Создание броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» тесно связано с развитием оборонительного броненосного флота на Балтике — альтернативы флоту «открытого моря». Обе концепции — прибрежная и океанская — в различных вариантах уживались на протяжении последних четырех десятилений XIX в., испытывая также влияние сторонников минной обороны и крейсерской войны. Итоги многолетнего спора частично подвела русско-японская война 1904—1905 гг., когда броненосцы береговой обороны пришлось отправить в зимние штормовые моря догонять Вторую эскадру флота Тихого океана на пути к Цусиме.
«Адмирал Ушаков» строился на Балтийском заводе в С.-Петербурге в 90-е годы — годы подъема отечественной судостроительной промышленности, в которой причудливо переплетались элементы архаичной казенной организации и хозяйственного расчета. Богатый фактический материал, накопленный исторической наукой, позволяет объективно сравнить различные формы организации судостроения и оценить состояние российской техники на фоне лучших мировых достижений.
Кампании 1898—1904 гг. «Адмирал Ушаков» и его собратья провели на Балтике в составе Практической эскадры и Учебного артиллерийского отряда. Изучение организации и боевой подготовки этих соединений представляет интерес для лучшего понимания трагических событий русско-японской войны 1904—1905 гг.
Беспримерный переход трех броненосцев береговой обороны в составе отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова на Дальний Восток в считанные месяцы 1905 г.— последний стратегический маневр нашего флота — сделал их участниками Цусимского сражения. После тяжелого дневного боя 14 мая 1905 г. броненосцам «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» было суждено пережить позор сдачи остатков эскадры. «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1 ранга В. Н. Миклухи, оставшись в одиночестве, на пути во Владивосток встретился с японскими броненосными крейсерами контр-адмирала X. Симамуры. Геройская гибель корабля в бою с превосходящими силами противника вписала его имя в историю отечественного флота золотыми буквами.
Авторы в целом придерживаются терминологии, принятой в конце XIX — начале XX вв. Все даты до ноября 1917 г. приводятся по старому стилю, названия кораблей — в транскрипции своего времени.
Книга представляет результат многолетнего труда, завершение которого было бы невозможно без помощи сотрудников Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ), Центрального государственного исторического архива Петербурга (ЦГИА СПб), Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Центральной военно-морской библиотеки (ЦВМБ), Российской Национальной библиотеки. Российской государственной библиотеки. Авторы выражают признательность работникам РГАВМФ Е. И. Зугман, И. М. Флориановой, сотрудникам ЦВМБ М. А. Борок, О. X. Волковой, И. О. Крюгер. Их содействие ускорило поиски необходимых документов и материалов. Благодаря известным историкам флота Н. А. Залесскому и В. Ю. Усову в книге оказалось возможным поместить несколько редких фотографий.
Пожелания или критические замечания по содержанию книги просьба направлять по адресу: 191186, С.-Петербург, ул. Малая Морская, 8, издательство «Судостроение».