ноги во что бы то ни стало захватить крепость.

Узнав о приготовлениях к отправке на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, японское командование приняло решение любой ценой взять Порт-Артур и уничтожить находившиеся там корабли до прибытия подкрепления с Балтики, а освободившиеся войска перебросить затем в Маньчжурию для действий против главных сил русской армии. Осознав страшную угрозу, русское командование попыталось спасти корабли, но после безрезультатного боя 28 июля эскадра возвратилась в Порт-Артур; часть судов укрылась в нейтральных портах. Получив сообщения о выходе на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры в октябре 1904 года, главнокомандующий японской армией маршал И. Ояма перешел в Маньчжурии к обороне, бросив основные силы на овладение Порт-Артуром. В конце года японцы предприняли решительные действия против крепости. Заняв гору Высокую, с которой хорошо просматривались Западный и Восточный бассейны, они смогли корректировать огонь тяжелых осадных орудий по кораблям. 22 ноября был потоплен эскадренный броненосец "Полтава", на следующий день, получив двадцать попаданий, затонул "Ретвизан". Спустя еще два дня по приказу командира затопили "Пересвет", в который попало десять снарядов; после двадцати трех попаданий легла на грунт "Победа", затонула "Пал-лада". 26 ноября погиб "Баян", расстрелянный десятью снарядами. Днем раньше командир "Севастополя" капитан 1 ранга Н. О. Эссен вывел корабль из гавани в бухту Белый Волк, где почти месяц отражал атаки миноносцев.

После капитуляции крепости. Генерал-адъютант А. М Стессель (во втором ряду — второй справа) и генерал-полковник М. Ноги (во втором ряду - второй слепа)

После гибели эскадры положение крепости резко ухудшилось, но все же имелась реальная возможность продолжать борьбу. Однако 20 декабря после одиннадцатимесячной героической обороны начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант А. М. Стессель вопреки мнению военного совета и решимости защитников Порт-Артура продолжать сопротивление сдал крепость. Накануне капитуляции уничтожались уцелевшие корабли, приводились в негодность орудия, сжигались склады. В ночь с 19 на 20 декабря миноносец "Статный" с полковыми знаменами и секретными документами прорвал блокаду и пришел в нейтральный китайский порт Чифу. В ту же ночь еще пять миноносцев и несколько катеров прорвались в китайские порты; "Севастополь" затопили на глубоком месте. В боях за Порт-Артур японцы потеряли около 110 тысяч человек и 15 кораблей различных классов; потери защитников крепости составили 27 тысяч человек.

Падение Порт-Артура предопределило не превосходство военного искусства японцев, а слабость русских сил и плохое командование. Даже такой небеспристрастный наблюдатель, как английский военный корреспондент Э. Бартлетт, находившийся при армии М. Ноги, отмечал: "История осады Порт-Артура -- это, от начала до конца, трагедия японского оружия". Да и сам генерал Ноги признавал, что заплатил за штурм крепости чрезмерно высокую цену: "Единственное чувство -- писал он,— которое я испытываю в настоящее время,— это стыд и страдание, что мне пришлось потратить так много человеческих жизней, боевых припасов и времени на недоконченное предприятие".

Героическая оборона Порт-Артура, продолжавшаяся 329 дней, явилась одним из важнейших этапов войны и имела большое стратегическое значение. А его сдача, как отмечали современники, "сверкнула ослепительной молнией с последующим громовым ударом, прокатившимся по всему миру и перевернувшим все вверх дном в России..."

Фотографии

Корабли на внутреннем рейде Порт-Артура

Восточный бассейн

Порт-артурские будни

Эскадра на внутреннем рейде. Декабрь 1903 года

Эскадра на внешнем рейде накануне войны

Возвращение в гавань

Hosted by uCoz