Глава 2
Конструкция и устройство

Корпус

Нумерация набора корпуса крейсера, в связи с проектированием и исполнением работ иностранным подрядчиком, впервые в русском флоте осуществлялась по французской системе (если не считать сооружаемого параллельно с «Баяном» здесь же в Ла-Сен «Цесаревича»). Мидель-шпангоут являлся точкой отсчёта и имел нулевой номер, отсчёт остальных шпангоутов производился от него в нос и корму.

Корпус набирался по поперечной системе - основой системы набора являлись шпангоуты со шпацией 0,9 м. Продольными связями были: плоский киль высотой 1 м и по три днищевых стрингера с каждого борта. Бортовые ветви шпангоутов (от скулы до нижнего шельфа), там где они не являлись частью поперечных водонепроницаемых переборок и выполнялись сплошными, имели весьма лёгкую конструкцию - гнутый угольник с всего тремя бракетными вставками, к тому же облегчёнными вырезами. Наружная обшивка выполнялась вгладь, с внутренними непрерывными пазовыми планками и круглыми шайбами под заклёпки по шпангоутам, что, по мнению посетившей верфь летом 1900 г. комиссии МТК, «представляло очень красивую, но, конечно, дорогую работу».1

Ряд русских корабельных инженеров впоследствии оценивал конструкцию корпуса «Баяна» как «очень лёгкую», обосновывая этот вывод, в частности, обширными повреждениями борта крейсера при его подрыве на мине 14 июля 1904 г. Однако в повседневной службе надёжность корпуса никогда не вызывала сомнений; что же касается характера восприятия ею внешнего подводного взрыва, то прочность набора и обшивки никогда не играла в подобных случаях большой роли. Поэтому с данной точки зрения решения французских инженеров выглядят совершенно обоснованными и, более того, передовыми, поскольку в результате был получен существенный выигрыш в весе корпуса. Правда, оборотной стороной медали стала повышенная вибрация корпуса в диапазоне средних ходов (14-17 уз), выяснившаяся уже в процессе ходовых испытаний. При развитии машинами крейсера 80-110 об/мин оконечности корпуса начинали сильно вибрировать - «как у живого». Это потребовало местного подкрепления набора, что вызвало расход веса, однако полностью проблема вибрации решена не была.

Под стать облегчённой конструкции корпуса очень лёгкими были выполнены и фундаменты под орудия. Так, фундамент под 6" орудие состоял из круглого листа толщиной 30 мм, положенного на кольцо из Z-образного профиля, приклёпанного к палубе. Котельные фундаменты также были очень лёгкими - из листов толщиной не более 5 мм.2

В части архитектуры корпуса интересным решением стало устройство над верхней палубой в носу короткого бака, позволившего довести высоту борта у форштевня до 7,6 м. Заваленные у бортов кромки настила бака обеспечивали лучший сход принятой на нос при сильной килевой качке воды. Всё это существенно улучшало мореходность крейсера.

Непотопляемость

С точки зрения конструктивного обеспечения непотопляемости «Баян» представлял собой классический образец передовой кораблестроительной мысли рубежа XIX -XX столетий. На шпангоутах 11, 15, 28, 41, 47, 60, 71 (носовых) и 2, 5, 18, 37, 44, 52 (кормовых) корпус подразделялся полными поперечными водонепроницаемыми переборками, простиравшимися по высоте от наружной обшивки до нижней палубы, а по ширине - от борта до борта. Все крупные отсеки - погреба боезапаса, подбашенные и котельные отделения, помещение торпедных аппаратов - выполнялись на всю ширину корпуса и полностью следовали принятой в русском флоте практике военного кораблестроения, теоретические основы которой были разработаны в 90-е гг. И.Г. Бубновым и А.Н. Крыловым. Суть идеи заключалась в том, что все большие внутренние помещения ниже ватерлинии выполнялись в виде неразделённых продольными переборками объёмов для предотвращения появления в случае подводной пробоины опасных для остойчивости кренов. Этот подход полностью оправдал себя на деле при подрыве «Баяна» на мине 14 июля 1904 г. Имея затопленными носовое котельное отделение, а также угольные ямы и бортовой коридор правого борта против него (всего принято около 800 т воды), крейсер сильно сел носом, но получил крен на правый борт лишь около 5°, полностью сохранил ход и управляемость, и своим ходом вошёл на внутренний рейд Порт-Артура, где был поставлен в док для ремонта.

Броненосный крейсер «Баян». Теоретический чертёж:



Распределение статей нагрузки крейсера, т (расчёт А. Лаганя, 6 марта 1898 г.)


Корпус

2385

Деревянные наружные части

355

Деревянные внутренние части

125

Дельные вещи и внутренние устройства

282

Бронирование

1449

(нижний броневой пояс)

(430)

(нижний кормовой траверз)

(24)

(верхний броневой пояс)

(238)

(верхний кормовой траверз)

(15,5)

(боевая рубка)

(29)

(казематы 6" орудий)

(152)

(башни 8" орудий)

(217,5)

(палубная броня и комингсы)

(343)

Мачты с марсами, рангоутом и такелажем

20

Снабжение

109

Катера и шлюпки

26

Главных механизмы и котлы с водой

1390

Вспомогательные механизмы

90

Нормальный запас угля

750

Команда (500 человек) с багажом

70

Провизия с бочками на 45 дней

50

Вода для команды на 20 дней

40

Артиллерия и боезапас

561

Минное вооружение и запасы

40

Разные предметы

50

Запас водоизмещения

13

Водоизмещение нормальное

7805

Полный запас угля

1020

Запас котельной воды

165

Водоизмещение полное

8240

Водоизмещение при полном израсходовании угля, провизии и боезапаса

6819



Приводится по: В.Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов. Броненосные крейсера типа «Баян» // «Морская коллекция» (приложение к журналу «Моделист-конструктор»), Вып. №3, 1997. с. 7.

Баян. Неподписанное сечение

Единственным исключением в подразделении корпуса системой поперечных переборок была продольная переборка в диаметральной плоскости, разделяющая машинное отделение на правую и левую половины, в каждой из которых располагалось по паровой машине соответствующего борта. Подобному решению не было альтернативы - оно диктовалось соображениями необходимости сохранения хода корабля при пробитии борта в районе отсека главных механизмов, для чего каждый из пароагрега-тов должен был быть автономным на случай выхода из строя - повреждение, затопление - соседнего. Эта переборка имела характерную «гофрированную» в плане конфигурацию, что должно было способствовать повышению её устойчивости при давлении воды (при затоплении одного из машинных отделений) без расхода материала и веса на подкрепляющие вертикальные балки-фахверки, как то практиковалось повсеместно. Согласно расчётам, при полностью затопленном машинном отделении крен составлял 11°. Выравнивать его рассчитывали контрзатоплением отсеков междудонного пространства в результате чего, как предполагалось, «корабль не только избежит катастрофы, но и будет обладать способностью продолжать плавание».



Тактико-технические характеристики крейсера


Длина между перпендикулярами, м

135,0

Длина наибольшая, м

137,0

Ширина мидель-шпангоута по грузовой ватерлинии, м

17,5

Ширина наибольшая, м

17,6

Глубина интрюма, м

11,6

Углубление без киля, м

6,50

Углубление среднее, м

6,70

Углубление в перегрузке наибольшее, м

7,00

Высота борта в носу, м

7,60

Высота борта в корме, м

5,50

Погруженная площадь мидель-шпангоута, м2

95,01

Площадь грузовой ватерлинии, м2

1615,82

Отношение длины к ширине

7,7

Коэффициент общей полноты

0,5

Число Фруда

0,29

Адмиралтейский коэффициент

217

Водоизмещение проектное нормальное, т

7805,00

Водоизмещение полное, т

8240,00

Водоизмещение на 1 см углубления при грузовой ватерлинии, т

16,578

Призматический коэффициент

0,501

Поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении, м

0,860

Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении, м

1,069

Поперечная метацентрическая высота при полном водоизмещении, м

1,134

Поперечная метацентрическая высота наибольшая, м

1,330

Артиллерия

«Баян» обладал уникальным для тяжёлого броненосного корабля русского флота расположением его крупнокалиберных орудий - по одному в двух башнях, в носу и корме, продолжая этим традицию своих французских «сродственников» и более ранних «элзвикских крейсеров». Каждое из 8" орудий в оконечностях предназначалось в качестве «Ultimo ratio Regis» для боя с себе подобными и сдерживания пыла неприятельских лёгких бронепалубных разведчиков. Установки проектировались фирмой-подрядчиком и изготавливались на механическом заводе «Форж э Шантье» в Марселе.

Башни «Баяна» создавались по типу аналогичных уравновешенных 194мм установок тогдашних французских броненосных крейсеров. Вращающаяся часть состояла из боевого отделения и цилиндрической подачкой трубы. Боевое отделение, в котором помещалось орудие со станком и обслуживающий его личный состав, имело в плане характерную яйцевидную форму. Основой его был рабочий стол из двух продольных балок, перевязанных несколькими радиальными и поперечными балками. Слева от орудия, на поперечной оси вращения установки, в полу находился люк для подачи боезапаса. Спереди от него располагался пост командира башни. Башенный наводчик (наведение в обеих плоскостях) находился справа от орудия. Плоскость обзора башенного командира и визирная линия наводчика возвышались над крышей башни. Таким образом, при наведении орудия, как и у всех тогдашних башенных установок, головы командира и наводчика должны были возвышаться над крышей башни, поэтому они защищались колпаками литой броневой стали (соответственно сферическим и эллиптическим). Вертикальная броневая защита боевого отделения состояла из четырёх поверхностно-упрочнённых плит толщиной 150 мм, обладавших значительной кривизной. Изготовление всех 8 плит для двух башен было передано по субконтракту компании «Сен-Шамон»; однако артиллерийских испытаний при приёмке они не выдержали и все подлежали замене. Переделка всей партии (субконтрагенты «Марель Фрире» - носовая установка, «Шатийон э Комментри» - кормовая) задержала готовность крейсера на 8 (!) месяцев, так что в середине 1901 г. даже поднимался вопрос о переходе крейсера в Россию без башенной брони.

Стол башни вращался на кольцевом погоне на 28 конических роликах и продолжался вниз до 2-й платформы узкой (800 мм) цилиндрической подачной трубой, оканчивавшейся боевым штыром. С внешней левой стороны трубы имелись две направляющих для зарядника на три места (снаряд и 2 полузаряда), посредством троса подаваемого напрямую в боевое отделение. Лебёдка зарядника располагалась под броневой палубой, на платформе. Здесь же находился и электропривод поворота башни, обеспечивавший полный поворот установки в пределах всего 270° сектора горизонтального наведения за 59 с.

Башенное 8" орудие в 45 калибров длиной относилось к модели, разработанной в 1892 г. на Обуховском заводе (ОСЗ) капитаном А.Ф. Бринком по типу 6" орудия Канэ. Оно оснащалось поршневым затвором системы ОСЗ (конструкции капитана Н. Розенберга) и располагалось на станке системы Металлического завода. Досылание производилось вручную, деревянным прибойником, усилием двух человек.

Снаряды и заряды складировались в погребах на 2-й платформе, откуда талями, посредством храпа, подавались по подвесному пути через загрузочное отверстие в переборке погреба в подбашенное отделение к заряднику. Погреба изнутри обшивались деревом (тиком). Это решение оказалось неудачным, поскольку под обшивкой от отпотевания собиралась влага, для сбора которой приходилось постоянно разбирать и собирать дощатый настил.3

Основная артиллерия крейсера из 8 6745 орудий системы Канэ производства ОСЗ располагалась в отдельных казематах, сведённых в три группы (носовая, средняя и кормовая). Изнутри орудия отделялись переборками в 10 мм и имели каждое индивидуальный погреб, откуда боезапас подавался к орудию в беседке на три выстрела (по 3 снаряда и заряда). В погребах снаряды и заряды размещались не по русскому принципу - сразу в беседках, а по французскому - в стеллажах, откуда перед подачей их следовало перегрузить в беседки. Это несколько снижало скорость подачи, которая в реальных условиях была способна обеспечить скорострельность порядка 4-5 выстрелов в минуту. 6" орудия устанавливались на станках оригинальной системы Канэ на центральном штыре производства ОСЗ.

Разрез носовой башни 203-мм орудия броненосного кресера «Баян».

План платформы с лебедкой зарядника (по левому борту от барбета) и механизмом поворота башни (в корму от барбета) носовой башни броненосного крейсера «Баян»

Схема общего расположения кормовой башни 203-мм орудия броненосного крейсера «Баян»

Противоминная артиллерия из 20 75мм/50 орудий системы Канэ, также изготовленная в России, располагалась следующим образом. По два погонных и ретирадных - под верхней палубой в носу и корме по бортам; восемь в среднем каземате за бронёй; восемь на верхней палубе за щитами над 6" орудиями. 75мм патроны в погребах хранились в беседках (по 18 патронов), откуда поднимались шестью элеваторами (на 4 группы орудий) со скоростью 0,7 м/с. Все 75мм орудия крейсера были установлены на станках системы ОСЗ (конструкции капитана А.П. Меллера) с центральным штырём, который весил почти вдвое меньше оригинального станка Канэ.

Мелкокалиберная артиллерия крейсера состояла из четырёх 47мм полуавтоматических пушек Гочкиса на верхней палубе в середине корпуса, двух таких же на носовом мостике и двух на грот-марсе (элеватор для подъёма их патронов проходил внутри мачты). Две 37мм съёмные пушки предназначались для установки на катера при высадке десанта для его поддержки, две 63,5мм пушки Барановского - также для этой цели.

Артиллерийское вооружение «Баяна» дополнялось двумя 15" траверзными подводными торпедными аппаратами системы Металлического завода, располагавшимися в едином отсеке между 11-18 носовыми шп. (между II и III котельными отделениями «но в условиях, вполне выгодных относительно повышения температуры»). Они занимали фиксированное положение, горизонтальный угол между осью трубы и диаметральной плоскостью составлял 65°. Торпеда «образца 1898 г.» имела длину 5,18 м и весила 430 кг (вес заряда 64 кг); дальность её хода равнялась 400 м при 30 уз или 900 м при 25 уз. Боезапас составлял по три торпеды на аппарат.

Недостатки вооружения крейсера (отметим, далеко не такие кричащие), заключались прежде всего в области его 6" артиллерии. Число орудий в бортовом залпе, с учётом «силовой» специфики основного боевого предназначения «Баяна», явно было мало; впоследствии мероприятия по увеличению количества 6" орудий, предпринятые зимой 1916/1917 гг. в отношении двух его потомков-собратьев, показали, что на верхней палубе свободно можно было разместить, ценой сокращения малополезных 75мм пушек, дополнительно 4-6 6" орудий, и ещё в 1898 г. пойти по пути «Жанны д'Арк» с её казематно-палубным расположением 14 140мм орудий в двух уровнях. Ещё одно неудобство заключалось в малом возвышении 6" артиллерии «Баяна» над ватерлинией (по проекту 4,46 м), что было меньше аналогичных значений бронепалубных «шеститысячников» на 0,9 («Богатырь») - 2,2 («Аскольд») м и не могло не сказываться на действии 6" пушек в свежую погоду. Что же касается тезиса о целесообразности применения на крейсере двухорудийных 8" башен вместо имевшихся одноорудийных и доведения на этой основе артиллерии «Баяна» до уровня японского «Асамы», который выдвигается в работах ряда историков флота, то он представляется неосновательным - подобная метаморфоза означала по сути создание совершенно нового проекта эскадренного броненосного крейсера, к идее которого большинство тогдашних российских морских авторитетов оказалось на рубеже веков неготовым.

Благом (отметим, весьма редким в ряду многих других его личных инициатив) обернулось решение генерал-адмирала, принятое им ещё до разработки рабочего проекта, об отказе от носового торпедного аппарата - так «Баян» стал первым русским кораблём 1 ранга с двумя торпедными трубами. В идеале следовало бы не иметь на крейсере торпедного вооружения вообще, получив за счёт этого существенную экономию веса, пространства и стоимости в пользу артиллерии, однако подобный смелый шаг был вряд ли возможен, принимая во внимание тогдашние взгляды на боевые средства крейсеров.



Артиллерия броненосного крейсера «Баян»


Модель

8"/45

6"/45

75мм/50

Год разработки, инженер

1892, А.Ф. Бринк

1890, Г. Канэ

1890, Г. Канэ

Диаметр канала ствола, мм

203,2

152,4

75,0

Вес ствола с затвором, кг

12183

5815

879

Вес качающейся части, кг

21620

8300

1237

Относительная длина ствола, клб

45

45

50

Полная длина установки, мм

-

7228

3825

Длина ствола, мм

9144

6858

3750

Длина нарезной части, мм

7530

5497

2944

Длина каморы, мм

1234

1091

607

Объём каморы, дцм3

-

19,9

-

Тип затвора

поршневой ОСЗ (Розенберга)

поршневой Канэ

поршневой Канэ

Вес затвора, кг

200,7

119,5

24,6

Тип нарезки и ход нарезов (клб)

прогрессивная (29,89 у дула)

прогрессивная (29,89 у дула)

прогрессивная (29,89 у дула)

Количество нарезов

48

38

18

Глубина нарезов, мм

1,65

1,00

0,6

Ширина нарезов, мм

-

9,1

-

Ширина полей, мм

-

3,5

-

Высота осей орудий над КВЛ, мм

I башня: 8500 II башня: 7500

4460

каземат: 4100

Система станка

СПБМЗ

Канэ

СПбМЗ

Тип привода

электрический, ручной

ручной

ручной

Длина отката, мм

430-480

375-400

400

Наименьший / наибольший угол возвышения

-5+18°

-6+20"

-15+20°

Наибольшая дальнобойность, м при угле возвышения, град

12270 (+18)

16600 (+20)

6415 (+13)

Угол заряжания, град.

-3

0-10

переменный

Вес снаряда (кг) / длина (клб)

87,8/2,5-2,6

41, 4/2,8 (брон.) 41 ,4/3,0 (фуге.)

4,9/2,7

Вес разрывного заряда в бронебойном снаряде (кг), тип заряда

-

1,23 пироксилин

-

Вес разрывного заряда в фугасном снаряде (кг), тип заряда

9,3 пироксилин

3,7 пироксилин

0,52 пироксилин

Вес заряда, кг

33,4

11,5-12,0

1,5

Тип заряжания

раздельно-картузное

раздельно-гильзовое

унитарный патрон

Боекомплект на орудие

100

150

250

Начальная скорость снаряда, м/с

905

792

823

Дульная энергия, тм

3665

1324

169

Скорострельность, выстр. /мин.

2

4-5

8

Вес установки, т

157,00

14,69

1,72

Броневая защита, мм

закрытая башня, 30-150

кольцевой щит, 25

плоский щит, 20

Расчёт, чел.

18

5

4



Примечание. В таблицу не включены характеристики мелкокалиберной артиллерии (8 47мм пушек Гочкиса, 2 съёмные 37мм пушки для вооружения катеров и баркасов, а также 2 64мм десантных пушки Барановского), не имевшей принципиального боевого значения.

Источники

Справочник по артиллерии ВМФ СССР. Ч. I. Материальная часть установок. - М.-Л.: 1944.
А.Б. Широкорад. Корабельная артиллерия Российского флота, 1867-1922 (справочник) // Морская Коллекция (приложение к журналу Моделист-Конструктор), № 2, 1997.

Бронирование

Самым оригинальным элементом конструкции «Баяна» являлась, без сомнения, его система бронирования. Она совершенно отлична от систем защиты современных «Баяну» французских броненосных крейсеров и прямо восходит к французским же броненосцам 80 - начала 90-х гг. с их толстыми, но узкими поясами и перекрывающей их низкой броневой палубой (французские броненосные крейсера имели сначала карапасную, а начиная с «Жанны д'Арк» плоскую броневую палубу со скосами, упирающуюся у бортов в нижнюю кромку бортового пояса). Причина, по которой к этой системе вернулись в проекте нового русского броненосного крейсера, заключается прежде всего в особом отношении к ней русского МТК, вернувшегося от скоса нижней палубы за бортовыми плитами «Громобоя» к плоской палубе, перекрывавшей броневой пояс.4

Ватерлиния «Баяна» бронировалась от форштевня до 52 кормового шпангоута 52 плитами - по 26 с каждого борта - высотой по 1800 мм (вертикальной проекции), из них 600 мм приходилось на надводную часть. Плиты имели характерную в поперечном сечении клинообразную форму, острым концом вниз, так на тогдашних французских линкорах. Наибольшую толщину (200/100 мм) имели 16 поясных плит в средней части корпуса - от носового до кормового каземата 6" орудий. В оконечностях пояса их толщина составляла 100/70 мм. Поясные плиты опирались на подкладку из горизонтальных тиковых брусьев толщиной 100 мм. На 52 кормовом шпангоуте корпус перегораживался, от борта до борта, поперечным броневым траверзом в 200/100 мм. Этот замкнутый по ватерлинии броневой контур перекрывался сверху броневой палубой из 30мм плит, настланной поверх двух слоев палубной настилки по 10 мм (решение воспроизводило практику «Дюпюи де Лома», «Шарнэ» и «Поту»).5 Всё это бронирование формировало основную броневую цитадель крейсера, главным назначением которой было поддержание его плавучести и остойчивости. Выше пояса по ватерлинии, от форштевня до заднего торца кормового 6" каземата, борт от средней до нижней палубы имел 60мм бронирование, назначением которого была защита от среднекалиберных фугасных снарядов и поддержание общей целостности надводного борта в пределах расположения основных боевых средств корабля. Эта броня располагалась поверх бортовой рубашки из двух слоев по 10 мм. 6" и 75мм артиллерия на средней палубе заключалась в казематы, также бронированные с бортов 60мм плитами. В корме за 8" установкой бортовое бронирование отсутствовало; поддержание здесь плавучести и защита рулевых приводов возлагалось, как и у цитадельных броненосцев 80-х, на карапасную палубу, также толщиной 30 мм поверх двух слоев судостроительной стали по 10 мм. Сразу за баллером руля эта палуба заканчивалась небольшим поперечным траверзом.



Толщина поясного и палубного бронирования и рубашки за бронёй французских броненосных крейсеров


 

Проект

Толщина брони, мм

Водоизмещение, мт

Вес брони мт (%)

Пояс

Палуба

«Дюпюи де Лом»

1887

100+2x10

20+2x10

6676

1390 (20,82)

«Амираль Шарнэ»

1890

92+2x9

40+2x7,5

4700

1200 (25,53)

«Поту»

1893

120+2x10

35+2x7,5

5370

1124(20,93)



(Толщина собственно броневой преграды плюс количество и толщина слоев рубашки) Источники: A.Croneau. Construction Practique des Navires de Guerre. - Paris, 1894. T. II. c. 88. All the World's Fighting Ships. - London: Conway Maritime Press, 1979. pp. 303-304.

Местное бронирование крейсера состояло из брони 8" установок и боевой рубки. Вращающаяся часть башен и неподвижная броня барбета имело толщину 150 мм (у носовой башни толщина участка подачной трубы между средней и нижней палубами, прикрытой с бортов 60мм бронёй, уменьшалась до 60 мм), крыша башен 30 мм. Боевая рубка имела толщину вертикальной защиты 160 мм (два слоя по 80 мм) и крышу из маломагнитной стали в 30 мм. Броневой колодец связи диаметром в свету 650 мм со стенками в 80 мм защищал переговорные трубы и электрокабели, проходящие из боевой рубки в расположенный под ней ниже броневой палубы центральный пост.

Схема распределения броневой защиты (Реконструкция С.Е. Виноградова)

Анализ системы броневой защиты «Баяна» позволяет сделать ряд выводов. Как и у подавляющего большинства тогдашних тяжёлых артиллерийских кораблей, в т.ч. и броненосных крейсеров, оно оставалось «противонастильным» и рассчитывалось для противостояния огню среднекалиберной (до 8") артиллерии с 15-20 кб. Именно эта категория дистанций, в свете тактических выкладок рубежа XIX-ХХ столетий должна была стать «рабочей зоной» быстроходного бронированного «разведчика боем», в качестве которого создавался «Баян».

Определёнными пробелами его системы броневой защиты можно признать:

1) Малую толщину броневой защиты крыши 8" башен и боевой рубки (30 мм) и, особенно, обширных по площади прикрытий казематов 6"-75мм орудий (15 мм). Эти тонкие прикрытия могли не выдержать навесного попадания 6"-12" снарядов, разрыв которых был чреват опасным пожаром на артиллерийских позициях крейсера (в случае поражения через крышу каземата) или выходом из строя командования кораблём и потерю им управления (при поражении через крышу боевой рубки). Опасность подобных навесных попаданий со всей очевидностью проявилась уже во время первого боя «Баяна» 27 января, во время которого была пробита верхняя палуба в корме и сильно разрушены помещения под ней, к счастью не имевшие боевого значения.

2) Отсутствие бронирования дымоходов. Разрушение дымоходов выше верхней палубы в результате поражения их осколками при разрыве фугасных снарядов неминуемо снижало тягу и, как следствие, могло вызвать падение скорости корабля, опасное в боевых условиях (как то проявилось на примере «Цесаревича» в сражении 28 июля). Помимо этого, утечка дыма из пробоин в трубах в их нижней части влекла за собой задымление боевых постов крейсера, в частности артиллерийских, что не могло не сказаться на боевых возможностях крейсера. Примечательно, что сверстники «Баяна» по программе 1898 г. - бронепалубные «шеститысячники» «Богатырь» и «Олег» - получили 30мм бронирование котельных кожухов.

3) При отсутствии бронирования средней палубы уязвимым местом в носу становилась 50мм защита барбета носовой башни с носовых и траверзных направлений (т.е. преимущественно при бое во время преследования): при пробитии относительной тонкой рубашки борта вертикальная броня барбета между средней и нижней палубами могла не выдержать удачного попадания неприятельского снаряда, сохранившего большую часть своей энергии.

4) Поясное бронирование, с целью более полной защиты рулевых приводов, было бы желательнее продолжить далее в корму, сообщив крейсеру полную защиту ватерлинии. На этот недостаток обратили внимание уже при проектировании «Адмирала Макарова», но и на преемнике «Баяна» из-за сжатых сроков строительства (а главным образом вследствие существенно возросшей стоимости заказа) ничего сделано не было.

5) Безусловно, исходный вариант бронирования с вертикальными плитами из поверхностно-упрочнённой брони по способу Круппа являлся предпочтительнее итогового решения из гарвеированных плит (крупповские превосходят по прочности на 15-20% гарвеевские той же толщины). Правда, сказать, насколько потерял «Баян» от такой замены (если вообще потерял), довольно сложно, поскольку поясная броня крейсера в боях под Порт-Артуром ни разу не была пробита, так что вопрос с изменением качества вертикальных плит является скорее вопросом общим.

6) Проёмы дымоходов в броневой палубе не перекрывались броневыми колосниками, в результате чего котлы были подвержены опасности повреждения как прямыми попаданиями снарядов, так и их осколками. Это, собственно, и произошло в сражении 27 января 1904 г., когда дождь осколков разорвавшегося в козырьке кормовой дымовой трубы снаряда низвергнулся вниз и вывел из строя три котла (ремонт их, по счастью, занял всего три дня).

Двигательная установка

Основные составляющие двигательной установки крейсера располагались последовательно (машины, за ними котлы), в отличие от текущей практики тяжёлых кораблей итальянского флота и последовавшего ей, начиная с «Жанны д'Арк», французского (котлы-машины-котлы). Для выработки пара на «Баяне» использовались 26 водотрубных котлов Бельвиля, расположенных в четырёх котельных отделениях (соответственно четыре, шесть, восемь и восемь котлов). II и III отделения разделялись помещением бортовых торпедных аппаратов, а III и IV - погребом боезапаса 6" и 75мм артиллерии. Каждое котельное отделение обслуживалось индивидуальной дымовой трубой высотой 20,5 м над ватерлинией. Все котлы (общая поверхность нагрева 2759.5 м2) оснащались экономайзерами, что доводило полную поверхность нагрева до 3984.6 м2. Диаметр котельных трубок равнялся 115 мм, давление пара в котлах составляло 21 кг/см2.

В отличие от современных ему французских броненосных крейсеров, а также прямых отечественных предшественников - «России» и «Громобоя» - «Баян» получил двухвальную машинную установку. Она состояла из двух четырёхцилиндровых вертикальных поршневых машин тройного расширения (диаметр цилиндра высокого давления 1100 мм, среднего 1740 мм и двух низкого по 2000 мм), расположенных каждая в отдельных отсеках, отделённых друг от друга продольной переборкой в диаметральной плоскости. Расчётная частота вращения для развития контрактного хода в 21 уз составляла 140 об/мин. Машинная установка, спроектированная и изготовленная на механическом заводе «Форж э Шантье» в Марселе, на испытаниях показала превосходные результаты - уже при 130 об/мин была достигнута отметка 21 уз (правда, крейсер был недогружен на 400 т).

«Баян» имел нормальный запас угля 750 т (в полном грузу 1020 т) и по дальности плавания 10-узловым ходом (3900 миль) мало уступал бронепалубным рейдерам серии «Диана» и дальнему разведчику «Аскольду» (соответственно 4000 и 4300 миль), отставая от башенных «Богатырей» (4900 миль) и, особенно, от «Варяга» (6100 миль). При этом он, однако, существенно превосходил «Громобой» (3100 миль) - последний классический рейдер, созданный с определённым учётом требований эскадренного боя.

Вспомогательные механизмы

Электроэнергию для корабельных нужд (постоянный ток напряжением 100 В и силой до 500 А) вырабатывали четыре пародинамо. По соображениям живучести они были далеко разнесены друг от друга и располагались попарно в носу и корме. Освещение крейсера производилось 625 стационарными и переносными электролампами в 16 и 50 свечей. Боевое освещение состояло из шести 75см прожекторов Манжена, которые располагались следующим образом: один в носу под верхней палубой над форштевнем, для освещения прямо по курсу; два на крыльях верхнего носового мостика; два на шкафуте за откидными щитами фальшборта, для освещения по траверзу; один на площадке грот-мачты над 8" башней, для освещения по корме.

Питание котлов водой осуществлялось от испарителей (суммарная производительность 160 т в сутки) или из запасных цистерн в междудонном пространстве (165 т), откуда подача осуществлялась специальным насосом мощностью 20 т/час. Вода для бытовых нужд поставлялась двумя опреснителями общей производительностью 10 тв сутки.

Водоотливная система состояла из эжекторов и шести паровых помп по 200 т/час, которые располагались на нижней палубе. Помимо них, имелись два пожарных насоса по 50 т/час, которые также могли быть задействованы при аварийной откачке воды. Выгрузка шлака из кочегарок производилась восемью лебёдками по 15 кг.

Якорное устройство было представлено четырьмя якорями Холла со штоком (их уборка производилась на бортовые подушки под носовой башней) по 5 т. Калибр якорного каната составлял 56 мм.

Рулевое устройство

Руль был балансирным, баллер имел дополнительную точку опоры в подпятнике, являвшемся продолжением дейдвуда. Схема рулевого устройства, более старого, традиционного типа, принципиально отличалась от применявшейся в то время на русских крейсерах - с тремя независимыми приводами (валиковым, ручным и электрическим). На «Баяне» рулевой привод выполнялся по штуртросной схеме в виде цепи, поддерживаемой поперечно - от борта к борту - движущимися тележками, через пазы в боковых стенках которых пропущен скользящий в этих пазах конец продольного румпеля. К этой схеме и подключались собранные на одном в диаметральной плоскости общем разъёмном валу все силовые приводы: ручной штурвал, паровая рулевая машина, рулевой электродвигатель, гидравлический и электрический приводы к золотнику паровой рулевой машины. Все эти приводы, однако, могли разом выйти из строя при разрыве штуртросовой цепи и поэтому подобное устройство, несмотря на свою простоту, в дальнейшем распространения не получило.6

«Баян» удостоился руля балансирного типа первым изо всех русских кораблей 1 ранга. Это было прогрессивное решение: при той же площади пера применение подобного руля позволяло располагать его глубже под водой и тем самым обеспечить лучшую защиту. Впоследствии балансирный руль был повторен не только на трёх прямых потомках «Баяна», но и на вдвое более крупном «Рюрике», а также на всех дредноутах.

Штурманское вооружение

Сохранилось достаточно подробное описание компасной части «Баяна», на котором представляется интересным остановится подробнее, поскольку описание этого общего для всех тогдашних русских кораблей 1 ранга устройства нечасто встречается в литературе. Крейсер был оснащён шестью компасами, российского производства, присланными в Тулон из Главного гидрографического управления (ГГУ) в марте 1902 г. Сразу после получения компасов приступили к их установке, вся работа потребовала неделю. Первый (главный кормовой) компас был установлен на отдельном компасном мостике на грот-мачте над кормовым машинным вентиляционным люком. Подвижные части этого люка (крышки, которыми он закрывался) были выполнены из немагнитной бронзы. Второй (главный носовой) компас был установлен на крыше ходовой рубки, на высоте 16,2 м над ватерлинией. Первоначальная, весьма лёгкая, установка этого компаса после первого же выхода «Баяна» в море потребовала подкрепления, выполненного в виде двух дубовых пиллерсов внутри ходовой рубки, а под нактоуз установили дубовую подушку в виде правильного шестиугольника толщиной 100 мм. Помимо этого, под ножки нактоуза подложили куски толстой листовой резины. Все эти меры значительно ослабили дрожание главного компаса на ходу и только при 105-110 оборотах машины, когда вибрация корпуса достигала наибольшей величины, все принятые меры не могли избавить компас от таких колебаний, которые исключали всякую возможность каких бы то ни было наблюдений. Картушка ходила до 30° в сторону от курса, мишени алидады прыгали в такт вибрации, не давая возможности пеленговать, вода вся выплёскивалась из котелка после первых же минут такого хода. Впоследствии, из Петербурга начальником ГГУ Н.Н. Оглоблинским для этого компаса были привезены особые котелки с жидкостью и пружинными подвесами, спроектированные и изготовленные в компасной мастерской ГГУ. При замене этими котелками котелков обыкновенных - что происходило без изменения девиации картушки, поскольку расстояние её до магнитов-уничтожителей сохранялось намеренно неизменным - картушка обладала большей устойчивостью и при вышеупомянутых критических условиях хода (100-105 об/мин) ходила не более 5° от курса. В последующем плавании более подробных испытаний с этими котелками и подвесами произведено не было, поскольку всегда можно было легко избежать столь невыгодного для всего крейсера числа оборотов винта.7

Третий (путевой) компас с картушкой в 254 мм в ходовой рубке был также установлен на дубовой подушке с резиновыми подкладками под ножками нактоуза. Этот компас всё время и при всех обстоятельствах действовал вполне исправно и вибраций корпуса не боялся («боялся он только случайно забытых поблизости кортиков и сабель вахтенного начальника»). Четвёртый, последний, компас, располагался в боевой рубке. Все компасы крейсера удалось разместить в диаметральной плоскости корабля, избежав, таким образом, несимметричной девиации и уменьшив её коэффициент до минимального.

Через три месяца были установлены ещё два компаса. Один в центральном посту под боевой рубкой (ниже ватерлинии) - с нактоузом особой компактной конструкции (диаметром 127 мм) Главного гидрографического управления, впервые применённый именно на «Баяне». Второй, обыкновенной конструкции, в рулевом отделении. Оба они были установлены вне диаметральной плоскости корабля. При установке компаса в рулевом отделении пришлось, помимо этого, «преодолеть некоторые неудобства наклонно идущего борта и недостатка удобного места... особой лекальной дубовой подушкой под нактоуз и особой конструкции бакштагами».8

Рангоут

Рангоут крейсера составляли две мачты - фок-мачта на 42 носовом шпангоуте, грот-мачта - на 41 кормовом. Конструктивно они были между собой полностью идентичны, единственные различия состояли в том, что на грот-мачте добавлялась площадка боевого прожектора (10,00 м над ватерлинией), марс с двумя 47мм «противоабордажными» орудиями (12,80 м) - стереотипы парусной эпохи отмирали медленно - и гафель (длина 8,00 м). Мачты круглого сечения диаметром в степсе 0,90 м и у клотика 0,70 м из 12мм стальных листов заканчивалась салингами (22,50 м над ватерлинией), выше которых шли деревянные стеньги (диаметр в степсе 0,40 м); их клотики возвышались над ватерлинией на 38,00 м. Впоследствии на грот-стеньге устанавливали выстрел радиосети, доводивший общую высоту грот-мачты до 46 м. Мачта оснащалась деревянным реем длиной 15,24 м, стеньга деревянными реями в 10,60 и 4,25 м. С бортов каждая мачта удерживалась шестью парами вант и контр-вант. Для доступа сигнальщиков на салинги по три пары вант с каждого борта имели выбленки, придававшие рангоуту новейшего крейсера отдалённое сходство с парусниками прошлого.

В процессе достройки корабля наплаву чертежи мачт несколько раз переделывались, исходя из необходимости оснащения крейсера «станцией беспроволочного телеграфа» с радиоантенной необходимой длины и растяжки этой антенны на требуемой высоте. По части радиосвязи «Баян» считался одним из лучших кораблей Порт-Артурской эскадры (наряду с «Петропавловском», «Цесаревичем» и «Варягом»), добиваясь устойчивой передачи и приёма радиограмм на расстоянии до 90-100 миль.

Не обошлось и без новшеств по части сигналопроизводства. «Баян», как и все новейшие корабли 1 ранга, был оборудован двумя системами электрических цветных фонарей - соответственно три на фордунах фок-мачты и две под гафелем грот-мачты. Для каждой системы был установлен особый непроницаемый для дождевой воды штепсель на пять направлений, при помощи которого могли вводиться в цепь пять различных сочетаний из белых и красных огней. На клотике фок-мачты был установлен фонарь в несколько ламп (по 50 свечей каждая) для сигнализации по азбуке Морзе.

Противоторпедные сети

Как корабль 1 ранга «Баян» оснащался сетевым заграждением, постановка которого признавалась целесообразной при стоянке на якоре для защиты неподвижного корабля от внезапной торпедной атаки. Торпеды того времени уже снабжались эффективными просекателями сетей - принцип их действия состоял в отстреле при касании торпедой сети помещавшегося на её головной части особого кольцевого ножа, после чего в образовавшуюся брешь врывался сам смертоносный снаряд. Однако натурные эксперименты показывали, что кольцевые ножи плохо справлялись с тяжёлыми мелкоячеистыми сетями и именно на них возлагали последние надежды во флотах Англии, Германии и России.

Броненосный крейсер «Баян» Схема расположения откинутой сети

На «Баяне» пятки шестов (или выстрелов) располагались на высоте 1,2 м от ватерлинии, длина шестов (стальные трубы диаметром 152 мм) равнялась 6,10 м. Высота сети составляла 6,00 м, поэтому за вычетом примерно метра над водой на долю сети ниже ватерлинии приходилось около 5 м, в то время как осадка «Баяна» в нормальном грузу составляла 6,40 м. Таким образом, около 1,4 м подводной части корпуса по высоте (от линии киля до нижнего края сети) оставалось незащищённой. Не прикрывались и оконечности - вообще, в поставленном положении сети защищали 72% длины корабля. Интересно, что первоначальным проектом сетевой защиты крейсера предусматривалось по 13 шестов с каждого борта; впоследствии носовые выстрелы были отменены, а остальные уменьшили в числе с 12 до 10 на той же длине, расставив их шире.9

Шлюпки

В качестве корабля 1 ранга «Баян» нёс 11 шлюпок: два паровых катера (длиной по 10,97 м), два 20-весельных баркаса (11,58 м), один гребной 16-весельный рабочий катер (11,12 м), два лёгких гребных 14-весельных катера - адмиральский и командирский (10,36 м), два 6-весельных вельбота (8,50 м) и два яла (6,10 м). Все они сооружались по стандартам Российского флота фирмой-подрядчиком и в деталях имели отличия от принятых в России образцов.

Паровые катера вместимостью по 80 человек предназначались для быстрой переброски значительного количества людей (для своза на берег, высадки десанта и пр.). Они имели стальной корпус (толщина обшивки 4 мм), один винт и могли вооружаться небольшим торпедным аппаратом и двумя 37мм пушками, для поддержки десантных партий, в носу. Ширина составляла 2650 мм, осадка корпусом 0,84 м, по килю 0,9 м, наибольшая (по пятке рулевой рамы) 1,2 м. Высота борта на миделе (без киля) равнялась 1,8 м. Примечательно, что один из этих катеров «Баяна», как корабля 1 ранга, предназначавшийся для высшего начальства, был отделан красным деревом, а второй, для чинов попроще, только тиком. Катера имели одинарный борт, но подразделялись несколькими поперечными переборками на отсеки, а вдоль бортов оборудовались, подобно спасательным вельботам, глухими воздушными ящиками, также служившими сиденьями для людей. В связи с наличием в корме торпедной трубы, катера оснащались буксирным устройством в виде невысокой стойки, за топ которой цеплялся буксирный конец. Вес порожнего катера составлял 6390 кг.

Броненосный крейсер «Баян». Стальной паровой катер длиной 10,97 м

Броненосный крейсер «Баян». Гребные шлюпки (Продольный разрез, верхний вид)

14-весельные разъездные гребные катера также выполнялись стальными, планширь, фальшборт и банки были деревянными. Катера имели плоский кильсон из бульбового профиля 115 х 8 мм и воздушные ящики в носу, корме и вдоль бортов. Они могли нести две мачты для рейкового парусного вооружения и оснащались стальной тумбой в носу под 37мм пушку. Вельботы и ялы были деревянными, с обшивкой внакрой.

Для спуска на воду паровых катеров и гребных судов предусматривались поворотные коробчатые рейдовые шлюпбалки типа, принятого во французском флоте, по 4 пары с каждого борта (для рейдового положения ялов имелось по одной паре небольших откидных кронштейнов в носу подле первой трубы).

Экипаж

По штату экипаж «Баяна» состоял из 20 офицеров, 4 гражданских чинов и 545 человек команды - 76 унтер-офицеров и кондукторов, и 469 рядовых. Нижние чины размещались в кубриках в носу крейсера, офицеры в отдельных каютах под верхней палубой в корме. Здесь же находились просторные апартаменты адмирала - как корабль 1 ранга «Баян» должен был быть всегда готов принять командующего и его штаб. Все мемуаристы упоминают, что помещения флагмана на «Баяне» отличались исключительным комфортом и располагали к пребыванию. Неудивительно поэтому, что из 14 боевых выходов в море под Порт-Артуром только в двух случаях крейсер не выходил под адмиральским флагом.

Hosted by uCoz